Муниципальное общеобразовательное учреждение
Синьковская средняя общеобразовательная школа №2
141830 , Московская область, Дмитровский район, п. Новосиньково, д.70, тел./факс 8(496) 2296471
| УТВЕРЖДАЮ директор школы ___________/Е.В.Хомутова/ « » августа 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(индивидуальное обучение)
по математике
для 4-б класса
Составитель: Бабенко Л.И.
п. Новосиньково
2018 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Основной образовательной программы начального общего образования МОУ Синьковской СОШ № 2 и примерной программы по предмету « Математика» авторов А. Л. Чекина, Р.Г. Чураковой. М.: Академкнига /учебник, 2017 г.,
Данная рабочая программа разработана для общеобразовательного класса в соответствии с учетом потребностей и запросов обучающихся и их родителей. В 4 -б классе на начало учебного года у учащихся разный уровень сформированности мотивации к обучению (высокий уровень — 20%, средний уровень - 35%, низкий - 45%), развития познавательных действий, математических представлений для описания окружающей действительности в количественном и пространственном отношении. Низкий уровень развития логического мышления у 45% учащихся класса. Реализация программы осуществляется посредством учебника автора А.Л. Чекина для 4 класса. Примерная программа рассчитана на 102 часа в год. Рабочая программа рассчитана на 102 часа.
Основное содержание
Основное содержание курса « Математика» в 4-а классе полностью соответствует примерной программе.
Планируемые результаты изучения курса «Математика»
4 класс
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД. Система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков, образцов и т.д. позволит ученику научиться или получить возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.
Познавательные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться:
- подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков;
- владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий и вычислений:
а) выполнять задания с использованием материальных объектов (счетных палочек, указателей и др.), рисунков, схем:
б) выполнять задания на основе рисунков и схем, выполненных самостоятельно;
в) выполнять задания на основе использования свойств арифметических действий;
- проводить сравнение, классификацию, выбирая наиболее эффективный способ решения или верное решение (правильный ответ);
- строить объяснение в устной форме по предложенному плану;
- использовать (строить) таблицы, проверять по таблице;
- выполнять действия по заданному алгоритму;
- строить логическую цепь рассуждений;
Коммуникативные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.
Предметными результатами изучения курса «Математика»
в 4-м классе является формирование следующих умений:
Ученик 4 класса научиться:
называть и записывать любое натуральное число до 1000000 включительно;
сравнивать изученные натуральные числа, используя их десятичную запись или название, и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков;
сравнивать дробные числа с одинаковыми знаменателями и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков;
сравнивать дробные числа с натуральными и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков;
выполнять сложение и вычитание многозначных чисел на основе законов и свойств этих действий и с использованием таблицы сложения однозначных чисел;
выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначные и двузначные на основе законов и свойств этих действий и с использованием таблицы умножения однозначных чисел;
вычислять значения выражений в несколько действий со скобками и без скобок;
выполнять изученные действия с величинами;
решать уравнения методом подбора, на основе связи между компонентами и результатом действий и на основе использования свойств равенств;
определять вид многоугольника;
изображать прямые, лучи, отрезки, углы, ломанные и обозначать их;
изображать окружности и изображать их;
изображать и обозначать окружности (с помощью циркуля);
измерять длину отрезка и строить отрезок заданной длины при помощи измерительной линейки;
находить длину незамкнутой ломаной и периметр многоугольника;
вычислять площадь прямоугольника;
выражать изученные величины в разных единицах;
распознавать и составлять текстовые задачи;
проводить анализ задачи с целью нахождения ее решения;
записывать решение задачи по действиям и одним выражением;
выполнять доступные по программе вычисления с многозначными числами устно, письменно и с помощью калькулятора;
проводить простейшие измерения и построения на местности (построение отрезков и измерение расстояний, построение прямых углов, построение окружностей);
измерять вместимость емкостей с помощью измерения объема заполняющих емкость жидкостей или сыпучих тел.
