СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повесть о Петре и Февронии Муромских. Урок в технологии развития критического мышления

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Повесть о Петре и Февронии Муромских. Урок в технологии развития критического мышления»

Тема: «О любви, красоте и верности»

( «Повесть о Петре и Февронии Муромских»).


Цель урока:


Образовательная: ввести учащихся в мир древнерусской повести о «Петре и Февронии Муромских»;

показать жанровое своеобразие «Повести…» ;

раскрыть образы святых Петра и Февронии;

помочь учащимся понять взгляды, мораль, нравственность прошлых веков;

показать непреходящую ценность любви как великой силы, возвышающей человека.

Развивающая: формировать навык вчитывания в подтекст произведения, умение аргументировать свою точку зрения;

развивать аналитические способности учащихся, логическое мышление, устную и письменную речь;

совершенствовать навыки характеристики героев.


Воспитательные:   воспитывать нравственные качества: доброту, преданность, верность в дружбе и любви, умение прощать;

воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны и родному языку;

посредством музыки воспитывать эстетический вкус учащихся.


Продолжительность урока45 минут.


Педагогические технологии: технология РКМЧП, ИКТ.


Методы и приёмы: предположения по ключевым словам, составление ассоциативной цепочки, графическая систематизация материала – кластер; верные неверные утверждения; метод активного чтения с маркировкой (инсерт) и таблицей; возврат к первоначальной информации, исследование текста.


Тип урока: изучения нового материала (комбинированный)


Межпредметные связи: музыка, ИЗО.


ФОПД: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая, работа с текстом, решение поставленных задач.


Средства обучения: Литература. 7 класс. Часть 1. Автор-составитель В.Я.Коровина. - М.: Просвещение, 2009; рабочие листы; мультимедийное оборудование, дополнительный, справочный материал, компьютерная презентация к уроку; аудиозаписи церковного песнопения; аудиозаписи песни «Пётр и Феврония» в исполнении хора «Пересвет; фрагмент кинофильма «Пётр и Феврония. История любви» («Гонец в доме Февронии») .



Методы и формы контроля: наблюдение, анализ пережитого, оценка результатов своей деятельности, составление кластера, заполнение таблицы, рефлексия.

Планируемый результат:

Возможность каждого ученика заглянуть в свой внутренний мир, задуматься над добрым и вечным.

Представление каждым учащимся своего видения проблемы, своего образа в творческой работе.

Знать: историю создания «Повести о Петре и Февронии Муромских», её содержание, нравственные законы, которым следуют её главные герои.

Уметь: воспринимать и анализировать текст, учитывая особую стилистику, отмечая красоту и силу главных героев; обобщать, выделять главное; видеть, какое воплощение нашёл в повести синтез фольклорных и житийных традиций.

Учебники: Коровина В.Я. Литература 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1 /авт.-сост. В.Я.Коровина. – 17-е изд. – М.: Просвещение, 2009.



ХОД УРОКА

Содержание урока

Дозировка

Деятельность учащихся

I.






1.















































2.





































3.


















II.


1.


























2.
























3.















































4.



































5.




















III.


1






























2












































3.



























































4.





















5.


















Стадия вызова

Здравствуйте, ребята, садитесь! Я рада видеть ваш хороший настрой на наш сегодняшний урок. Добрых вам открытий


Ассоциативные цепочки.

Звучит запись древнерусской музыки, медленно чередуются с помощью мультимедийного оборудования древнерусской иконописи. На этом фоне слова учителя.

- Многие из вас были в церкви, окунались в святую тишину и спокойствие. Всматривались в лики святых.

Составьте ассоциативную цепочку к словам СВЯТОЙ, ПОДВИГ.

(индивидуально, обобщение)


Послушайте стихотворение А.Хомякова «Подвиг».

Какими словами вы могли бы дополнить ассоциативные ряды?

























Прогнозирование

Дома вы читали «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке, чему должны научиться?


Тема нашего урока

«О любви, мудрости и верности»

(«Повесть о Петре и Февронии Муромских»)

(Запись темы в тетрадь)


Знаток древнерусской литературы Д.С.Лихачёв говорил: «Нравственность едина во все века и для всех людей.

Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя».

