№ | Тема урока | Материал урока | Дата план | Дата факт |
1. | Что роднит музыку с литературой. Интонация как носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных построений. | 1.Г.Струве, Н.Соловьева «Моя Россия». 2.М.И.Глинка «Жаворонок». 3. Э.Григ. Фрагменты из сюиты «Пер Гюнт»: «Песня Сольвейг», «Танец Анитры», «В пещере горного короля». 5. Отрывок из рассказа В.Белова «Родина, Россия, Русь!» 6. Я.Дубравин, сл.Е.Руженцева «Родная земля». | 1.09 | 3.09 |
2. | Вокальная музыка. Характерные черты русской народной музыки. Знакомство с музыкальной культурой своего региона. Колбешин А.И., ансамбль «Ярославские ребята». | 1.Я.Дубравин, сл.Е.Руженцева «Родная земля». 2. Музыкальная викторина на определение жанров русских народных песен: лирические, игровые, колыбельные, трудовые, протяжные, хороводные, плясовые (знакомые песни по выбору). 3.К.Петров-Водкин «Полдень» и Б.Кустодиев «Голубой домик». 4. Проигрывание разученных раннее игровых песен. 5. Р.н.п. «Калинка», «Светит месяц». | 8.09 | 10.09 |
3. | Романс. Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной музыки. | 1.Я.Дубравин, сл.Е.Руженцева «Родная земля». 2.А.Варламов «Горные вершины». 3.А.Рубинштейн «Горные вершины» | 15.09 | 17.09 |
4. | Музыкальный фольклор народов России. Народно-песенные истоки русского профессиональ-ного музыкального творчества. Пение: хор; аккомпанемент. | 1.С.Старобинский, сл.В.Вайнина «Песенка о словах». 2. С.В.Рахманинов «Вокализ», Г.В.Свиридов «Романс», В.Гаврилин «Вечерняя музыка». 3. Ф. Мендельсон «Песня венецианского гондольера». 4. П.И.Чайковский «Баркарола» из цикла «Времена года». | 22.09 | 24.09 |
5. | Фольклор в музыке русских композиторов. Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа. Характерные черты русской народной музыки. | 1.С.Старобинский, сл.В.Вайнина «Песенка о словах». 2.А.К.Лядов «Кикимора». | 29.09 | 1.10 |
6. | Истоки и интонационное своеобразие музыкального фольклора разных стран. Программная музыка. Композитор Н.Римский-Корсаков. | 1.Н.А.Римский-Корсаков. Отрывки из сюиты «Шехеразада»: 1 и 4 части. 2.В.Серебренников, сл. В.Степанова «Осенней песенки слова». | 6.10 | 8.10 |
7. | Жанры инструментальной и вокальной музыки. Основные жанры русской народной вокальной музыки. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор. | 1.М.И.Глинка «Венецианская ночь». 2.Ф.Шуберт «Баркарола». 3.Муз. С.Старобинского, сл. В.Вайнина «Песенка о словах». | 13.10 | 15.10 |
8. | Вторая жизнь песни. Обращение композиторов к народным истокам профессиональной музыки. Композитор П.И.Чайковский. | 1.Муз. С.Старобинского, сл. В.Вайнина «Песенка о словах». 2.П.И.Чайковский «Симфония № 4», финал. 3.Э.Григ «Песня Сольвейг» в трактовке джазовых музыкантов. | 20.10 | 22.10 |
9 | Всю жизнь мою несу родину в душе… Интонационное развитие музыкальных образов на примере произведений русской музыки XX вв. Программная симфония. Композитор Г.Свиридов. | 1.В.Гаврилин. Симфония-действо «Перезвоны» (по прочтении В.Шукшина): «Весело на душе», «Молитва». 2. Г.В.Свиридов «Снег идет». 3. Чтение отрывка из рассказа В.Астафьева «Слово о Мастере». 4. Г.В.Свиридов «Запевка». 5. В.А.Моцарт. Канон «Dona nobis pacem» | 27.10 | 12.11 |
