СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практический материал по теме: "Увлекательная морфемика".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный практический материал может быть использован  на уроках при изучении темы: "Морфемика" или факультативе по русскому языку по подготовке к ВсОШ по русскому языку в 5-7 классах.

Просмотр содержимого документа
«Практический материал по теме: "Увлекательная морфемика".»


УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ

МОРФЕМИКА




МОРФЕМИКА



Человек, прислушивающийся к значимости в слове корня…, приставки,

заинтересовывается строением языка, положением слова в речи, предложении… Про такого человека говорят, что он знает язык до корня. Н. Асеев








Дар речи – великое счастье человека. Любить свой родной язык, хорошо знать его, уметь пользоваться им во всём его богатстве – это и обязанность, и радость человека. Очень важно, чтобы каждый понимал, из чего складываются слова его родного языка, как важны и интересны эти маленькие «кусочки» слов (приставки, суффиксы, окончания)…

Е. А. Земская

ЭТО ИНТЕРЕСНО!

В настоящее время в современном русском языке насчитывается огромное количество морфем, которые являются строительным материалом для уже образованных и вновь создающихся слов. Так, 60 000 слов из «Орфографического словаря» и 17-томного

«Толкового словаря» конструируются с помощью 4, 4

тысяч корней, около 500 суффиксов и 100 приставок.



УПРАЖНЕНИЯ

ПО МОРФЕМИКЕ

ЗАДАНИЕ 1. КАКИЕ СЛОВА ИМЕЮТ НУЛЕВУЮ ФЛЕКСИЮ? ПОЧЕМУ ОСТАЛЬНЫЕ СЛОВА ЕЁ НЕ ИМЕЮТ?
  1. Вырез, майонез, навырез, наотрез, отрез, позарез, через, залез.

  2. Вольфрам, мадам, пополам, сам, там, хлам, шрам.

  3. Кино, полезно, но, домино, выполнено, окно, кимоно, разработано,

веретено, оно, нужно.

  1. Боб, об, озноб, сугроб, разгрёб, чтоб, хлебороб.

  2. Доклад, каскад, над, мармелад, назад, наугад, парад, невпопад,

по-над, сад, снегопад, шоколад.

  1. Вдруг, друг, вокруг, луг, недосуг, недуг, плуг, полукруг.

  2. Бензобак, натощак, мрак, никак, рюкзак, судак, так.

  3. Страна, на, сделана, она, умна, издавна, перекрашена.


ЗАДАНИЕ 2. ВЫДЕЛИТЕ ФЛЕКСИИ, ОТМЕТЬТЕ СЛОВА, НЕ ИМЕЮЩИЕ ФЛЕКСИЙ



Знания сёла;

магний лесничий птичий; овощи шасси;

оружие - иглокожие; рулевой ковбой; самбо – кружево,

друзья берега,

зодчий – сценарий, столовая – свая,

люди – регби, барий – певчий, молоко – метро.

ЗАДАНИЕ 3. РАСПРЕДЕЛИТЕ СЛОВА НА ТРИ ГРУППЫ:

  1. СЛОВА БЕЗ ФЛЕКСИЙ; 2) СЛОВА С НУЛЕВОЙ ФЛЕКСИЕЙ;
  1. СЛОВА С МАТЕРИАЛЬНО ВЫРАЖЕННОЙ ФЛЕКСИЕЙ.


    • Дендрарий – олений, прочитай – каравай, далеко (наречие) – далеко (краткое прилагательное), видео – колесо, дальние – задание, волчья – войдя, стоймя – пламя, разорвав – рукав, кто – что – пальто, карман – написан, разбит – сопит.






ЗАДАНИЕ 4. ВЫДЕЛИТЬ В КАЖДОМ СЛОВЕ ФЛЕКСИЮ И ОСНОВУ.



    • Два – едва, пять – пятый, спят – опять – опята, суть – уснуть, молот молоть молод, кнут примкнут, лишь жалишь, мякиш пятишься, снова основа, (много) знать (дворянская) знать, пласт – даст, (сочинить) стих – (ветер) стих.


ЗАДАНИЕ 5. ОПРЕДЕЛИТЕ, В КАКИХ СЛОВОФОРМАХ КОНЕЧНЫЕ -ЕЙ, - ОЙ, -ОВ, -ЕВ, -ИХ ЯВЛЯЮТСЯ ФЛЕКСИЕЙ, СУФФИКСОМ (СУФФИКСАМИ) ИЛИ ВХОДЯТ В СОСТАВ КОРНЯ.
  1. Воробей, гвоздей, грамотей, жокей, коней, музей, ножей, суховей, хоккей, шалашей, юбилей.

