СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В основе логопедического обследования должны лежать общие принципы и методы педагогического обследования: оно должно быть комплексным, целостным и динамическим, но вместе с тем оно должно иметь свое специфическое содержание, направленное на анализ речевого нарушения.
Тема 5. Обследование детей как важнейший этап подготовки к проведению индивидуальных занятий.
Цель: Знакомство с основными целями, задачами, содержанием, методическими приемами и особенностями психолого-педагогического обследования детей с речевыми нарушениями.
План проведения занятияОсновные принципы проведения обследования.
В основе логопедического обследования должны лежать общие принципы и методы педагогического обследования: оно должно быть комплексным, целостным и динамическим, но вместе с тем оно должно иметь свое специфическое содержание, направленное на анализ речевого нарушения.
Диагностическая значимость каждого отдельного симптома становится ясной только на фоне и в связи с другими симптомами. Для каждого речевого нарушения характерен свой комплекс симптомов, причем некоторые из них оказываются основными первичными для каждого нарушения, стержневыми, другие же только дополнительными и лишь вытекающими из основного дефекта, т. е. вторичными.
Существует три основных принципа и подхода последовательности проведения логопедического обследования:
Принцип развития
Принцип системного подхода
Связь речи с другими сторонами психического развития ребенка
Цели и задачи логопедического обследования.
Логопедическое обследование ребенка крайне необходимо для определения уровня его речевого развития.
Таким образом, диагностическое исследование, с одной стороны, позволяет определить нарушение или несформированность функциональных систем, в том числе и речи, и тем самым подойти к причине трудностей, испытываемых ребёнком, а с другой стороны – комплексная диагностика способствует определению специальных коррекционных методов обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей.
Цель логопедического обследования – определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере. Из цели вытекают следующие задачи:
1) выявление особенностей речевого развития для последующего учета при планировании и проведении образовательного процесса;
2) выявление негативных тенденций в развитии для определения необходимости последующего углубленного изучения;
3) выявление изменений в речевой деятельности для определения эффективности педагогической деятельности.
Также выделяются задачи:
1) выявление объёма речевых навыков;
2) сопоставление его с возрастными нормами, с уровнем психического развития;
3) определение соотношения дефекта и компенсаторного фона речевой активности и других видов психической деятельности;
4) анализ взаимодействия между процессом овладения звуковой стороной речи, развитием лексического запаса и грамматического строя;
5) определение соотношения импрессивной и экспрессивной речи.
Методы и приемы обследования.
Методика и приемы проведения обследования должны быть подчинены специфике его содержания.
Комплексность, целостность и динамичность обследования обеспечиваются тем, что исследуются все стороны речи и все ее компоненты, притом на фоне всей личности обследуемого, с учетом данных его развития — как общего, так и речевого — начиная с раннего возраста.
Одно из существенных мест в организации логопедического обследования детей раннего возраста занимает поиск адекватных методов и приемов обследования.
Ученые и педагоги-практики рекомендуют использовать следующие методы обследования:
- анкетирование (анкета для родителей (матери), опрос ники);
- беседа с родителями;
- наблюдение за поведением и деятельностью ребенка в ес тественных условиях (движение, игра, еда, одевание-раз девание и т.п.) и в ходе выполнения специальных зада ний;
- изучение медицинской документации;
- беседа с воспитателем, музыкальным работником, педа гогом по физическому воспитанию;
- ознакомление с педагогической характеристикой, если ребенок посещает ясли или детский сад;
- собственно логопедическое обследование ребенка.
Формы и материал обследования.
Логопедическое обследование включает 2 самостоятельных раздела:
• “Общая диагностика” (память, внимание, счёт, мышление, эмоции).
• “Речевая диагностика” (устная речь, чтение, письмо, слухоречевая память).
Комплексное обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребёнка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной направленности коррекции.
ЧТО ВХОДИТ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ?
• Диагностика (около 1 ча
• Оформление логопедического заключения
• Обсуждение с родителями индивидуальной программы сопровождения ребенка
Структура и содержание логопедического обследования.
Изучение уровня речевого развития ребенка следует начинать со сбора анамнестических данных о нем путем изучения медицинской и педагогической документации, выявления индивидуальных особенностей детей, беседуя с ними, изучая их рисунки, поделки и школьные тетради. Другими словами, диагностика речи начинается с получения предварительной информации о ребенке, уровень речевого развития которого с целью последующей коррекции придется определить. Немаловажную роль в этом играют беседы с родителями и педагогами, которые могут дать ценные замечания об общем состоянии и поведении ребенка, выявить его индивидуальные типологические особенности и причины появления того или иного речевого дефекта.
Следующий момент в изучении речевого развития ребенка включает непосредственно процедуру обследования речи ребенка. Для ее осуществления применяются следующие приемы логопедического исследования:
Определение состояния речевого аппарата.
Определения состояния фонематического слуха.
Определение состояния звукопроизношения.
Характеристика устной речи (импрессивной и экспрессивной), в которую входит определение словарного запаса и грамматического строя языка.
Характеристика письменной речи и чтения.
Проводится общий анализ структуры речи, соотношение в ней фонетических, фонематических и лексико-грамматических нарушений, а так же сохранных сторон речи. При этом выявляются, какие языковые средства сформированы и не сформированы к моменту обследования и какой характер носит несформированность этих языковых средств. Нужно выяснить, в каких именно видах речевой деятельности проявляются недостатки. Эти недостатки могут быть при аудировании, при говорении, в письме или чтении.
Обследуя импрессивную сторону речи, логопед ориентируется на то, как понимает ребенок:
а) названия различных обиходных предметов;
б) обобщающие слова, такие как, одежда, посуда, мебель, фрукты, овощи, транспорт;
в) фразу обиходного характера;
г) небольшой рассказанный или прочитанный ему текст.
При обследовании понимания речи не следует требовать от ребенка словесного ответа. Достаточно получить его с помощью жеста, отбора нужных картинок. Он также может выразить его мимикой, отдельными восклицаниями.
При обследовании экспрессивной стороны речи логопед изучает:
а) словарь;
б) грамматический строй;
в) звукопроизношение;
г) голос, его темп и плавность.
После чего нужно установить, какие именно факторы влияют на проявление речевого дефекта. Для этого проводится общая диагностика по показателям развития двигательной активности (мелкой и грубой моторики), сенсорики, речи, навыков общения, естественной мимики и пантомимики, в которую входят позы и жесты, наличия улыбки и зрительного контакта, темпа работы и отвлекаемости от нее, навыков самообслуживания. Так же определяется общий интеллектуальный уровень, особенности протекания психических процессов и аналитико-синтетической деятельности.
