Повышение квалификации педагога
в осуществлении тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
Г.А. Баранова
к.п.н., доцент
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Тульской области
«Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области»,
г. Тула, РФ
Аннотация. Рассмотрен процесс подготовки педагога к осуществлению тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: подготовка педагога, осуществление тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, дополнительная профессиональная программа повышения квалификации, инклюзивное образование, педагог-тьютор, совершенствование профессиональных компетенций, способствующих реализации тьюторской деятельности, нормативно-правовые основы тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья; закономерности развития сенсорно-перцептивной, интеллектуально-познавательной, эмоционально-волевой сфер, решение диагностических, дифференциально-диагностических и коррекционных задач, общепрофессиональные, профессиональные компетенции, реализация коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ограниченными возможностями здоровья; особенности реализации адаптированной образовательной программы и индивидуального учебного плана учащихся с ОВЗ, технологии тьюторского сопровождения, современные информационно-коммуникационные технологии в специальном и интегрированном обучении детей с ОВЗ, особенности организации дистанционного образования детей с ОВЗ.
Преобразования, происходящие сегодня в системе российского образования, развитие инклюзивной практики, гарантируют право на получение и доступность общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, выбора подходящего им образовательного маршрута.
В этих условиях актуализируется необходимость насыщения системы образования профессионально подготовленными кадрами, в том числе тьюторами, сопровождающими детей с ограниченными возможностями здоровья. Тьюторство как новая в российском образовании педагогическая деятельность, в условиях инклюзивной школы, является важным ресурсом для создания эффективной, ориентированной на ребенка системы сопровождения. Педагогическая деятельность тьютора заключается в индивидуальной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в ходе образовательного процесса и процесса социализации; способствует самореализации личности школьника, формированию эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.
Одним из путей решения этой проблемы является повышение квалификации педагогов-тьюторов, осуществляемой в системе специально созданных образовательных учреждений дополнительного образования в различных организационно-правовых формах.
Повышение квалификации осуществляется в соответствии с федеральным законом №273 «Об образовании в Российской Федерации», профессиональным стандартом Педагога, Приказом Министерства образования и науки РФ от 1 октября 2015 г. N 1087 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (уровень бакалавриата)»; ФГОС ВО 44.03.01 Педагогическое образование (бакалавриат) (утв. 04.12.2015г.), квалификационными требованиями к педагогическим работникам, осуществляющим тьюторское сопровождение детей с ОВЗ и инвалидностью.
В процессе повышения квалификации и профессиональной подготовки педагогов-тьюторов решается следующий комплекс задач:
- совершенствование профессиональных компетенций, способствующих реализации тьюторской деятельности по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с требованиями ФГОС в системе общего и специального образования, социальной защиты, здравоохранения;
- ознакомление слушателей с нормативно-правовыми основами тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;
- формирование у слушателей глубоких и систематизированных знаний в области методологии, теории и практики дефектологии; концептуальных психолого-педагогических основ воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями в условиях введения ФГОС;
- ознакомление слушателей с особенностями психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья: закономерностями развития сенсорно-перцептивной, интеллектуально-познавательной, эмоционально-волевой сфер.
- обучение слушателей выявлению отклонений в психофизическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья; решению диагностических, дифференциально-диагностических и коррекционных задач;
- изучение методических аспектов организации психолого-педагогической работы и дефектологической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС УО.
Подготовка тьюторов для современной системы образования предполагает обновление целей, содержания, форм и методов профессиональной подготовки. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации предусматривает ознакомление слушателей с новейшими достижениями в области методологии, теории и практики дефектологии; концептуальными психолого-педагогическими основами воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Центральное место в процессе курсовой подготовки специалистов отведено коррекционно-педагогической работе как целостной системе, ее структурным компонентам в общеобразовательном процессе. В дополнительной профессиональной программе повышения квалификации детально раскрывается содержание коррекционно-развивающего обучения. Данный процесс органично увязан со специальными методами обучения и дидактическими средствами, с формами организации предметных и специальных коррекционных занятий.
Одним из важных направлений дополнительной профессиональной программы является ознакомление слушателей с теоретическими и методическими основами сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это реализация в образовательном процессе современных педагогических технологий, проектирование индивидуального образовательного маршрута, учебного плана и др.
Особое внимание в программе повышения квалификации уделяется формированию профессиональной культуры тьютора, формам и методам ее проявления в профессиональной деятельности. Подобный подход обеспечит подготовку тьютора, способного осуществить индивидуализацию обучения и воспитания; реализовать продуктивное сотрудничество с родителями и специалистами службы сопровождения; организовать для детей с ограниченными возможностями здоровья принимающую и понимающую среду, обеспечивающую их социальное и познавательное развитие.
Программа повышения квалификации педагогов-тьюторов направленна на изучение нормативно-правовых основ инклюзивного и специального (коррекционного) образования (в частности, ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС УО); актуальных проблем психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья; теории и методики инклюзивного и специального (коррекционного) образования.
