СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическое задание № 7 по слесарному делу к теме: «Нарезание резьбы» с ответами

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическое задание состоит из производственных вопросов и заданий с ответами по слесарному делу. Большинство задач и упражнений, вошедших в задания, требуют при решении приложения знаний, полученных на уроках общей технологии, черчения и других дисциплин. Производственные задачи и упражнения в основном имеют познавательное, проблемное направление, способствуют развитию творческого, технического мышления у обучающихся.

Они составлены так, чтобы при нахождении ответа на вопрос, поставленный в задаче, обучающиеся переосмысливали полученные знания и усвоенные приёмы и выбирали из всех возможных наиболее рациональные способы решения.

Просмотр содержимого документа
«Практическое задание № 7 по слесарному делу к теме: «Нарезание резьбы» с ответами»

Филиал ФКП образовательного учреждения № 44 ФСИН России

Владимирская область, пос. Пакино

















Слесарное дело



  1. Практическое задание к теме


«Нарезание резьбы»

с ответами





подготовил

мастер производственного обучения, преподаватель спецдисциплин

Григорьев Игорь Александрович







пос. Пакино
2017

Вопросы

Ответы

1

В озьмите цилиндрический стер­жень диаметром D и вырежьте из бу­маги прямоугольный треугольник АВС, сторона которого АВ равна дли­не окружности цилиндра D, т. е. 3,14 диаметра (рис. 1, а, в). Оберните треугольник АВС вокруг цилиндра так, чтобы сторона АВ совместилась с окружностью нижнего основания ци­линдра, тогда другая сторона тре­угольника ВС расположится по обра­зующей, а гипотенуза АС образует на поверхности цилиндра винтовую ли­нию. При этом сторона треугольника ВС составит шаг винтовой линии, АС — длину одного витка, а угол САВ — угол подъёма винтовой ли­нии α.

Рис. 1. Образование винтовой линии

2

Как различают левую или пра­вую резьбу, однозаходную (одноходо­вую) и многозаходную (многоходо­вую)?

Если винтовая линия при на­вивании треугольника на цилиндр, удаляясь от основания, постепенно поднимается вправо, то она называет­ся правой. Если винтовая линия, удаляясь от основания цилиндра, под­нимается влево, то она называется левой (рис. 1, б, г).

3

Как разделяют резьбы по чис­лу ниток и как они характеризуются?

По числу ниток резьбы разделяют на одноходовые (однозаходные) и мно­гоходовые (многозаходные). У однозаходной резьбы на торце винта или гайки ви­ден только один конец витка, у многозаходных — два, три и более.

Од­ноходовые резьбы имеют малые углы подъёма винтовой линии и большое трение, они применяются там, где требуется надёжное соединение (для крепёжных резьб). Многоходовые (многозаходные) имеют по сравнению с однозаходными угол подъёма винто­вой линии значительно больше. Такие резьбы применяются в тех случаях, когда необходимо быстрое перемеще­ние по резьбе, при наименьшем тре­нии, при этом за один оборот винта (или гайки) они перемещаются на размер хода винтовой линии резьбы. Многозаходные резьбы используются в механизмах, служащих для переда­чи движения.

4

Как определяют число ходов резьбы и какая зависимость между ходом, шагом и заходом?

Ход — это осевое перемещение винта на один его оборот. Например, при завинчива­нии гайка переместится за один обо­рот на длину, равную ходу резьбы. Для одноходовых резьб шаг равен хо­ду.

Для многозаходных винтов ход резьбы tв получим умножением шага s (расстояния между смежными витка­ми) на число заходов (ниток резьбы) tв = sz.

У одноходовых резьб: tв = P

5

На рис. 2, а, б показаны резьбовые детали. Определить число заходов для указанных резьб.



Р ис. 2. Системы резьб: а, б — резьбовые детали, в — метрическая, г — дюймовая, д— трубная

На рис. 2, а показана трёхзаход ная резьба, а на рис. 2, б — восьмизаходная.

6

Какие резьбы применяют в машиностроении и чем они отличают­ся друг от друга (рис. 2, в, г, д)?

В машиностроении применя­ются: метрическая, дюймовая и труб­ная резьбы (рис. 2).

Метрическая резьба имеет треугольный профиль с углом 60° с плоскосрезанной вершиной, диаметр и шаг резьбы даются в метрической сис­теме единиц — в миллиметрах (рис. 2, в).

Дюймовая резьба имеет тре­угольный плоскосрезанный профиль с углом 55° (резьба Витворта) или 60° (резьба Силлерса). Все размеры да­ются в дюймах (1" = 25,4 мм). Шаг выражается числом ниток (витков) на длине одного дюйма (рис. 2, г).

Трубная (цилиндрическая) резь­ба — это дюймовая с мелким шагом. Вершины витков у неё закруглённые и резьбовые детали соединяются без за­зора, это обеспечивает герметичность (рис. 2, д).

7

При нарезании внутренней резьбы используют комплект метчиков (рис. 3). Объясните, как и чем от­личается устройство каждого из мет­чиков в комплекте, в какой последова­тельности и почему их применяют?














Рис. 3. Комплект метчиков

В комплект метчиков, состоя­щий из трёх штук, входят (рис. 3, а, б, в): I — черновой метчик, II — средний, III — чистовой. Все они имеют разные диаметры. Чтобы определить, какой метчик является черновым, какой средним и какой чис­товым, на хвостовике наносят круго­вые риски (кольца) или ставят соот­ветствующий номер I; II; III. Первый (черновой) метчик имеет скос 3— 4 нитки, снимает до 60% металла; второй (средний) метчик имеет скос только 3 нитки и даёт уже более точ­ную резьбу, снимает до 30% металла и третий (чистовой) метчик имеет скос 12° только 2 нитки, снимает до 10% металла, имеет полный профиль резь­бы и используется для точного на­резания и калибровки резьбы.