10 | Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Многообразие связей музыки с литературой. Академический хор. Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль. Композитор В.А.Моцарт. | 1.В.А.Моцарт. Канон «Dona nobis pacem» 2.В.А.Моцарт «Маленькая ночная серенада». 4. В.А.Моцарт. Хор «Откуда приятный и нежный тот звон» из оперы «Волшебная флейта». 1.В.А.Моцарт. Фрагменты из «Реквиема»: «Lakrimosa», «Dies irae» . | 10.11 | 19.11 |
11 | Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Интонационное развитие музыкальных образов на примере русских опер. Композитор Н.А.Римский-Корсаков. | 1.В.А.Моцарт. Канон «Dona nobis pacem». 2.В.А.Моцарт. Хор «Откуда приятный и нежный тот звон» из оперы «Волшебная флейта». 3.Н.А.Римский-Корсаков. Фрагменты из оперы-былины «Садко»: «Песня Садко» и «Колыбельная Волховы». 4.Н.А.Римский-Корсаков. Фрагменты из оперы-былины «Садко»: песня Варяжского гостя, песня Индийского гостя, песня Веденецкого гостя. 5.Фостер «Домик над рекой». | 17.11 | 26.11 |
12 | Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. Интонационное развитие музыкальных образов на примере произведений русской музыки XIX в. Композитор П.И.Чайковский. | 1. С.Фостер «Домик над рекой». 2.П.И.Чайковский. Фрагменты из балета-феерии «Щелкунчик»: «Вальс снежных хлопьев» и «Вальс цветов»; сцена битвы Щелкунчика с мышами. 3. П.И.Чайковский Фрагменты из балета-феерии «Щелкунчик»: танцы гостей на балу в сказочном городе сладостей (по возможности). 4. Дж.Гершвин «Хлопай в такт!» | 24.11 | 3.12 |
13 | Музыка в театре, в кино, на телевидении. Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Современная популярная музыка: авторская песня. Композитор Г.Гладков. | 1.Дж.Гершвин «Хлопай в такт!» 2. Э.Григ Сюита «Пер Гюнт». 3. Р.Роджерс Музыка к кинофильму «Звуки музыки». 4. Р.Роджерс «Песенка о прекрасных вещах». | 1.12 | 10.12 |
14 | Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. Искусство исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструментальной). Композиторы А.Рыбников, Ю.Антонов. | 1.Дж.Гершвин «Хлопай в такт!» 2.Э.-Л.Уэббер. Фрагменты из мюзикла «Кошки»: ария «Память», песни, финальный хор «Как приручить кошек». 3. Р.Роджерс «Песенка о прекрасных вещах». | 8.12 | 17.12 |
15 | Мир композитора. Родство музыкальных и литературных образов. Музыкальная культура своего региона. Баснер В.Е. | Музыкальные произведения по выбору учителя и учащихся. | 15.12 | 24.12 |
16 | Обобщение темы «Музыка и литература». Урок-концерт. | | 22.12 | 27.05 |
№ | Тема урока | Материал урока | Дата план | Дата факт |
1. | Что роднит музыку с изобразительным искусством. Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. Композитор М.И.Глинка. | 1.Пейзаж И.Остроухова «Сиверко» 2.М.И.Глинка «Жаворонок», М.П.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке», П.И.Чайковский «Времена года» и т.д. 3.С.В.Рахманинов. Концерт №3 для ф-но с оркестром, 1 часть. 4.Знаменный распев. 5. Муз.Куклина А., сл. Михалкова С. «Рисунок». | 12.01 | 14.01 |
