СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практические приемы преодоления трудностей чтения

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации.  Речевая способность является первоосновой любой деятельности человека. Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.

Просмотр содержимого документа
«Практические приемы преодоления трудностей чтения»


Практические приемы преодоления трудностей чтения


Ковалева Елена Викторовна

учитель – логопед

МБОУ «СКШИ VIII вида»

г. Чернушка


Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Речевая способность является первоосновой любой деятельности человека. Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей зависит умственная работоспособность.

Как же научить ребёнка осознанно и правильно читать? Конечно, каждый учитель по-своему старается решить проблему совершенствования навыка чтения.

Я использую в своей работе систему практических приемов Натальи Пятибратовой. В моей методике «Читаем с радостью» есть свои принципы:

  • полилингвистический подход: работа на уровне слога, слова, предложения, и текста на каждом занятии (Л.С.Цветкова «Нейропсихология письма, счета, чтения». «Необходимо начать работу от понимания – и воздействовать на сенсомоторный акт. Через семантический выйти на сенсомоторный акт);

  • установка на угадывающее чтение, что позволяет снять напряжение;

  • повторяемость приемов (некоторые игры включаются в каждое занятие, меняется только наглядный материал)

  • активная форма занятия (не менее 50% от занятия стоя и в движении).

Структура занятий.

Вводная часть

1.Приветствие по модифицированной таблице Н.Зайцева. Приложение 1

2. Работа с ритмом («Регулярная музыкально-ритмическая работа увеличивает количество серого вещества в мозге и утолщает кору больших полушарий, увеличивает нейронную сеть. Это сложная когнитивная деятельность» Т.Черниговская, нейролингвист, профессор).

Под музыку «вальс Штрауса» ребенок делает по одному хлопку на сильную долю. Педагог помогает своими руками, в случае затруднений.

3.Нейроблок (развитие кинетического фактора – удержание моторных

программ и саморегуляции).

Быстрый блок

4. Игра на уровне слога СГ:

  • пение с педагогом по таблице Зайцева;

  • пение самостоятельно;

  • игра «Стоп»;

  • игра «Найди нотку» Приложение 2

  • игра «Приложи ладонь» Приложение 3

5. Игра на уровне слова (пассивно-активное чтение).

6. Игра на уровне предложения и текста (педагог читает небольшой текст, а ребенок ведет пальцем, не отставая и не забегая вперед).

Медленный блок

7. Игры на уровне слога (чтение с отхлопыванием). Приложение 4

8. Игры на уровне слова Приложение 5

9. Игры на уровне предложения (чтение словосочетаний и предложений с паузами, делая вдохи)

10. Игра на уровне текста (подбор картинки к предложению)

11. Итог занятия, контроль.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3


Приложение 4


ВО ДО НО СО КО ГО МО ХО ТО

КУ ВУ ДУ ПУ ГУ ЛУ МУ ТУ ЗУ

ФЫ ГЫ БЫ РЫ МЫ НЫ БЫ КЫ ВЫ


МНО... ПРЫ… КРЫ… ДНО ДНА ДНО ДНУ ДНЫ ДНО

ВРА… КРА… КРО…. ДНИЩЕ ХОЛОДНО КО ДНУ

СПИ… КЛЕ… ЦВЕ… ГОЛОДНО СУДНО РОДНОЙ

Приложение 5

про явления природы

Молния – это огромная искра, мгновенный разряд электричества.

Молния – это огромная искра, мгновенный разряд электричества, скопившегося в грозовых тучах.

Молния – это огромная искра, мгновенный разряд электричества, скопившегося в грозовых тучах. Тепло, выделяющееся при вспышке молнии,

Молния – это огромная искра, мгновенный разряд электричества, скопившегося в грозовых тучах. Тепло, выделяющееся при вспышке молнии, мгновенно нагревает воздух.

Молния – это огромная искра, мгновенный разряд электричества, скопившегося в грозовых тучах. Тепло, выделяющееся при вспышке молнии, мгновенно нагревает воздух. Он становится жарче, чем Солнце, и взрывается

Молния – это огромная искра, мгновенный разряд электричества, скопившегося в грозовых тучах. Тепло, выделяющееся при вспышке молнии, мгновенно нагревает воздух. Он становится жарче, чем Солнце, и взрывается с оглушительным грохотом.

Молния – это огромная искра, мгновенный разряд электричества, скопившегося в грозовых тучах. Тепло, выделяющееся при вспышке молнии, мгновенно нагревает воздух. Он становится жарче, чем Солнце, и взрывается с оглушительным грохотом. Так получается гром.


Упражнения к тексту.

  1. Задание: Положи ладошку на стол. Читай сложные слова и одновременно поочередно поднимай пальцы так, чтобы ладонь была прижата к столу. Так, каждое слово ты прочитаешь 5 раз.

Мгновенный скопившегося

Электричество выделяющийся

оглушительный

  1. Задание: «Прочитай, устно вставляй пропущенные слова»

Молния – это огромная …, мгновенный разряд электричества, … в грозовых тучах. Тепло, выделяющееся при ….. молнии, мгновенно нагревает воздух. Он становится жарче, чем ….. , и взрывается с оглушительным грохотом. Так получается ….

Литература

  1. О.Н. Яворская «Занимательные упражнения логопеда со школьниками»

  2. С.А. Сущевская «Тексты с «хвостами» и «дырками»

  3. И.Н. Садовникова «Дисграфия. Дислексия»

  4. Н.Б. Бураков «Смысловое чтение», «Выразительное чтение»

  5. Г.М. Зегебарт «От смысла к тексту»

  6. Н.Зак «Интеллектика»

  7. Монтессори-материал «Тексты-определения».

  8. С.Г. Зотов, М.А.Зотова «Повышение скорости чтения»

  9. Н.Н. Павлова «Читаем после азбуки»

  10. Н.В. Пятибратова «Новый букварь»