СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочное планирование по музыке в 5 классе

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработаны темы уроков музыки в 5 классе по требованиямФГОС. Включён региональный компонент.

Просмотр содержимого документа
«Поурочное планирование по музыке в 5 классе»

Поурочное планирование учебного предмета «Музыка» в 5 классе

I полугодия «Музыка и литература»


Тема урока

Материал урока

Дата план

Дата факт

1.

Что роднит музыку с литературой.

Интонация как носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных построений.

1.Г.Струве, Н.Соловьева «Моя Россия».

2.М.И.Глинка «Жаворонок».

3. Э.Григ. Фрагменты из сюиты «Пер Гюнт»: «Песня Сольвейг», «Танец Анитры», «В пещере горного короля».

5. Отрывок из рассказа В.Белова «Родина, Россия, Русь!»

6. Я.Дубравин, сл.Е.Руженцева «Родная земля».

1.09

3.09

2.

Вокальная музыка.

Характерные черты русской народной музыки.

Знакомство с музыкальной культурой своего региона.

Колбешин А.И., ансамбль «Ярославские ребята».

1.Я.Дубравин, сл.Е.Руженцева «Родная земля».

2. Музыкальная викторина на определение жанров русских народных песен: лирические, игровые, колыбельные, трудовые, протяжные, хороводные, плясовые (знакомые песни по выбору).

3.К.Петров-Водкин «Полдень» и Б.Кустодиев «Голубой домик».

4. Проигрывание разученных раннее игровых песен.

5. Р.н.п. «Калинка», «Светит месяц».

8.09

10.09

3.

Романс.

Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной музыки.

1.Я.Дубравин, сл.Е.Руженцева «Родная земля».

2.А.Варламов «Горные вершины».

3.А.Рубинштейн «Горные вершины»


15.09

17.09

4.

Музыкальный фольклор народов России.

Народно-песенные истоки русского профессиональ-ного музыкального творчества.

Пение: хор; аккомпанемент.

1.С.Старобинский, сл.В.Вайнина «Песенка о словах».

2. С.В.Рахманинов «Вокализ», Г.В.Свиридов «Романс», В.Гаврилин «Вечерняя музыка».

3. Ф. Мендельсон «Песня венецианского гондольера».

4. П.И.Чайковский «Баркарола» из цикла «Времена года».

22.09

24.09

5.

Фольклор в музыке русских композиторов.

Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа.

Характерные черты русской народной музыки.

1.С.Старобинский, сл.В.Вайнина «Песенка о словах».

2.А.К.Лядов «Кикимора».



29.09

1.10

6.

Истоки и интонационное своеобразие музыкального фольклора разных стран.

Программная музыка.

Композитор Н.Римский-Корсаков.

1.Н.А.Римский-Корсаков. Отрывки из сюиты «Шехеразада»: 1 и 4 части.

2.В.Серебренников, сл. В.Степанова «Осенней песенки слова».


6.10

8.10

7.

Жанры инструментальной и вокальной музыки.

Основные жанры русской народной вокальной музыки.

Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор.

1.М.И.Глинка «Венецианская ночь».

2.Ф.Шуберт «Баркарола».

3.Муз. С.Старобинского, сл. В.Вайнина «Песенка о словах».

13.10

15.10

8.

Вторая жизнь песни.

Обращение композиторов к народным истокам профессиональной музыки.

Композитор П.И.Чайковский.


1.Муз. С.Старобинского, сл. В.Вайнина «Песенка о словах».

2.П.И.Чайковский «Симфония № 4», финал.

3.Э.Григ «Песня Сольвейг» в трактовке джазовых музыкантов.

20.10

22.10

9

Всю жизнь мою несу родину в душе… Интонационное развитие музыкальных образов на примере произведений русской музыки XX вв.

Программная симфония.

Композитор Г.Свиридов.

1.В.Гаврилин. Симфония-действо «Перезвоны» (по прочтении В.Шукшина): «Весело на душе», «Молитва».