2. | Небесное и земное в звуках и красках. Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской храмовой музыки. Композитор С.Рахманинов. Василий Зиновьев. | 1.Рахманинов С.В., Чайковский П.И. «Богородице Дево, радуйся» 2.Г.Свиридов «Любовь святая» из музыки к драме А.Толстого «Царь Федор Иоаннович» 3. Икона «Покров Пресвятой Богороди-цы», А. Рублев «Троица». 4. Гуно Ш., Каччини Д., Шуберт Ф. «Аве, Мария» - по выбору 5. Рафаэль «Сикстинская мадонна». 6. Муз. Куклина «Рисунок». | 19.01 | 21.01 |
3 | Звать через прошлое к настоящему. Основы музыки: интонационно-образная, жанровая. Композитор С.Прокофьев. | 1. Музыка из кантаты «Александр Невский» С.С.Прокофьева: «Песня об Александре Невском», «Вставайте, люди русские». 2.Икона «Святой князь Александр Невский», триптих П.Корина «Александр Невский». 3. Муз.Куклина А., сл. Михалкова С. «Рисунок». | 26.01 | 28.01 |
4 | Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Композитор С.Прокофьев. | 4.Канты петровского времени, фрагменты из оперы «Иван Сусанин» и т.д. 5. «Ледовое побоище» из кантаты «Александр Невский» С.С.Прокофьева. 6. Н.Зиновьев «Ледовое побоище». 7. «Мертвое поле» из кантаты «Александр Невский» С.С.Прокофьева. 8. Финал кантаты «Александр Невский» С.С.Прокофьева | 2.02 | 4.02 |
5 | Музыкальная живопись и живописная музыка. Картины природы в музыке и в изобразительном искусстве. Родство зрительных и музыкальных образов. Композитор С.Рахманинов. | 1.В. Борисов-Мусатов «Весенний этюд», «Весна», «Цветущие вишни», «Водоем» и т.д. 2.Рахманинов С.В. «Островок» 3. Рахманинов С.В. «Весенние воды». 4. Муз. В.Серебринникова, сл.В.Степанова «Семь моих цветных карандашей». | 9.02 | 11.02 |
6 | Общность и различия выразительных средств разных видов искусства в музыке С.В Рахманинова и Ф. Шуберта | 5.Ф.Шуберт «Форель» и «Фореллен-квинтет». 6. Рахманинов С.В. «Прелюдии» соль мажор, соль-диез минор. 7.Левитан «Весна. Большая вода». | 16.02 | 18.02 |
7. | Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Интонационное развитие музыкальных образов на примере произведений русской музыки XX в. Композитор В.Г.Кикта. Фестиваль «Преображение». Музей «Музыка и время» Джона Мостославского в Ярославле. | 1.Рахманинов С.В. Фрагменты сюиты-фантазии - «Светлый праздник» и «Слезы». 2. В.Кикта «Фрески Софии Киевской» 3. Муз. В.Серебринникова, сл.В.Степанова «Семь моих цветных карандашей». | 2.03 | 25.02 |
8. | Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Искусство исполнительской интерпретации в музыке (инструментальной). Композитор Николо Паганини. | 1.Ф.Ботиччини «Ангелы, играющие на музыкальных инструментах», Я.Ван Эйк «Музицирующие ангелы», Д.Жилинский «Альтист» и т.д.. 2. И.С.Бах «Чакона», П.И.Чайковский «Мелодия», А.Шнитке «Concerto grosso». 3.Э.Делакруа «Портрет Н.Паганини», С.Коненков «Н.Паганини». 4.Паганини «Каприс №24». 5. Рахманинов С.В. «Вариации на тему Паганини», В Лютославский «Вариации на тему Паганини», рок-обработки В.Зинчука. 6. Музыка и слова Куклина А. «Песенка о песенке». | 9.03 | 4.03 |
