Практическая статья по приобщению обучающихся к декоративно-прикладному искусству Урала
В законе «Об образовании в РФ» провозглашается приоритет общечеловеческих ценностей, утверждение гуманистического характера образования как системы воспитания и обучения, осуществляемой в интересах личности, общества, государства.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на формирование общей культуры личности детей, в том числе эстетических качеств.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы: становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений: реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Концепция модернизации Российского образования особое внимание уделяет подготовке разносторонне развитой личности, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры.
Современное состояние педагогической науки и практики характеризуется изменением некоторых приоритетов в области эстетического воспитания. В содержании эстетического воспитания на первое место выходят проблемы передачи детям творческого опыта через приобщение к народной культуре, формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, создание условий для творческого саморазвития личности ребенка в процессе разных видов художественной деятельности.
Ребенок должен приобщиться к ценностям мировой художественной культуры через наиболее близкое к нему искусство. А какое искусство может быть близким? Конечно, искусство малой Родины. Развитие личности всегда происходит в социо-культурном пространстве жизни своего народа, истории, культуры. Приобщение к декоративно- прикладному искусству Урала рассматривается нами как первоначальный этап такого развития.
В региональном декоративно-прикладном искусстве проявляются лучшие черты народа, общечеловеческие ценности: национальная психология, гуманизм, оптимизм, мудрость, смелость, стремление к красоте, и вместе с тем, отчетливо прослеживается его специфика: история, нравы, обычаи, образ мышления, эстетические вкусы. Все это богатство представлено в максимально выразительной форме декоративно-прикладного искусства.
Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе детскому творчеству (простотой, завершенностью формы, обобщенностью образа) понятно ребенку. Эмоциональный язык декоративно-прикладного искусства самый легкий, верный и доступный мостик от души народа к душе ребенка. Вот почему в отечественной педагогике с давних времен (К.Д. Ушинский, Е.А.Флериной, А.П.Усовой и др.) проповедуется главный принцип: воспитывать детей и в семье и в детском саду на близком родном искусстве того края, где живет человек.
Декоративно-прикладное искусство Урала исторически развивалось по своим законам, отличается своеобразием материалов, технологий, образов, семантических смыслов. Многофункциональность уральского регионального искусства, разнообразие и богатство художественного материала создают широкие возможности для вариативного проявления педагогической деятельности в учебно-воспитательном процессе. Уральский сказ, легенда, народная песня, и вместе с колоритностью росписи по дереву и металлу, подчеркнутая природная красота самоцветного камня воспринимаются в единстве.
Смысл занятий по приобщению школьников к декоративно- прикладному искусству заключается в развитии эстетических ценностей у детей, в художественной деятельности и в создании условий для саморазвития и самовыражения ребенка в изобразительном творчестве.
Педагогические условия приобщения детей
к декоративно-прикладному искусству Урала
Для организации процесса приобщения школьников к декоративно-прикладному искусству Урала необходимо создать педагогические условия:
1. Провести работу по отбору содержания образования регионального компонента в соответствии с целями развития, их возможностями и интересами.
2. Обогатить развивающую среду предметами искусства, наглядными и дидактическими пособиями, продуктами творческой деятельности детей.
3. Способствовать взаимодействию работы студий, кружков, мастерских с учебно-воспитательной работой.
4. Важным моментом в обеспечении психологической поддержки на «пути к творческому успеху» имеет сотворчество взрослого и детей при создании совместных продуктов деятельности по мотивам декоративно-прикладного уральского искусства.
5. Обеспечить эмоциональное благополучие школьников в освоении искусствоведческого материала и в продуктивной деятельности. Одним из важных условий приобщения детей к декоративно-прикладному искусству является создание благоприятной развивающей среды. Учитывая эмоциональность ребенка, место для работы нужно оформить так, чтобы оно внешне привлекало, стимулировало ребенка к творческому саморазвитию.
