Тема: "Знакомство с электричеством.Статическое электричество"
Развитие ребенка дошкольного возраста во многом зависит от разных видов деятельности, которые осваиваются ими в партнерстве с взрослыми. Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире - важнейшие черты нормального детского поведения. Всякий здоровый ребенок уже с рождения - исследователь.
Ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности, но именно в познавательно – исследовательской дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как устроен мир?)
В качестве основного вида поисковой деятельности детей дошкольного возраста является деятельность экспериментирования. Непосредственный контакт ребенка с предметами, элементарные опыты позволяют познать их свойства, качества, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающий мир.
В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно- следственную связь, соблюдать правила безопасности.
Понимая значение детского экспериментирования в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности ребенка в целом, необходимо создавать условия для поисковой деятельности детей.
Программные задачи:
Образовательные:
Обобщить и расширить знания детей об окружающем мире;
Познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества, и возможностью снятия его с предметов;
Показать взаимодействие двух наэлектризованных предметов;
Уточнить и расширить представления детей, где "живет" опасное электричество и как оно помогает человеку;
Закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности.
Развивающие:
Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;
Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность;
Вызвать радость от открытий, полученных из опытов;
Воспитывать умение работать в коллективе.
Материалы к занятию:
1. Карточки к игре "Найди пару". (Ковер - пылесос, швейная машина - рваное платье, стиральная машина - грязный фартук, торт - миксер, колбаса - холодильник, волосы - фен, солнце - вентилятор).
2. Карточки- схемы по правилам пользования электроприборами.
3. Обруч для игры "Все вместе".
4. Оборудование для опытов:
Опыт 1
Воздушные шарики по количеству детей.
Опыт 2
Расчески по количеству детей, полоски бумаги.
Опыт 3
Шерстяной платок, шелковый фартук, пластмассовые шарики, линейки, перышки, пенопласт.
Опыт 4
На подставке оргстекло, под которым лежат разноцветные шарики из пенопласта, шерстяная варежка.
Опыт 5
Два воздушных шарика висят на длинных нитках, емкость с водой.
Опыт 6
Бутылочки с водой (брызгалки), можно лейки.
Ход занятия
1)
-Ребята улыбнитесь друг другу. Ваши улыбки зажглись, как электрические лампочки, и озарили всё вокруг. О чём мы с вами сегодня поговорим, вы узнаете, отгадав загадку…
Он бежит по проводам
И охотно служит нам.
По хозяйству помогает,
Согревает, освещает.
Все про него знают,
Но никто его не видел.
(электрический ток)
Дети отвечают
- Молодцы! Правильно! Как вы думаете, что такое электричество и от куда оно приходит в наши дома?
Предложения детей.
Электрический ток на электростанциях вырабатывают специальные машины – генераторы. (показываем картинку)
Чтобы генератор давал электрический ток, внутри него должны вращаться лопасти турбины. Струя пара или воды с силой бьёт по лопастям, турбина вращается, генератор вырабатывает ток, который по проводам попадает в города и сёла, на заводы и фермы, в школы, детские сады и жилые дома.
Ребята, а у нас в группе есть электричество?
Как вы догадались? (В группе есть розетки, выключатели, провода, лампочки).
Что работает с помощью электричества? (Электроприборы)
А они помогают человеку? (Да)
Докажите мне это, используя эти карточки, подберите к ним соответствующие электроприборы.
2)
Игра "Найди пару" (активизация)
Почему ты взял эти карточки?
Какие ты карточки подобрал?
Объясни свой выбор.
Молодцы! Я с вами согласна, электроприборы наши лучшие помощники, без них человеку было бы трудно.
Электричество, при помощи которого работают электроприборы - опасно для человека? А есть электричество неопасное, тихое, незаметное, оно живет повсюду, само по себе. И если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть,
Я приглашаю вас в страну "Волшебных предметов", где мы научимся ловить доброе электричество.
На чем бы вы хотели отправиться в это путешествие? (например, на ракете).
Это наша ракета (на полу обруч).
Нам надо всем вместе поместиться в нее.
Кто первый войдет в ракету? Приглашай следующего (ребенок приглашает: "Дима, я был бы рад видеть тебя в ракете" и т.д.).
А вы меня с собой возьмете? Приглашайте меня. Давайте обнимемся и полетим (звучит музыка)
Вот мы и волшебной стране.
Посмотрите, на стене висит шарик и на полу шарики. А давайте их повесим на стену (дети пытаются повесить шарик на стену).
Почему этот шарик висит, а ваши падают? (Предположения детей)
Он волшебный.
А давайте наши шарики тоже сделаем волшебными. Посмотрите как!!! Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Все шарики висят. Вот и наши шарики стали волшебными.
Как вы их сделали такими?
Вывод: В наших волосах живет электричество, мы его поймали, когда стали натирать шарик о волосы, он стал электрическим, поэтому притянулся к стене.
А когда еще можно увидеть электричество в волосах? (когда расчесываемся).
Что происходит с волосами? (они электризуются, становятся непослушными, торчат в разные стороны). Это еще раз доказывает, что в волосах живет электричество.
4)
А давайте попробуем другие предметы сделать волшебными.
Порвите полоску бумаги на мелкие кусочки. (Дети выполняют)
Поднесите расческу к бумаге.
С бумагой что-то происходит? (нет).
Как заставить бумагу притянутся к расческе?
Как шарики притянулись к стене? (натирали о волосы, ловили электричество в волосах).
Что надо сделать, чтобы бумага притянулась к расческе? (потереть ее о волосы).
Ловите электричество, (бумага прилипла, притянулась, зашевелилась).
Почему притянулись кусочки бумаги? Какая расческа стала? (электрическая, волшебная).
Как она стала такой? (потерли о волосы, поймали электричество в волосах).
Молодцы! Вы опять поймали электричество.
5)
Это игровое электричество живет не только в волосах. Девочки возьмите пластмассовые шарики, а мальчики-линеечки. Прикоснитесь к перышкам.
Что вы видите? (лежат спокойно).
Сейчас попробуйте сделать эти обычные предметы волшебными, электрическими, чтобы они могли к себе притягивать при помощи одежды, которая лежит на столе. А как это сделать? (потереть) Ловите электричество. Прикоснитесь шариками к пенопласту, а линеечками к перышкам. Что вы видите? (Предметы притянулись, прилипли).
Какие стали предметы? (Электрическими).
Как они стали электрическими?
Вывод: Доброе электричество живет не только в волосах, но и в одежде.
6)
А я тоже хочу быть волшебником, покажу вам интересный фокус. (Дети садятся вокруг стола).
Что лежит под стеклом? (разноцветные шарики)
Как заставить шарики двигаться, прыгать? (натереть стекло, сделать его электрическим).