8

Определить момент пары сил, под действием которого при нарезании резьбы призматическими плашками вращается клупп (рис. 4), если сила P, с которой каждая рука действует на ручку клуппа, будет равна 20 H, а расстояние между точками приложения сил равно 400 мм?









Рис. 4. Определение момента при нарезании резьбы

M = Pd = 20 × 0,4=8Н ∙ м.


9

Ч то может послужить причи­ной поломки метчика и как удалить сломанные метчики из отверстия (рис. 5)?





























































































Рис. 5. Приёмы удаления сломанных метчиков из отверстия

Поломка метчика может быть по причине защемления стружки при вывёртывании метчика, заниженного отверстия под резьбу (рис. 5).

Сломанный метчик удаляют из от­верстия следующим образом:

а) если из отверстия торчит обло­мок метчика, то нужно выступающую его часть захватить плоскогубцами или ручными тисочками и вывернуть обломки из отверстия;

б) при отсутствии выступающей части — в канавки метчика продеть концы согнутой проволоки и вывер­нуть метчик из отверстия;

в) если небольшой обломок метчи­ка не удаётся вывернуть с помощью проволоки, то метчик разламывают на мелкие куски закалённым пробойни­ком, напоминающим кернер, и куски извлекают из отверстия;

г) концы сломанного метчика из быстрорежущей стали можно удалить так: деталь с обломком метчика на­гревают в муфельной печи и дают ей остыть вместе с печью (оставляют ос­тывать от окончания смены и до на­чала следующей);

д) если сломан метчик из углеро­дистой стали — деталь вместе с за­стрявшим обломком нагревают докрас­на, медленно охлаждают и затем вы­сверливают застрявшую часть мет­чика;

е) если деталь очень большая и

её нагреть нельзя, применяют сле­дующие способы:

1) удаляют поло­манный метчик из отверстия с по­мощью специальной оправки (рис. 5, а), имеющей на торце четыре выступа, которыми она входит в ка­навки метчика, поворачивая оправку с помощью воротка за квадратный хвостовик;

2) с помощью специально­го зенкера (рис. 5, б);

3) если мет­чик поломан в детали из силумина или алюминия то на обломок метчика (рис. 5, в) электродом наплавляют (наращива­ют) хвостовик, а после охлаждения метчик вывёртывают из отверстия; с помощью ключа, надеваемо­го на квадратный конец специ­альной оправки, приваренной к поломанному метчику (рис. 5, г); путём травления (из алюминиевой детали). В теле метчика высверлива­ют отверстие, стараясь не повредить резьбу детали. Травят раствором азот­ной кислоты, которая хорошо раство­ряет сталь (материал метчика), не­значительно действует на алюминие­вый сплав (материал детали).

10

Как качественно нарезать резьбу и предупредить возможности возникновения брака?


Причинами неудовлетвори­тельного качества нарезаемой резьбы, часто приводящему к браку, являются:

1. Рваная резьба. Причины: тупой метчик или плашка; неудовлет­ворительное охлаждение; перекос метчика или плашки относительно от­верстия.

2. Тупая резьба. Причины: большой диаметр просверленного от­верстия под резьбу или мал диаметр стержня.

3. Неточный профиль резьбы. Причины: тупой или неправильно заточенный инструмент; несоответ­ствие смазочно-охлаждающей жидко­сти; чрезмерно высокая скорость ре­зания; недостаточная длина заборного конуса.

4. Ослабленная резьба. Причины: разбивание резьбы метчи­ком при неправильной его установке; биение инструмента; повышенная ско­рость резания.

5. Тугая резьба. Причины: диаметр инструмента не соответствует заданному диаметру резьбы.

6. Срыв резьбы. Причины: диаметр просверленного отверстия под резьбу меньше требуемого; затупился метчик; стружка забивает канавки метчика.

Все перечисленные дефекты могут быть предупреждены при добросовестном отношении к работе и устранении причин их возникновения.






Используемая литература


  1. Бабулин Н. А. Построение и чтение машиностроительных чертежей. — М.: Высшая школа, 1978.

  2. Берков В. И. Технические измерения.— М.: Высшая школа, 1977.

  3. Воронков В. Д. Справочник инженера- организатора.— М.: Московский рабочий, 1976.

  4. Дубровский Ю. Н., Мальцев М. А., Ц е т л и н Б. В. Научная организация труда.— М.: Экономика, 1974.

  5. Иньшин А. А., Гольдман В. М. Обу­чение учащихся профтехучилищ научной ор­ганизации труда. — М.: ВНМ Центр Госпрофобра СССР, 1976.

  6. Макиенко Н. И. Общий курс слесар­ного дела. — М.: Высшая школа, 1980.

  7. Макиенко Н. И. Слесарное дело с ос­новами материаловедения. — М.: Высшая шко­ла, 1976.

  8. Макиенко Н. И. Слесарно-сборочные и ремонтные работы. — Лениздат, 1978.

  9. Митрофанов Л. Д. Производственное обучение слесарному делу. — М.: Высшая

школа, 1968.

  1. Сергеев М. А. Повышение производи­тельности труда при слесарных и сборочных работах. — М.: Машгиз Лениздат, 1954.

  2. Скакун В. А. Руководство по обучению слесарному делу. — М.: Высшая школа, 1977.

  3. Справочник металлиста, т. 1, 2, 3, 4, 5.— М.: Машиностроение, 1976—1978.

  4. Старичков В. С. В помощь мастеру- слесарю.—М.: Высшая школа, 1970.