Набор предлагаемых материалов для художественно-творческой деятельности должен быть разнообразен и достаточен, т. к. ребенок должен иметь возможность выбора необходимого материала для реализации замысла. В методическом комплексе учителя должны быть чертежи, их варианты в усложнении, пооперационные карты, готовые образцы, фотографии коллективных и индивидуальных работ детей.
В классе желательно разместить предметы народного и профессионального декоративно-прикладного искусства Урала: литье из чугуна, гравюру, изделия камнерезного искусства, расписные уральские доски, ложки, изделия из уральского фарфора, вышивку и др. В альбомах могут быть представлены образцы декоративно-прикладного искусства Урала, представленные в музеях страны, для обогащения впечатлений дошкольников, уточнения их представлений об уральских промыслах.
Содержание занятий следует обогатить использованием мультимедийных презентаций. В классе необходимо выбрать место, куда можно было бы поместить детские работы, выполненные на занятиях по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством Урала. Желательно придумать название выставочному месту: «Музей уральских промыслов», «В гостях у Хозяйки Медной горы», «Урал – земля золотая», «Уральские чародеи – умельцы» и др. Помимо выставки детских работ, следует организовать «рабочий центр» или «мини – мастерскую», где могут находиться вариативные поделки, отличающиеся особенностями модели, сборки или разнообразием использованных в работе материалов, динамические образцы.
Таким образом, развивающая среда должна быть вариативной, соответствовать опыту детей и побуждать их к проявлению творчества и самостоятельности.
Организация художественной деятельности детей предполагает использование разнообразных форм организации, способствующих творческому саморазвитию школьников: самостоятельные работы детей, из которых можно составить единую целостную композицию. Данную форму организации детской деятельности можно использовать на занятиях по темам: «В страну озер и рудных скал», «Мы – уральцы», «Уральский букет», «Оружейных дел мастера», «Диво – дивное», «Обрядовая уральская кукла», «Пасхальные писанки на Урале».
Работа в парах, при которой каждая пара выполняет часть общей работы, рекомендуется применить на занятиях «Малахитчики», «Берестяной туесок», «Укрась колыбельку».
Работа в мини-группах, при которой каждая мини-группа выполняет часть общей работы или вариант работы можно использовать на занятиях: «Урал – земля золотая», «Музыка в камне»
Коллективная работа, когда каждый ребенок выполняет самостоятельную часть общей работы, лучше предлагать детям на занятиях: «Салон ювелирных изделий», «Самоцветные россыпи Урала», «Секреты Хозяйки Медной горы».
Работа по конвейеру, при которой каждый ребенок выполняет одну операцию общей творческой работы, а результат его работы будет являться началом работы сверстника (как наиболее сложная форма организации детей), может быть применена на занятии «Камень, заговори», «Бусы на Новогоднюю елку».
В программе рекомендуется в ходе занятий использовать синтез регионального художественного слова и музыки (народных песен, попевок, инструментальной музыки).
Особенно значимым для активизации творческой художественной деятельности дошкольников является включение в содержание занятий традиционных для уральских праздников хороводов, подвижных игр, развлечений.
Педагогическое общение, взаимодействие с детьми должно быть активизирующим и обогащающим мотивы их деятельности, изменяющимся по содержанию в зависимости от степени самостоятельности.
Важным моментом в организации работы по приобщению дошкольников к декоративно-прикладному искусству Урала является организация занятий, имеющих комплексный характер (табл.1).
Табл. 1 Структура занятия по приобщению к декоративно-прикладному искусству Урала
Занятия искусствоведческого и творческого характера желательно чередовать с проведением дидактических игр, выставок, экскурсий, конкурсов, предусматривающих совместную деятельность детей и взрослых, а также в самостоятельной деятельности школьников, как в условиях образовательного учреждения, так и в условиях семейного воспитания.
Программой предполагается организация мероприятий, проводимых совместно с семьей школьников. Например, конкурс чтецов стихотворений об Урале «Когда говорят о России, я вижу свой синий Урал». Работа сувенирного цеха и конкурс сказов об уральских произведениях декоративно-прикладного искусства «История красивой и нужной вещи» предусматривают совместное творчество ребенка и родителей и представление семейного творческого результата в конце учебного года.