  2. Бой, бригадой, голубой, конвой, краевой, левкой, надой, отвагой, пищевой, покой, свой, службой, украдкой

  3. Грузов, дедов (дом), дров, зов, ковров, коров, остатков, отцов (наказ),

подков, столбов, улов, флагов.

  1. Гнев, красавцев, увидев, лев, сослуживцев, счастливцев, тетерев, торговцев, обогрев (существительное), обогрев (глагол), рассмотрев.

  2. Ветхих, вывих, двухлетних, отлогих, робких, никаких, рыбьих, стих

(существительное), стих (глагол), штрих.


ЗАДАНИЕ 6. В КАКИХ ИЗ ДАННЫХ СЛОВ -ИЙ ЯВЛЯЕТСЯ ФЛЕКСИЕЙ, А В КАКИХ – СУФФИКСОМ?

Бараний, беличий, всякий, долгий, девичий, заболевший, казачий, карий, лисий, некий, пегий, рабочий, рыбачий, свежий, собачий, третий, соболий, этакий.

ЗАДАНИЕ 7. ОПРЕДЕЛИТЕ, В КАКИХ ИЗ ДАННЫХ СЛОВ

КОНЕЧНЫЕ -А, -Е, -И, -О ЯВЛЯЮТСЯ ФЛЕКСИЕЙ, СУФФИКСОМ ИЛИ ЧАСТЬЮ КОРНЯ.


  1. Атака, буржуа, ваза, весьма, втридорога, гитара, два, добела, забава, завтра, издавна, лампа, лёжа, мала, неспроста, слегка, солома, туда.

  2. Будущее, вдалеке, вдвое, везде, вправе, горе, горючее, две, домашние,

драже, желе, налегке, обе, поодиночке, пособие, себе, скорее, тире, шоссе.

  1. Алиби, братски, будучи, вблизи, дети, дрожжи, жюри, исстари, качели, колибри, леди, люди, отруби, пари, позади, сани, щи.

  2. Бюро, дёшево, жабо, заново, зеркало, какао, кружево, легко, манго, направо, небо, недорого, некого, около, отчего, семеро, табло, таково, танго, удобство, эскимо.

ЗАДАНИЕ 8. РАЗБЕРИТЕ ПО СОСТАВУ ОМОНИМЫ,

УЧИТЫВАЯ ИХ ЗНАЧЕНИЕ И СООТНОШЕНИЕ С ДРУГИМИ СЛОВАМИ И ФОРМАМИ.
  1. Туманные дали. Мне дали тетрадь.

  2. Навстречу вели лошадь. Вели ему прийти.

  3. Передовая группа. Передавая книгу.

  4. Он запрёт дверь. Запрет был снят.

  5. Такой проект был отвергнут. Такие предложения отвергнут.

  6. Простой вагонов. Простой человек.

  7. Расточка деталей. Из земли показалось три росточка.

  8. Ребёнок не спал. Жир ещё не спал.




ЗАДАНИЕ 9. ОБЪЕДИНИТЕ В ГРУППЫ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА. ОТМЕТЬТЕ ЧЕРЕДОВАНИЯ В КОРНЯХ.
  1. Винный, невинный, обвинительный, вино, извинить, виноватый, виновник, винодел, обвинить, извинение, виноторговля, провинность.

  2. Вода, водить, подводный, уводить, водитель, подводник, водяной, наводка, паводок,

вводный, наводнение, наводчик, водовоз.

  1. Выкуп, выкупаться, искупаться, искупить, купальный, купальня, купить, купать, купальщик, купля, купчая, накупить, купание, перекупщик, покупатель, покупка.

  2. Гористый, горка, горевать, горелый, гора, горе, пригорок, выгоревший, горный, загорать, горелка, горемыка, горестный, гореть, горючий, горюшко, пригорюниться.

  3. Нос, носить, переносица, переносить, переноска, несносный, поднос, носастый, доноситься, носок, носовой, долгоносик, медоносный, безносый, носильщик, носорог, вредоносный.

  4. Нож, ножной, ножевой, треножник, ножницы, ножка, подножный, обезножеть,

поножовщина, подножие, сороконожка, подножка, ножны.


ЗАДАНИЕ 10. ОБЪЕДИНИТЕ В ГРУППЫ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА. ОТМЕТЬТЕ ЧЕРЕДОВАНИЯ В КОРНЯХ.