При проведении исследования следует принимать во внимание отношение самого ребенка к этому исследованию. Нужно обратить внимание на то, как он будет себя вести: будет ли скован, будет ли проступать волнение, которое вполне нормально в случае столкновения ребенка с новой ситуацией.
Еще один момент в выявлении отношения ребенка к обследованию – насколько адекватно он воспринимает методику и цели заданий, которые ему будут предлагать. Следует пронаблюдать, внимательно ли ребенок слушает инструкцию, старается ли ее понять, приступая к выполнению задания. Необходимо так же выявить характер его деятельности при обследовании и выполнении задания и эмоциональную реакцию на результаты исследования, правильное понимание ситуации.
Последним этапом в проведении обследования является анализ и интерпретация полученных данных, а так же заполнение речевой карты. По речевой карте проводится анализ проведенного комплексного исследования.
Оценка результатов обследования.
Практически все данные логопедического обследования фиксируются в специальные протоколы обследования (чаще всего в виде таблицы). Эта таблица представляет собой данные по каждому ребенку проходившему логопедическое обследование. Здесь же отражается мотивация учеников (учебная, предучебная, игровая), уровни психологической и речевой готовности в натуральном виде и в процентах, и состояние эмоционально-волевой сферы на момент обследования (тревожность, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, медлительность).
Все полученные результаты должны быть подвергнуты количественному и качественному анализу и обобщены в аналитическом заключении (справке).
Количественный анализ - это метод исследования, использующий количественные (статистические) данные, полученные в результате обследования (диагностики).
Качественный анализ – метод исследования, не использующий количественных показателей, но делающий выводы лишь на базе логических рассуждений над полученными фактами.
Аналитическая справка пишется в официально-деловом стиле и должна отражать следующие параметры (Приложение к Положению о психологической службе в общеобразовательном учреждении № 636):
Причину исследования (запрос от родителей, классных руководителей, учителей, детей, администрации и др.)
Цель исследования формулируется в зависимости от запроса. Например: определение уровня речевой и функциональной готовности к обучению письму и чтению; выявление предрасположенности к дисграфии и дислексии и др.
Так как данная методика составлена из тестов разных авторов, то указывается составитель. Инструментарий: Логопедическое обследование включает в себя следующие шкалы:
Фонематический анализ;
Звукопроизношение;
Аналитико-синтетическая деятельность;
Изобразительно-графические способности;
Развитие функционального базиса;
Словарный запас;
Связная речь;
Чтение.
Диагност (исполнитель) (Ф.И.О., должность).
Сроки проведения исследования.
Количество респондентов.
Критерии оценки речевой готовности
0 - 10,5 б. - выше среднего;
11 – 20,5 б. - средний;
21 – 30,5 б. - ниже среднего;
31 б. и выше - низкий.
Результаты исследования:
· количественные данные представлены в таблицах – общей и на каждый класс;
· обобщенная интерпретация данных (качественные анализ) – аналитическое описание полученных результатов и выводы по результатам;
· рекомендации по результатам исследования.
Когда подсчитывается в процентах количество детей разных уровней готовности к обучению, количество детей с одинаковым речевым дефектом, количество детей предрасположенных к дисграфии и дислексии, количество детей с нормой и т.д., то производится количественный анализ.
Качественный анализ осуществляется тогда, когда исследуются причины, делаются выводы для себя и даются рекомендации тому, чей запрос выполняется.
Определив причину, можно наметить пути коррекции. Качественный анализ логопедического обследования можно отобразить и в виде таблице.
Таким образом, аналитическая справка является основой для планирования дальнейшей коррекционно-развивающей, методической работы с детьми, учителями, родителями, администрацией.
Аналитическая справка вместе с таблицами сдается администрации школы. Один экземпляр остается у логопеда.
Контрольные вопросы.
Раскройте основные принципы проведения логопедического обследования.
Принцип развития предполагает эволюционно-динамический анализ возникновения дефекта.
Важно не только описание речевого дефекта, но и динамический анализ его возникновения. У детей, нервно-психические функции которых находятся в процессе непрерывного развития и созревания, необходимо оценить не только непосредственные результаты первичного дефекта, но и его отсроченное влияние на формирование речевых и познавательных функций.
Анализ речевого дефекта в динамике возрастного развития ребенка, оценка истоков его возникновения и прогнозирование его последствий требуют знания особенностей и закономерностей речевого развития на каждом возрастном этапе, предпосылок и условий, обеспечивающих его развитие.
Анализ речевых нарушений с позиций развития позволяет выделить ведущий дефект и связанные с ним вторичные нарушения. При анализе речевого нарушения важное значение имеет оценка деятельности ребенка.
У ребенка первого года жизни ведущая форма деятельности эмоционально-положительное общение со взрослым, которая является основой для формирования предпосылок речевого общения. У детей, у которых этот вид деятельности развивается слабо, например, длительная болезнь, требующая госпитализации, или недостаточное общение с окружающими, предпосылки речевого развития формируются недостаточно, и такой ребенок в первые годы жизни может отставать в развитии речи.
У ребенка второго года жизни ведущей формой деятельности, стимулирующей его речевое развитие, является предметно-действенное общение со взрослым. Если на этом возрастном этапе не происходит смены ведущей формы деятельности, продолжает преобладать эмоционально-положительное общение, то у ребенка возникает отставание речевого развития. Подобное наблюдается у детей с церебральным параличом.
С трех лет жизни ведущей формой деятельности становится игра, в процессе которой происходит интенсивное развитие речи. Ряд зарубежных авторов предлагает игру как способ оценки и прогнозирования речевого развития, а также в целях коррекции речевых расстройств
И наконец, в школьном возрасте ведущая учебная деятельность составляет основу совершенствования устной и развития письменной речи ребенка.
Принцип системного подхода основывается на системном строении и системном взаимодействии различных компонентов речи: звуковой стороны, фонематических процессов, лексико-грамматического строя.
Нарушения речи могут в разной степени затрагивать те или иные компоненты ее деятельности. В одних случаях больше нарушается ее звукопроизносительная сторона, страдает внятность речи — фонетические расстройства; при других — нарушения звукопроизношения сочетаются с недостаточным овладением звуковым составом слов — фонетико-фонематические нарушения. В этих случаях неизбежны трудности в усвоении чтения и письма.
Когда нарушение охватывает фонетико-фонематическую и лексико-грамматическую систему, проявляется так называемое общее недоразвитие речи, при котором лексико-грамматические и фонетико-фонематические нарушения представляют собой единый взаимосвязанный комплекс.
Взаимосвязь различных компонентов речи отчетливо выражена в процессе ее развития. Фонетическое развитие способствует накоплению словаря и расширению грамматических средств.
Принцип системного подхода в анализе речевых нарушений обоснован как системным взаимодействием между различными компонентами языка, так и нейрофизиологическими данными о формировании функциональной речевой системы.