Чем удобнее натереть? (одеждой)
У меня есть обычная варежка, сейчас я буду делать стекло волшебным, электрическим.
Что происходит с шариками? (они зашевелились, запрыгали…).
Почему они зашевелились?
Как стекло стало волшебным?
Вывод: Когда натирали стекло варежкой, оно стало электрическим, поэтому шарики задвигались и притянулись к стеклу.
Вам понравился фокус? Вот как можно интересно играть с этим добрым электричеством.
7)
А еще в этой стране живут два друга. Они все время ссорятся и мирятся (на стойке висят два наэлектризованных шарика на длинной нитке).
Как вы думаете, сейчас они помирились или поссорились? Они отталкиваются или притягиваются друг к другу? (отталкиваются).
Они одинаковые, оба электрические, поэтому поссорились, не хотят дружить друг с другом.
А давайте их помирим?
Надо с одного шарика снять электричество. Девочки, что мы предлагаем вам сделать, чтобы легче расчесывать волосы? (намочить расческу).
Как же снять электричество с одного шарика? (намочить его).
Что произошло с шариками? (они притянулись друг к другу) Почему?
Вывод: Когда два шарики наэлектризованы, они отталкиваются, а чтобы они притянулись, надо один шарик смочить водой и они притянуться друг к другу.
8)
Какие вы молодцы!
Чему вы научились сегодня? (делать предметы волшебными)
А почему мы их называем волшебными?
Что происходит с этими предметами? (к ним все притягивается).
А как мы их делали волшебными? (ловили электричество в волосах и одежде).
Вам понравилось играть с этим электричеством?
Это электричество опасно? (нет, оно доброе, неопасное).
9)
Нам пора прощаться со страной волшебных предметов. А давайте на память о волшебной стране возьмем воздушные шарики, которые висят на стене. Но взять их можно только тогда, когда они опять станут обыкновенными неэлектрическими.
Как снять электричество с шариков? (смочить водой). (Дети брызгают на шарики воду)
Релаксационная пауза.
А теперь возьмите шарики, прижмите их к себе. Они помогут нам вернуться в детский сад. Сядьте удобнее, закройте глазки. (Звучит спокойная музыка). Представьте себе, что вы летите на воздушном шарике. Ярко светит солнышко, дует легкий ветерок, мы вдыхаем его чистый, свежий воздух, нам хорошо и приятно. Открываем глазки. Вот мы и в детском саду.
Вам понравилось наше путешествие?
А теперь можете поиграть с воздушными шариками.
ОПЫТЫ СО СТАТИЧЕСКИМ ЭЛЕКТРИЧЕСТВОМ
Опыт № 1
Висящий на стене шарик
Ребята, что это? (Воздушный шарик). Правильно. А как вы думаете, в шарике есть электричество? (Ответы детей). А я вам сейчас докажу, что в воздушном шарике живёт безопасное электричество. И с ним можно даже поиграть.
Для этого нужно шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Он стал электрическим и поэтому прилип к стене.
Ну что, есть в воздушном шарике электричество? (Ответы детей) .
Опыт № 2
Опыт с пластмассовой расчёской
Волосы электризуются, становятся непослушными.
Вывод: в волосах тоже живёт электричество.
Опыт № 3
Волшебные цветочки
Кусочком шерстяной ткани натереть пластмассовую палочку, медленно поднести к цветку из бумажной салфетки и поднять. Цветочки тоже поднимутся.
Познавательное путешествие-знакомство «Электричество и электроприборы»
Сценарий познавательного путешествия
Описание:
Вашему вниманию предлагается сценарий познавательного путешествия. Раздел «Ребёнок и окружающий мир». Сценарий познавательного путешествия направлен на расширение и обобщение знаний об электричестве и электрических приборах, воспитание безопасного поведения по отношению к электричеству и электроприборам, интереса к окружающим в быту предметам, использование полученных знаний в игровой деятельности. Подготовленный материал будет полезным для педагогов дополнительного образования, воспитателей логопедических и общеобразовательных групп.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Безопасность», «Социализация».
Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, экспериментальная.
Цель: Развитие интереса к явлениям и предметам в окружающем мире. Расширение знаний безопасного поведения.
Задачи
Образовательные:
1. Расширить знания об электричестве и электроприборах.
2. Обобщить знания детей о пользе и опасности электричества.
3. Пополнить словарь детей новыми понятиями «гидроэлектростанция», «аккумулятор», «электрический ток».
Коррекционно-развивающие:
4. Активизировать речь и мыслительную деятельность детей. Способствовать умению четко и грамотно формулировать свою мысль.
5. Автоматизировать звукопроизношение у детей при звукоподражании.
6. Развивать зрительное и слуховое внимание, словесно-логическое мышление, память, творческое воображение.
7. Развивать социальные и коммуникативные навыки детей в совместной деятельности.
Воспитательные:
8. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам через умения слушать товарища и принимать мнение другого.
9. Воспитывать элементарные навыки безопасного поведения в быту при обращении с электричеством.
Ожидаемый результат: повышение интереса к окружающим предметам в быту и использовании полученных знаний в повседной жизни.
Предварительная работа: беседа «Путешествие в прошлое электрической лампочки»; заучивание загадок и стихов об электроприборах; рассматривание иллюстраций с изображением электроприборов; подбор предметов, работающих от батареек, аккумуляторов, элементов питания, для выставки; рассказы детей из личного опыта.
Оборудование:
- разрезная картинка с изображением электрической лампочки;
- карточки из дидактической игры «Эволюция транспорта и окружающих нас вещей» на примере группы «осветительных приборов»;
- свеча;
- мультимедийная система;
- игрушка набор для проведения опытов по разным отраслям знаний «Электрическая сирена» из серии научных игрушек «Изучаем окружающий мир»;
- выставка предметов, работающих от батареек, аккумуляторов, элементов питания;
- мольберт;
- мягкие модули;
- модели с изображением правил безопасности при работе с электроприборами;
- эмблемы с изображением лампочки по количеству детей.
Методы обучения и воспитания: художественное слово (стихи и загадки), демонстрационный материал, использование элементов технологии ТРИЗ (приемы: «хорошо - плохо», моделирование), экспериментирование.
Условия проведения: просторный зал, в котором можно свободно передвигаться; стульчики по количеству детей; стол, на котором расположена выставка; мольберт с перевернутыми моделями безопасного обращения с электроприборами.
Ход мероприятия:
Вступительное слово воспитателя (стимулирование к предстоящей деятельности):
Дорогие ребята! Я рада вас всех видеть здоровыми и веселыми. Сегодня нас ждет необычное путешествие, в котором мы узнаем много интересного. А для начала …
Проблемная ситуация: обратите внимание, что лежит на столе? Похоже, это разрезанные части картинки. Возьмите каждый по одной части, попробуйте вместе собрать общую картинку (дети собирают).
Что получилось? (электрическая лампочка).