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Математика» к концу 4-го года обучения:
Ученик 4 класса научится:
называть и записывать любое число до 1000000 включительно;
сравнивать изученные натуральные числа, используя их десятичную запись или название, и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков;
сравнивать доли одного целого и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков;
устанавливать (выбирать) правило, по которому составлена данная последовательность;
выполнять сложение и вычитание многозначных чисел на основе законов и свойств этих действий и с использованием таблицы сложения однозначных чисел;
выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначные и двузначные на основе законов и свойств этих действий и с использованием таблицы умножения однозначных чисел;
вычислять значения выражений в несколько действий со скобками и без скобок;
выполнять изученные действия с величинами;
решать простейшие уравнения методом подбора, на основе связи между компонентами и результатом действий;
определять вид многоугольника;
определять вид треугольника;
изображать прямые, лучи, отрезки, углы, ломаные (с помощью линейки) и обозначать их;
изображать окружности (с помощью циркуля) и обозначать их;
измерять длину отрезка и строить отрезок заданной длины при помощи измерительной линейки;
находить длину незамкнутой ломаной и периметр многоугольника;
вычислять площадь прямоугольника и квадрата, используя соответствующие формулы;
вычислять площадь многоугольника с помощью разбивки его на треугольники;
распознавать многогранники и тела вращения; находить модели этих фигур в окружающих предметах;
решать задачи на вычисление геометрических величин;
измерять вместимость в литрах;
выражать изученные величины в разных единицах;
распознавать и составлять разнообразные текстовые задачи;
понимать и использовать условные обозначения, используемые в краткой записи задачи;
проводить анализ задачи с целью нахождения её решения;
записывать решение задачи по действиям и одним выражением;
различать рациональный и нерациональный способы решения задачи;
выполнять доступные по программе вычисления с многозначными числами устно, письменно и с помощью калькулятора;
решать простейшие задачи на вычисление стоимости купленного товара и при расчёте между продавцом и покупателем;
решать задачи на движение одного объекта и совместное движение двух объектов (в одном направлении и в противоположных направлениях);
решать задачи на работу одного объекта и на совместную работу двух объектов;
решать задачи, связанные с расходом материала при производстве продукции или выполнении работ;
проводить простейшие измерения и построения на местности;
вычислять площади участков прямоугольной формы на плане и на местности с проведением необходимых измерений;
измерять вместимость ёмкостей с помощью измерения объёма заполняющих ёмкость жидкостей или сыпучих тел;
понимать и использовать особенности построения системы мер времени;
решать отдельные комбинаторные и логические задачи;
использовать таблицу как средство описания характеристик предметов, объектов, событий;
читать простейшие круговые диаграммы.
Ученик 4 класса получит возможность научиться:
понимать количественный, порядковый и измерительный смысл натурального числа;
сравнивать дробные числа с одинаковыми знаменателями и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков;
сравнивать натуральные и дробные числа и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков;
решать уравнения на основе использования свойств истинных числовых равенств;
определять величину угла и строить угол заданной величины при помощи транспортира;
измерять вместимость в различных единицах;
понимать связь вместимости и объёма;
понимать связь между литром и килограммом;
понимать связь метрической системы мер с десятичной системой счисления;
проводить простейшие измерения и построения на местности;
вычислять площадь прямоугольного треугольника и произвольного треугольника, используя соответствующие формулы;
находить рациональный способ решения задачи;
решать задачи с помощью уравнений;
видеть аналогию между величинами, участвующими в описании процесса движения, процесса работы и процесса покупки (продажи) товара, в плане возникающих зависимостей;
использовать круговую диаграмму как средство представления структуры данной совокупности;
читать круговые диаграммы с разделением круга на 2, 3, 4, 6, 8 равных долей;
осуществлять выбор соответствующей круговой диаграммы;
строить простейшие круговые диаграммы;
понимать смысл термина «алгоритм»;
осуществлять построчную запись алгоритма;
записывать простейшие линейные алгоритмы с помощью блок-схемы.
К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к продолжению образования, достигнут необходимый уровень их математического развития:
Осознание возможностей и роли математики в познании окружающей действительности, понимание математики как части общечеловеческой культуры.
Способность проводить исследование предмета, явления, факта с точки зрения его математической сущности (числовые характеристики объекта, форма, размеры, продолжительность, соотношение частей и пр.).
Применение анализа, сравнения, обобщения, классификации для упорядочения, установления закономерностей на основе математических фактов, создания и применения различных моделей для решения задач, формулирования правил, составления алгоритма действия.
Моделирование различных ситуаций, воспроизводящих смысл арифметических действий, математических отношений и зависимостей, характеризующих реальные процессы (движение, работа и т.д.).
Выполнение измерений в учебных и житейских ситуациях, установление изменений, происходящих с реальными и математическими объектами.
Прогнозирование результата математической деятельности, контроль и оценка действий с математическими объектами, обнаружение и исправление ошибок.
Осуществление поиска необходимой математической информации, целесообразное ее использование и обобщение.
