Практитческие занятия
Практическое занятие № 24 - 26 Известные персоналии нашей страны. Разряды местоимений. (4 часа)
Цель: изучить различные виды местоимений, научиться рассказывать о знаменитых людях РФ.
Результат обучения: правильное использование лексики и грамматики по теме.
Теоретический материал
1 Местоимения и их употребление.
1.1 Личные местоимения
Личные местоимения в английском языке различаются по лицу, роду и числу, а также имеют две падежные формы: субъектную и объектную.
К личным местоимениям относятся:
Субъектные формы:
I (1 лицо ед. ч.) — я
You (2 лицо ед. ч.) — ты, Вы (ед.ч.)
He (3лицо ед. ч.) — он
She (3лицо ед. ч.) — она it (3лицо ед. ч.) — он, она, оно (неодуш.)
We (1 лицо мн. ч.)) — мы
You (2 лицо мн. ч.) — вы, Вы (мн.ч.)
They (3лицо мн. ч.) — они
Объектные формы:
Me — меня, мне, мной
You — тебя, Вас и т.д. (ед.ч.)
Him — его и т.д.
Her — ее и т.д.
It — его, ее и т.д. (неодуш.)
Us — нас и т.д.
You — вас, Вас и т.д. (мн.ч.)
Them — их и т.д.
Местоимение I(" я") всегда пишется с заглавной буквы. Употребление личных местоимений 1) Местоимения he и she обычно относятся к людям, а местоимение it - к прочим одушевленным и неодушевленным предметам. Местоимение they - общее для всех существительных во множественном числе.
а) Иногда местоимения he и she используются для называния животных (особенно домашних), если этим животным приписываются индивидуальные черты: Go and find the cat and put her out. — Пойди найди (нашу) кошку и выпусти ее на улицу.
б) Местоимение she иногда используется при обозначении автомобилей, мотоциклов и кораблей: My new car is wonderful: she's running so beautifully. — Моя новая машина просто чудесна: она так прекрасно ездит. After taking all that was valuable from the ship she was destroyed. — После того, как с корабля было взято все ценное, он был разрушен. в) Местоимение she может использоваться для стран, однако в современном английском языке более обычно в этом случае употребление it: We shall have to help Germany onto her feet again so that she can be punished in an orderly way. — Мы должны будем помочь Германии снова встать на ноги, чтобы ее можно было наказать, как следует.
2) Субъектная форма личных местоимений в английском языке употребляется только перед глаголом в личной форме. Во всех прочих формах употребляется объектная форма, в том числе в конструкциях с than, as, but и т.п.: Peter is as tall as me — Питер такого же роста, как и я John is taller than him — Джон выше, чем он It's me — Это я но: Peter is as tall as I am — Питер такого же роста, как и я I can swim faster than she can — Я плаваю быстрее, чем она 3) В отличие от русского языка, личное местоимение в английском языке иногда может употребляться перед именной группой, к которой оно относится, если местоимение находится в придаточном предложении, а именная группа - в главном предложении в составе сложного предложения When he (= Louis XIV) became king, Louis XIV was four years and eight months old — букв: Когда он ( = Людовик XIV) стал королем, Людовику XIV было четыре года и восемь месяцев
1.2. Обобщенно-личные местоимения и неопределенно-личное местоимение.
1) Слова one и you могут выступать в качестве обобщенно-личных местоимений, относясь к любому лицу.
Местоимение one является более официальным, чем you; ему соответствуют притяжательное местоимение one's и возвратное местоимение oneself . The advantage of doing one's praising for oneself is that one can lay it on so thick and exactly in the right places. — Преимущество человека, который хвалит себя сам, заключается в том, что он может похвалить себя очень сильно, и как раз там, где нужно. You should obey your parents — Следует слушаться своих родителей.
2) Местоимение they может иметь неопределенно-личное значение и указывать на неопределенную группу лиц. They say she has a husband, but no one has ever seen him — Говорят, у нее есть муж, но никто его никогда не видел.
1.3. Притяжательные местоимения
Притяжательные местоимения выражают принадлежность существительного и соответствуют личным местоимениям. Притяжательные местоимения в английском языке имеют две формы: одна используется как прилагательное (при существительном), другая - как существительное (независимо). Притяжательные местоимения - прилагательные: Употребление притяжательных местоимений.