Воспитатель: Скажите, а всегда ли люди использовали для освещения лампочки? (ответы детей).
Погружение в проблему: Предлагаю вам окунуться в прошлое и проследить, как люди освещали свои жилища в разное время.
Дидактическая игра «Эволюция окружающих нас вещей»

Задание: Перед вами лежат картинки с изображением разных осветительных приборов. Выберите картинку, которая привлекла ваше внимание, понравилась вам. А теперь с их помощью мы будем строить дорожку из прошлого в настоящее. (Разложить карточки в хронологической последовательности, в соответствие с ранее проведенной беседой: «Путешествие в прошлое электрической лампочки»).
Воспитатель: Мы построили мостик из прошлого в настоящее. Я сейчас возьму свечу, зажгу её, а вы следуйте за мной (ребёнок, идущий последним, собирает картинки). Переходим по « мостику» от прошлого к «настоящему».
Воспитатель: Вот мы с вами и оказались в настоящем (воспитатель предлагает детям присесть на стульчики напротив экрана).
Загадка-стихотворение:
Вижу розетку вверху на стене,
И интересно становится мне,
Что за таинственный зверь там сидит,
Нашим приборам работать велит?
(Электричество)
Воспитатель: А вы хотите узнать, как к нам в дом приходит электричество?
Показ слайда

