СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторения и обобщения материала по теме «Колебания. Волны».

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторение, обобщение, закрепление и систематизация знаний по теме «Колебания. Волны».

Просмотр содержимого документа
«Повторения и обобщения материала по теме «Колебания. Волны».»

Повторения и обобщения материала по теме «Колебания. Волны»

Учитель: Новикова Е.В.


Цели урока:
Повторение, обобщение, закрепление и систематизация знаний по теме «Колебания. Волны»

  • Проверка знаний учащихся по теме «Колебания. Волны»

  • Формирование у учащихся практических умений и навыков применения знаний к решению экспериментальных, расчетных, качественных задач.

Задачи урока:

Обучающие:

  • Повторить и обобщить тему «Колебания и волны»

  • Закрепить и проверить навыки решения экспериментальных, расчетных и качественных задач;

Развивающие:

  • Развивать навыки подачи полного и правильного ответа;

  • Развивать умение применять полученные знания к решению задач;

  • Развивать логическое мышление;

Воспитательные:

  • Воспитать познавательный интерес к изучению физических законов и явлений;

  • Научить видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни;

  • Способствовать формированию ответственности, самостоятельности;

  • Воспитывать позитивное отношение к интеллектуальным достижениям одноклассников.



Тип урока: обобщение и систематизация учебного материала.


Учитель. Академик Папалекси сказал: «Не будет преувеличением сказать, что среди процессов, как свободно протекающих в природе, так и используемых в технике, колебания, понимаемые в широком смысле этого слова, занимают во многих отношениях выдающееся и часто первенствующее место».

В: Как вы считаете, почему начинаем с этих слов? (Ответ учащегося)

Учитель сообщает цель урока.


Сегодняшний повторительно-обобщающий урок мы проводим в виде соревнования между 3-мя командами. В каждой команде есть капитан, который должен отмечать очки, заработанные командой и каждым учеником. А кто он?

Тот, кто первым выполнит задание.


I. Тестирование.


I вариант.


1. Какое перемещение совершает груз, колеблющийся на нити, за один период?

А. Перемещение, равное амплитуде колебаний.

Б. Перемещение, равное нулю.

В. Перемещение, равное двум амплитудам колебаний.


2. Как изменится период колебаний математического маятника при увеличении амплитуды его колебаний в 2 раза?

А. Увеличится в 2 раза.

Б. Уменьшится в 2 раза.

В. Не изменится.


3. Поперечными механическими волнами являются волны:

А. Сжатия и разрежения.

Б. Изгиба.

В. Сдвига.


4. Упругие продольные волны могут распространяться:

А. Только в твердых телах.

Б. В любой среде.

В. Только в газах.


5. При переходе из одной среды в другую длина звуковой волны увеличилась в 3 раза. Как при этом изменилась высота звука?

А. Увеличилась в 3 раза.

Б. Уменьшилась в 3 раза.

В. Не изменилась.



II вариант.


1. Определите перемещение, совершаемое грузом, колеблющимся на пружине, за время, равное половине периода колебаний.

А. Перемещение равно половине амплитуды колебаний.

Б. Перемещение равно удвоенной амплитуде колебаний.

В. Перемещение равно нулю.


2. Как изменится частота колебаний маятника при уменьшении амплитуды его колебаний в 3 раза?

А. Уменьшится в 3 раза.

Б. Увеличится в 3 раза.

В. Не изменится.

3. Продольные механические волны являются волнами:

А. Сдвига.

Б. Кручения.

В. Сжатия и разрежения.


4. Упругие поперечные волны могут распространяться:

А. Только в твёрдых телах.

Б. Только в жидкостях.

В. В любой среде.


5. Амплитуда звуковых колебаний увеличилась в 5 раз. Как изменилась высота звука при неизменной частоте звуковых колебаний?

А. Уменьшилась в 5 раз.

Б. Увеличилась в 5 раз.

В. Не изменилась.






II. Эстафета «Запишите формулы».

Проверка знаний формул данной темы.

Каждая команда получает одинаковые задания. Отвечают по цепочке. 1 ученик выполняет у доски с обратной стороны.

Проверка: самоконтроль (капитан).


III. Эрудит – конкурс капитанов.

Проверка основных понятий данной темы.

Команды задают капитанам 4 вопроса поочерёдно, по определениям данной темы.


IV. «Аукцион графиков».

Задачи, которые требуют определения величины по графику.

Требуется получить как можно больше из него информации (информация принимается с каждого ряда в порядке очерёдности).

Сравнить! Общее! Различия!

Работа в парах с дидактическим материалом.



V. «Решалка» - решение расчетных задач. (разноуровневые задачи).

Работа индивидуальная самостоятельная.


I. «3»

1. Маятник совершил 50 колебаний за 25 с.

Определите период и частоту колебания маятника.

2. Каков период колебаний источника волны, если длина волны равна 2 м, а скорость её распространения 5 м/с.


II. «4»

3. Груз массой 400 г, подвешенный к пружине, совершает 60 колебаний за 2 минуты. Определить жесткость пружины.

III. «5»

4. Каково соотношение частоты колебаний двух маятников, если их длины относятся как 1:4 ?


Опережающее задание.

5. За одно и тоже время первый маятник совершил 20 колебаний, а второй 10 колебаний. Какова длина каждого маятник, если разность их длин 60 см?

VI. Творческий конкурс.

Домашнее задание – конкурс докладов по теме:


1. Вибрация, резонанс, ультразвук.