1) Притяжательные местоимения - прилагательные употребляются в качестве определения при существительном.
my — мой, моя, мое, мои
your , — твой, Ваш и т.д. (ед.ч.)
his — его
her — ее
its — его, ее (неодуш.)
our — наш и т.д.
their — их
Притяжательные местоимения - существительные:
mine — мой, моя, мое, мои
yours — твой, Ваш и т.д. (ед.ч.)
his — его
hers — ее
its — его, ее (неодуш.)
ours — наш и т.д.
theirs — их.
Притяжательные местоимения - существительные употребляются в функции подлежащего, дополнения или именной части сказуемого (при отсутствии существительного). My eyes are blue and yours are hazel — У меня глаза голубые, а у тебя - карие. At the same time, his own fears of abandonment are if anything greater than hers — В то же время он боится быть покинутым, во всяком случае, больше, чем она.
2) Наличие при существительном притяжательного местоимения делает такое существительное определенным и при этом исключает возможность употребления при нем артиклей и других местоимений.
1.4. Возвратные местоимения.
Возвратные местоимения используются, если в пределах простого предложения лицо или предмет, к которому они относятся, совпадает с лицом или предметом, обозначенным подлежащим.
К возвратным местоимениям относятся:
myself - меня самого, мне самому, мной самим, мне самом
yourself — тебя самого, Вас самого и т.д.
himself — его самого и т.д.
herself — ее саму и т.д.
itself — его самого, ее саму (неодуш.)
oneself — его самого, ее саму (обобщенно-личн.)
ourselves — нас самих и т.д.
yourselves — вас, Вас самих и т.д.
themselves — их самих и т.д.
На русский язык возвратные местоимения во всех лицах и в обоих числах обычно переводятся словом "себя" или "себе".
Употребление возвратных местоимений Некоторые глаголы, предполагающие возвратность, в английском языке употребляются без возвратных местоимений. (в русском языке в этом случае соответствующие глаголы, как правило, имеют частицу -ся).
а) Без возвратных местоимений обычно употребляются глаголы, обозначающие типичные действия, направленные на субъекта: feel - чувствовать себя , behave - вести себя, shave - бриться, wash - мыться, умываться, dress - одеваться и т.п. I feel great — Я чувствую себя великолепно. She undressed very quickly — Она разделась очень быстро.
б) Возвратные местоимения не используются при употреблении переходных глаголов в непереходном значении. The door opened — Дверь открылась This book is selling well — Эта книга хорошо продается. You must hurry — Вам нужно поторопиться.
в) Также без возвратных местоимений употребляются переходные глаголы, употребленные во взаимном значении: meet - встречаться, fight - драться, kiss - целоваться и т.п. (в этом случае возможно употребление взаимного местоимения each other или one another - друг друга).
The old man was off his pony in an instant, and they embraced as do father and son in the East — Старик мигом соскочил с пони, и они обнялись, как это делают отец и сын на Востоке.
1.5. Вопросительные местоимения.
К вопросительным местоимениям относятся:
who, whom - кто;
whose - чей; which - который, какой;
what - что, какой;
when - когда;
where - где;
why - почему;
how - как.
Употребление вопросительных местоимений.
1) Местоимение who выступает в функции существительного, местоимения what, which и whose употребляются как существительные и прилагательные, а местоимения when, where, why и how используются как наречия.
а) Если местоимение who или what является подлежащим, то оно согласуется с глаголом в единственном числе: Who lives in this house? - The Smiths. — Кто живет в этом доме? - Семья Смитов. What was in the box? - Pencils. — Что было в коробке? - Карандаши.
б) Если местоимение who или what задает вопрос к дополнению, то глагол имеет форму единственного или множественного числа в зависимости от числа подлежащего: Who are his friends? - Mark and John. — Кто его друзья? - Марк и Джон. What were the talents and virtues by which he acquired this great reputation? — Каковы были таланты и добродетели, которые снискали ему такую славу?
2) В качестве вопросительных местоимений-прилагательных употребляются which и what.
Местоимение which предпочтительно, если говорящий предполагает выбор из ограниченного числа возможностей, местоимение what более естественно в ситуации неограниченного выбора.
Which/what train are you going to take? — На каком поезде Вы собираетесь поехать? Which bread do you want — white or brown? — Какой хлеб Вы хотите - белый или черный? What language is spoken in Senegal? — На каком языке говорят в Сенегале?