Воспитатель комментирует: Это – гидроэлектростанция. Под большим напором вода поступает в турбину, где с помощью генератора вырабатывается электричество. Оно подаётся в специальные подстанции, а от них потом по проводам бежит к нам домой, в больницы, на заводы и туда, где люди не могут обойтись без электричества.
Воспитатель: Скажите, а для чего люди ещё используют электричество, кроме освещения помещения? (предполагаемый ответ детей: для пользования электроприборами).
Игра «Загадки-разгадки»
Дети по очереди загадывают загадки. После ответов детей, правильный ответ появляется на экране мультимедиа.
1 -й ребенок:
Пыль увижу – заворчу,
Заверчу и проглочу! (Пылесос)
Воспитатель: Какие звуки мы можем услышать при работе пылесоса? (ДЖ)
2 –й ребенок:
В неё сначала бельё загружай,
Насыпь порошок и в розетку включай,
Программу для стирки задать не забудь,
А после ты можешь пойти отдохнуть. (Стиральная машина)
Воспитатель: Какие звуки мы слышим при работе стиральной машины? (Р), (У).
3-й ребенок:
Помялось платье? Ничего!
Разглажу я сейчас его,
Работать мне, не привыкать…
Готово! Можно надевать. (Утюг)
Воспитатель: Какие звуки мы можем услышать во время работы утюга? (ПШ).
4-й ребенок:
Живут там разные продукты,
Котлеты, овощи и фрукты.
Сметана, сливки и колбасы,
Сосиски, молоко и мясо. (Холодильник)
Воспитатель: Молодцы, мы с вами не только все загадки разгадали, но и вспомнили все звуки, которые мы слышим при работе этих электроприборов.
Интересно, а какие звуки мы слышим, когда работает холодильник? (ответ ДЗ).
Ребята, вспомните, какие электроприборы мы с вами еще не назвали, назовите их. (Ответы детей сопровождаются показом слайдов). Все вспомнинили?!
Физкультминутка (активизация внимания и двигательной активности, восстановление работоспособности).
Воспитатель: Где обычно в квартире стоит холодильник? (на кухне)
И мы с вами представим, что мы на кухне (дети выполняют движения в соответствии с текстом).
Что за шум на кухне этой?
Будем жарить мы котлеты.
Мясорубку мы возьмём,
Быстро мясо провернём.
Миксером взбиваем дружно
Всё, что нам для крема нужно.
Чтобы торт скорей испечь,
Включим мы электропечь.
Электроприборы – это чудо!
Жить без них нам было б худо.
Воспитатель: А вы знаете, ребята, что люди научились приручать электричество, и даже прятать его в специальных «домиках»: аккумуляторах и батарейках – их называют «элементы питания» (Показ картинок на слайде).
Эксперимент (специально приготовленный стол). Мы сейчас с вами проведем эксперимент и проверим: правда ли электрическая система может работать от обычных батареек. И убедиться в том, что в них действительно «живёт» электричество (Опыт с набором «электрическая сирена»).