В неё вошли доклады «Вибраторы на производстве», «Резонанс положительный и отрицательный», «Ультразвук и инфразвук – друзья или враги».


2. Колебания в живой природе.


Доклад о пульсирующей работе сердца (с записью тонов сердца).

Миниэкскурсия по выставке открыток «Цветы-часы».


3. Физика и музыка.


«О гитаре глазами физика».


4. Физика и экология.


Шум и борьба с ним.



Темы были даны в начале изучения данного материала. Ребята выбирали доклад самостоятельно. На уроке заслушали лучшие.



VII. «Заморочки из бочки».


Каждая пара вытаскивает из «бочки» качественную задачу, обсуждает в паре и кто-то один отвечает.

  1. Может ли звук сильного взрыва на Луне быть слышен на Земле?

  2. Когда прислушиваешься к отдалённому шуму, то невольно раскрываешь рот. Почему?

  3. Два человека прислушиваются, надеясь услышать шум приближающегося поезда. Один из них приложил ухо к рельсам, другой – нет. Кто из них раньше узнает о приближении поезда и почему?

  4. Как будут идти часы с секундным маятником, установленным для Москвы, на полюсе и на экваторе?

  5. Кто в полёте чаще машет крыльями: муха, шмель или комар?

  6. Почему иногда при исполнении оперных арий хрустальные люстры начинают звенеть?

  7. Сохранится ли период колебаний часов-ходиков, если их перенести с Земли на Луну?

  8. Судья соревнований по ходьбе стоит на финише. Когда он должен пустить в ход свой секундомер: когда увидит дым стартового пистолета или услышит выстрел?

  9. На открытом воздухе музыка, речь звучит менее громко, чем в помещении. Почему?

  10. Почему при некоторой скорости движения оконное стекло в автобусе начинает дребезжать?

  11. Почему при проверке колёс вагонов во время стоянки поезда их обстукивают молотком?


VIII. Кроссворд «Поднимитесь по ступенькам».


Работа индивидуальная.

Проверка – взаимоконтроль.


IX. Таблица обобщающая.


В конце урока учащиеся заполняют таблицы.

X. Подведение итогов. (капитаном и учителем)


Что должны знать! (отвечают учащиеся).

Уметь! (отвечают учащиеся).

Командные и личные результаты конкурсов заносились в таблицу капитанами. По итогам набранных баллов были выставлены всем оценки.


Рефлексия.

Учитель: - Итак, ребята, оцените свою деятельность на сегодняшнем уроке и ваше состояние после сегодняшней работы.
- Попробуйте определить, насколько хорошо вы усвоили материал по “Волшебной лестнице знаний”:

1-я ступенька - испытываю затруднения;

2-я ступенька - усвоил новые знания, но ещё нужна помощь;

3-я ступенька - усвоил новые знания и научился применять их.

9. Окончание урока.
Учитель: - Урок окончен. Спасибо за работу

Запишите формулы



1. Длины волны через период колебаний.






2. Периода математического маятника.







3. Между периодом и частотой существует математическая зависимость, которая записывается формулой:







4. Периода пружинного маятника.






5. Длины через частоту.







6. Периода колебаний, если известно время и число колебаний.




















Кроссворд «Поднимитесь по ступенькам»


9

 

 


8

 

 

 


7

 

 

 

 


6

 

 

 

 

 


5

 

 

 

 

 

 


4

 

 

 

 

 

 

 


3

 

 

 

 

 

 

 

 


2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




























Кроссворд «ПОДНИМИТЕСЬ ПО СТУПЕНЬКАМ»


I вариант


  1. Звук, при котором изменения акустического давления, воспринимаемого нашим ухом, происходит регулярно, называется………

  2. Колебания, частоты которых больше 20 кГц.

  3. Модуль наибольшего смещения тела от положения равновесия.

  4. Явление резкого возрастания амплитуды вынужденных колебаний при совпадении частоты свободных колебаний с частотой вынуждающей силы.

  5. Учёный, который применил маятник в часах.

  6. Время, за которое совершается одно полное колебание.

  7. Характерная окраска звука, сообщаемая ему обертонами.

  8. Прибор для измерения времени.

  9. Приёмник звука у человека и животных.





























II вариант


  1. Параметр среды, влияющий на скорость звука.

  2. Метод измерения глубины моря с помощью ультразвуковых волн.

  3. Повторяющиеся движения, порождающие звук.

  4. Особые источники звука, испускающие единственную частоту, так называемый «чистый тон».

  5. Характеристика звука, измеряемая в герцах.

  6. Струнный музыкальный инструмент.

  7. Регулярно чередующиеся сжатия и разрежения воздуха, распространяющиеся от источника звука.

  8. Звук, сопровождающий разряды молний.

  9. Набор колебаний различной частоты.





















Таблица обобщающая.

Отличительные черты колебаний

Механические колебания

Свободные

Вынужденные

Колебательная система



Условия возникновения колебаний



Процесс изменения во времени



Период



Частота



Амплитуда



Полная механическая энергия, в реальных условиях



Полная механическая энергия, в идеальных условиях







Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок.

у нас присутствуют гости – мои коллеги. Сегодня мы с вами поговорим об механических колебаниях, волнах.

Я надеюсь, что этот урок пройдет интересно, с большой пользой для всех.

Будьте активны, внимательны, поглощайте с большим желанием знания.