Практические задания
Задание №1
Текст задания: прочтите текст и выполните задания после текста.
Famous Russians
If one were to name famous Russians, he or she could go on forever and ever. Indeed, Russia is a country, which has contributed, in great part to world civilization. Among Russian scientists, writers, and artists, there are so many important names that it is very difficult to choose. I am going to tell about but a few people whom I respect for all they did for our country.
Alexander Pushkin is sure to be the first name to spring up in our memory when we think about Russian poetry. Pushkin played an exceptional role not only in the development of the Russian literature but also in the development of the Russian language itself. He was able to make Russian literature an integral part of the European literature. Pushkin’s works accompany us since the very beginning of our lives. As children, we are read his wonderful fairy tales; later in life, we come to love his lyrical poetry. In his brief but very fruitful lifetime, Pushkin managed to write so many genius pieces of poetry that everybody can find something to their taste. Besides poetry, Pushkin wrote critical articles, historical works, which are also an essential element of his literary legacy. His works have been translated into more than one hundred languages. This, one the one hand, can help people in other countries become familiar with Pushkin. Still, to get the real flavour of Pushkin’s specific and unrepeatable style, one had better read his works in the original.
Mikhail Lomonosov is the first Russian scientist who became well - known to the whole world. His eagerness to get an education and hunger for knowledge drove him out of his native village, Kholmogory, when, at the age of 19, he travelled to Moscow on foot. After his studies in Moscow, he continued them in St-Petersburg and in Germany. Lomonosov became a universal scientist of encyclopedic knowledge with great achievements in chemistry, astronomy, geology, mineralogy and in other areas. Besides, he was the first to write the history of Russia in 1760.
Also, Lomonosov was the father of Russian system of higher education. It was he who founded a university in Moscow, which was named after him in 1940.
Among Russian composers, Pyotr Ilyich Tchaikovsky is no doubt one of the most renowned to say the least. His musical genius places him in the list of most famous composers amongst such names as Bach, Beethoven, and Mozart… Sure enough, Tchaikovsky is most eminent and distinguished Russian composer. There is hardly anybody who will not be touched by his operas and ballets. During his lifetime, Tchaikovsky quickly became popular not only in Russia but also in the whole world. He was heartily welcomed in many capitals and performed with constant and amazing success. For an educated person to see such masterpieces as Nutcracker, Swan Lake, Eugene Onegin are a must. Personally, I always do my best to reserve an evening for going to one of his brilliant operas or ballets.
The next famous person I would like to tell is Yuri Gagarin.
To my mind, Gagarin should be considered the most important man of 20th century because he ushered the new era of space exploration by man.
On 12 April, 1961 Yuri Gagarin flew into the orbit of the Earth aboard the spaceship called Vostok I. He was the first man in history to reach space. In his spaceship, Gagarin orbited the planet once and safely landed approximately 90 minutes later. Having landed, he realized that the spaceflight had made him a world sensation. Every newspaper around the globe placed his pictures on the first pages, all radio and TV station broadcast his happy face beaming with kind smiles. Of course, these 90 minutes had taken many years of hard work and preparation. Nobody knew how a human body might react to being in space. Yet, Yuri Gagarin was a strong and courageous person. He will be always remembered, as the cosmonaut number one.
Задание № 2
Текст задания: найдите английские эквиваленты к данным русским:
Вносить вклад, исключительная роль, развитие литературы, поэзии и науки, гениальный образец, работы писателя, работы ученого, литературное наследие, мировая цивилизация, знакомый с, энциклопедические знания, существенный элемент, читать в оригинале, получать образование, в возрасте, выдающийся, исследование космоса, образованный человек.
Задание №3
Текст задания: подберите конец предложения:
1. In 1739, in Freiberg, Lomonosov | a) one of his country's greatest statesmen, organizers, and reformers. |
2. In order to be admitted to | b) Pushkin's parents adopted French culture, and he and his brother and sister learned to talk and to read in French. |
3. Lomonosov, a Russian poet, a scientist, and a grammarian | c) has often been considered his country's greatest poet and the founder of modern Russian literature. |
4. He was | d) went into space again but took an active part in training other cosmonauts. |
5. In 1811 Pushkin | e) who is often considered the first great Russian linguistic reformer. |
6. Like many aristocratic families in early 19th-century Russia, | f) spacecraft was launched at 9:07 AM Moscow time on April 12, 1961, orbited the Earth once in 1 hour 29 minutes. |
7. Pushkin | g) studied firsthand the technologies of mining, metallurgy, and glassmaking. |
8. Gagarin's 43/4-ton Vostok 1 | h) entered the newly founded Imperial Lyceum at Tsarskoye Selo. |
9. Gagarin never | i) the Slavonic–Greek–Latin Academy he had to conceal his humble origin |
Задание № 4
Текст задания: перефразируйте предложение, употребив в нужной форме личное местоимение.