  1. Родня, натирать, морозный, натёртый, мороженое, родственник, отборный, урождённый, отобрать, подкормка, готовить, наземный, приземлиться, сытно, кормление, насытился, дышать, приготовлять, дыхание, подкармливать, вздох, родить, натереть, сотру, подмораживать, морозить, отбирать, заготавливать, оземь, заберу, заберёшь, насыщение

  2. Прядение, читка, нанять, чтение, прядильный, наём, друг, слаще, посылка, поросший, дружеский, святость, послать, снеговой, сладкий, святыня, гладкий, снеговик, подъезд, читать, объездчик, вырастать, гладить, въезжать, прялка, друзья, сладок, священный, снежный, глажение, выращенный.

  3. Поперёк, огородить, замыкать, поперечный, кормление, ров, подсвечник, купленный, приношение, вязанка, огороженный, кую, друзья, подруги, завяжу, подносить, освещённый, покупка, день, посветить, дружный, простить, отец, подкормка, соотечественник, горняк, сухой, тряхнуть, веду, хождение, горнячка, прощение, потрясение, горняцкий, засушить, спуск, подводка, подкова, замок, прорыть, понимать, клёв, зажму, мять, сжатие, затереть, дневальный, мнёшь, клюю, протирать, приминать, затру, отмычка, копать, походка, выкапывать, спущенный.

ЗАДАНИЕ 11. РАСЧЛЕНИТЕ СЛОВА НА МОРФЕМЫ.

СГРУППИРУЙТЕ СЛОВА В СООТВЕТСТВИИ СО ЗНАЧЕНИЯМИ ПРИСТАВОК.

Пере- 1) повторное действие (перевыборы);

  1. промежуточное пространство между чем-либо, пересечение (перелесок);

  2. чрезмерность (перегрев).

Перегиб, перегородка, перегрузка, переиздание, перекрёсток, перелицовка, перемычка, переносица, переплавка, переросток, перестройка, переутомление, перешеек.

ЗАДАНИЕ 12. РАСЧЛЕНИТЕ СЛОВА НА МОРФЕМЫ.

СГРУППИРУЙТЕ СЛОВА В СООТВЕТСТВИИ СО ЗНАЧЕНИЯМИ ПРИСТАВОК.

Рас-/ раз-/ разо- 1) деление на части, разъединение (разбить);

    1. напряжённость, интенсивность действия (расхвалить);

    2. действие, направленное в разные стороны (разбрестись);

    3. уничтожение результата ранее произведённого действия, обратное действие (разлюбить).


Разбегаться, разбрасывать, разбрызгать, развеселить, развинтить, разволновать, развязать, разгадать, разгибать, разглядывать, разделить, раздразнить, раззвонить, разламывать, разлить, размагнитить, размежевать, размельчить, разогнать, разодеть, раскалить, распилить, рассвирепеть, расстегнуть.



ЗАДАНИЕ 13. РАСПРЕДЕЛИТЕ ПРЕДЛАГАЕМЫЕ СЛОВА С

ОДИНАКОВО ПРОИЗНОСИМЫМИ СУФФИКСАМИ НА ГРУППЫ В СООТВЕТСТВИИ СО ЗНАЧЕНИЕМ ЭТИХ СУФФИКСОВ.

-к- 1) уменьшительность; 2) отвлечённое действие; 3) женский род.

Горка, варка, проверка, осинка, дочка, мерка, передвижка, читка, нитка, поливка, травка, оценка, стенка, голубка, коровка, знахарка, внучка, цыганка, грузинка, отписка, подготовка, побелка.

-чик- 1) действующее лицо; 2) уменьшительность и ласкательность.

Извозчик, стаканчик, переносчик, ответчик, стульчик, переписчик, колокольчик, переводчик, газетчик, лётчик, лимончик, резчик.

-ник- 1) действующее лицо; 2) собирательность; 3) предметы.

Мельник, ельник, чайник, колхозник, ударник, осинник, молочник, коровник, цветник, вестник, орешник, рудник, пчельник, передник, насмешник, плотник, приёмник, преемник, мясник, печник.


ЗАДАНИЕ 14. ПОДБЕРИТЕ И ЗАПИШИТЕ ПРИМЕРЫ НА РАЗНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ АФФИКСОВ:


-ец-: а) «лицо по происхождению их города»; б) «лицо по принадлежности к нации, народности»; в) «лицо по принадлежности к общественному течению»; г) «лицо по качественной характеристике»; д) «лицо по роду занятий».

-ин-: а) «единичность»; б) «увеличительность»; в)

«отвлечённый признак»; г) «мясо животного»; д) «результат действия»; е) «лицо женского пола по названию лица мужского пола».


