I. 1. 2. 3. II. 1. 2. 3. 4. 5. III. 1 2 3. 4. 5. | Стадия вызова Здравствуйте, ребята, садитесь! Я рада видеть ваш хороший настрой на наш сегодняшний урок. Добрых вам открытий Ассоциативные цепочки. Звучит запись древнерусской музыки, медленно чередуются с помощью мультимедийного оборудования древнерусской иконописи. На этом фоне слова учителя. - Многие из вас были в церкви, окунались в святую тишину и спокойствие. Всматривались в лики святых. Составьте ассоциативную цепочку к словам СВЯТОЙ, ПОДВИГ. (индивидуально, обобщение) Послушайте стихотворение А.Хомякова «Подвиг». Какими словами вы могли бы дополнить ассоциативные ряды? Прогнозирование Дома вы читали «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке, чему должны научиться? Тема нашего урока «О любви, мудрости и верности» («Повесть о Петре и Февронии Муромских») (Запись темы в тетрадь) Знаток древнерусской литературы Д.С.Лихачёв говорил: «Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя». Как вы понимаете это высказывание. Давайте вспомним, что такое нравственность? Об этом мы с вами говорили на прошлом уроке. (фронтально) Мы с вами вернемся к нашему эпиграфу в конце урока. Приём «Верите ли вы?» (Приложение 1) А сейчас перенесемся в древнерусское государство, в далекий ХVI век и узнаем, кто же написал это замечательное произведение «Повесть о Петре и Февронии», какова его предыстория? А для этого, полагаясь на собственный опыт, знания, интуицию, ответьте самостоятельно на вопросы, связанные с историей создания «Повести...», словами «да», «нет». Запишите ответы в первый столбик таблицы. Стадия осмысления. Работа с таблицей «Верите ли вы?» Чтение текста. Вам интересно узнать. правильно ли вы ответили на вопросы? У вас на столах лежит текст (Приложение №2). Самостоятельно прочитайте его. В ходе чтения вы найдёте ответы на вопросы «Верите ли вы?» , заполните вторую часть таблицы. Каждый свой ответ необходимо будет устно прокомментировать информацией из текста. (Индивидуальная работа) Обсуждение вопросов и дополнений к ним. Просмотр 5 и 6 слайдов презентации . - Как вы поняли, что такое «Великие Четьи-Минеи»? канонизация? агиография? Приём «Инсерт» Познакомьтесь с текстом о жанре жития (Приложение 3), проработайте его, используя условные знаки, ставя их на полях: «v»-я это знал, «+»-это для меня новое, «-» -это противоречит моим знаниям, «?»- об этом хочу узнать больше. Выделите черты жития в «Повести...» (самостоятельная работа, групповая.) Приём «Решение познавательной задачи» Но митрополит Макарий не включил заказанное им житие в библейский сборник «Великие Четьи-Минеи». Как вы думаете, почему? (Что напоминает данное произведение? Чем?) Итог обсуждения – нетрадиционный характер житийной "Повести о Петре и Февронии", фольклорные мотивы, ее лаконизм, отсутствие этикетных черт делают ее, очевидно, неподходящей для агиографических канонов XVI в. Жанр «Повести...» - житийная повесть с элементами народно-сказочного характера. Приём «Толстые и тонкие вопросы» (Групповая работа) Дома учащиеся должны были составить к повести по одному тонкому и толстому вопросу, связанному с характеристикой главных героев. Обсудить составленные дома вопросы, выбрать для обсуждения в классе один тонкий и два толстых вопроса. Сначала обсуждаются вопросы, связанные с образом Петра, а затем Февронии. Как вы думаете. Почему автор в качестве главной героини выбрал девушку незнатную, а крестьянского происхождения? Приём «Мудрые совы» Просмотр видеофрагмента «Гонец в доме Февронии» (http://vk.com/video24076719_163006911?hd=1&t=4m56s) Просмотрите эпизод и сопоставите его с текстом. Сопоставь эпизод видеосюжета и текста. Сделай вывод, на какие качества характера в образе Февронии обращает внимание режиссёр фильма и на какие автор «Повести...». Как вы думаете, почему? (Слайд 8) -Почему Петр женился на Февронии? Стадия рефлексии Составление кластера «Духовный портрет героев) Работа в парах. Мальчики составляют духовный портрет Петра, девочки – Феврони.) Аргументируйте свой ответ. Афиширование. Обсуждение. - Почему автор не рисует