1. I see a girl. I see her.
2. I am glad to meet Tom and Rose.
3. Give me the book.
4. Ann is my niece.
5. Mike is here now.
6. We played with the children in the yard.
7. I invited my friends for the party.
8. Garry is coming tomorrow.
9. I find this thing difficult to explain.
10. They know the boy.
Задание № 5
Текст задания: выберите верный вариант притяжательного местоимения, чтобы закончить предложение:
1. This house belongs to me. It is _____ house.
me
my
mine
2. The man put _____ hand into_____ pocket.
his, his
him, his
it, its
3. The cat ate_____ food.
It
His
its
4. She took out_____ purse and gave it to me.
she
hers
her
5. _____ husband never wears_____ glasses.
her, its
my, his
your, her
6. They have a new car. _____ car is blue.
them
their
themselves
7. Every season is nice in _____ own way.
his
it
its
8. Who is that man? He is one of _____ colleagues.
me
my
mine
9. What is _____ name?
his
your
you
10. Ann is married _____ husband works in a bank.
hers
her
my
Задание № 6
Текст задания: расширьте предложения, используя возвратные местоимения.
1. The children like to cook dinner.
2. I never ask my mother to buy clothes for me.
3. My sister enjoys making cakes.
4. We want to repair our bicycle.
5. Nobody helped him to correct the mistakes.
6. The boys built a boat.
7. I like to clean my flat.
8. Here is the money for you.
9. Did you make this dress?
Задание № 7
Текст задания: переведите предложения на английский язык, используя this, that, these, those.
1. Это - дорога длинная, пойдем той. 2. Какие цветы ты возьмешь, эти или те? 3. Это – роза, а то – лилия. 4. Я возьму все эти книги. 5. Что – это? 6. Те дни были ужасны. 7. Эти дома – новые, а те - старые. 8. Принеси те бумаги. 9/ возьми это.
Задание № 8
Текст задания: переведите предложения на русский язык, обращая внимание на местоимение some:
1. I have met some people there.
2. There are some chairs in the room.
3. There is some petrol in the tank.
4. I’d like some tea.
5. There some mistakes in the test of yours.
6. We have some meat and vegetables for soup.
7. The teacher gave me some examples when explaining some rules.
8. They found some information about it.
9. He can do some job for you.
10. Some pupils will take part in the competition.
Задание № 9
Текст задания: переделайте предложения в отрицательные, местоимение some на no :
1. I have met some people there.
2. There are some chairs in the room.
3. There is some petrol in the tank.
4. I’d like some tea.
5. There some mistakes in the test of yours.
6. We have some meat and vegetables for soup.
7. The teacher gave me some examples when explaining some rules.
8. They found some information about it.
9. He can do some job for you.
10. Some pupils will take part in the competition.
Задание № 10
Текст задания: задайте вопросы к предложениям и сделайте необходимые изменения:
1. I have met some people there.
2. There are some chairs in the room.
3. There is some petrol in the tank.
4. I’d like some tea.
5. There some mistakes in the test of yours.
6. We have some meat and vegetables for soup.
7. The teacher gave me some examples when explaining some rules.
8. They found some information about it.
9. He can do some job for you.
10. Some pupils will take part in the competition.
Отчет: письменное выполнение заданий №1- 10, выполнение теста по теме и письменные домашние задания. Ответы на вопросы отправить на адрес электронной почты [email protected].
Список использованных источников:
1. Английский язык: сборник упражнений и тестовых заданий. Миловидов В.А., - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010. – 511, [1] с.
2. Английский язык: полный экспресс- репетитор: «Чтение» «Грамматика и лексика» «Письмо» «Говорение» . Е.С. Музланова., Е.И. Кисунько. - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011. – 606, [2] с.
3. English Grammar: References and practice. Version 2.0 – СПб.: Антология, 2012. – 424с.