Воспитатель: Ребята, а кто знает, где ещё люди используют эти «домики» для хранения электричества: батарейки, аккумуляторы? (Ответы: видеокамера, фонарики, пульт управления, фотоаппарат). Педагог обращает внимание детей на выставку, рассматривают экспонаты.
Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, какую пользу человеку несёт электричество? (ответы детей).
- А есть ли вред? (ответы детей) .
Правила безопасного обращения при работе с электроприборами
Дети присаживаются на мягкие модули напротив мольберта.
Задание: Используя модели, нам надо сформулировать основные правила безопасности при работе с электроприборами. По показу моделей формулируем правила.

Правило 1. Не засовывайте в электрическую розетку посторонние предметы, особенно металлические!
Почему? Потому что ток, как по мостику переберётся по предмету на вас и может сильно повредить здоровью.

Правило 2. Не касайтесь руками оголённых проводов!
Почему? По оголённому, не защищённому обмоткой проводу, течёт электрический ток, удар которого может быть смертелен.

Правило 3. Не прикасайся к включенным приборам голыми руками!
Почему? Можно получить удар током, так как вода является проводником электрического тока.

Правило 4. Не оставляйте включенные электроприборы без присмотра!
Почему? Потому, что включенные электроприборы могут стать причиной пожара. Уходя из дома, всегда проверяйте: потушен ли свет, выключены ли телевизор, магнитофон, электрообогреватель, утюг и другие электроприборы.
Воспитатель читает стихотворение:
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК
Вижу розетку внизу на стене
И интересно становится мне,
Что за таинственный зверь там сидит,
Нашим приборам работать велит?
Зверя зовут электрический ток.
Очень опасно играть с ним, дружок!
Руки подальше от тока держи.
Пальцы в розетку совать не спеши!
Если попробуешь с током шутить,
Он разозлится и может убить.
Ток – для электроприборов, пойми,
Лучше его никогда не дразни!
Подведение итогов познавательного путешествия.
Вот и закончилось наше путешествие-знакомство с электричеством и электроприборами. Что понравилось и запомнилось вам особенно в нашем путешествии? (ответы детей). Желаю вам помнить о важности электроприборов в нашей жизни и не забывать о коварстве электричества. Помните правила безопасности по использованию электроприборов. А напоминать о нашем путешествии будет вот такая весёлая электрическая лампочка - эмблема.

Воспитатель раздает детям эмблему с изображением электрической лампочки.
Занятие на тему «Электростатика» для дошкольников
Электростатика — раздел учения об электричестве, изучающий взаимодействие неподвижных электрических зарядов (википедия).
Сразу возникают вопросы:
- А что такое электричество?
- Что за заряды?
- Почему они неподвижные?
В общем, ничего не понятно.
Ну, про электричество мы ещё будем говорить. А сейчас разберёмся, что за такие заряды, и почему они неподвижные)
А для начала проведём эксперимент.

Самый простой. Натереть пластиковую палочку бумагой и приблизить её к кусочкам конфетти. Что получается?
- Бумажки прилипли к палочке!
- Да, они прилипли, или, как говорят в этом случае, они притянулись. А что их притянуло?
- Палочка.
- А раньше почему не притягивала? Только после того, как потерли её о бумагу, она стала притягивать. Может, это бумага такая волшебная? Давайте ещё обо что-нибудь потрём?

