Владимирская область, пос. Пакино
пос. Пакино
2017
№ | Вопросы | Ответы |
1 | В озьмите цилиндрический стержень диаметром D и вырежьте из бумаги прямоугольный треугольник АВС, сторона которого АВ равна длине окружности цилиндра D, т. е. 3,14 диаметра (рис. 1, а, в). Оберните треугольник АВС вокруг цилиндра так, чтобы сторона АВ совместилась с окружностью нижнего основания цилиндра, тогда другая сторона треугольника ВС расположится по образующей, а гипотенуза АС образует на поверхности цилиндра винтовую линию. При этом сторона треугольника ВС составит шаг винтовой линии, АС — длину одного витка, а угол САВ — угол подъёма винтовой линии α. Рис. 1. Образование винтовой линии |
2 | Как различают левую или правую резьбу, однозаходную (одноходовую) и многозаходную (многоходовую)? | Если винтовая линия при навивании треугольника на цилиндр, удаляясь от основания, постепенно поднимается вправо, то она называется правой. Если винтовая линия, удаляясь от основания цилиндра, поднимается влево, то она называется левой (рис. 1, б, г). |
3 | Как разделяют резьбы по числу ниток и как они характеризуются? | По числу ниток резьбы разделяют на одноходовые (однозаходные) и многоходовые (многозаходные). У однозаходной резьбы на торце винта или гайки виден только один конец витка, у многозаходных — два, три и более. Одноходовые резьбы имеют малые углы подъёма винтовой линии и большое трение, они применяются там, где требуется надёжное соединение (для крепёжных резьб). Многоходовые (многозаходные) имеют по сравнению с однозаходными угол подъёма винтовой линии значительно больше. Такие резьбы применяются в тех случаях, когда необходимо быстрое перемещение по резьбе, при наименьшем трении, при этом за один оборот винта (или гайки) они перемещаются на размер хода винтовой линии резьбы. Многозаходные резьбы используются в механизмах, служащих для передачи движения. |
4 | Как определяют число ходов резьбы и какая зависимость между ходом, шагом и заходом? | Ход — это осевое перемещение винта на один его оборот. Например, при завинчивании гайка переместится за один оборот на длину, равную ходу резьбы. Для одноходовых резьб шаг равен ходу. Для многозаходных винтов ход резьбы tв получим умножением шага s (расстояния между смежными витками) на число заходов (ниток резьбы) tв = sz. У одноходовых резьб: tв = P |
5 | На рис. 2, а, б показаны резьбовые детали. Определить число заходов для указанных резьб. Р ис. 2. Системы резьб: а, б — резьбовые детали, в — метрическая, г — дюймовая, д— трубная | На рис. 2, а показана трёхзаход ная резьба, а на рис. 2, б — восьмизаходная. |
6 | Какие резьбы применяют в машиностроении и чем они отличаются друг от друга (рис. 2, в, г, д)? | В машиностроении применяются: метрическая, дюймовая и трубная резьбы (рис. 2). Метрическая резьба имеет треугольный профиль с углом 60° с плоскосрезанной вершиной, диаметр и шаг резьбы даются в метрической системе единиц — в миллиметрах (рис. 2, в). Дюймовая резьба имеет треугольный плоскосрезанный профиль с углом 55° (резьба Витворта) или 60° (резьба Силлерса). Все размеры даются в дюймах (1" = 25,4 мм). Шаг выражается числом ниток (витков) на длине одного дюйма (рис. 2, г). Трубная (цилиндрическая) резьба — это дюймовая с мелким шагом. Вершины витков у неё закруглённые и резьбовые детали соединяются без зазора, это обеспечивает герметичность (рис. 2, д). |
7 | При нарезании внутренней резьбы используют комплект метчиков (рис. 3). Объясните, как и чем отличается устройство каждого из метчиков в комплекте, в какой последовательности и почему их применяют? Рис. 3. Комплект метчиков | В комплект метчиков, состоящий из трёх штук, входят (рис. 3, а, б, в): I — черновой метчик, II — средний, III — чистовой. Все они имеют разные диаметры. Чтобы определить, какой метчик является черновым, какой средним и какой чистовым, на хвостовике наносят круговые риски (кольца) или ставят соответствующий номер I; II; III. Первый (черновой) метчик имеет скос 3— 4 нитки, снимает до 60% металла; второй (средний) метчик имеет скос только 3 нитки и даёт уже более точную резьбу, снимает до 30% металла и третий (чистовой) метчик имеет скос 12° только 2 нитки, снимает до 10% металла, имеет полный профиль резьбы и используется для точного нарезания и калибровки резьбы. |
8 | Определить момент пары сил, под действием которого при нарезании резьбы призматическими плашками вращается клупп (рис. 4), если сила P, с которой каждая рука действует на ручку клуппа, будет равна 20 H, а расстояние между точками приложения сил равно 400 мм? Рис. 4. Определение момента при нарезании резьбы | M = Pd = 20 × 0,4=8Н ∙ м. |