9. | Волшебная палочка дирижера. Знакомство с творчеством выдающихся российских и зарубежных дирижеров. Симфонический оркестр. Ярославский симфонический оркестр – Аннамамедов М.А. Дирижеры Г.Рождесвенский, В.Спиваков, Е.Светланов. | 1.Л.Бетховен. 2 часть «Симфонии №3». 2.Э.Делакруа «Свобода ведет народ». 3. Музыка и слова Куклина А. «Песенка о песенке». | 16.03 | 11.03 |
10 | Образы борьбы и победы в музыке. Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные. Л.Бетховен. Д. Хворостовский. | 1.Л.Бетховен «Симфония №5», 1 часть. 2. Музыка и слова Куклина А. «Песенка о песенке». | 30.03 | 18.03 |
11 | Застывшая музыка. Символика скульптуры, архитектуры, музыки. И.С.Бах. | 1.Работа с изобразительным рядом учебника (стр.126-131). 2.И.С.Бах: «Токката» ре минор, «Ария» из оркестровой сюиты №3, «Менуэт» и «Ария» из «Нотной тетради А.М.Бах», «Прелюдия» до мажор из «ХТК», «Чакона» ре минор, «За рекою старый дом». 3. Муз. В.Синенко, сл. Пляцковского «Птица-музыка» | 6.04 | 1.04 |
12 | Полифония в музыке и живописи. Вокально-инструментальная и камерно-инструментальная музыка. И.С.Бах. Шишханова Л.Б. – ярославская органистка. | 1.И.С.Бах «Токката и фуга» ре минор. 2. «Прелюдия» соль минор. 3. «Прелюдия и фуга» до мажор из «ХТК». 4.М.Чюрленис «Фуга». 5. Муз. В.Синенко, сл. Пляцковского «Птица-музыка». | 13.04 | 8.04 |
13 | Музыка на мольберте. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с изобразительным искусством в творчестве Чюрлениса. | 1.Триптих «Сказка. Путешествие королевны»: «Сотворение мира», «Приветствие солнцу», «Сказка. Путешествие королевны». 2. М.Чюрленис «Прелюдии» ми минор и ля минор. 3. М.Чюрленис Симфоническая поэма «Море». 4. Триптих «Соната моря». 5.А.Пахмутова, сл.Н.Добронравова «Алый парус». | 20.04 | 15.04 |
14 | Импрессионизм в музыке и живописи. Интонационное развитие музыкальных образов на примере произведений зарубежной музыки XX в. Композитор К.Дебюсси. | 1.К.Моне «Впечатление. Восход солнца». 2. Н.А.Римский-Корсаков «Океан-море синее» 3. К.Дебюсси «Диалог ветра с морем». 4. К.Дебюсси «Звуки и запахи реют в вечернем воздухе», «Лунный свет», «Кукольный кэк-уок». 5.А.Пахмутова, сл.Н.Добронравова «Алый парус». | 27.04 | 22.04 |
15 | О подвигах, о доблести, о славе… Жанр реквиема в музыке. | 1.Д.Б.Кабалевский «Реквием». 2.С.Красаускас «Реквием». 3.Произведения о Родине, о защитниках Отечества. 4. В.Щукин, сл. С.Козлова «Маленький кузнечик». | 4.05 | 29.04 |
16 | В каждой мимолетности вижу я миры… Интонационное развитие музыкальных образов в произведениях Прокофьева С.С. | 1.С.С.Прокофьев «Мимолетности». 2.М.П.Мусоргский «Избушка на курьих ножках». 3. В.Щукин, сл. С.Козлова «Маленький кузнечик». | 11.05 | 6.05 |
17 | Мир композитора. Родство музыкальных, изобразительных и литературных образов. Музыкальная культура своего региона | 1. Защита группового проекта «Взаимосвязь музыки композитора с произведениями изобразительного искусства». 2. Культурные традиции Ярославского края 3. Составление «Концертной афиши» для урока-концерта. | 18.05 | 13.05 |
18 | С веком наравне. Обобщение темы «Музыка и изобразительное искусство». Урок-концерт. | Муз.Г.Струве «Музыка». | 25.05 | 20.05 |