Потёрли о рубашки, штаны, волосы — эффект тот же. Палочка или даже пластиковая линейка после трения начинает бумажки притягивать.
- А она только бумажки притягивает?
Попробовали поэкспериментировать с ватой, фольгой, пенопластом.
Их тоже притягивает! Почему?
Теперь переходим к демонстрации.

Берём несколько пластиковых яиц двух цветов — зелёный и красный. Соберём из них такие комплекты, чтобы половина была зелёная, а половина красная.
- Смотрите, ребята, все вещества состоят из маленьких-маленьких частиц — атомов. А каждый атом состоит из 2 частей — положительной (ставим на красном «+») и и отрицательной (ставим на зелёном «-»). А вместе они нейтральны, то есть ни на что не реагируют.
Когда мы трём палочку, сверху, от поверхности, у неё отрываются маленькие зелёные «-». Мы их даже не видим, такие они маленькие. Но, когда их оторвётся много, палочка при приближении её к другим телам, пытается оторвать эти зелёные «-» у них. Те, конечно, не отдают. Вот они и слипаются друг с другом, перетягивая зелёные «-» друг у друга.

Можно вместо палочки шарик потереть — на-эле-ктри-зо-вать. Он тоже будет кусочки бумажки притягивать.
А где же такое интересное явление в природе встречается? Или дома у нас, где?
- Ответы детей.
Давайте на картинки посмотрим.

- Видите, даже молния — это ЭЛЕКТРОСТАТИКА.1. «Как увидеть молнию?»
Электричество в природе существовало всегда, но люди овладели им недавно. Они видели молнию и слышали гром, боялись и, конечно, даже не мечтали о том, чтобы силу молния - электричество - заставить служить себе. Потом они случайно нашли эту же силу в другом, совсем неожиданном месте. Там, где они ее нашли, она оказалась совсем не страшной, а только любопытной, и люди сначала заинтересовались ей как игрушкой.
Так, вы сами можете найти электричество. Причесываясь гребенкой, вы слышите треск, а в темноте можете увидеть синие искорки. Это та же молння и тот же гром, но очень маленькие. Это то же электричество, но появилось оно в гребенке от трения о волосы.
Ребята, вы уже знаете, что во время грозы среди туч вспыхивает ослепительный зигзаг молнии и грохочет гром (показывает картинку). А что же такое молния? Откуда она появляется? (Ответы детей.) Молнию создаёт электричество, которое рождается в тучах. Мы уже знакомы с тем, что тёмная мрачная туча состоит из... (капелек воды и кристалликов льда). Они трутся друг о друга и электризуются. А в результате этого трения возникает электрический разряд огромной силы. Молния может поджечь и разрушить дома, постройки, уничтожить деревья.
Сейчас люди научились защищать свои жилища от грозы с помощью... (громоотвода). Как должен вести себя человек, которого гроза застала на улице, в поле или лесу? (Закрепить правила безопасного поведения.)
Люди издавна наблюдали за явлениями природы, стремились постичь её законы, использовать в своих целях. А где ещё в окружающем нас мире можно наблюдать электрический разряд? Помните, мы наблюдали за кошкой? Кошку тоже можно назвать «электрическим» животным. Погладив её, иногда чувствуешь покалывание, слышишь тихий треск электрического разряда. То же явление мы наблюдаем зимой, расчёсывая волосы, дети говорят «волосы электризуются», т.е. им передаётся разряд от окружающих предметов, одежды.
А ещё электричество вырабатывают некоторые рыбы: угорь, скат (показывает картинки). Охотясь, они поражают жертву электрическим разрядом.

Когда «+» с одной стороны, и «-» с другой стороны становится очень-очень много, происходит пробой. То есть, толпа минусов «кидается» к плюсам. Проскакивает искра такая большая. Течёт ток! Это и есть молния.
- А маленькие молнии вам встречались в быту, дома?
- Когда в темноте некоторые рубашки снимаешь, от них искры летят. Видели?
- А ещё, когда рукой телевизора или монитора компьютера касаешься.
- И треск такой тихий. слышали? А ведь это тот же гром, только очень маленький.
А у меня еще есть ручная молния. Хотите посмотреть?

А напоследок мы сделали себе на память и маме в подарок такую схему молнии)

Думаю, если потом, взглянув на неё ребята вспомнят хотя бы, что есть положительные и отрицательные заряды, и что облако заряжено, а молния — разряд тока, уже хорошо)