ЗАДАНИЕ 15. РАСЧЛЕНИТЕ СЛОВА НА МОРФЕМЫ. УКАЖИТЕ, КАКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЕТ КАЖДАЯ МОРФЕМА В СТРУКТУРЕ

СЛОВА.

  1. Чистый, чистота, чище, чистейший, чисто, чистить, очищение, чистивший, вычищенный, чистя, вычистить, вычистив, почистить, чистенький, чистка, чистейший, прочищаться, чистит, прочищаемый, прочищающий, прочистил, чистилище.
  2. Молодой, молоденький, помолодеть, молодиться, молодёжный, моложавый по-молодому, омолаживаться, смолоду, помолодев, помолодевший, молодёжь, моложе, молодо, молодость, молодняк.


ЗАДАНИЕ 16. ПИСЬМЕННО РАЗБЕЙТЕ СЛОВА НА ЗНАЧАЩИЕ ЧАСТИ ПО ОБРАЗЦУ





СЛОВО

ПРЕФИКС

КОРЕНЬ

СУФФИКС

ФЛЕКСИЯ


Множество, необъяснимый, непреклонный, звание, нормировщица, хранительница, ответвление, отгадка, отличительный, переломный, перегруппировка, зарисовали, загадочный, соловушка, длиннее, свежий, свалка, лодчонка, часовщик.


ЗАДАНИЕ 17. В ОТРЫВКАХ ИЗ БАСЕН И. КРЫЛОВА НАЙДИТЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ С СУФФИКСАМИ, ВЫШЕДШИМИ ИЗ

УПОТРЕБЛЕНИЯ. УКАЖИТЕ, КАКИМИ СЛОВАМИ В СОВРЕМЕННОМ

.

ЯЗЫКЕ ЗАМЕНЕНЫ ЭТИ СЛОВА. РАЗБЕРИТЕ ПО СОСТАВУ ТЕ И ДРУГИЕ СЛОВА.


  1. Листы на дереве с Земфирами

шептали.

Хвалились густотой, зелёностью своей…

Не мы ль красивостью своей Плясать сюда пастушек привлекаем…

  1. В породе и в чинах высокость хороша.

Бывало за пример тебе смиренства

кажут

  1. И я хвалиться смею,

Что я с уменьем то препятство одолею…

  1. Безумный плачет лишь от бедства,

А умный ищет средства…


  1. Бедняжка нищенький под оконьем таскался…


ЗАДАНИЕ 18 . НА ОСНОВАНИИ СОПОСТАВЛЕНИЯ С ЗАКЛЮЧЁННЫМИ В СКОБКИ СЛОВАМИ ОПРЕДЕЛИТЕ МОРФЕМНЫЙ СОСТАВ СЛОВА С

ИСТОРИЧЕСКОЙ ( ЭТИМОЛОГИЧЕСКОЙ) ТОЧКИ ЗРЕНИЯ. УСТАНОВИТЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СОСТАВЕ СЛОВА ( ОПРОЩЕНИЕ И

ПЕРЕРАЗЛОЖЕНИЕ). ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ ПРИЧИНЫ ЭТИХ ИЗМЕНЕНИЙ.

Веретено (вертеть), перила (опора, опереться), колесо (кольцо, ср. укр. коло), ошеломить (шелом), защищать (щит), обоз (возить), воспитать (питать), народ (род), искусство, искусный (вкус, кусать), доблесть (ср. древнерусск. доблий – храбрый), платье (ср. плат, полотно).

ЗАДАНИЕ 19. РАЗБЕЙТЕ НА МОРФЕМЫ СЛОВА. СДЕЛАЙТЕ ПОПЫТКУ РАСКРЫТЬ МОРФЕМНЫЙ СОСТАВ ЭТИХ СЛОВ В БОЛЕЕ РАННИЕ

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ, ИСПОЛЬЗУЯ ПРИВЕДЁННЫЕ НИЖЕ СОПОСТАВЛЕНИЯ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ СЛОВ. УСТАНОВИТЕ

ПРОИСШЕДШИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В МОРФЕМНОМ СОСТАВЕ И ЗНАЧЕНИИ СЛОВ.

  1. Суетливый: всуе (попусту, понапрасну), суеверие, суесловие (пустая болтовня), тщетный.

  2. Обманывать: заманить, выманить, приманка.

  3. Нелепость: лепота (красота), великолепный.

  4. Обморочный: морочить, морока, мрак, омрачить.

  5. Перчатка: перст, напёрсток; усатый, губчатый.

  6. Падчерица: дочери; пасынок, сестрица, лисица.

  7. Порочный: порок, зарок, пророчить, реку (говорю).