Как вы понимаете это высказывание. Давайте вспомним, что такое нравственность? Об этом мы с вами говорили на прошлом уроке.

(фронтально)



Мы с вами вернемся  к нашему эпиграфу в конце урока.


Приём «Верите ли вы?»

(Приложение 1)

А сейчас перенесемся в древнерусское государство, в далекий ХVI век и узнаем, кто же написал это замечательное произведение «Повесть о Петре и Февронии», какова его предыстория? А для этого, полагаясь на собственный опыт, знания, интуицию, ответьте самостоятельно на вопросы, связанные с историей создания «Повести...», словами «да», «нет». Запишите ответы в первый столбик таблицы.



Стадия осмысления.


Работа с таблицей «Верите ли вы?» Чтение текста.

Вам интересно узнать. правильно ли вы ответили на вопросы? У вас на столах лежит текст (Приложение №2). Самостоятельно прочитайте его. В ходе чтения вы найдёте ответы на вопросы «Верите ли вы?» , заполните вторую часть таблицы. Каждый свой ответ необходимо будет устно прокомментировать информацией из текста.

(Индивидуальная работа)


Обсуждение вопросов и дополнений к ним.


Просмотр 5 и 6 слайдов презентации .

- Как вы поняли, что такое «Великие Четьи-Минеи»? канонизация? агиография?


Приём «Инсерт»

Познакомьтесь с текстом о жанре жития (Приложение 3), проработайте его, используя условные знаки, ставя их на полях:

«v»-я это знал,

«+»-это для меня новое,

«-» -это противоречит моим знаниям,

«?»- об этом хочу узнать больше.

Выделите черты жития в «Повести...»

(самостоятельная работа, групповая.)









Приём «Решение познавательной задачи»

Но митрополит Макарий не включил заказанное им житие в библейский сборник «Великие Четьи-Минеи». Как вы думаете, почему?


(Что напоминает данное произведение? Чем?)





















Итог обсуждения – нетрадиционный характер житийной "Повести о Петре и Февронии", фольклорные мотивы, ее лаконизм, отсутствие этикетных черт делают ее, очевидно, неподходящей для агиографических канонов XVI в.

Жанр «Повести...» - житийная повесть с элементами народно-сказочного характера.


Приём «Толстые и тонкие вопросы»

(Групповая работа)

Дома учащиеся должны были составить к повести по одному тонкому и толстому вопросу, связанному с характеристикой главных героев.

Обсудить составленные дома вопросы, выбрать для обсуждения в классе один тонкий и два толстых вопроса.

Сначала обсуждаются вопросы, связанные с образом Петра, а затем Февронии.









Как вы думаете. Почему автор в качестве главной героини выбрал девушку незнатную, а крестьянского происхождения?

Приём «Мудрые совы»

Просмотр видеофрагмента «Гонец в доме Февронии»

(http://vk.com/video24076719_163006911?hd=1&t=4m56s)

Просмотрите эпизод и сопоставите его с текстом.

Сопоставь эпизод видеосюжета и текста. Сделай вывод, на какие качества характера в образе Февронии обращает внимание режиссёр фильма и на какие автор «Повести...». Как вы думаете, почему?

(Слайд 8)


-Почему Петр женился на Февронии?


Стадия рефлексии

Составление кластера «Духовный портрет героев)

Работа в парах.

Мальчики составляют духовный портрет Петра, девочки – Феврони.)

Аргументируйте свой ответ.

Афиширование.

Обсуждение.

- Почему автор не рисует портретов героев повести?

- В чем находит свое высшее выражение неиссякаемая сила взаимной любви Петра и Февронии?










Приём «Ассоциации»

Работа с предметами-символами.

Так закончилась жизнь Петра и Февронии. Мы уже многое знаем о наших героях. Давайте попытаемся представить их жизненный путь в виде предметов-символов. Перед нами три предмета: лестница,  тропа и круг.

-Что такое лестница?

-А что такое тропа?

-А вот круг –это очень важный символ. Круг не имеет ни начала, ни конца. Он означает вечность, неизменность, постоянство, верность своим идеям, чистоту помыслов.

-  С помощью какого из этих предметов мы с вами можем представить жизненный путь Петра? Февронии? Аргументируйте ответ

(Слайды 9, 10)







Приём «Возвращение»

Возвращение к эпиграфу

«Нравственность едина во все века и для всех людей.

Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя».

-Какова же основная идея повести?

- В чем основная ценность книги?

-Какие жизненные ценности утверждаются в ней?

-А в наше время эти качества ценятся?

-Как эпиграф связан с темой урока?

Своей жизнью Петр и Феврония показали, каким должен быть человек, каким должна быть его жизнь. Посмотрите еще раз, сколько прекрасных нравственных качеств, которые передаются из века в век, из поколения в поколение, должно быть в человеке.

Святые Давид и Ефросиния помогают молодым семьям, их день отмечается 8 июля (25 июня). (Слайд 11)

С 2008 года в России день 8 июля объявлен Всероссийским днем семьи, любви и верности. Символично, что этот праздник впервые отмечался в 2008 году, который был объявлен годом семьи.

В Нефтеюганске установлен памятник Петру и Февронии.

(Слайд 12)


- Почему же Пётр и Феврония, говоря современным языком, вновь оказались востребованными обществом?


Самооценка

А сейчас каждый из вас оценит свое участие в уроке.
Оценка учащимися собственной и коллективной деятельности.

Оценка участия каждого ученика в уроке

.

Лист самооценки. Результат оцените, используя слова (сделал.., открыл.., понял.., почувствовал.., выстроил.., создал.., задумался.., приблизился, подумаю.., почитаю, проанализирую…)

(Приложение 4)

Педагогическая оценка


Домашнее задание

Эссе «Чему учат нас герои «Повести о Петре и Февронии Муромских»?

(Слайд 13)

-А в заключении нашего урока послушайте замечательную песню Марка Тишмана, которая стала гимном Петру и Февронии.

Звучит песня «Петр и Феврония»

(Слайд 14)

8 мин.






4 мин















































3 мин






































1 мин





















22 мин.



4 мин
























5 мин
























3 мин














































5 мин



































5 мин




















15 мин



6 мин





























2 мин











































2 мин




























































2 мин





















1 мин









2 мин




























Ответы учащихся:

(Святой – праведник, икона, Бог, нимб, пророк, ангел, рай.

Подвиг – герой, отвага, поступок, человек, солдат.)

Ученик читает стихотворение А.Хомякова «Подвиг»:


Подвиг есть и в сраженье,

Подвиг есть и в борьбе.

Высший подвиг в терпенье.

Любви и мольбе.

Если сердце заныло

Перед злобой людской,

Иль насилье схватило

Тебя цепью стальной,

Если скорби земные

Жалом в душу впились,-

Верой бодрой и смелой

Ты за подвиг берись.

Есть у подвига крылья,

И взлетишь ты на них

Без труда, без усилья

Выше мраков земных.

Выше крыши темницы,

Выше злобы слепой.

Выше воплей и криков

Гордой черни людской.


Ответы учащихся.

Ассоциативный ряд можно продолжить словами терпение, любовь, преодоление себя, подвижник, мольба, вера.





Ответы учащихся:

(Мы будем говорить о любви, терпении, вере, о святых Петре и Февронии...)


Учащиеся вместе с учителем формулируют тему урока. Записывают её в тетрадь. Определяют задачи.






.








Ответы учащихся.

(Это нормы поведения, принятые

в обществе. Быть нравственным-– значит соблюдать эти неписаные правила: быть честным, добрым и т.п.)































Заполняют таблицу Ч

























Ответы детей.

Повесть написана в форме жития, но нет традиционного для житийного жанра построения произведения (начало не соответствует житийному зачину, испытания, через которые проходят Петр и Феврония, им посылает не дьявол, а создает зависть людей; лишь финал – классический образец жития). Но всё-таки в повести присутствуют черты жития.

Во-первых, автор прославляет святых, создавая идеальные образы.

Во-вторых, герои живут по «заповедям Божьим, в трудную минуту обращаются к Богу.

В-третьих, они совершают чудеса при жизни и после смерти (пророчески предсказали свою смерть, умерли в один день и час, не расстались после смерти; на месте их погребения верующие люди получают исцеление от самых тяжких недугов).


Ответы детей: (не понравилосЬ. Не так должно было быть написано и т.д.)







Ответы детей.