2. Г.В.Свиридов «Снег идет».

3. Чтение отрывка из рассказа В.Астафьева «Слово о Мастере».

4. Г.В.Свиридов «Запевка».

5. В.А.Моцарт. Канон «Dona nobis pacem»

27.10

12.11

10

Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Многообразие связей музыки с литературой.

Академический хор. Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль.

Композитор В.А.Моцарт.

1.В.А.Моцарт. Канон «Dona nobis pacem»

2.В.А.Моцарт «Маленькая ночная серенада».

4. В.А.Моцарт. Хор «Откуда приятный и нежный тот звон» из оперы «Волшебная флейта».

1.В.А.Моцарт. Фрагменты из «Реквиема»: «Lakrimosa», «Dies irae» .


10.11

19.11

11

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Интонационное развитие музыкальных образов на примере русских опер.

Композитор Н.А.Римский-Корсаков.

1.В.А.Моцарт. Канон «Dona nobis pacem».

2.В.А.Моцарт. Хор «Откуда приятный и нежный тот звон» из оперы «Волшебная флейта».

3.Н.А.Римский-Корсаков. Фрагменты из оперы-былины «Садко»: «Песня Садко» и «Колыбельная Волховы».

4.Н.А.Римский-Корсаков. Фрагменты из оперы-былины «Садко»: песня Варяжского гостя, песня Индийского гостя, песня Веденецкого гостя.

5.Фостер «Домик над рекой».

17.11

26.11

12

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. Интонационное развитие музыкальных образов на примере произведений русской музыки XIX в.

Композитор П.И.Чайковский.

1. С.Фостер «Домик над рекой».

2.П.И.Чайковский. Фрагменты из балета-феерии «Щелкунчик»: «Вальс снежных хлопьев» и «Вальс цветов»; сцена битвы Щелкунчика с мышами.

3. П.И.Чайковский Фрагменты из балета-феерии «Щелкунчик»: танцы гостей на балу в сказочном городе сладостей (по возможности).

4. Дж.Гершвин «Хлопай в такт!»

24.11

3.12

13

Музыка в театре, в кино, на телевидении. Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре.

Современная популярная музыка: авторская песня.

Композитор Г.Гладков.

1.Дж.Гершвин «Хлопай в такт!»

2. Э.Григ Сюита «Пер Гюнт».

3. Р.Роджерс Музыка к кинофильму «Звуки музыки».

4. Р.Роджерс «Песенка о прекрасных вещах».

1.12

10.12

14

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.

Искусство исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструментальной).

Композиторы А.Рыбников, Ю.Антонов.

1.Дж.Гершвин «Хлопай в такт!»

2.Э.-Л.Уэббер. Фрагменты из мюзикла «Кошки»: ария «Память», песни, финальный хор «Как приручить кошек».

3. Р.Роджерс «Песенка о прекрасных вещах».

8.12

17.12

15

Мир композитора.

Родство музыкальных и литературных образов. Музыкальная культура своего региона.

Баснер В.Е.

Музыкальные произведения по выбору учителя и учащихся.

15.12

24.12

16

Обобщение темы «Музыка и литература».

Урок-концерт.


22.12

27.05

II полугодие «Музыка и изобразительное искусство»

Тема урока

Материал урока

Дата план

Дата факт

1.

Что роднит музыку с изобразительным искусством.

Многообразие связей музыки с изобразительным искусством.

Композитор М.И.Глинка.

1.Пейзаж И.Остроухова «Сиверко»

2.М.И.Глинка «Жаворонок», М.П.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке», П.И.Чайковский «Времена года» и т.д.

3.С.В.Рахманинов. Концерт №3 для ф-но с оркестром, 1 часть.

4.Знаменный распев.

5. Муз.Куклина А., сл. Михалкова С. «Рисунок».


12.01

14.01

2.

Небесное и земное в звуках и красках.

Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской храмовой музыки.

Композитор С.Рахманинов.

Василий Зиновьев.

1.Рахманинов С.В., Чайковский П.И. «Богородице Дево, радуйся»

2.Г.Свиридов «Любовь святая» из музыки к драме А.Толстого «Царь Федор Иоаннович»

3. Икона «Покров Пресвятой Богороди-цы», А. Рублев «Троица».

4. Гуно Ш., Каччини Д., Шуберт Ф. «Аве, Мария» - по выбору

5. Рафаэль «Сикстинская мадонна».

6. Муз. Куклина «Рисунок».

19.01

21.01

3

Звать через прошлое к настоящему.

Основы музыки: интонационно-образная, жанровая.

Композитор С.Прокофьев.


1. Музыка из кантаты «Александр Невский» С.С.Прокофьева: «Песня об Александре Невском», «Вставайте, люди русские».

2.Икона «Святой князь Александр Невский», триптих П.Корина «Александр Невский».

3. Муз.Куклина А., сл. Михалкова С. «Рисунок».


26.01

28.01

4

Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла.

Композитор С.Прокофьев.


4.Канты петровского времени, фрагменты из оперы «Иван Сусанин» и т.д.

5. «Ледовое побоище» из кантаты «Александр Невский» С.С.Прокофьева.

6. Н.Зиновьев «Ледовое побоище».

7. «Мертвое поле» из кантаты «Александр Невский» С.С.Прокофьева.

8. Финал кантаты «Александр Невский» С.С.Прокофьева

2.02

4.02

5

Музыкальная живопись и живописная музыка.

Картины природы в музыке и в изобразительном искусстве.

Родство зрительных и музыкальных образов.

Композитор С.Рахманинов.

1.В. Борисов-Мусатов «Весенний этюд», «Весна», «Цветущие вишни», «Водоем» и т.д.

2.Рахманинов С.В. «Островок»

3. Рахманинов С.В. «Весенние воды».

4. Муз. В.Серебринникова, сл.В.Степанова «Семь моих цветных карандашей».


9.02

11.02

6

Общность и различия выразительных средств разных видов искусства в музыке С.В Рахманинова и Ф. Шуберта

5.Ф.Шуберт «Форель» и

«Фореллен-квинтет».

6. Рахманинов С.В. «Прелюдии» соль мажор, соль-диез минор.

7.Левитан «Весна. Большая вода».

16.02

18.02

7.

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.

Интонационное развитие музыкальных образов на примере произведений русской музыки XX в.

Композитор В.Г.Кикта.

Фестиваль «Преображение».

Музей «Музыка и время» Джона Мостославского в Ярославле.

1.Рахманинов С.В. Фрагменты сюиты-фантазии - «Светлый праздник» и «Слезы».

2. В.Кикта «Фрески Софии Киевской»

3. Муз. В.Серебринникова, сл.В.Степанова «Семь моих цветных карандашей».





2.03

25.02

8.

Портрет в музыке и изобразительном искусстве.

Искусство исполнительской интерпретации в музыке (инструментальной).

Композитор Николо Паганини.


1.Ф.Ботиччини «Ангелы, играющие на музыкальных инструментах», Я.Ван Эйк «Музицирующие ангелы», Д.Жилинский «Альтист» и т.д..

2. И.С.Бах «Чакона», П.И.Чайковский «Мелодия», А.Шнитке «Concerto grosso».

3.Э.Делакруа «Портрет Н.Паганини», С.Коненков «Н.Паганини».

4.Паганини «Каприс №24».

5. Рахманинов С.В. «Вариации на тему Паганини», В Лютославский «Вариации на тему Паганини», рок-обработки В.Зинчука.

6. Музыка и слова Куклина А. «Песенка о песенке».

9.03

4.03

9.

Волшебная палочка дирижера.

Знакомство с творчеством выдающихся российских и зарубежных дирижеров. Симфонический оркестр. Ярославский симфонический оркестр – Аннамамедов М.А.