  8. Вельможа: великий, велий (большой), могучий, можно.

  9. Сугробы: суглинок, сустав; выгребать.

  10. Осязание: недосягаемый, посягнуть.

ЗАДАНИЕ 20 . ОТГАДАЙТЕ ШАРАДЫ

Корень тот же, что и в слове «сказка». Суффикс тот же, что и в слове «извозчик». Приставка та же, что и в слове «расход».

Суффикс и окончание ищи в слове

«терпеливый»,

Приставку – в слове «выписать», Корень в слове «преподносить».

Корень тот же, что и в слове «отдавать», Приставки взяты из слов «преграда» и

«посылка»,

Суффикс и окончание взяты из слова

«знание».

Суффиксы взяты из слова «значительный», Корень из слова «переполненный»,

Приставка и окончание из слова

«исключительный».

Корень из слова «приветствие», Приставка из слова «отличник»,

Суффиксы взяты из слов «мужество»,

«Откровенный», «смелость».

Суффиксы те же, что и в словах «железный» и «старость»,

Приставки те же, что и в словах «приезд» и

«надстройка»,

Корень тот же, что и в слове

«подлежащее».

Суффикс – из слова «руководитель», Приставка из слова «возможность», Корень из слова «пропитание».



ЗАДАНИЕ 21 . ОТГАДАЙТЕ РИФМОВАННЫЕ ШАРАДЫ





1. Корень мой находится в «цене»,

В «очерке» найди приставку мне,

Суффикс мой в «тетрадке» все встречали, Весь же – в дневнике я и в журнале.

4. Корнем с «дорогой» роднится. В «сборе» приставка таится, Суффикс как в слове «дневник», Целым же в космос проник.

2. В «списке» вы мой обнаружите корень, Суффиксы – в «собрании» встретите вскоре, В слове «рассказ» вы приставку найдете,

В целом по мне на уроки пойдете.

5. Мой корень – родственник «сраженья», Приставка в слове «заявленье»,

В «наборщике» есть суффикс мой. А весь – тружусь я под землёй.

3. Корень извлечь из «начинки» несложно, Приставка в «сосуде» хранится надёжно, Суффикс в «гудении» явно услышишь,

Вместе на темы различные пишешь.

6. Мой корень в «просьбе» заключён – ней он озвучен и смягчён);

Приставка в «воплощенье» где-то.

На целое все ждут ответа.


ПРИМЕРЫ

ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ

ЗАДАНИЕ 5 КЛАСС

Вычислите название фонетического явления, наблюдаемого в словах этимологического гнезда по следующим утверждениям:

1) в этом слове выделяется два корня, суффикс и окончание 2) первый корень употребляется в словах со значениями "занятый целиком, цельный, исчерпывающий, наивысший" 3) второй корень этого слова есть в слове, обозначающем одну из двух разновидностей звуков 4) суффикс и окончание в этом слове такие же, как в слове суеверие. Впишите получившееся слово.








ПОЛНОГЛАСИЕ

ЗАДАНИЕ 7 КЛАСС


Вычислите название словообразовательного явления, наблюдаемого в словах этимологического гнезда по следующим утверждениям: 1) в этом слове выделяются две приставки, корень, суффикс и окончание 2) приставка 1 имеет то же значение, что и в слове преодолеть 3) приставка 2 является одной из чередующихся, имеет значение деления на части 4) корень этого слова чередуется, имеет то же значение, что и слово

«класть», встречается в глаголах совершенного вида 5) суффикс и окончание в этом слове такие же, как и в слове удобрение. Впишите получившееся слово.








ПЕРЕРАЗЛОЖЕНИЕ

РАСПРЕДЕЛИТЕ СЛОВА (РАЗНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ В РАЗНЫХ ФОРМАХ) С ОДИНАКОВОЙ КОНЦОВКОЙ НА ГРУППЫ В

СООТВЕТСТВИИ С МОРФЕМНЫМ СТАТУСОМ ЭТОГО КОНЕЧНОГО ЭЛЕМЕНТА:

БАРАНОВ, ГОЛОВ, НОСКОВ, УЛОВ, ДРОВ, ЗОВ, ОТЦОВ

(ПИДЖАК), ПОДКОВ, ЗВЕРОЛОВ, ЗАСОВ





ЧАСТЬ КОРНЯ

СУФФИКС

ОКОНЧАНИЕ




МОДЕЛЬ ОТВЕТА:






ЧАСТЬ КОРНЯ

СУФФИКС

ОКОНЧАНИЕ

Голов, улов, дров, зов, подков, засов, зверолов

Отцов

Баранов, носков

3.5 балла

0.5 балла

1 балл


РАСПРЕДЕЛИТЕ СЛОВА (РАЗНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ В РАЗНЫХ ФОРМАХ) С ОДИНАКОВОЙ КОНЦОВКОЙ НА ГРУППЫ В

СООТВЕТСТВИИ С МОРФЕМНЫМ СТАТУСОМ ЭТОГО КОНЕЧНОГО ЭЛЕМЕНТА:

БЫСТРЕЙ, КЛЮЧЕЙ, ЧЕЙ, ВОРОБЕЙ, ЛЕБЕДЕЙ, КЛЕЙ,

ТЕПЛЕЙ, ВЕЩЕЙ, ГРАМОТЕЙ, ШАЛФЕЙ




ЧАСТЬ КОРНЯ

СУФФИКС

ОКОНЧАНИЕ




МОДЕЛЬ ОТВЕТА:







ЧАСТЬ КОРНЯ

СУФФИКС

ОКОНЧАНИЕ

Воробей, клей, чей, шалфей

Быстрей, теплей грамотей

Ключей, лебедей, вещей

2 балла

1.5 балла

1,5 балла


РАСПРЕДЕЛИТЕ СЛОВА (РАЗНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ В РАЗНЫХ ФОРМАХ) С ОДИНАКОВОЙ КОНЦОВКОЙ НА ГРУППЫ В

СООТВЕТСТВИИ С МОРФЕМНЫМ СТАТУСОМ ЭТОГО

КОНЕЧНОГО ЭЛЕМЕНТА: КОЛЮЧИЙ, МЕДВЕЖИЙ, ОТЧИЙ, КОЛДУНИЙ, ГЕНИЙ, РЫБИЙ, КРЕМНИЙ, ПОДЗЕМЕЛИЙ,

ЛЕТНИЙ, ОЖЕРЕЛИЙ





ЧАСТЬ КОРНЯ

СУФФИКС

ОКОНЧАНИЕ




МОДЕЛЬ ОТВЕТА:





ЧАСТЬ КОРНЯ

СУФФИКС

ОКОНЧАНИЕ

Гений, кремний, ожерелий

Подземелий,

медвежий, колдуний, рыбий

Колючий, отчий, летний

1,5 балла

2 балла

1,5 балла


ПРОЧИТАЙТЕ ПЕРЕЧЕНЬ СЛОВ. НАЙДИТЕ ЛИШНЕЕ СЛОВО. ОБЪЯСНИТЕ, ПОЧЕМУ ОНО ЛИШНЕЕ В ДАННОМ ПЕРЕЧНЕ. РАСПРЕДЕЛИТЕ ОСТАВШИЕСЯ СЛОВА ПО ГРУППАМ. ЧТО ЭТО БУДУТ ЗА ГРУППЫ? НА КАКОМ ОСНОВАНИИ СЛОВА БУДУТ ТАК РАСПРЕДЕЛЕНЫ?


скрипач, ловкач, усач, врач, силач, бородач, трубач, трюкач






МОДЕЛЬ ОТВЕТА:
  1. лишним словом является врач – в нем не выделяется суффикс.

  2. во всех остальных словах выделяется суффикс –ач, который образует

существительные со значением обладателя, носителя, пользователя предмета,

названного в исходном слове.

В соответствии со значением суффикса слова можно разделить на группы:

  1. семантика обладания: бородач – тот, кто обладает бородой, выделяется благодаря бороде; усач – обладатель выдающихся усов

  2. пользователь предмета, его владелец – скрипач, трубач играет на скрипке, трубе.

  3. носитель качества, свойство человека по этому качеству – ловкач – тот, кто имеет ловкость, ловкий; трюкач – тот, кто умеет делать трюки; силач – тот, кто владеет силой.


ПРОЧИТАЙТЕ ПРИМЕРЫ. СФОРМУЛИРУЙТЕ ОБОБЩЕННОЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ВСЕЙ ГРУППЫ ВЫДЕЛЕННЫХ СЛОВ. КАКОЕ ОДНО СЛОВО ОКАЗАЛОСЬ ЛИШНИМ? КАКОВО СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЕГО МОРФЕМ?


    • Какие-то цехи строятся, монтируются, другие расширяются,

дооборудуются.

    • 2. Не изъявляли желания доисследовать вопрос о миграции этих птиц.

    • 3. Никак не кончу допереписывать (разг. речь).

    • 4. Примите меры, чтобы товарищи допоняли (И. Зверев. Горький привкус)

    • 5. Доигрался?! Теперь уж выкручивайся самостоятельно (С. Довлатов. Чемодан).