Перспективный план педагогических мероприятий
Одной из основных задач нашей работы является разработать перспективный план по приобщению детей к декоративно- прикладному искусству Урала.
Табл. 2 Перспективный план образовательных ситуаций
№п\п | месяц | Формы работы | Цели |
1 | Сентябрь | Оценка эстетической развитости личности детей | Определить эстетическую развитость детей (Через наблюдения, беседы с детьми и др.). |
2 | Октябрь Первый блок занятий «Урал – земля золотая» | Совместная деятельность учителя и детей: создание макета «Поэма уральских гор» | Способствовать расширению знаний о природе родного края, формированию кооперативных умений при выполнении коллективной работы (макета) |
3 | | Занятие-экспедиция «Мы – уральцы» | Актуализировать представления детей об Урале как малой родине, расширить знания детей о традициях и обычаях, распространенных на Урале. Познакомить детей с промыслами декоративно- прикладного искусства Урала. |
4 | | Занятие - виртуальное путешествие «В страну озер и рудных скал» | Расширять представления детей о природе Урала при рассматривании занимательных географических карт. Учить подбирать на музыкальных инструментах звуки, похожие на звуки леса (капли дождя, шелест листьев, пение птиц, журчание ручейка и др.). Учить использовать цвет как средство выразительности для изображения уральской природы. Развивать эстетическую эмпатию. |
5 | | Игра-драматизация «Урал – земля золотая» | Развивать эстетическую эмпатию и рефлексию у детей при восприятии и воспроизведении содержания легенды в игре. |
6 | Ноябрь Второй блок занятий «Мастера земли уральской» | Совместная деятельность учителя и детей: посещение музея декоративно-прикладного искусства Урала | Расширять эстетические представления детей о произведениях декоративно-прикладного искусства Урала как эстетической ценности. Способствовать формированию личностного интереса к художественным ремеслам уральского региона. Развивать у детей эстетическую эмпатию при восприятии произведений искусства. |
7 | | Дидактическая игра «Откуда пришел предмет?» | Способствовать формированию эстетических представлений о разных видах декоративно-прикладного искусства Урала, развивать эстетическую рефлексию при восприятии искусства. |
8 | | Занятие «Камень, заговори» | Расширять эстетические представления детей о камнерезном искусстве как эстетической ценности. Развивать эстетическую эмпатию школьников при восприятии произведений ювелирного искусства. |
9 | | Занятие «Музыка в камне» | Расширять эстетические представления детей об уральских самоцветах. Развивать эстетическую эмпатию при восприятии музыкального произведения и выполнении творческой работы. Продолжать учить использовать цвет как средство выразительности для передачи эстетических чувств. |
10 | Декабрь | Занятие «Салон ювелирных изделий» | Расширять эстетические представления у школьников об искусстве уральских мастеров – ювелиров. Развивать эстетическую эмпатию при восприятии искусства, эстетическую рефлексию при оценке собственной творческой деятельности. Способствовать творческому саморазвитию при работе с «подсобными» материалами. |
11 | | Занятие «Малахитчики» | Расширять эстетические представления детей о камнерезном искусстве как эстетической ценности, совершенствовать технические навыки в работе с бумагой при выполнении объемной модели. |
12 | | Совместная деятельность учителя и детей: разгадывание кроссворда «Самоцветные россыпи Урала» | Уточнить эстетические представления детей о камнерезном искусстве Урала. |
13 | | Занятие «Бусы» | Расширять эстетические представления детей об уральских самоцветах, совершенствовать технические навыки в работе с бумагой. |
14 | Январь | Совместная деятельность учителя и детей: литературная викторина «Уральские сказы» | Закреплять знания детей об уральских сказах. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, развивать эстетическую рефлексию при оценке собственной деятельности |
15 | | Совместная деятельность учителя и детей: разгадывание кроссворда «Уральские слова» | Уточнить эстетические представления детей о разных видах декоративно-прикладного искусства Урала. |