Календарно - тематическое планирование по математике в 4 классе
на102 часа по учебному плану
на 2018-2019учебный год
Раздел | Номер урока | Содержание (тема урока) | Кол-во часов | Дата проведения |
план | факт |
2.1 | | Сначала займемся повторением. Арифметические действия. | 1 | | |
6.1 | | Сначала займемся повторением. Решение задач с использованием данных таблицы. | 1 | | |
6.2 | | Сначала займемся повторением. Решение задач с помощью диаграмм. | 1 | | |
6.1 | | Работа с таблицами | 1 | | |
3.1 | | Работа над ошибками к/р. Когда известен результат разностного сравнения | 1 | | |
6.1 | | Когда известен результат разностного сравнения. Работа с таблицей. | 1 | | |
3.1 | | Когда известен результат кратного сравнения | 1 | | |
6.1 | | Задачи на разностное и кратное сравнение с использованием данных таблицы, | 1 | | |
2.1 | | .Алгоритм умножения столбиком | 1 | | |
2.1 | | Поупражняемся в вычислениях столбиком | 1 | | |
1.1 | | Тысяча тысяч; или миллион | 1 | | |
1.1 | | Разряд единиц миллионов и класс миллионов | 1 | | |
1.1 | | Когда трех классов для записи числа недостаточно | 1 | | |
1.2 | | Может ли величина изменяться? | 1 | | |
2.8 | | Всегда ли математическое выражение является числовым? | 1 | | |
1.2 | | Зависимость между величинами | 1 | | |
2.8 | | Контрольная работа № 2 «Буквенные выражения» | 1 | | |
1.2 | | Работа над ошибками к/р.Стоимость единицы товара; или цена | 1 | | |
1.2 | | Стоимость единицы товара; или цена | 1 | | |
6.1 | | Когда цена постоянна. Работа с таблицей. | 1 | | |
6.1 | | Учимся решать задачи исходя из данных таблицы. | 1 | | |
2.2 | | Деление нацело и деление с остатком | 1 | | |
2.2 | | Неполное частное и остаток | 1 | | |
2.2 | | Остаток и делитель | 1 | | |
6.1 | | Работа с таблицей. | 1 | | |
2.2 | | Когда остаток равен 0 | 1 | | |
2.2 | | Когда делимое меньше делителя | 1 | | |
2.2 | | Деление с остатком и вычитание | 1 | | |
2.2 | | Какой остаток может получиться при делении на 2? | 1 | | |
2.2 | | Математический диктант № 2Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное | 1 | | |
2.3 | | Работа над ошибками м/д.Запись деления с остатком столбиком | 1 | | |
2.3 | | Способ поразрядного нахождения результата деления | 1 | | |
2.3 | | Поупражняемся в делении столбиком | 1 | | |
2.2 | | Контрольная работа № 3 «Деление с остатком» | 1 | | |
6.2 | | Работа над ошибками к/р.Вычисления с помощью калькулятора. Работа с диаграммами. | 1 | | |
3.3 | | Час, минута и секунда | 1 | | |
3.3 | | Длина пути в единицах времени; или скорость. | 1 | | |
4.2 | | Учимся решать задачи | 1 | | |
3.3 | | Проверочная работа № 4 «Задачи надвижение» | 1 | | |
1.2 | | Работа над ошибками пр/р.Какой сосуд вмещает больше? | 1 | | |
5.2 | | Вместимость и объем | 1 | | |
5.2 | | Математический диктант № 3 Вместимость и объем | 1 | | |
5.2 | | Работа над ошибками м/д.Кубический сантиметр и измерение объема | 1 | | |
5.2 | | Кубический дециметр и литр | 1 | | |
5.2 | | ТЕСТ № 1 Литр и килограмм | 1 | | |
6.1 | | Работа над ошибками теста. Разные задачи. Работа с данными таблицы. | 1 | | |
5.2 | | Поупражняемся в измерении объема | 1 | | |
3.4 | | Производительность – это скорость выполнения работы | 1 | | |
4.2 | | Учимся решать задачи | 1 | | |
4.1 | | Разбиение многоугольника на треугольники | 1 | | |
5.1 | | Площадь прямоугольного треугольника. Вычисление площади. | 1 | | |
2.3 | | Работа над ошибками к/р. Деление на однозначное число столбиком | 1 | | |
2.3 | | Число цифр в записи неполного частного | 1 | | |
2.3 | | Деление на двузначное число столбиком | 1 | | |
2.3 | | Алгоритм деления столбиком | 1 | | |
2.3 | | Математический диктант № 4Алгоритм деления столбиком | 1 | | |
2.3 | | Работа над ошибками м/д.Сокращенная форма записи деления столбиком | 1 | | |
2.3 | | Поупражняемся в делении столбиком | 1 | | |
2.4 | | Сложение и вычитание величин | 1 | | |
2.5 | | Умножение величины на число и числа на величину | 1 | | |