Этот принцип составляет основу педагогической классификации речевых расстройств, комплектования специальных учреждений для детей с нарушениями речи, а также определяет пути и методы преодоления и предупреждения речевых расстройств.
Третьим принципом анализа речевых нарушений, выдвинутым Р. Е. Левиной, является связь речи с другими сторонами психического развития ребенка.
Все психические процессы у ребенка — воспитание, память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение — развиваются с прямым участием речи (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец и др.).
У ребенка с нарушениями речи при отсутствии соответствующих коррекционных мероприятий может замедляться темп его интеллектуального развития. В силу дефекта речи он мало общается с окружающими, круг представлений в связи с этим значительно ограничивается, темп развития мышления замедляется.
Речь развивается в тесной взаимосвязи с формированием мыслительных процессов. Ребенок при помощи речи не только получает новую информацию, но и приобретает возможность ее по-новому усваивать. Речь перестраивает все основные психические процессы ребенка: с ее участием восприятие приобретает обобщенный характер, развиваются представления, совершенствуется мнестическая деятельность. По мере развития лексико-грамматической стороны речи у ребенка становятся возможными также такие интеллектуальные операции, как сравнение, анализ и синтез.
При анализе речевых нарушений важно учитывать возраст ребенка, его социальное и семейное окружение, возможные этиологические и патогенетические факторы возникновения речевых расстройств.
Таким образом, для анализа речевых нарушений на основе взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития ребенка необходим комплексный подход в изучении детей.
Каковы цели и задачи логопедического обследования.
Цель логопедического обследования – определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере. Из цели вытекают следующие задачи:
1) выявление особенностей речевого развития для последующего учета при планировании и проведении образовательного процесса;
2) выявление негативных тенденций в развитии для определения необходимости последующего углубленного изучения;
3) выявление изменений в речевой деятельности для определения эффективности педагогической деятельности.
Также выделяются задачи:
1) выявление объёма речевых навыков;
2) сопоставление его с возрастными нормами, с уровнем психического развития;
3) определение соотношения дефекта и компенсаторного фона речевой активности и других видов психической деятельности;
4) анализ взаимодействия между процессом овладения звуковой стороной речи, развитием лексического запаса и грамматического строя;
5) определение соотношения импрессивной и экспрессивной речи.
Охарактеризуйте методы проведения логопедического обследования.
Методы логопедического обследования:
- Педагогический эксперимент;
- Беседа с ребёнком;
- Наблюдение за ребёнком;
- Игра.
Охарактеризуйте приемы проведения логопедического обследования.
Важным моментом при проведении логопедического обследования детей раннего возраста является необходимость установления прочного эмоционального контакта с ребенком. Как правило, даже при условии нормального развития речь малыша хорошо понятна только близким родственникам, общение же с чужими людьми часто вызывает у него серьёзные трудности. Ещё более затруднено детское общение с посторонними взрослыми, если у них имеются даже незначительные проблемы в развитии экспрессивной стороны речи. Все сообщения малыша вне самой ситуации общения оказываются непонятными, ребенок начинает обижаться и капризничать, чутко реагируя на любые замечания в его адрес, т.е. взрослый может легко спровоцировать речевой и поведенческий негативизм у ребенка.
Известно, что ребенок в раннем возрасте не способен подчиняться директивным указаниям взрослого типа «Выполни упражнение», «Произнеси звук», «Назови картинку», «Расскажи стишок», да и не стоит стремиться к такому «общению» с ним. Так, проводя обследование артикуляционного аппарата нужно помнить, что дети преддошкольного возраста еще не ощущают положения языка, губ, челюсти, поэтому все задания должны проводиться не по прямой словесной инструкции взрослого, а путем вызывания образа того или иного артикуляционного движения, позы, путем игротерапии. Ребенку можно предложить показать вслед за логопедом, как «язычок отдыхает на нижней губе», «язычок качается на качелях» и т.д.
При проведении исследования произносительной стороны речи не рекомендуется требовать от ребенка изолированного произнесения звука. Основной акцент в заданиях можно сделать на назывании ребенком слов с определенными звуками в составе слова или предложения. Логопеды-практики часто используют такой прием, как завершение ребенком предложения за взрослым, т.к. он легок и доступен в работе, а также с удовольствием принимается маленькими детьми. На использовании этого методического приема построено пособие О.Е.Громовой, Г.Н.Соломатиной «Стимульный материал для логопедического обследования детей 2-4 лет», М., 2005. Оно предназначено для проведения обследования произносительной стороны речи детей начиная с раннего возраста и включает диагностику звукового строя и слоговой структуры слова. Положительным моментом пособия является то, что оно содержит задания по обследованию звуков раннего (гласные а, о, у, э, ы, и, согласные п, б, т, д, к, г, х, н, м) и позднего (согласные с, з, ц, ш, ж, ч, щ, л, р) онтогенеза, которые важны при обследовании ребенка именно раннего возраста и зачастую опускаются в других методических пособиях. Материал по обследованию произношения звуков раннего онтогенеза, представленный красочными предметными и сюжетными картинками, также изложен в пособии И.А.Смирновой «Логопедический альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями произношения», СПб., 2004.
Еще одним возможным приемом логопедического обследования детей раннего возраста, как считают авторы вышеуказанного пособия О.Е.Громова, Г.Н.Соломатина, является рассматривание и последующее раскрашивание изображения, который дает возможность организовать непринужденное обсуждение и создает положительный эмоциональный фон в ходе заданий.
Длительность диагностического занятия в ходе проведения логопедического обследования детей раннего возраста сугубо индивидуальна, зависит от возраста ребенка и его психофизического состояния, личностных особенностей, поведения в ситуации обследования. Оптимальная длительность одного диагностического занятия — 10-15 минут. Не рекомендуется превышать это время, даже если педагогам кажется, что ребенок очень заинтересовался выполнением задания и не испытывает усталости после предъявления целой серии картинок. Нужно помнить, что мы имеем дело с бурно развивающимся хрупким человеческим индивидуумом, и любая перегрузка нервной системы ребенка может привести к отставленным по времени нежелательным последствиям для его организма!
Чтобы успеть узнать о развитии речи ребенка как можно больше в столь короткий имеющийся в распоряжении педагога промежуток времени, надо его максимально оптимизировать. Так, например, при назывании картинок во время проверки звукопроизношения можно обследовать:
- состояние словарного запаса ребенка;
- развитие грамматического строя речи - уточнение построения предложений, правильного употребления простых предлогов, согласования членов предложения в роде, числе и падеже;
- характер воспроизведения слоговой структуры слов.