Организация образовательного процесса на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки направлена на формирование и совершенствование следующего комплекса компетенций:
- Общепрофессиональные компетенции - способность осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся; готовность к осуществлению психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья.
- Профессиональные компетенции - способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ограниченными возможностями здоровья; готовность к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты; готовность к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В результате изучения дополнительной профессиональной программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки слушатель должен знать:
- нормативно-правовые и этические основы, регламентирующие образование лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- современные концепции и модели инклюзивного образования;
- теории и технологии учета возрастных особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития;
- особенности организации психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья;
- педагогические закономерности организации образовательного процесса;
- основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей;
- специфику организации работы с участниками образовательного процесса в условиях инклюзивной школы (родители, законные представители, дети и педагоги);
- коррекционно-образовательные программы; специфику реализации адаптированной образовательной программы и индивидуального учебного плана учащихся с ОВЗ в образователь-ной организации с учетом рекомендаций программы реабилитации и (или) ПМПК;
- современные информационно-коммуникационные технологии в специальном и интегрированном обучении детей с ОВЗ; особенности организации дистанционного образования детей с ОВЗ.
Уметь:
- разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся;
- проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду;
- осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ;
- составить (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося.
Владеть:
- владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей, обучающихся;
- оказание адресной помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.
Остановимся подробнее на содержательных и процессуальных аспектах организации образовательного процесса повышения квалификации педагогов-тьюторов. Например, в процессе изучения модуля «Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной практики», мы рассматриваем с педагогами следующий комплекс вопросов:
- содержание и специфика организации психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья;
- особенности организации психолого-педагогического, дефектологического и логопедического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;
- категории детей с ограниченными возможностями здоровья. Специальные образовательные потребности детей с ОВЗ разных категорий. Формы и методы организации работы с родителями (законными представителями) в условиях инклюзивной школы.
В процессе изучения модуля «Теоретические и методические основы тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях реализации ФГОС» раскрываем сущность следующих вопросов:
- сущность, структура образовательной технологии, технологии тьюторского сопровождения, особенности их реализации в условиях введения ФГОС НОО ОВЗ.
- сущность и структура адаптированной основной образовательной программы (АООП) и адаптированной образовательной программы (АОП), индивидуального учебного плана учащегося с ОВЗ в образовательной организации;
- особенности реализации АООП, АОП и индивидуального учебного плана учащегося с ОВЗ в образовательной организации с учетом рекомендаций программы реабилитации и (или) ПМПК;
- структура интегрированного занятия в условиях инклюзивной практики; требования к организации интегрированного занятия в условиях инклюзивной практики.
Особое внимание в содержании лекционного курса уделяется информатизации образовательного процесса в соответствии с требованием современных образовательных стандартов. В этой связи раскрываются такие вопросы, как: особенности реализации современных информационно-коммуникативных технологий в специальном и интегрированном обучении детей с ОВЗ; организация дистанционного образования детей с ОВЗ.
Большое значение в содержании дополнительной профессиональной программы повышения квалификации занимает процессуальных компонент, т.е. организация практических занятий. Они предусматривают применение в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий: проблемное изложение материала, дискуссии, мастер-классы, разбор конкретных ситуаций в сочетании с системной организацией самостоятельной работы слушателей.
Содержание практических занятий связано с изучением наиболее сложных теоретических и практических вопросов для слушателей; формированием категориального аппарата по изучаемой проблеме, выполнением заданий творческого характера, содействующих развитию умений анализировать и применять на практике технологии тьюторского сопровождения, анализировать и моделировать педагогические ситуации, решать педагогические задачи.
Глубокое усвоение теоретических знаний, развитие педагогического мышления обеспечивается на основе качественной самостоятельной работы слушателей курсов. Дидактическим средством ее организации является совокупность теоретических и практических вопросов, заданий, адекватно отражающих сущность технологий тьюторского сопровождения и особенностей их реализации на практике.
Список литературы и источников
1. Бакунова И.В. Психолого-педагогическая диагностика и коррекция лиц с ограниченными возможнос-тями здоровья. Изд-во СКФУ, 2016. 121 с. [Электронный ресурс]. / Режим доступа: Источник: НЭБ Российская государственная библиотека (РГБ) http://xn--90ax2c.xn--p1ai/catalog/000199_000009_009486666/
2. Карпенкова И.В. Тьютор в инклюзивной школе: сопровождение ребенка с особенностями развития. Из опыта работы / М. ЦППРиК «Тверской», 2014.
3. Елецкая О.В. Психолого-педагогическая диагностика и коррекция лиц с ограниченными возможнос- тями здоровья. Изд-во «ФЛИНТА», 2016. 499 с. [Электронный ресурс]. / Режим доступа: Источник: НЭБ Российская государственная библиотека (РГБ) http://xn--90ax2c.xn--p1ai/catalog/000199_000009_009430777/
4. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: Сборник нормативных документов. М.: Изд-во «Национальное образование». 2016. 240 с.
5. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации». М.: Просвешение, 2014. 126 с.