портретов героев повести? - В чем находит свое высшее выражение неиссякаемая сила взаимной любви Петра и Февронии? Приём «Ассоциации» Работа с предметами-символами. Так закончилась жизнь Петра и Февронии. Мы уже многое знаем о наших героях. Давайте попытаемся представить их жизненный путь в виде предметов-символов. Перед нами три предмета: лестница, тропа и круг. -Что такое лестница? -А что такое тропа? -А вот круг –это очень важный символ. Круг не имеет ни начала, ни конца. Он означает вечность, неизменность, постоянство, верность своим идеям, чистоту помыслов. - С помощью какого из этих предметов мы с вами можем представить жизненный путь Петра? Февронии? Аргументируйте ответ (Слайды 9, 10) Приём «Возвращение» Возвращение к эпиграфу «Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя». -Какова же основная идея повести? - В чем основная ценность книги? -Какие жизненные ценности утверждаются в ней? -А в наше время эти качества ценятся? -Как эпиграф связан с темой урока? Своей жизнью Петр и Феврония показали, каким должен быть человек, каким должна быть его жизнь. Посмотрите еще раз, сколько прекрасных нравственных качеств, которые передаются из века в век, из поколения в поколение, должно быть в человеке. Святые Давид и Ефросиния помогают молодым семьям, их день отмечается 8 июля (25 июня). (Слайд 11) С 2008 года в России день 8 июля объявлен Всероссийским днем семьи, любви и верности. Символично, что этот праздник впервые отмечался в 2008 году, который был объявлен годом семьи. В Нефтеюганске установлен памятник Петру и Февронии. (Слайд 12) - Почему же Пётр и Феврония, говоря современным языком, вновь оказались востребованными обществом? Самооценка А сейчас каждый из вас оценит свое участие в уроке. Оценка учащимися собственной и коллективной деятельности. Оценка участия каждого ученика в уроке . Лист самооценки. Результат оцените, используя слова (сделал.., открыл.., понял.., почувствовал.., выстроил.., создал.., задумался.., приблизился, подумаю.., почитаю, проанализирую…) (Приложение 4) Педагогическая оценка Домашнее задание Эссе «Чему учат нас герои «Повести о Петре и Февронии Муромских»? (Слайд 13) -А в заключении нашего урока послушайте замечательную песню Марка Тишмана, которая стала гимном Петру и Февронии. Звучит песня «Петр и Феврония» (Слайд 14) | 8 мин. 4 мин 3 мин 1 мин 22 мин. 4 мин 5 мин 3 мин 5 мин 5 мин 15 мин 6 мин 2 мин 2 мин 2 мин 1 мин 2 мин | Ответы учащихся: (Святой – праведник, икона, Бог, нимб, пророк, ангел, рай. Подвиг – герой, отвага, поступок, человек, солдат.) Ученик читает стихотворение А.Хомякова «Подвиг»: Подвиг есть и в сраженье, Подвиг есть и в борьбе. Высший подвиг в терпенье. Любви и мольбе. Если сердце заныло Перед злобой людской, Иль насилье схватило Тебя цепью стальной, Если скорби земные Жалом в душу впились,- Верой бодрой и смелой Ты за подвиг берись. Есть у подвига крылья, И взлетишь ты на них Без труда, без усилья Выше мраков земных. Выше крыши темницы, Выше злобы слепой. Выше воплей и криков Гордой черни людской. Ответы учащихся. Ассоциативный ряд можно продолжить словами терпение, любовь, преодоление себя, подвижник, мольба, вера. Ответы учащихся: (Мы будем говорить о любви, терпении, вере, о святых Петре и Февронии...) Учащиеся вместе с учителем формулируют тему урока. Записывают её в тетрадь. Определяют задачи. . Ответы учащихся. (Это нормы поведения, принятые в обществе. Быть нравственным-– значит соблюдать эти неписаные правила: быть честным, добрым и т.п.) Заполняют таблицу Ч Ответы детей. Повесть написана в форме жития, но нет традиционного для житийного жанра построения произведения (начало не соответствует житийному зачину, испытания, через которые проходят Петр и Феврония, им посылает не дьявол, а создает зависть людей; лишь финал – классический образец жития). Но всё-таки в повести присутствуют черты жития. Во-первых, автор прославляет святых, создавая идеальные образы. Во-вторых, герои живут по «заповедям Божьим, в трудную минуту обращаются к Богу. В-третьих, они совершают чудеса при жизни и после смерти (пророчески предсказали свою смерть, умерли в один день и час, не расстались после смерти; на месте их погребения верующие люди получают исцеление от самых тяжких недугов). Ответы детей: (не понравилосЬ. Не так должно было быть написано и т.