Логопедическое обследование ребенка раннего возраста рекомендуется проводить в светлое время суток, желательно спустя некоторое время после завтрака или полдника. Оно должно проводиться только с использованием специального дидактического материала, разработанного с учетом его возрастных особенностей развития высших психических функций. Из опыта работы логопедов- практиков следует, что лучше иметь отдельные файлы с вложенными в них картинками.
Ключевую роль при достижении успеха при обследовании играют иллюстративность предлагаемого материала (красочность изображения, крупный размер, отсутствие избыточных деталей) и его доступность. Нужно помнить, что сюжетные картинки гораздо интереснее детям.
Иллюстративный материал, предлагаемый детям раннего возраста, не должен содержать много (5-6) изображений на одном листе, как, например, это сделано в широко известном «Альбоме логопеда» О.Б.Иншаковой. Это может привести к чрезвычайной нагрузке на нервную систему малыша, затруднит его сосредоточение на задании и вызовет снижение концентрации внимания. Наиболее адекватно предъявлять ребенку не более 2-х крупных изображений на одном листе одновременно.
Каковы формы проведения логопедического обследования?
Процедура обследования ребенка в психолого-медико-педагогической комиссии (далее ПМПК) имеет особенности, отличающие ее от процедур независимых консультативных приемов детей конкретными специалистами (врачами, психологами, педагогами). Обследование ребенка в ПМПК не может быть механической суммой обследований конкретных специалистов с неизбежным дублированием некоторых этапов обследования и представляет собой качественно своеобразную технологию. ПМПК работает как единая «команда» специалистов, коллегиально планирующих обследование ребенка и формулирующих коллегиальное заключение. Такой подход требует совмещения принципа деятельности независимых высокопрофессиональных экспертов с умением принимать единое согласованное решение. Окончательное решение формулируется как коллегиальное заключение с содержащимися в нем рекомендациями.
Процедура обследования ребенка в ПМПК требует одновременного участия всех специалистов в форме наблюдения-обсуждения. Все специалисты ЯВЛЯЮТСЯ наблюдателями последовательных этапов обследования ребенка каждым из «запланированных» специалистов. Такая технология дает возможность экономии времени и повышения качества обследования.
Особые требования предъявляются к технологии принятия решения по результатам обследования ребенка при возникновении противоречивых мнений по поводу диагностики и рекомендаций. В таких случаях принимаются компромиссные решения в пользу ребенка. Речь идет о диагностических периодах обучения, психологического и медико-социального сопровождения, динамического наблюдения специалистами ПМПК в процессе повторных обследований. На этом этапе ребенку всегда рекомендуют условия, предполагающие более широкую «зону ближайшего развития» соответственно одному (более легкому и перспективному) из дифференцируемых диагнозов.
Результаты обследования ребенка обсуждаются в форме краткого совещания всех специалистов ПМПК. Родители (законные представители) и ребенок при этом не присутствуют. Каждый специалист докладывает свое заключение на ребенка, предлагает рекомендации, высказывает мнение о прогнозе его развития. Представленные заключения согласовываются, составляется коллегиальное заключение ПМПК, систематизируются в рекомендации.
Адресатом коллегиального заключения ПМПК является руководитель образовательного учреждения, в которое направляется ребенок.
Руководитель образовательного учреждения информирует членов психолого-медико-педагогического консилиума (далее ПМПк), других специалистов образовательного учреждения, которые будут непосредственно работать с ребенком, о коллегиальном заключении, контролирует выполнение рекомендаций ПМПК.
Перечислите требования, предъявляемые к диагностическому материалу.
Характер дидактического материала.
В каждом конкретном случае будет зависеть:
- От возраста ребёнка;
- От уровня развития речи;
- От уровня психического развития ребёнка;
- От уровня обученности ребёнка.
Охарактеризуйте основные разделы логопедического обследования.
Изучение уровня речевого развития ребенка следует начинать со сбора анамнестических данных о нем путем изучения медицинской и педагогической документации, выявления индивидуальных особенностей детей, беседуя с ними, изучая их рисунки, поделки и школьные тетради. Другими словами, диагностика речи начинается с получения предварительной информации о ребенке, уровень речевого развития которого с целью последующей коррекции придется определить. Немаловажную роль в этом играют беседы с родителями и педагогами, которые могут дать ценные замечания об общем состоянии и поведении ребенка, выявить его индивидуальные типологические особенности и причины появления того или иного речевого дефекта.
Следующий момент в изучении речевого развития ребенка включает непосредственно процедуру обследования речи ребенка. Для ее осуществления применяются следующие приемы логопедического исследования:
Определение состояния речевого аппарата.
Определения состояния фонематического слуха.
Определение состояния звукопроизношения.
Характеристика устной речи (импрессивной и экспрессивной), в которую входит определение словарного запаса и грамматического строя языка.
Характеристика письменной речи и чтения.
Проводится общий анализ структуры речи, соотношение в ней фонетических, фонематических и лексико-грамматических нарушений, а так же сохранных сторон речи. При этом выявляются, какие языковые средства сформированы и не сформированы к моменту обследования и какой характер носит несформированность этих языковых средств. Нужно выяснить, в каких именно видах речевой деятельности проявляются недостатки. Эти недостатки могут быть при аудировании, при говорении, в письме или чтении.
Обследуя импрессивную сторону речи, логопед ориентируется на то, как понимает ребенок:
а) названия различных обиходных предметов;
б) обобщающие слова, такие как, одежда, посуда, мебель, фрукты, овощи, транспорт;
в) фразу обиходного характера;
г) небольшой рассказанный или прочитанный ему текст.
При обследовании понимания речи не следует требовать от ребенка словесного ответа. Достаточно получить его с помощью жеста, отбора нужных картинок. Он также может выразить его мимикой, отдельными восклицаниями.
При обследовании экспрессивной стороны речи логопед изучает:
а) словарь;
б) грамматический строй;
в) звукопроизношение;
г) голос, его темп и плавность.
После чего нужно установить, какие именно факторы влияют на проявление речевого дефекта. Для этого проводится общая диагностика по показателям развития двигательной активности (мелкой и грубой моторики), сенсорики, речи, навыков общения, естественной мимики и пантомимики, в которую входят позы и жесты, наличия улыбки и зрительного контакта, темпа работы и отвлекаемости от нее, навыков самообслуживания. Так же определяется общий интеллектуальный уровень, особенности протекания психических процессов и аналитико-синтетической деятельности.
При проведении исследования следует принимать во внимание отношение самого ребенка к этому исследованию. Нужно обратить внимание на то, как он будет себя вести: будет ли скован, будет ли проступать волнение, которое вполне нормально в случае столкновения ребенка с новой ситуацией.