(Произведение похоже больше на сказку , чем на житие На сказку о герое-змееборце и сказку о мудрой деве, начало повести напоминает сказочный зачин: «Есть в русской земле город…Правил в нем когда – то князь по имени Павел…» , есть сказочный герой - змей-искуситель, добро всегда побеждает зло: Пётр победил змея, есть загадки, которые часто приходится отгадывать героям сказок. Например: «Плохо, когда дом без ушей, а горница без очей», хитроумные задания-испытания (задание Петра сшить из пучка льна рубаху и задание Февронии сделать ткацкий станок из полена), волшебные предметы (например, Агриков меч, о которого гибнет Змей), постоянные эпитеты (“лукавый змей”, “мудрая дева”), повторы (два раза исцелялся, три раза посылал к жене перед смертью).

(На повесть указано конкретное место действия (город Муром, Рязанская земля, село Ласково), герои повести – реальные люди, показана борьба бояр за власть).













Вопросы детей:

- Как попадает меч в руки Петра?

- Что случилось с Петром после победы над змеем?

- Почему Пётр не женится на Февронии после первого своего излечения?

- Как можно оценить поведение Петра, узнавшего от старшего брата историю со змеем-оборотнем?

-Что изменилось в жизни героя после полного выздоровления?

-Почему же автор делает Петра главным героем?

- Как и какую просьбу бояр выполнила Феврония?

- Почему Петр и Феврония вернулись в город?

-Почему Феврония способна совершать чудеса, а Петр - нет?

-Чем вызвана неприязнь бояр и их жён к новой княгине?



Ответ учащихся

(Он учит ценить людей не по происхождению, по их поступкам. Хотел сказать, что и среди крестьян есть люди мудрые, чистые, верные.)








Ответы учащихся:

( И режиссёр и автор «Повести...» обращают внимание на трудолюбие героини, на то, что она хорошая хозяйка.. Феврония показана за работой – она пряла. Оба отмечают её способность приручать зверей. Заяц – трусливый зверь, а здесь он совсем не боится человека.

Оба отмечают её мудрость. Она отводит неисполнимые требования Петра (сделать из пучка льна сорочку, порты и полотенце) такими же неисполнимыми требованиями, но уже со своей стороны (сделать из чурочки станок).Не помазала ему один струп.

Но автор «Повести...» подчёркивает мудрость Февронии ещё и загадками, которых нет в фильме.)


















(Не внешность, не красота главное для него, как не главное это для Петра и Февронии. Петр убедился в уме, душевной красоте девушки. Ведь до того, как Петр взял с великими почестями Февронию в Муром, они друг друга не видели и все общение вели через слуг).


(Оба супруга, не мысля возможности пережить друг друга, умирают в один и тот же день и час и не разлучаются даже после смерти, наперекор тем, кто пытался их разлучить).












(Это приспособление, придуманное людьми для того, чтобы подниматься вверх ступенька за ступенькой.)

(Тропа́ (тропи́нка) —

узкая протоптанная дорожка ).







Ответы детей:

(Жизненный путь Петра

можно представить в виде лестницы.

1 ступень -  борьба с внешним злом

в обличии змея – искусителя  

2 ступень -  болезнь Петра и испытания  

3 ступень -     борьба с внутренним злом

над гордыней

4 ступень -  кротость и верность  заповедям Божьим, святость.


А Февронии в виде круга. Автор не раз подчеркивает предопределенность её судьбы, её  жизненного пути. На протяжении повествования образ святой остается неизменным: Феврония обладает нравственной чистотой, чистотой помыслов, ее вера в Бога непоколебима. )









(Любовь, верность, доброта могут победить любое зло.)

(Повесть эта своего рода гимн вере, любви и верности. )

(Любовь к людям, мужество, смирение, семейные ценности, верность, религиозность, мудрость, добросердечие, милосердие).


































Ответы детей:

(Много разводов, люди перестали ценить друг друга, разрушение семьи, падение рождаемости, множество беспризорных детей. Распространение алкоголизма, наркомании, преступности и т.д.)
