16 | | Занятие «Каслинские кудесники» | Расширять эстетические представления детей об искусстве чугунного литья как эстетической ценности. Совершенствовать композиционные и изобразительные умения при выполнении работы в технике мелкой пластики. Способствовать творческому саморазвитию детей. |
17 | | Дидактическая игра «Исправь ошибку мастера» | Уточнить эстетические представления детей о разных видах декоративно-прикладного искусства Урала |
18 | Февраль | Занятие «Оружейных дел мастера» | Расширять эстетические представления детей об искусстве гравюры как эстетической ценности. Совершенствовать композиционные и изобразительные умения при выполнении аппликации на силуэте доспехов. Способствовать творческому саморазвитию детей. |
19 | | Занятие «Тайна булата» | Расширять эстетические представления детей об искусстве гравюры как эстетической ценности. Совершенствовать композиционные и изобразительные умения при выполнении творческой работы в технике «граттаж». Способствовать творческому саморазвитию детей. |
20 | | Занятие «Берестяной туесок» | Расширять эстетические представления детей об искусстве росписи по бересте как эстетической ценности, совершенствовать композиционные умения при выполнении и украшении поделки. Воспитывать умение детей работать в парах. Развивать эстетическую рефлексию. |
21 | | Дидактическая игра «Составь уральский букет» | Уточнить эстетические представления детей о разных видах декоративно-прикладного искусства Урала, развивать эстетическую эмпатию при восприятии искусства уральской росписи. |
22 | Март | Занятие «Укрась колыбельку» | Расширить знания детей о традициях и обычаях, распространенных на Урале. Способствовать развитию эстетической рефлексии при оценке собственной поделки. Воспитывать умение детей работать в парах. |
23 | | Занятие «Уральский букет» | Расширять эстетические представления детей об искусстве росписи по металлу как эстетической ценности, совершенствовать композиционные умения при выполнении творческой работы. |
24 | | Дидактическая игра «Разгадай тайну знака» | Уточнить эстетические представления детей о разных видах декоративно-прикладного искусства Урала, развивать эстетическую эмпатию при восприятии искусства росписи по дереву. |
25 | | Занятие «Уральская обрядовая кукла» | Расширить знания детей о традициях и обычаях, распространенных на Урале. Способствовать развитию эстетической эмпатии при выполнении обрядовой куклы |
26 | Апрель | Дидактическая игра «Найди по описанию» | Уточнить эстетические представления детей о разных видах декоративно-прикладного искусства Урала, развивать эстетическую рефлексию при восприятии произведений искусства. |
27 | | Занятие «Пасхальные писанки на Урале» | Расширить знания детей о традициях и обычаях, распространенных на Урале. Способствовать творческому саморазвитию при составлении узора в украшении пасхального яйца. |
28 | | Занятие «Диво – дивное» | Расширять эстетические представления детей об искусстве росписи по дереву как эстетической ценности, совершенствовать композиционные и изобразительные умения при выполнении «Семейного древа жизни». Развивать эстетическую эмпатию у детей при подборе символов уральской росписи. Третий блок занятий «Тайны малахитовой шкатулки» |
29 | Май Третий блок занятий «Тайны малахитовой шкатулки» | Третий блок занятий «Тайны малахитовой шкатулки». Конкурс чтецов стихотворений об Урале «Когда говорят о России, я вижу свой синий Урал» | Способствовать развитию эстетической эмпатии при воспроизведении произведений литературно-художественных произведений. |
30 | | Занятие «Работа сувенирного цеха» | Способствовать творческому саморазвитию школьников в совместной художественной деятельности детей и родителей по мотивам искусства. |
31 | | Конкурс сказов об уральских произведениях декоративно- прикладного искусства «История красивой и нужной вещи» | Способствовать творческому саморазвитию школьников в литературно- художественной деятельности по мотивам искусства. Развивать эстетическую рефлексию при оценке собственной творческой деятельности. |
Примеры занятий по приобщению обучающихся к декоративно-прикладному искусству Урала.