Еще один момент в выявлении отношения ребенка к обследованию – насколько адекватно он воспринимает методику и цели заданий, которые ему будут предлагать. Следует пронаблюдать, внимательно ли ребенок слушает инструкцию, старается ли ее понять, приступая к выполнению задания. Необходимо так же выявить характер его деятельности при обследовании и выполнении задания и эмоциональную реакцию на результаты исследования, правильное понимание ситуации.
Последним этапом в проведении обследования является анализ и интерпретация полученных данных, а так же заполнение речевой карты. По речевой карте проводится анализ проведенного комплексного исследования.
Раскройте содержание следующих разделов логопедического обследования:
анализ анамнестических сведений:
- Мать: возраст при рождении ребенка.
- Отец: возраст при рождении ребенка.
- Наличие наследственных, нервно-психических, хронических соматических заболеваний у родителей.
- Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников.
- Протекание беременности.
Заполнение этого пункта предполагает ответы на вопросы, какая по счету беременность и как она протекала. Имели ли место во время протекания беременности следующие отклонения: токсикоз 1 – 2-ой половины; падения; травмы; психозы; хронические заболевания; инфекции; применение медикаментозных средств, среди которых были антибиотики, гормоны; наличие химических вредных веществ и радиации; употребление алкоголя, никотина, наркотиков.
- Протекание родов.
Этот пункт подразумевает ответы на следующие вопросы:
Были роды досрочные, срочные, стремительные, затяжные, обезвоженные;
Имела ли место слабость родовой деятельности и применение стимуляции (механической, химической, электростимуляции, кесарево сечение);
Когда ребенок закричал, было ли наличие асфиксии (синей, белой);
Какой резус-фактор матери, отца и ребенка (отрицательный, положительный, совместимость, несовместимость);
Были ли травмы во время родов (ЧМТ, кровоизлияние, родовая травма);
Какой вес и рост ребенка при рождении;
Какое было вскармливание: грудное или искусственное;
Когда принесли кормить, как сосал (активно, срыгивая, поперхиваясь);
Если имело место грудное вскармливание, то до какого времени, до которого месяца жизни.
Раннее психомоторное развитие может быть определено следующим образом:
Голову держит с … 1,5 месяца.
Сидит с …6 месяцев.
Стоит с … 11 месяцев.
Ходит с … 12 месяцев.
Первые зубы с 6 -8 месяцев.
Определение раннего речевого развития:
Гуление в 2 – 3 месяца…
Лепет в 4 -6 месяцев…
Характер лепета…
Первые слова…
Первые фразы в 1,5 года…
Прерывалось ли речевое развитие (по какой причине)…
Использование жестов…
Отношение членов семьи к речевому дефекту. Оно может быть определено как безразличное или так: не замечают дефект, фиксируют внимание, переживают, но не принимают мер.
Занимался ли ребенок с логопедом?
Результат логопедической работы, если занимался.
изучение состояния ВПФ:
Исследование неречевых психических функций предполагает выявление следующих параметров развития ребенка:
Общительность. Заполняя этот пункт, логопеду следует определить, легко ли ребенок вступает в контакт, инициативен или пассивен в общении. Какой характер носит его общение: неустойчивый, избирательный или избирательный негативизм.
Особенности внимания: В качестве характеристики внимания используется определение: устойчивое или неустойчивое.
Характер игровой деятельности. Определение характера игровой деятельности предполагает выявление, имеет ли место в игровой деятельности ребенка манипулирование с предметами, игры с воображаемыми предметами, конструктивные игры, сюжетные игры, сюжетно-ролевые игры.
Индивидуальные особенности поведения.
Состояние слухового внимания: выявляется путем дифференциации звучащих игрушек и предложения ребенку ответить на вопрос «что играет?». А также предлагается выявить направление источника звука, ответив на вопрос «где играет?».
Состояние зрительно-пространственного гнозиса и праксиса. Для определения этого параметра ребенку предлагается:
- сориентироваться в пространстве, определив, где находится предмет ил субъект: вверху-внизу, впереди-сзади;
- сложить разрезные картинки в количестве не более 9 частей;
- произвести складывание фигур из палочек.
изучение состояния моторики:
Общая моторика может быть определена так: моторика-норма, моторная напряженность, скованность движений, неловкость, нескоординированность движений, темп движений, моторная активность.
Для определения состояния общей моторики ребенку могут быть предложены следующие задания:
- пройти по дорожке, нарисованной мелом на полу;
- перешагнуть через препятствие на высоте 25 – 30 см;
- медленно покружиться на месте;
- бросить мяч двумя руками от груди, из-за головы и поймать брошенный мяч;
- подпрыгнуть на двух ногах на месте;
- выполнить наклоны вперед, назад, в стороны;
- пробежать 3-4 раза между двумя линиями на расстоянии 20 – 25 см, перейти с бега на ходьбу, остановиться по сигналу;
- пройти по положенному на пол шнуру;
- прыгнуть в длину с места;
- переложить предмет из одной руки в другую;
- попрыгать попеременно на каждой ноге;
- подбросить мяч над головой и поймать его.
Чтобы определить состояние ручной моторики, необходимо выявить, нормальная моторика или нарушенная. Для этого ребенку нужно попробовать произвести определенные действия.
Так, ребенку в возрасте 2 – 3 лет предлагают покормить куклу, попробовать слепить из пластилина палочку, шарик, баранку.
В 3 – 4 года дают задание расстёгивать-застегивать пуговицы, держать правильно карандаш, рисовать параллельные вертикальные и горизонтальные линии, складывать крупную мозаику, рисовать круг, человека.
С пяти лет можно предлагать пробу на праксис кулак-ребро-ладонь, а также делать «козу», пробуя положить указательный палец на средний, соединив в кольцо.
Объем движений ребенка описывается как полный или неполный. Темп выполнения – нормальный или замедленный. Также отмечается координация движений и наличие синкинезий.
обследование артикуляционного аппарата:
Необходимо выявить основные характеристики строения органов, задействованных в артикуляции, и дефекты при их наличии. Поэтому логопед подробно исследует состояние органов речи ребенка.
Следует обратить внимание на губы: тонкие они или толстые, укорочена ли верхняя губа, расщелина верхней губы частичная, полная, односторонняя или двухсторонняя.
Исследуя зубы, следует обратить внимание на отсутствие зубов, редкие они, мелкие, неправильной формы, присутствует ли сверхкомлектность, диастема, расположены ли они вне челюстей.
В исследовании прикуса обращают внимание на то, прямой он, глубокий, переднеоткрытый, боковой открытый, односторонний или двухсторонний, присутствует ли прогения или прогнатия.
При осмотре языка устанавливают, в каком состоянии подъязычная связка: короткая она, укороченная, или утолщеная, а также присутствует ли макролалия или микроглоссия.