Используемая литература

  1. Золотарева И.В., Аникина С.М. Поурочные разработки по литературе. 7 класс.- М.:ВАКО, 2005

  2. Крупина Н.Л. Повесть о Петре и Февронии Муромских.IХ класс ⁄⁄ Литература в школе.-2000.-№5.-с.78-82

  3. Малюкова В.Ф. Урок по «Повести о Петре и Февронии Муромских» VII класс ⁄⁄ Литература в школе.-2008.- №9.-с.37-39

  4. Турьянская Б.И., Комисарова Е.В., Холодкова Л.А. Литература в 7 классе: Урок за уроком.-М., 1999

  5. Ужанков А.Н. Повесть о Петре и Февронии Муромских ⁄⁄ Литература в школе.-2005.- №4.-с.13-18.

  6. http://vk.com/video24076719_163006911?hd=1&t=4m56s

































Приложение 1

«Верите ли вы?»

1). Любимым чтением русских в средние века были Жития святых. (да)

2). «Повесть о Петре и Февронии Муромских» написана монахом Нестором. (нет)

3). «Повесть...» написана по поручению митрополита Макария. (да)

4). Автор «Повести...» был писателем и публицистом . (да)

5). Пётр и Феврония выдуманные герои, которые обобщили в себе черты нескольких реальных людей. (нет)

6). «Повесть ...» написана на основе легенды о мудрой девушке. (да)

7). Село Ласково выдуманное место действия. (нет)

8). «Повесть...» написана в связи с канонизацией Муромских святых. (да)


Таблица для заполнения


№ вопроса

Ответ до чтения текста

Ответ после чтения текста

1



2



3



4



5



6



7



8


























Приложение 2

ХVI век - время образования единого Русского государства со стольным городом Москвой. За объединением Руси последовало объединение русской культуры. Под руководством митрополита Макария составляется обширное - 12 огромных томов - собрание всех чтомых, т.е. читавшихся, на Руси книг. Это собрание называлось "Великие Четьи-Минеи".

В "Великих Четьи-Минеях" по порядку месяцев и дней излагались рассказы о жизни святых Православной церкви. Русская пословица гласит: "Не стоит город без святого, селение - без праведника". И Макарий поручает священникам собирать по русским землям предания о прославившихся своими благочестивыми подвигами праведных людях. Священнику Ермолаю (фамилия до нас не дошла), писателю и публицисту, было поручено написать житие о муромских святых Петре и Февронии. Автор повести был сначала священником в Пскове, занимался литературным творчеством, затем он стал протопопом (настоятелем собора) дворцового Собора Спаса на Бору в Москве, а в 1560-е годы постригся в Пскове в монахи, приняв имя Еразм (Прегрешный).

Муром славился легендами. Самой поэтичной из муромских легенд явилось сказание о мудрой деве, ставшей доброй и справедливой княгиней. Село Ласково, которое упоминается в повести, существует и в наши дни, оно находится неподалеку от села Солодча, откуда родом была Феврония.

Сказание и послужило основой для повести. До сих пор неизвестно, кого можно назвать прототипами героев. Но чаще всего, как мы выяснили, прототипом героя повести, князя Петра, называют князя Давида Юрьевича, правившего Муромом в начале 13 века. Он женился на крестьянке Ефросинии в благодарность за то, что она излечила его от болезни, от которой никто не мог излечить. Брак князя с простой крестьянкой вызвал злобные наветы, но супруги счастливо прожили до конца своих дней. Состарившись, они оба приняли монашество и умерли в 1228 году.

Повесть стала подлинным шедевром древнерусской литературы, она была написана после канонизации, то есть причисления к лику святых, Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году. Ею зачитывались в Московском государстве, до наших дней сохранилось 150 списков этого произведения.

Приложение 3






Жанр жития


Житийная литература была очень популярна на Руси. Слово «житие» означает «жизнь». Житиями назывались произведения, рассказывающие о святых – государственных и религиозных деятелях, чья жизнь и поступки были расценены как образцовые. То есть житие – это жизнеописание святых.

Жития имели определенную структуру:

1. Вступление, в котором объяснялись причины, побудившие автора начать повествование, обращение к Богу (похвала и молитва о помощи).

2. Основная часть – рождение святого, рассказ о его жизни, смерти и посмертных чудесах.

3. Завершалось житие похвалой святому.






















Приложение 4

Лист самооценки


Сделал



Открыл



Почувствовал



Выстроил



Создад




Задумался




Приблизился




Подумаю




Почитаю





Проанализирую