2.6 | | Математический диктант № 5Нахождение части от величины | 1 | | |
2.6 | | Работа над ошибками м/д.Нахождение величины по ее части | 1 | | |
2.6 | | Деление величины на величину | 1 | | |
2.6 | | Поупражняемся в действиях над величинами | 1 | | |
2.4 | | Когда длина пройденного пути одинаковая | 1 | | |
2.4 | | Движение в одном и том же направлении | 1 | | |
2.4 | | Движение в противоположных направлениях | 1 | | |
6.2 | | Учимся решать задачи на основе диаграмм | 1 | | |
2.4 | | Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное | 1 | | |
3.3 | | Контрольная работа № 7 «Задачи на движение» | 1 | | |
3.4 | | Когда время работы одинаковое | 1 | | |
3.4 | | Когда объем выполненной работы одинаковый | 1 | | |
6.2 | | Производительность при совместной работе. Работа с диаграммами. | 1 | | |
6.2 | | Учимся решать задачи с помощью диаграмм и повторим пройденное | 1 | | |
3.4 | | Контрольная работа № 8 «Задачи на работу» | 1 | | |
3.2 | | Работа над ошибками к/р. Когда количество одинаковое | 1 | | |
3.2 | | Когда стоимость одинаковая | 1 | | |
3.2 | | Цена набора товаров | 1 | | |
6.1 | | Учимся решать задачи с помощью таблицы | 1 | | |
6.2 | | Проверочная работа № 8 за 3 четверть «Работа с диаграммами» | 1 | | |
3.2 | | Работа над ошибками пр/р.Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное | 1 | | |
3.2 | | Контрольная работа № 9 «Задачи на куплю-продажу» | 1 | | |
3.6 | | Как и в математике применяют союз «и» и союз «или» | 1 | | |
3.6 | | Когда выполнение одного условия обеспечивает выполнение другого | 1 | | |
3.6 | | Математический диктант № 6Не только одно; но и другое | 1 | | |
3.6 | | Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное | 1 | | |
3.6 | | Контрольная работа № 10 «Логика» | 1 | | |
4.2 | | Круг и шар | 1 | | |
5.2 | | Площадь и объем | 1 | | |
5.1 | | Математический диктант № 7Измерение площади с помощью палетки | 1 | | |
5.1 | | Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное | 1 | | |
4.2 | | Проверочная работа № 9 «Геометрические фигуры и тела» | 1 | | |
2.9 | | Работа над ошибками пр/р.Уравнение. Корень уравнения | 1 | | |
2.9 | | Учимся решать задачи с помощью уравнений | 1 | | |
2.9 | | Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное | 1 | | |
2.9 | | Контрольная работа № 11 «Уравнение» | 1 | | |
1.1 | | Натуральные числа и число 0 | 1 | | |
2.1 | 1 | Работа над ошибками пр/р.Алгоритм вычисления столбиком | 1 | | |
2.4 | 1 | Математический диктант № 8Действия с величинами. Сложение и вычитание. | 1 | | |
4.2 | 1 | Как мы научились решать задачи | 1 | | |
4.2 | | Контрольная работа № 12за 2 полугодиеКак мы научились решать задачи | 1 | | |
2.9 | 1 | Буквенные выражения и уравнения.Подведение итогов | 1 | | |
2.9 | | Повторение изученног | 1 | | |
2.9 | | Повторение изученного за год | 1 | | |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
Для учащихся:
Чекин А.Л. Математика. 4 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2017.
Захарова О.А., Юдина Е.П. Математика в вопросах и заданиях: Тетрадь для самостоятельной работы 4 класс (в 2-х частях) — М.: Академкнига/Учебник, 2017.
Инструмент по отслеживанию результатов работы:
Р.Г. Чуракова, Н.М. Лаврова Итоговая аттестация выпускников начальной школы. Комплексная работа.4 класс. — М.: Академкнига/Учебник, 2016.
Учебно-методические пособия для учителя
Чекин А.Л. Математика. 1-4 класс: Методическое пособие для учителя.— М.: Академкнига/Учебник, 2017.
Программа по курсу «Математика»:
Примерная программа по математике А. Л. Чекина, Р.Г. Чураковой «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2017 г. – Ч.1: 240 с. Проект «Перспективная начальная школа», разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г).
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО __________/___________/
Протокол №_____ от « » августа 2018 г.
СОГЛАСОВАНО
зам. директора поУВР
_________/____________/
« » августа 2018 г.
13