При определении состояния твердого и мягкого неба выявляют, высокое оно, готическое или низкое; расщелина в нем сквозная, односторонняя или двухстронняя; присутствует ли укорочение мягкого неба, а также обнаруживается ли отсутствие, укорочение или раздвоение язычка;есть ли рубцы неба и боковых стенок глотки, послеоперационные щели, носовые полипы, аденоиды, опухоли носовой полости; есть ли искривление носовой перегородки, срастание мягкого неба с дужками, увеличение глоточной непарной миндалины.
Для оценки состояния мягкого неба нужно провести осмотр: поднимание небной занавески при произнесении звука «А», наличие или отсутствие глоточного рефлекса (появление рвотных движений при надавливании шпателем на корень языка или мягкое небо).
обследования произносительной стороны речи:
В усвоение звуковой системы входит процесс развития правильного произношения звуков и фонематического звука. В конце первого года жизни ребенок начинает овладевать фонематическим составом речи, а в дошкольном возрасте ребенок уже овладевает всеми звуками родного языка.
Обследование звукопроизношения проводится по общепринятой методике и начинается с тщательной проверки и изолированного произношения. Затем обследуются звуки в слогах, словах и предложениях, определяется характер нарушения произношения гласных и согласных звуков изолированно, в открытых, закрытых слогах, слогах со стечением согласных, в начале, середине и конце слова, во фразах.
Материалом исследования могут служить предметные картинки на заданный звук. При рассмотрении картинок детям необходимо ответить на вопрос: что это? Или кто это?
Задания, требующие многократного повторения одного звука, дают возможность обнаружить трудности иннервации артикуляционного аппарата, особенно в случаях стертой дизартрии.
При проведении обследования оценивается:
- умение произносить слова с заданным звуком;
- характер нарушения произношения звука: замена, искажение, смешение, пропуск.
Проведение исследования желательно делать в процессе деятельности ребенка, а также в совместной работе с логопедом. При наличии пропусков звуков, их замен или смешений обязательно проводится углубленное обследование фонеморазличения.
обследование фонематического восприятия, анализа, синтеза, представлений:
Фонематический слух – это сенсорное восприятие, служащее для усвоения звуков, позволяющее воспринимать их на слух, дифференцировать и обобщать в словах.
В возрасте 1 года 7 месяцев фонематический слух у ребенка уже считается сформированным, позволяя ему отчетливо слышать звуки, произнесенные им самим и взрослыми. Он также может отчетливо различать особенности фонематической речи. Далее происходит формирование более тонкой звуковой гаммы, а также дифференцировка звуковых образов и отдельных звуков.
Фонематическая сторона речи является предметом пристального внимания ребенка. Но до пятилетнего возраста его фонематическое восприятие еще недостаточно сформировано. В дошкольном периоде у ребенка уже появляется осознание норм произношения звуков, он так же следит за правильностью звукового произношения слов. В этот период его можно начинать готовить к школьному обучению.
Обязательным компонентом диагностики является анализ фонематического восприятия. После того ка логопед оценит правильность произношения звуков, нужно выяснить слуховое восприятие звуков и их дифференциацию. Наибольшее значение имеет различение звуков, сходных по артикуляции или близких по звучанию.
Необходимо оценить произношение вслед за логопедом различных оппозиционных слогов (са – ша, ша – жа, са – уа). Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слуховую дифференциацию проверяют следующим образом: если ребенок услышит условно заданный слог или звук, он должен сделать определенное действие, например поднять руку.
Следующим действием логопеда должно быть определение, различает ли ребенок на слух разные по смыслу слова, но сходные по звучанию (тень – день – пень, кошка – ножка). Можно предложить ребенку при произношении логопедом определенного слова поднимать картинку. При выполнении этого задания модно оценить не только фонематическое восприятие, но и степень развития внимания и слуховую память.
На основе общего анализа всех сторон развития речи делается вывод об уровне речевого развития и готовности ребенка к обучению в школе.
обследование лексико-грамматического строя:
Примерно к 3 – 5 годам ребенок усваивает основные грамматические стороны речи, т. е. изменение слова по падежам, числам и лицам. Он может составлять простые и сложные предложения с применением союзов, идет процесс обогащения речи морфологическими средствами, хотя грамматические ошибки, естественно, присутствуют вследствие сложности грамматической структуры русского языка. В дальнейшем совершенствуется синтаксическая сторона речи.
В дошкольном возрасте превалирует грамматика устной речи. В этой речи могут отсутствовать разные формы и конструкции, которые звучат редуцированно.
В речи младших школьников превалируют простые предложения. Они употребляют частицы а, вот, союз и в сложных предложениях, особенно при пересказе сказок. Ими часто используются предложения с однородными членами, с придаточными, изъяснительными и времени.
Таким образом, специфика развития грамматического строя в онтогенезе имеет ограничения, что необходимо учитывать логопеду, предъявляя материал при обследовании грамматической стороны речи. Так, в дошкольном возрасте детям нужно предъявлять материал, в котором в устной речи достаточно четко можно различить наличие грамматической связи между словами. При отборе языкового материала необходимо учитывать очевидность грамматических признаков у главных слов в словосочетаниях.
Обследование проводится с дошкольниками в виде игры. Лингвистический материал отбирается в соответствии с возрастом и речевыми возможностями обследуемого с учетом онтогенетических закономерностей формирования системы словоизменения. В качестве материала для заключения о состоянии грамматического строя могут быть использованы только системные регулярные ошибки, а не отдельные оговорки.
Так же как в случае со словарем, лингвистами выделяется активная и пассивная грамматика. Обследование состояния пассивной грамматики проводится в тех случаях, когда ребенок демонстрирует невозможность образования новых форм ил слов в процессе обследования активной грамматики. При исследовании пассивной грамматики, как правило, используется картинный материал, т.е. серии картинок, на которых изображены разные предметы, имеющие одинаковый цвет, или объекты, выполняющие одно и то же действие.
Чтобы выявить те или иные нарушения в развитии грамматического строя речи, производится обследование умения детей:
- образовывать от единственного числа имени существительного множественное число (стол – столы, ухо – уши);
- Образовывать формы родительного падежа множественного числа имени существительного (много игрушек, книг и т. д.);
- согласовывать имена существительные (помидор, ухо, стул) с именами числительными (один, два, три, четыре, пять);
- согласовывать имена существительные с именами прилагательными;
- образовывать уменьшительно-ласкательные формы имен существительных;
- образовывать имена прилагательные от имен существительных (матрешка из дерева – деревянная, суп из грибов – грибной);
- образовывать притяжательные имена прилагательные (чей хвост? Чья голова?)