д.) Ответы детей. (Произведение похоже больше на сказку , чем на житие На сказку о герое-змееборце и сказку о мудрой деве, начало повести напоминает сказочный зачин: «Есть в русской земле город…Правил в нем когда – то князь по имени Павел…» , есть сказочный герой - змей-искуситель, добро всегда побеждает зло: Пётр победил змея, есть загадки, которые часто приходится отгадывать героям сказок. Например: «Плохо, когда дом без ушей, а горница без очей», хитроумные задания-испытания (задание Петра сшить из пучка льна рубаху и задание Февронии сделать ткацкий станок из полена), волшебные предметы (например, Агриков меч, о которого гибнет Змей), постоянные эпитеты (“лукавый змей”, “мудрая дева”), повторы (два раза исцелялся, три раза посылал к жене перед смертью). (На повесть указано конкретное место действия (город Муром, Рязанская земля, село Ласково), герои повести – реальные люди, показана борьба бояр за власть). Вопросы детей: - Как попадает меч в руки Петра? - Что случилось с Петром после победы над змеем? - Почему Пётр не женится на Февронии после первого своего излечения? - Как можно оценить поведение Петра, узнавшего от старшего брата историю со змеем-оборотнем? -Что изменилось в жизни героя после полного выздоровления? -Почему же автор делает Петра главным героем? - Как и какую просьбу бояр выполнила Феврония? - Почему Петр и Феврония вернулись в город? -Почему Феврония способна совершать чудеса, а Петр - нет? -Чем вызвана неприязнь бояр и их жён к новой княгине? Ответ учащихся (Он учит ценить людей не по происхождению, по их поступкам. Хотел сказать, что и среди крестьян есть люди мудрые, чистые, верные.) Ответы учащихся: ( И режиссёр и автор «Повести...» обращают внимание на трудолюбие героини, на то, что она хорошая хозяйка.. Феврония показана за работой – она пряла. Оба отмечают её способность приручать зверей. Заяц – трусливый зверь, а здесь он совсем не боится человека. Оба отмечают её мудрость. Она отводит неисполнимые требования Петра (сделать из пучка льна сорочку, порты и полотенце) такими же неисполнимыми требованиями, но уже со своей стороны (сделать из чурочки станок).Не помазала ему один струп. Но автор «Повести...» подчёркивает мудрость Февронии ещё и загадками, которых нет в фильме.) (Не внешность, не красота главное для него, как не главное это для Петра и Февронии. Петр убедился в уме, душевной красоте девушки. Ведь до того, как Петр взял с великими почестями Февронию в Муром, они друг друга не видели и все общение вели через слуг). (Оба супруга, не мысля возможности пережить друг друга, умирают в один и тот же день и час и не разлучаются даже после смерти, наперекор тем, кто пытался их разлучить). (Это приспособление, придуманное людьми для того, чтобы подниматься вверх ступенька за ступенькой.) (Тропа́ (тропи́нка) — узкая протоптанная дорожка ). Ответы детей: (Жизненный путь Петра можно представить в виде лестницы. 1 ступень - борьба с внешним злом в обличии змея – искусителя 2 ступень - болезнь Петра и испытания 3 ступень - борьба с внутренним злом – над гордыней 4 ступень - кротость и верность заповедям Божьим, святость. А Февронии в виде круга. Автор не раз подчеркивает предопределенность её судьбы, её жизненного пути. На протяжении повествования образ святой остается неизменным: Феврония обладает нравственной чистотой, чистотой помыслов, ее вера в Бога непоколебима. ) (Любовь, верность, доброта могут победить любое зло.) (Повесть эта своего рода гимн вере, любви и верности. ) (Любовь к людям, мужество, смирение, семейные ценности, верность, религиозность, мудрость, добросердечие, милосердие). Ответы детей: (Много разводов, люди перестали ценить друг друга, разрушение семьи, падение рождаемости, множество беспризорных детей. Распространение алкоголизма, наркомании, преступности и т.д.) |