СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическое использование интерактивной доски в работе учителя-логопеда

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление, поддерживает познавательную активность, повышает качество логопедической работы в целом. В последнее время в логопедической работе особое место занимает интерактивная доска. Использование интерактивной доски помогает сделать учебный процесс увлекательным, динамичным, красочным, получить обратную связь с детьми.

Просмотр содержимого документа
«Практическое использование интерактивной доски в работе учителя-логопеда»

МБДОУ «Детский сад №4 комбинированного вида г. Бокситогорска»



Практическое использование интерактивной доски

в работе учителя-логопеда


Подготовила:

учитель-логопед

Смелова Светлана Викторовна

2019 г.


Внедрение мультимедийных технологий сегодня является обязательным условием в образовательном процессе.

Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление, поддерживает познавательную активность, повышает качество логопедической работы в целом.

В последнее время в логопедической работе особое место занимает интерактивная доска. Использование интерактивной доски помогает сделать учебный процесс увлекательным, динамичным, красочным, получить обратную связь с детьми.

Интерактивная доска (ИД) - полифункциональное устройство, позволяющее на одном занятии использовать как стандартное программное обеспечение, входящее в состав комплектации ИД, так и авторские презентации, тренажеры, видеоролики, компьютерные игры и т.д.

Использование интерактивной доски на занятиях логопеда позволяет:

  • повысить качество обучения детей с ОВЗ;

  • развивать высшие психические функции (восприятие, внимание, память, мышление) за счет повышения уровня наглядности, использования в работе методов активного обучения;

  • развивать артикуляционную и мелкую моторику, совершенствовать навыки пространственной ориентировки, развивать точность движений руки;

  • повысить мотивацию и увеличить работоспособность при коррекции речевых нарушений;

  • обеспечить психологический комфорт на занятиях.

Интерактивная доска является удобным инструментом и "помощником" как в организации образовательного процесса с детьми, так и в организации работы с родителями воспитанников для проведения совместных проектов, семинаров, родительских собраний.

Интерактивная доска ScreenMedia- это сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую входит компьютер и проектор. Технология работы этой интерактивной доски является самой распространенной в мире и самой безопасной для здоровья.

И первоначальным этапом работы стало изучение устройства интерактивной доски, изучение программы ScreenMedia, освоение навыков работы на интерактивной доске.

Следующей задачей стало использование интерактивной доски в непосредственно-образовательной деятельности с воспитанниками. Доска достаточно проста в управлении, и дети с легкостью и большим удовольствием начали осваивать работу на интерактивной доске. Все манипуляции интуитивно понятны, берем маркер – пишем. Доска позволяет писать и рисовать на ней электронными чернилами и сохранять все сделанные записи. Эргономичный дизайн доски, лотков и маркеров максимально удобны для детей дошкольного возраста. Большая площадь поверхности доски превращает совместную деятельность с детьми в динамичную и увлекательную игру. Используя крупные яркие изображения, передвигая буквы, составляя слова и предложения, оперируя различными объектами просто пальцами, дети становятся интерактивными участниками процесса «живого» обучения. В этом случае дошкольники воспринимают информацию визуально и кинестетически, понимают и усваивают предложенный материал гораздо эффективнее, чем только опираясь на зрительное восприятие картинок и хорошо знакомый метод повторения. Материал для работы с интерактивной доской подбирается согласно перспективному тематическому плану. На своих логопедических занятиях компьютерные технологии применяю при коррекции нарушений звукопроизношения, лексики и грамматики, связной речи. С этой целью начала создавать информационно-практический материал, включающий разнообразные компьютерные программы «Учимся говорить правильно» и др., развивающие и обучающие игры, научные и практические мультимедийные презентации, которые можно использовать как на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях в зависимости от поставленных задач и психофизиологических возможностей воспитанников с речевыми нарушениями, игровые упражнения и задания.

Преимущества использования интерактивной доски проявляются в возможности переноса изображений на интерактивную доску и их демонстрация с большим масштабом увеличения. Большой размер экрана делает возможной работу с группой или подгруппой детей. Возможность передвигать, останавливать, добавлять, удалять на интерактивной доске позволяют наглядно моделировать ситуацию. Отличные рисунки, объёмное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи учебного материала - все это в совокупности делает учебную деятельность привлекательной, способствует повышению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям.

Подготовка непосредственно-образовательной деятельности с использованием интерактивной доски предполагает серьезную дополнительную работу по формированию материала в электронном виде. Разработка заданий с использованием интерактивной доски – достаточно трудоемкий процесс.