Оценка уровня грамматической стороны речи проводится по показателям грамматического строя:
тип предложения: отсутствует, назывное, простое нераспространенное, простое распространенное, сложносочиненное, сложноподчиненное, с однородными членами, осложненное причастными и деепричастными оборотами;
используются разнообразные виды предложения адекватно замыслу;
развернутость предложения (длина в среднем);
степень выраженности аграмматизма при его наличии: отсутствие грамматических форм, начатки грамматического оформления, использование отдельных грамматических форм (каких?), грубый аграмматизм, негрубый аграмматизм, отдельные аграмматизмы (какие?), неустойчивые ошибки;
уровень проявления аграмматизма: словоизменение, словообразование, синтаксис;
характер аграмматизма: отсутствие грамматических средств, смешение моделей, нарушение порядка слов в предложении, пропуски предлогов и т. д.
В ходе исследования лексико-грамматической стороны речи рекомендуется вести протокол обследования, куда заносятся данные о предъявленном материале, о том, с каким материалом ребенок справляется, а с каким нет, фиксируются ошибки, выставляется балл.
обследование воспроизведения слоговой структуры слов:
Материалом исследования слоговой структуры слова служат предметные картинки. В процессе предъявления картинок дается инструкция: «Посмотри внимательно на картинку и назови, кто или что это?»
Предлагаются 13 серий заданий, в которые входят одно- двух- и трехсложные слова с открытыми и закрытыми слогами, со стечениями согласных звуков:
1 – двухсложные слова из двух открытых слогов (мама, уха);
2 – трехсложные слова из открытых слогов (панама, пионы);
3 – односложные слова (мак, лев);
4 – двухсложные слова одним с одним закрытым слогом (каток, Алик);
5 – двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (тыква, утка);
6 – двухсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (компот, Павлик);
7 – трехсложные слова с закрытым слогом (котенок, пулемет);
8 – трехсложные слова со стечением согласных (конфета, калитка);
9 – трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (памятник, маятник);
10 – трехсложные слова с двумя стечениями (винтовка, морковка);
11 – односложные слова со стечением согласных в начале и конце (кнут, клей);
12 – двухсложные слова с двумя стечениями (кнопка, клетка);
13 – четырехсложные слова из открытых слогов (паутина, батарея).
Оцениваются:
- особенности нарушений слоговой структуры слова;
- элизии слогов, опускание согласных в стечениях;
- парафазии, перестановки при сохранении контура слов;
- интерации, персеверации, добавления звуков (слогов);
- контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого).
составление логопедического заключения.
Все полученные результаты должны быть подвергнуты количественному и качественному анализу и обобщены в аналитическом заключении (справке).
Количественный анализ - это метод исследования, использующий количественные (статистические) данные, полученные в результате обследования (диагностики).
Качественный анализ – метод исследования, не использующий количественных показателей, но делающий выводы лишь на базе логических рассуждений над полученными фактами.
Полученные результаты обследования позволяют сформулировать логопедическое заключение, или заключение логопеда, которое состоит из двух частей
В первой части логопедического заключения указывается педагогический диагноз, который определяет структуру речевого дефекта (объем и характер нарушений структурных компонентов языка).
Вторая часть этого заключения отражает клиническую форму речевой патологии (нарушений устной и письменной речи) и ее особенности (вид, степень тяжести, период и др. ) обусловливающие специфические затруднения ребенка, которые необходимо учитывать при организации индивидуального подхода как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях Примерами логопедического заключения могут быть следующие:
• фонетическое недоразвитие речи, обусловленное артикуляторно-фонетической мономорфной дислалией;
• фонетико-фонематическое недоразвитие речи, обусловленное открытой формой ринолалии послеоперационного периода; артикуляционная форма дисграфии;
• общее недоразвитие речи III уровня, обусловленное псевдобульбарной дизартрией выраженной степени: артикуляционно-фонематическая дисграфия в сочетании с оптической;
• общее недоразвитие речи III уровня, обусловленное моторной формой алалии, осложненной псевдобульбарной дизартрией легкой степени: и т.п.
Затем дается краткое обоснование логопедического заключения. Каждая часть логопедического заключения подтверждается конкретными данными, полученными в ходе логопедического обследования, на основе которых логопед сделал вывод о структуре речевого дефекта и форме речевой аномалии.
Охарактеризуйте правила заполнения речевых карт.
Речевая карта – документ, характеризующий состояние речи ребенка, поступившего в логопедическое учреждение. Речевую карту заполняет логопед на основании данных обследования. В карте отмечаются сведения о ребенке, анамнез, состояние всех компонентов речи на момент обследования, состояние артикуляционного аппарата, записывается заключение о состоянии речи, план коррекционной работы. Как правило, речевая карта остается у логопеда и служит для отслеживания динамики развития речи.
Готовых бланков речевых карт для различных речевых нарушений разработано очень много, разных авторов и различных по виду речевого нарушения. Есть общие речевые карты, есть карты для ОНР, есть для дизартрии, дислалии, ринолалии и еще множество вариаций.
Если заранее неизвестно с каким речевым нарушением предстоит иметь дело, то есть специальные карты по возрастам, например, для детей до года, для детей от года до трех, от трех лет.
Далее необходимо подготовить дидактический и речевой материал для диагностики. Пусть все нужное будет под рукой. Надо ознакомиться с содержимым разделов карты заблаговременно и подобрать необходимые картинки.4
Можно разработать собственные речевые карты и внести все необходимые разделы. Приложение 2 к инструктивному письму Министерства образования Российской Федерации от 14.12.2000 №2 определяет примерный формат речевой карты:
РЕЧЕВАЯ КАРТА (заполняется на каждого ребенка, зачисленного в логопедический пункт)Фамилия, имя, возраст.
Класс.
Домашний адрес, телефон.
Дата зачисления в логопедический пункт.
Успеваемость по родному языку (к моменту обследования).
Жалобы учителя или родителей (законных представителей).
Заключение психиатра.
Состояние слуха.
Данные о ходе развития речи. Анамнез общего и речевого развития.
Состояние артикуляционного аппарата (строение и подвижность).
Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельных связных высказываний):
словарный запас: словарь в пределах обихода, шире и пр.; какие части речи преимущественно употребляет; ошибки в употреблении слов: замены по смыслу и акустическому сходству (привести примеры);
грамматический строй: типы употребляемых предложений, наличие аграмматизмов (привести примеры);
произношение и различение звуков: произношение звуков; отсутствие, искажение, замена и смешение отдельных звуков; различение оппозиционных звуков; воспроизведение слов с различным звукослоговым составом (привести примеры); темп и внятность речи.
Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова.
Письмо: наличие и характер специфических ошибок (смешение и замена согласных букв, аграмматизмы и т.д.) в письменных работах обучающихся - диктантах, изложениях, cочинениях, выполняемых ими при первичном обследовании и на занятиях в логопедическом пункте (письменные работы прилагаются к речевой карте).