    • 6. Довыучивай уроки и можно гулять! (разг. речь).

МОДЕЛЬ ОТВЕТА:


Группа слов в примерах 1-4 и 6 – глаголы с приставкой до-, которая имеет словообразовательное значение завершение действия, достижение цели. Лишним оказывается слово в примере 5 – доигрался, в котором приставка до- совместно с постфиксом выражает словообразовательное значение доведение действия до нежелательного результата.

ЗАПОЛНИТЕ ПРОПУСКИ В ТАБЛИЦЕ И

ВОССТАНОВИТЕ ЭТИМОЛОГИЧЕСКОЕ ГНЕЗДО:


СЛОВО

БУКВЫ

ЗНАЧЕНИЕ


6

положительное влияние чего-либо, благо; выгода, интерес


6

полное или частичное освобождение от каких-либо

правил; привилегия


6

выражение запрета; нет возможности


6

орган дыхания


6

свободный, спокойный, несложный


8

улучшающий, приносящий благо; пригодный


10

чувство успокоения, освобождения от беспокойства


ЗАПОЛНИТЕ ПРОПУСКИ В ТАБЛИЦЕ И ВОССТАНОВИТЕ ЭТИМОЛОГИЧЕСКОЕ ГНЕЗДО:


СЛОВО

БУКВЫ

ЗНАЧЕНИЕ

ПОЛЬЗА

6

положительное влияние чего-либо, благо; выгода, интерес

ЛЬГОТА

6

полное или частичное освобождение от каких-либо правил;

привилегия

НЕЛЬЗЯ

6

выражение запрета; нет возможности

ЛЕГКИЕ

6

орган дыхания

ЛЕГКИЙ

6

свободный, спокойный, несложный

ПОЛЕЗНЫЙ

8

улучшающий, приносящий благо; пригодный

ОБЛЕГЧЕНИЕ

10

чувство успокоения, освобождения от беспокойства

ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ И ВОССТАНОВИТЕ ЭТИМОЛОГИЧЕСКОЕ ГНЕЗДО:





Жидкое или твердое жировое вещество


Вещество определенного состава (для лыж, например)


Карточная ….


простор., жарг. Отговорка, оправдание


Нечто неопределенное; вялый и нерешительный человек


Тип городского и сельского дома (хаты, избы)


Почтенный, заслуженный, уважаемый


Страдательное причастие прошедшего времени от глагола с приставкой у-

ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ И ВОССТАНОВИТЕ ЭТИМОЛОГИЧЕСКОЕ ГНЕЗДО:




МАСЛО

Жидкое или твердое жировое вещество

СМАЗКА

Вещество определенного состава (для лыж, например)

МАСТЬ

Карточная ….

ОТМАЗКА

простор., жарг. Отговорка, оправдание

РАЗМАЗНЯ

Нечто неопределенное; вялый и нерешительный человек

МАЗАНКА

Тип городского и сельского дома (хаты, избы)

МАСТОДОНТ

Почтенный, заслуженный, уважаемый

УМАЩЁННЫЙ

Страдательное причастие прошедшего времени от глагола с приставкой у-


ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ. ВЫБЕРИТЕ ИЗ НЕГО И ВСТАВЬТЕ В ТАБЛИЦУ СЛОВА СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ МОРФЕМНОЙ СТРУКТУРЫ:

В ЛЕСУ ПОЧТИ ЖАРКО, ВЕТРУ НЕ СЛЫШНО. БЕРЕЗА, ВСЯ ОБСЕЯННАЯ ЗЕЛЕНЫМИ КЛЕЙКИМИ ЛИСТАМИ, НЕ ШЕВЕЛИЛАСЬ, И ИЗ-ПОД

( ПО Л.Н. ТОЛСТОМУ).

СЛОВА ВЫПИСЫВАЙТЕ В ТОЙ ФОРМЕ, В КАКОЙ

ОНИ СТОЯТ В ТЕКСТЕ:

ПРОШЛОГОДНИХ ЛИСТЬЕВ, ПОДНИМАЯ ИХ, ВЫЛЕЗАЛА, ЗЕЛЕНЕЯ, ПЕРВАЯ ТРАВА И ЛИЛОВЫЕ ЦВЕТЫ



Морфемная структура

Слово/слова из текста

Корень+суффикс+окончание


Приставка+корень+суффикс+суффикс+ окончание


Корень+суффикс+суффикс


Приставка+ корень+суффикс+интерфикс + корень+ суффикс+ окончание


МОДЕЛЬ ОТВЕТА:



Морфемная структура

Слово/слова из текста

Корень+суффикс+окончание

Клей-к-ими

Приставка+корень+суффикс+суффикс+ окончание

Вы-лез-а-л-а; об-се-я-нн-ая

Корень+суффикс+суффикс

Жар-к-о; зелен-е-я; слыш-н- о

Приставка+ корень+суффикс+интерфикс +

корень+ суффикс+ окончание

Про-ш-л-о-год-н-их

ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ. ВЫБЕРИТЕ ИЗ НЕГО И ВСТАВЬТЕ В ТАБЛИЦУ СЛОВА СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ МОРФЕМНОЙ СТРУКТУРЫ:

ЧЕРЕЗ БАЗАРНУЮ ПЛОЩАДЬ ИДЕТ ПОЛИЦЕЙСКИЙ НАДЗИРАТЕЛЬ ОЧУМЕЛОВ В НОВОЙ ШИНЕЛИ И С УЗЕЛКОМ В РУКЕ. ЗА НИМ ШАГАЕТ РЫЖИЙ ГОРОДОВОЙ С РЕШЕТОМ, ДОВЕРХУ НАПОЛНЕННЫМ КОНФИСКОВАННЫМ КРЫЖОВНИКОМ. КРУГОМ ТИШИНА… ( А. П. ЧЕХОВ)

СЛОВА ВЫПИСЫВАЙТЕ В ТОЙ ФОРМЕ, В КАКОЙ ОНИ СТОЯТ В ТЕКСТЕ:




Морфемная структура

Слово/слова из текста

Корень+суффикс+суффикс+окончание


Приставка+корень+суффикс + окончание


Корень+суффикс


МОДЕЛЬ ОТВЕТА:







Морфемная структура

Слово/слова из текста

Корень+суффикс+суффикс+окончание

Надзир-а-тель-0, конфиск-ова-нн-ый

Приставка+корень+суффикс + окончание

На-полн-енн-ый

Корень+суффикс

Круг-ом

ЗАПОЛНИТЕ ПРОПУСКИ:

В слове гениальный выделяется суффикс .

Приведите еще два примера русских прилагательных, образованных так же (“мгновенный”); 2) (“строгий и последовательный в области веры”).

Что можно сказать о наличии/отсутствии данного суффикса в слове

пунктуальный в современном русском языке?

1.суффикс , так как элемент входит в состав . по 1 баллу за каждую правильную позицию

МОДЕЛЬ ОТВЕТА:

суффикс –альн- (1 балл);

слова: моментальный, ортодоксальный (по 1 баллу = 2 балла);

в слове пунктуальный основа непроизводная, элемент -альн- входит в состав корня.

1.суффикс отсутствует, так как элемент альн входит в состав корня. (3 балла: 2 балла за указание на непроизводность, 1 балл за указание на состав корня)

СРАВНИТЕ ДВА ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА. ОБЪЯСНИТЕ РАЗНИЦУ ИХ МОРФЕМНОЙ СТРУКТУРЫ:

БАРА'ШЕК, -ш к а , м.

  1. Уменьш. -ласк. к баран; ягненок.

  2. мн. ч. (б а р а ' ш к и , -о в ). Белая пена на гребнях волн. Море до самого горизонта белело барашками, и крутые гребни длинных валов чередою катились и разбивались о плоский берег. Тургенев «Сон».

(данные Малого академического словаря русского языка)

МОДЕЛЬ ОТВЕТА:

Слово барашек в 1 значении имеет структуру:

бараш-ек-0 – корень+суффикс + окончание

Слово барашки во 2 значении имеет структуру:

барашк-и – корень + окончание

В 1 случае суффикс выделяется и имеет уменьшительное /уменьшительно- ласкательное значение

Во 2 случае суффикс не выделяется, это слово производное, но нечленимое

на морфемы, что связано с изменением лексического значения при развитии многозначности.



Даны два омонима:

Бумажник 1

Бумажник 2.

Сформулируйте значение каждого слова. Поясните, в чем заключается разница их словообразования и морфемной организации, если эта разница есть.

Бумажник 1




Бумажник 2




МОДЕЛЬ ОТВЕТА:

Бумажник 1. То же, что кошелек.

Бумажник 2. Работник фабрики по производству бумаги.

Бумажник 1 – от слова бумага в значении “купюра, деньги”, суффиксальный способ образования, суффикс -ник- имеет значение “предмет для” (аналогии: чайник и др.)

Бумажник 2 – от слова бумага в прямом значении, суффикс имеет значение “лицо по профессии”.

Разницы в морфемной организации нет. Есть разница в значении суффикса.



СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!