9 | Ч то может послужить причиной поломки метчика и как удалить сломанные метчики из отверстия (рис. 5)? Рис. 5. Приёмы удаления сломанных метчиков из отверстия | Поломка метчика может быть по причине защемления стружки при вывёртывании метчика, заниженного отверстия под резьбу (рис. 5). Сломанный метчик удаляют из отверстия следующим образом: а) если из отверстия торчит обломок метчика, то нужно выступающую его часть захватить плоскогубцами или ручными тисочками и вывернуть обломки из отверстия; б) при отсутствии выступающей части — в канавки метчика продеть концы согнутой проволоки и вывернуть метчик из отверстия; в) если небольшой обломок метчика не удаётся вывернуть с помощью проволоки, то метчик разламывают на мелкие куски закалённым пробойником, напоминающим кернер, и куски извлекают из отверстия; г) концы сломанного метчика из быстрорежущей стали можно удалить так: деталь с обломком метчика нагревают в муфельной печи и дают ей остыть вместе с печью (оставляют остывать от окончания смены и до начала следующей); д) если сломан метчик из углеродистой стали — деталь вместе с застрявшим обломком нагревают докрасна, медленно охлаждают и затем высверливают застрявшую часть метчика; е) если деталь очень большая и её нагреть нельзя, применяют следующие способы: 1) удаляют поломанный метчик из отверстия с помощью специальной оправки (рис. 5, а), имеющей на торце четыре выступа, которыми она входит в канавки метчика, поворачивая оправку с помощью воротка за квадратный хвостовик; 2) с помощью специального зенкера (рис. 5, б); 3) если метчик поломан в детали из силумина или алюминия то на обломок метчика (рис. 5, в) электродом наплавляют (наращивают) хвостовик, а после охлаждения метчик вывёртывают из отверстия; с помощью ключа, надеваемого на квадратный конец специальной оправки, приваренной к поломанному метчику (рис. 5, г); путём травления (из алюминиевой детали). В теле метчика высверливают отверстие, стараясь не повредить резьбу детали. Травят раствором азотной кислоты, которая хорошо растворяет сталь (материал метчика), незначительно действует на алюминиевый сплав (материал детали). |
10 | Как качественно нарезать резьбу и предупредить возможности возникновения брака? | Причинами неудовлетворительного качества нарезаемой резьбы, часто приводящему к браку, являются: 1. Рваная резьба. Причины: тупой метчик или плашка; неудовлетворительное охлаждение; перекос метчика или плашки относительно отверстия. 2. Тупая резьба. Причины: большой диаметр просверленного отверстия под резьбу или мал диаметр стержня. 3. Неточный профиль резьбы. Причины: тупой или неправильно заточенный инструмент; несоответствие смазочно-охлаждающей жидкости; чрезмерно высокая скорость резания; недостаточная длина заборного конуса. 4. Ослабленная резьба. Причины: разбивание резьбы метчиком при неправильной его установке; биение инструмента; повышенная скорость резания. 5. Тугая резьба. Причины: диаметр инструмента не соответствует заданному диаметру резьбы. 6. Срыв резьбы. Причины: диаметр просверленного отверстия под резьбу меньше требуемого; затупился метчик; стружка забивает канавки метчика. Все перечисленные дефекты могут быть предупреждены при добросовестном отношении к работе и устранении причин их возникновения. |
Бабулин Н. А. Построение и чтение машиностроительных чертежей. — М.: Высшая школа, 1978.
Берков В. И. Технические измерения.— М.: Высшая школа, 1977.
Воронков В. Д. Справочник инженера- организатора.— М.: Московский рабочий, 1976.
Дубровский Ю. Н., Мальцев М. А., Ц е т л и н Б. В. Научная организация труда.— М.: Экономика, 1974.
Иньшин А. А., Гольдман В. М. Обучение учащихся профтехучилищ научной организации труда. — М.: ВНМ Центр Госпрофобра СССР, 1976.
Макиенко Н. И. Общий курс слесарного дела. — М.: Высшая школа, 1980.
Макиенко Н. И. Слесарное дело с основами материаловедения. — М.: Высшая школа, 1976.
Макиенко Н. И. Слесарно-сборочные и ремонтные работы. — Лениздат, 1978.
Митрофанов Л. Д. Производственное обучение слесарному делу. — М.: Высшая
школа, 1968.
Сергеев М. А. Повышение производительности труда при слесарных и сборочных работах. — М.: Машгиз Лениздат, 1954.
Скакун В. А. Руководство по обучению слесарному делу. — М.: Высшая школа, 1977.
Справочник металлиста, т. 1, 2, 3, 4, 5.— М.: Машиностроение, 1976—1978.
Старичков В. С. В помощь мастеру- слесарю.—М.: Высшая школа, 1970.