Чтение: уровень овладения техникой чтения (побуквенное, слоговое, словами); ошибки при чтении; понимание прочитанного.
Проявление заикания:
предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуации, усугубляющие его проявление (ответы у доски);
сформированность языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй);
особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность);
адаптация к условиям общения.
Краткая характеристика ребенка по данным психолога и учителя (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к имеющемуся нарушению речи).
Заключение учителя-логопеда.
Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту отчисления обучающегося из логопедического пункта).
Расскажите о направлениях проведения дифференциальной диагностики нарушений произносительной стороны речи (дислалия, дизартрия, ринолалия).
При обследовании выясняется уровень звукового анализа, особенности звукопроизношения, состояние и подвижность артикуляционного аппарата, состояние слуха, состояние зрения, особенности психоречевого развития, объем и структура речи, словарный запас, особенности грамматики, письма, чтения, памяти, слухового письма, умственного развития ребенка, развитие зрительного восприятия и гнозиса, анализа и синтеза, логопедическое обследование.
Отграничение дизартрии от дислалииОтграничение дизартрии от дислалии проводится на основе выделения синдромов артикуляторных, дыхательных и голосовых расстройств. И при дислалии, и при дизартрии нарушено звукопроизношение. Но при дизартрии наблюдается органическое поражение ЦНС (и как следствие расстройство просодической стороны речи), а при дислалии речевые центры не поражены, и нарушение звукопроизношения связано с неправильным артикуляционным укладом. При отграничении важно также учесть данные неврологического обследования и особенности анамнеза.
Отграничение дизартрии от алалииОтграничение дизартрии от алалии проводится на основе отсутствия первичных нарушений языковых операций. При алалии звуковая сторона речи может быть не нарушена, но страдает лексическая и грамматическая стороны речи. При дизартрии же нарушена именно звуковая сторона речи, а лексико-грамматический строй может быть сохранён.
Диагностика ринолалииОбследование детей и взрослых с ринолалией многопланово и проводится различными специалистами: отоларингологом, стоматологом-хирургом, ортодонтом, неврологом, фониатром, логопедом, дефектологом, психологом. Наиболее важными инструментальными исследованиями, позволяющими выявить причины ринолалии, служат рентгенография носоглотки, риноскопия, фарингоскопия, электромиография и др.
При логопедическом обследовании больного с ринолалией основное внимание уделяется оценке строения и подвижности артикуляционного аппарата, физиологического и фонационного дыхания, нарушений голоса. Для выявления открытой ринолалии используется проба Гутцмана – произнесение гласных [а] и [и] с попеременным закрытием и открытием носовых ходов. При зажатых ноздрях звуки заглушаются, одновременно логопед ощущает пальцами сильную вибрацию крыльев носа. Затем исследуется звукопроизношение всех гласных и согласных звуков, просодическая сторона речи, фонематические процессы, состояние лексики и грамматики; у школьников – состояние чтения и письма.
Охарактеризуйте особенности проведения логопедического обследования детей разного возраста.
Логопедическое обследование детей выполняется по общим принципам, т. е. исследуются все сферы речевой деятельности (лексика, грамматика, фонематическая сторона и т. д.). Тем не менее в логопедическом обследовании не последнюю роль играет возраст ребенка. При обследовании ребенка 4-х лет, только поступившего в логопедическую группу, в речевую карту подробно фиксируются все сведения его развития с самого рождения. Так же учитываются сведения о родителях (возраст, кол-во детей и пр.), и как протекал период беременности матери. Только после этого начинается обследование речевых процессов ребенка. Ему предлагаются различные задания чаще всего с опорой на картинный материал, которые обследуемый должен выполнить. Например, при обследовании лексики, ребенок должен назвать предметы мебели, изображенные на картинках, а затем еще и подобрать обобщающий термин к этим предметам. Для детей более младшего возраста используется большое количество игровых приемов. Дети по-старше более осознано выполняют необходимые для обследования задания, поэтому много игровых моментов не требуется.
Для обследования ребенка переходящего в старшую группу, уже не требуется сбор анамнеза его раннего развития, так как эта информация уже зафиксирована. Обследуется только его речевое развитие. Обследование речевого развития проходит аналогично тому, что было и в четырехлетнем возрасте. Особенностью обследования является содержание самих заданий. Предлагаются задания более сложные по содержанию или смыслу, чем предыдущие. Например, если в четырехлетнем возрасте при обследовании лексики, ребенку предлагалось назвать предметы мебели, игрушки, одежду. То в пятилетнем возрасте ребенок должен назвать по картинкам животных (диких и домашних), насекомых, части тела и др. Т. е. смысл задания практически не меняется, но уровень сложности повышается. Это делается для того, чтобы определить, насколько ребенок преуспел в развитии за прошедший год.
Задания для самостоятельной работы.
Проанализировать фрагменты протоколов обследования по разделам: артикуляционная моторика, звукопроизношение, фонематическое восприятие и др.
- артикуляционная моторика: в этом разделе обследования у ребенка проверяется наличие или отсутствие движений, тонус, объем, способность к переключению, замены, синкинезии, тремор, а так же отклонение кончика языка. Необходимо обследовать так же движения нижней челюсти, движения губ, движение мягкого неба. Для этого ребенку предлагается выполнить несколько артикуляционных упражнений с участием языка, движения нижней челюсти вверх, вниз и в стороны. Затем зевнуть при широко открытом рте (движения мягкого неба).
- звукопроизношение: в этом разделе обследования у ребенка проверяется наличие или отсутствие правильного произношения всех звуков. В случае неправильного произношения, учитывается замена, смешение или отсутствие звука.
- фонематическое восприятие: здесь проверяется дифференциация оппозиционных звуков смешиваемых и несмешиваемых в произношении; состояние фонематического восприятия, навыки фонематического анализа и синтеза.
- фонетическая сторона речи: исследуется звукослоговая структура слов. Для этого предлагается ряд слов от простых к более сложным.
- состояние грамматического строя речи: в этом разделе исследуется употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа; употребление имен существительных в косвенных падежах; образование существительных множественного числа в родительном падеже; согласование прилагательных с сущечствительными единственного числа; употребление предложно-падежных конструкций; употребление числительных 2 и 5 с существительными; образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; образование названий детенышей животных; образование относительных прилагательных.
- состояние связной речи: в этом разделе исследуется умение ребенка пересказывать рассказ прочитанный ему учителем-логопедом; составлять рассказ по сюжетным картинкам; составлять рассказ по наводящим вопросам.
2. Обработать данные обследования и составить заключения (по разделам).
3. Подготовить дидактический наглядный материал для обследования, провести обследование ребенка, составить заключение.