Тема: «Мы – уральцы»
Задачи: актуализировать представления детей об Урале как малой родине, расширить знания детей о традициях и обычаях, распространенных на Урале. Познакомить детей с промыслами декоративно-прикладного искусства Урала: каслинским литьем, златоустовской гравюрой, камнерезным искусством, росписью на металле, по дереву и бересте, вышивкой, ткачеством.
Материалы и оборудование: иллюстрации, фотоэкспозиции, мультимедийное сопровождение к занятию, записи уральских народных песен.
Методические рекомендации к проведению занятия. Учитель беседует с детьми о том, что они понимают под выражением «малая родина», затем предлагает детям совершить виртуальное путешествие по Уралу и посетить несколько станций. Первая станция Традиционная, на которой дети знакомятся с праздниками, которые всегда считались народными и праздновались на Урале: Рождество Христово и Новый год, Масленицу, Троицу, Праздники урожая. На станциях детям предлагается поучаствовать в народных играх, состязаниях, распространенных на Урале. Вторая станция «Народные умельцы», на которой дети знакомятся с народными уральскими промыслами. Третья станция «Урал – мастеровой», на которой детей знакомят с профессиональным искусством Урала. После занятия в самостоятельной деятельности детям предлагается отразить в рисунках то, что особенно запомнилось из путешествия по Уралу.
Тема: «Салон ювелирных изделий»
Задачи: расширять эстетические представления у школьников об искусстве уральских мастеров – ювелиров. Развивать эстетическую эмпатию при восприятии искусства, эстетическую рефлексию при оценке собственной творческой деятельности. Способствовать творческому саморазвитию при работе с «подсобными» материалами.
Материалы и оборудование: пластилин, шаблоны в форме украшений, фольга, бусины, бисер, цветная бумага, проволока, клей ПВА, бумага «под мрамор» «под малахит», «под агат» и др., ножницы, линейки, простые карандаши.
Методические рекомендации к проведению занятия. Учитель предлагает детям рассмотреть малахитовую шкатулку и ювелирные украшения из уральских самоцветов, побеседовать о материалах, из которых сделаны произведения искусства. Затем дети вместе с учителем составляют алгоритм выполнения работы из подсобного материала, повторяют правила композиции при украшении ювелирных изделий, заполнения формы основы, технические приемы работы с подсобными материалами и пластилином. Каждый из детей выбирает по желанию силуэт ювелирного украшения, выполняет работу, наряжает куклу. В конце занятия учитель проводит рефлексию с детьми по результатам творческой работы школьников.
Тема: «Уральская кукла – берегиня»
Задачи: расширить представления детей о традициях и обычаях, распространенных на Урале. Упражнять в работе с тканью.
Материалы и оборудование: лоскутки ткани, куклы – обереги, выполненные воспитателем.
Методические рекомендации к проведению занятия. Учитель демонстрирует разных кукол и поясняет, что на Урале изготавливались разные тряпичные куклы: обрядовые, куклы – обереги, игровые куклы, сувенирные куклы. Учитель рассказывает детям о традиции на Урале изготавливать кукол, которые должны были охранять дом от разных болезней (кукол – оберегов). Такая кукла изготавливалась перед рождением младенца в доме, укладывалась в детскую колыбельку, выполнялась без ножниц и иголки (ее нельзя было уколоть), сворачивалась просто их лоскутков. Кукла – берегиня «обогревала» колыбельку для малыша. У куклы не было лица, так как она не должна была быть слишком похожа на человека. Воспитатель объясняет детям, что в каждом виде тряпичной куклы есть своя манера выполнения, «память пальцев», которая передается из поколения в поколение и демонстрирует детям приемы скручивания и сворачивания лоскутков. Затем предлагает детям свернуть из лоскутков куколку – берегиню. В конце занятия дети рассматривают кукол.
11