Дирижеры Г.Рождесвенский, В.Спиваков, Е.Светланов.

1.Л.Бетховен. 2 часть «Симфонии №3».

2.Э.Делакруа «Свобода ведет народ».

3. Музыка и слова Куклина А. «Песенка о песенке».



16.03

11.03

10

Образы борьбы и победы в музыке.

Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные.

Л.Бетховен.

Д. Хворостовский.

1.Л.Бетховен «Симфония №5», 1 часть.

2. Музыка и слова Куклина А. «Песенка о песенке».



30.03

18.03

11

Застывшая музыка.

Символика скульптуры, архитектуры, музыки.

И.С.Бах.


1.Работа с изобразительным рядом учебника (стр.126-131).

2.И.С.Бах: «Токката» ре минор, «Ария» из оркестровой сюиты №3, «Менуэт» и «Ария» из «Нотной тетради А.М.Бах», «Прелюдия» до мажор из «ХТК», «Чакона» ре минор, «За рекою старый дом».

3. Муз. В.Синенко, сл. Пляцковского «Птица-музыка»









6.04

1.04

12

Полифония в музыке и живописи.

Вокально-инструментальная и камерно-инструментальная музыка.

И.С.Бах.

Шишханова Л.Б. – ярославская органистка.

1.И.С.Бах «Токката и фуга» ре минор.

2. «Прелюдия» соль минор.

3. «Прелюдия и фуга» до мажор из «ХТК».

4.М.Чюрленис «Фуга».

5. Муз. В.Синенко, сл. Пляцковского «Птица-музыка».

13.04

8.04

13

Музыка на мольберте.

Взаимодействие и взаимосвязь музыки с изобразительным искусством в творчестве Чюрлениса.

1.Триптих «Сказка. Путешествие королевны»: «Сотворение мира», «Приветствие солнцу», «Сказка. Путешествие королевны».

2. М.Чюрленис «Прелюдии» ми минор и ля минор.

3. М.Чюрленис Симфоническая поэма «Море».

4. Триптих «Соната моря».

5.А.Пахмутова, сл.Н.Добронравова «Алый парус».

20.04

15.04

14

Импрессионизм в музыке и живописи. Интонационное развитие музыкальных образов на примере произведений зарубежной музыки XX в.

Композитор К.Дебюсси.

1.К.Моне «Впечатление. Восход солнца».

2. Н.А.Римский-Корсаков «Океан-море синее»

3. К.Дебюсси «Диалог ветра с морем».

4. К.Дебюсси «Звуки и запахи реют в вечернем воздухе», «Лунный свет», «Кукольный кэк-уок».

5.А.Пахмутова, сл.Н.Добронравова «Алый парус».






27.04

22.04

15

О подвигах, о доблести, о славе

Жанр реквиема в музыке.

1.Д.Б.Кабалевский «Реквием».

2.С.Красаускас «Реквием».

3.Произведения о Родине, о защитниках Отечества.

4. В.Щукин, сл. С.Козлова «Маленький кузнечик».

4.05

29.04

16

В каждой мимолетности вижу я миры… Интонационное развитие музыкальных образов в произведениях Прокофьева С.С.

1.С.С.Прокофьев «Мимолетности».

2.М.П.Мусоргский «Избушка на курьих ножках».

3. В.Щукин, сл. С.Козлова «Маленький кузнечик».




11.05

6.05

17

Мир композитора.

Родство музыкальных, изобразительных и литературных образов.

Музыкальная культура своего региона

1. Защита группового проекта «Взаимосвязь музыки композитора с произведениями изобразительного искусства».

2. Культурные традиции Ярославского края

3. Составление «Концертной афиши» для урока-концерта.


18.05

13.05

18

С веком наравне.

Обобщение темы «Музыка и изобразительное искусство».

Урок-концерт.


Муз.Г.Струве «Музыка».

25.05

20.05