6 класс
Тема: Поведение человека в условиях автономного существования в природной среде
Цели:
- организовать деятельность учащихся по изучению автономного существования человека в природе;
-способствовать развитию умения работать с источниками, делать обобщения; кратко высказываться на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией;
- создать условия для формирования безопасного поведения при автономном существовании.
Планируемые результаты деятельности учащихся:
Предметные: научатся обоснованно формулировать собственное мнение об условиях выживания при автономном существовании.
Личностные результаты
-будет сформирована коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
- научатся самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Познавательные УУД
-научатся владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-овладеют навыком смыслового чтения.
Коммуникативные УУД:
- научатся организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.
1 Вы знаете (актуализация знаний)
Работа в группах ( взаимоконтроль)
Каждая группа проводит опрос другой группы по составленным вопросам для повторения по § 14-17 ( домашнее задание). Затем группы меняются ролями.
2.Вы узнаете ( мотивация)
Решение ситуационных задач
1.Во время похода в лес за грибами или ягодами вы отстали от своих товарищей и заблудились. Ваши действия по сохранению личной безопасности в подобной ситуации?
2.Вы пошли в турпоход с одноклассниками. Вы отстали от группы в вечернее время и ночью остались один. Ваши призывы о помощи не слышат. Ваши действия по сохранению личной безопасности?
3.Ваш самолёт потерпел аварию при крушении или посадке. Ваши действия по сохранению собственной жизни в подобной ситуации?
- В сложившихся ситуациях, о которых рассказано в данных задачах, могут пригодиться знания по выживанию, которые вы получите, изучая главу 4 «Безопасное поведение при автономном существовании».
Сообщение темы и цели урока
-Что такое автономное существование человека в природе, от чего зависит процесс выживания в условиях автономного существования, какие факторы препятствуют выживанию- вот круг вопросов, на которые нам предстоит сегодня ответить.
3. Изучение нового материала
Основные понятия: автономное существование, выживание в условиях автономного существования
Лекция с элементами беседы
Экстремальные ситуации в природе представляют серьезную опасность для жизни и здоровья человека. В автономном существовании наедине с природой может оказаться и отдельный человек, и группа людей. Экстремальные ситуации вынужденной автономии могут быть вызваны: стихийными бедствиями, ситуациями, связанными с потерей ориентации в пространстве, отрыва от группы, гибелью или порчей транспортного средства. Поведение человека, предоставленного самому себе в экстремальных условиях, целью которого является сохранение своей жизни, и есть выживание.
-Объясните, как понимаете выражение «автономное существование человека в природе». Предложите свою формулировку. Соотнесите её с учебником( стр. 97)
Работа с учебником
Запись понятия «автономное существование в природе» в тетрадь.
-Что такое выживание? Соотнесите свою формулировку с учебником( стр. 97)
Работа с учебником
Запись понятия «выживание » в тетрадь.
Продолжение лекции с элементами беседы
- Одним из факторов, препятствующих выживанию, является растерянность, страх. Что необходимо сделать для преодоления такого состояния? (решить, что делать, понять, откуда исходит опасность; проанализировать ситуацию; составить план действий; выяснить, что мешает осуществить этот план ).
-Выживанию в условиях автономного существования препятствуют многие факторы, перечислите некоторые из них? (боль, холод, жара, одиночество, усталость, голод, жажда ).
-Перед человеком в условиях автономии ставятся задачи выживания. Трудность возникает от неожиданности. Главное не падать духом, анализировать ситуацию, мобилизовать волю. Какие качества необходимы человеку для выживания в ситуации вынужденной автономии? (сила воли, воля к жизни, знание приемов самоспасения, физическая подготовка, психологическая готовность к действиям в условиях вынужденной автономии, навыки выживания, правильная организация спасательных работ ).
Умение человека действовать в борьбе с природной средой за свое выживание - это основа его успеха в аварийной ситуации и спасение своей жизни и здоровья.
Просмотр фрагмента фильма «Выживание в автономии»
4. Проверяем знания (первичное закрепление полученных знаний)
Фронтальный опрос
-Как вы считаете, какова основная причина невыживания в экстремальной ситуации?
-Какую роль играет природная среда в условиях автономного существования в природе?
5.Учимся безопасной жизни (практическая часть)
Работа с учебником в парах
Используя материал учебника, заполните таблицу:
Факторы, способствующие выживанию при автономном существовании | Факторы, препятствующие выживанию при автономном существовании |
| |
| |
6. Самоконтроль и самооценка
Индивидуальная самостоятельная работа с самопроверкой по образцу
Вставьте пропущенные слова:
Выживание в условиях ___________________ существования – это активные продуманные _________________________, направленные на сохранение жизни и здоровья в ______________________ обстоятельствах. Такая ситуация предполагает самообеспечение жизненных потребностей в воде, пище, ________________________ в холодное время с помощью огня, а также рациональное распределение имеющихся ____________________.
7.Обобщение
Итак, в первые минуты чрезвычайной ситуации недопустимо действовать, подчиняясь эмоциональной оценке событий. Следует провести анализ ситуации: необходимо собрать информацию об условиях сложившейся ситуации, оценить свое положение, продумать пути выхода, оценить свои возможности; принять решение, найти наиболее рационального путь выживания, которого следует придерживаться; разработать план действий: наметить этапы действий и их последовательность и приступить к осуществлению этого плана.
8.Рефлексия
Д/З § 18 Задание по группам:
1-я: раздел «Работаем с источниками», стр.99
2-я и 3-я: раздел «После уроков», стр.100