Интерактивная доска позволяет мне использовать как стандартное программное обеспечение, входящее в состав комплектации ИД, так и тематические презентации, чистоговорки на все звуки, видеоролики для профилактики нарушения зрения (зрительные гимнастика), физминутки и динамические паузы, компьютерные игры и т.д.

Интерактивную доску можно использовать при проведении подгрупповой работы с детьми: при выполнении упражнения артикуляционной гимнастики; при проведении непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте:

- знакомятся с буквами и звуками;

- дети вписывают недостающие буквы в словах;

-осуществляют звуковой анализ слогов и слов посредством передвижения квадратов соответствующих цветов;

-читают слоговые таблицы и схемы, слова, предложения;

-подбирают и группируют картинки на заданный звук;

-разгадывают кроссворды, ребусы;

-определяют наличие заданного звука в слове, соединяя линией картинку с нужным символом;

-подбирают картинки по первому слогу;

при развитии связной речи и формировании лексико-грамматических категорий: - могу предоставлять демонстрационный материал в большом размере с хорошим графическим разрешением;

-использую момент «закрытой ширмы» для организации сюрпризного момент- дети устанавливают логическую последовательность картинок при составлении рассказов, пересказов;

-при работе с предлогами дети перемещают объекты на рабочем пространстве доски в соответствии с заданием и т. д.

При развитии психологической базы речи: - дети выделяют «4 лишний», классифицируют, соединяют и группируют, перемещая объекты;

-подбирают предметы по форме.

Использование интерактивной доски значительно расширяет вариативность способов работы с детьми, в значительной мере повышая интерес к выполнению заданий, побуждает к активной деятельности, являясь при этом другом и помощником. Когда ребенок, выполняя задание, касается доски, она как бы «откликается» на прикосновение, словно живая. Детям очень нравится необычность такой работы, они хотят снова и снова взаимодействовать с доской, наперегонки стараются отвечать и выполнять действия.

Они с завидной легкостью овладевают способами работы с различными электронными, компьютерными новинками, но при этом важно, чтобы они не попали в зависимость от компьютера, а ценили и стремились к живому, эмоциональному человеческому общению. Поэтому доску использую только как один из приемов в образовательной деятельности.

Следует помнить, что с доской дети должны работать не более 10 минут на одном занятии. Доска не может быть использована как демонстрационный материал в течение всего занятия. Деятельность с использованием интерактивной доски нужно проводить на основании рекомендаций СанПиН, соблюдая при этом условия для сбережения здоровья дошкольников.

Использование информационные технологии в коррекционно-образовательной деятельности позволяет мне расширить собственные творческие возможности и оказывать положительное влияние на различные стороны психического развития дошкольников с нарушениями речи. В целом интерактивная доска позволяет развивать у детей способность ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими навыками работы с информацией, развивать разносторонние умения, что способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками и повышает уровень готовности ребёнка к школе.




Нами были разработаны различные авторские мультимедийные презентации, способствующие развитию фонетико-фонематических процессов (“В царстве Снежной королевы”, “Приключения Алисы”, “В поисках сокровищ”, “Играем с Буратино”, “Преступление” и др.), развитию лексико-грамматического строя речи (“Имя существительное”, “Исправь ошибки”, “Собираем урожай. Овощи. Фрукты ”, “Когда это бывает? Времена года” и др..)


Литература

  1. Кадочникова Н.К. Использование интерактивной доски на логопедических занятиях // Логопед, №1, 2012.

  2. Пышненко А.Э. Использование интерактивной доски “Smart Board” при организации и проведении письменных проверочных работ на логопедических занятиях с детьми с задержкой психического развития и нарушением интеллекта - http://www.edu-ago.ru

  3. Резцова М.М Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда - http://festival.1september.ru

  4. Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности логопедических занятий. Инновации в коррекции нарушений речи у детей и подростков. Сборник материалов научно-практической конференций с международным участием. - Санкт-Петербург, ЦДК проф. Л.Б. Баряевой,2011г. - http://nsportal.ru/node/89365

  1. Кадочникова Н.К. Использование интерактивной доски на логопедических занятиях // Логопед, №1, 2012.

  2. Пышненко А.Э. Использование интерактивной доски “SmartBoard” при организации и проведении письменных проверочных работ на логопедических занятиях с детьми с задержкой психического развития и нарушением интеллекта - http://www.edu-ago.ru

  3. Резцова М.М Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда - http://festival.1september.ru

  4. Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности логопедических занятий. Инновации в коррекции нарушений речи у детей и подростков. Сборник материалов научно-практической конференций с международным участием. - Санкт-Петербург, ЦДК проф. Л.Б. Баряевой,2011г. - http://nsportal.ru/node/89365