СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическое занятие № 11 Диагностирование неисправностей систем охлаждения ДВС

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Практическое занятие № 11 Диагностирование неисправностей систем охлаждения ДВС»

Практическое занятие № 11

Диагностирование неисправностей систем охлаждения ДВС


Неисправности системы охлаждения

Система охлаждения должна обеспечивать нормальный тепло­вой режим работы дизеля. Одним из основных условий ее исправ­ной работы является герметичность рубашки охлаждения.

Нарушение герметичности системы охлаждения может быть вы­звано рядом причин. При проседании гильз, неплотности стыка го­ловки с блоком цилиндров, при трещинах в головке или блоке, не­работоспособном уплотнительном кольце гильзы вода проникает в цилиндры или картер двигателя. Обнаруживают это по изменению цвета отработавших газов и при отборе небольшого объема масла из картера, а также по масляным пятнам на поверхности воды или тосола в радиаторе. При больших утечках воды существенно повы­шается уровень масла в картере, что может быть определено с по­мощью мерного щупа.

При нормально заправленной системе охлаждения ухудшение от­вода теплоты от нагревающихся стенок блока, гильз и головки ци­линдров характеризует неисправности привода водяного насоса и его составных частей (ослабление натяжение ремня привода, среза­ние штифта крыльчатки насоса), а также образования слоя накипи на стенках, что снижает теплопередачу через эти стенки.

Если циркуляция охлаждающей жидкости нормальная (наблю­дают при снятой пробке радиатора), то перегрев дизеля в значи­тельной мере обусловлен работой радиатора. Причины перегрева в этом случае:

  • несвоевременное подключение радиатора клапаном термостата;

  • засорение трубок радиатора;

  • образование накипи в трубках, резко снижающей их теплопро­водность (поэтому для заправки системы охлаждения следует исполь­зовать мягкую или смягченную воду);

  • ослабление натяжения или замасливание ремней (ремня) при­вода вентилятора.

Указанные неисправности радиатора поддаются качественному визуальному контролю. Медленный прогрев дизеля после пуска за­висит в основном от неисправности термостата, преждевременно подключившего радиатор.

При эксплуатации трактора в радиаторе иногда наблюдается вспе­нивание охлаждающей жидкости. Как правило, это связано с нали­чием масла в охлаждающей жидкости и обязательно приводит к пе­регреву дизеля. Появление масла в воде указывает на то, что прои­зошло соединение систем охлаждения и систем смазки. Местами со­единения чаще всего являются возникшие каналы в прокладке голов­ки блока цилиндров или трещины в головке и блоке цилиндров. По­скольку давление масла в системе смазки в несколько раз больше, чем воды в системе охлаждения, на прогретом двигателе масло про­сачивается через каналы (поры) или трещину в систему охлаждения.

Основные контролируемые параметры системы охлаждения - ее герметичность и охлаждающая способность радиатора.

Герметичность системы проверяют на прогретом двигателе, используя ком­прессор или любую сеть сжатого воздуха. Установив поршень первого цилиндра в ВМТ на такте сжатия, в камеру сгорания через отверстие под форсунку (ее снимают) подают воздух под давлением 0,5 МПа. При неисправной головке цилиндров или ее прокладке пузырьки воздуха будут выходить на поверхность воды в верхний бак радиатора. Аналогичную проверку проводят по всем цилиндрам. При отсутствии источника сжатого воздуха состояние головки и прокладки можно проверить, прокручивая коленчатый вал двигателя пусковым устройством при снятых ремнях привода водяного насоса.

Для выявления негерметичностей внешних соединений системы охлаждения заливную горловину радиатора плотно закрывают спе­циальной насадкой и в систему охлаждения подают воздух под давлением 0,15 МПа. Если давление падает за 10 с более чем на 10 кПа, то это указывает на наличие в системе негерметичности и на необходимость обнаружения течи.

О герметичности системы охлаждения судят и по содержанию воды в масле.

Охлаждающую способность радиатора можно установить по перепаду температуры охлаждающей жидкости на входе в радиатор и выходе из него. Для этого на прогретом до температуры воды (85-90 °С) двигателе через заливную горловину опускают один стеклянный термометр в верхний бачок радиатора, а на колбу второго термометра надевают короткую резиновую трубку, второй конец которой соединяют со спускным краником нижнего бачка радиатора, после чего открывают краник. Допускаемая разность температуры воды в верхнем и нижнем бачках радиатора не меньше 10 °С. Если охлаждающая жидкость постоянно перегревается, то прове­ряют также исправность термостата.

Одна из наиболее распространенных неисправностей системы охлаждения двигателя - неправильная регулировка натяжения ремня вентилятора. Недостаточное натяжение ремня способствует перегреву двигателя, не обеспечивает нормальную работу генератора и приводит к ускоренному изнашиванию ремня. Если натяжение ремня превышает допускаемое, он быстро вытягивается. Кроме того, это вызывает избыточную радиальную нагрузку на подшипники генератора, их перегрев, вытекание смазки и повышенный износ подшипников. Поэтому проверка натяжения приводных ремней в эксплуатации - одна из обязательных ответственных операций.

Известны специальные устройства для проверки натяжения рем­ня по стреле его прогиба под нагрузкой. Планку таких устройств устанавливают на шкивы проверяемого ремня, на ремень нажимают стержнем, усилие на который передается через динамометр, и по величине перемещения стержня относительно неподвижной планки судят о натяжении ремня. При больших межцентровых расстояниях между шкивами устройства становятся громоздкими.

Разработанное в ГОСНИТИ устройство КИ-8920 собрано из корпу­са-ручки, расположенного внутри него указателя нагрузки на шток и двух сегментов, шарнирно связанных между собой и штоком (рис. 4.9).

У стройство работает так: оператор готовит его к исходному со­стоянию, устанавливая кнопкой указатель нагрузки на нуль и раздвигая подвижные сегменты так, чтобы их нижние торцы находились на одной линии. Затем устройство устанавливают сегментами на прове­ряемый ремень и нажимают на ручку устройства, следя за показанием указателя нагрузки. При нагружении ремня сегменты устройства поворачиваются относительно своей оси на угол, пропорциональный стреле прогиба. Как только нагрузка на ремень достигнет заданной, устройство снимают, уточняют величину нагрузки, приложенной к ремню, и считывают значение прогиба ремня по шкале на сегментах.

Рис. 4.9. Приспособление КИ - 8920 для проверки натяжения ремней: 1 - корпус-рукоятка; 2 - пружина динамометра; 3 - шкала динамометра; 4 - шток; 5 - сегменты; 6 - шарнир, соединяющий сегменты со штоком; 7 - указатель меж­центрового расстояния ременной передачи; 8 - шкала прогиба ремня

Устройство КИ-8920 универсальное, обеспечивает удовлетвори­тельную точность проверки натяжения ремней. Оно простое в обращении и надежное в эксплуатации. Трудоемкость проверки натяжения ремня устройством КИ-8920 не превышает 0,02 чел.-ч. Относительная погрешность измерения - не более 5 %.

Низкая трудоемкость и достаточная точность характеризуют и другой способ контроля степени натяжения ремня, когда обе ветви стягиваются на равных расстояниях от точек касания ветвей ремня со шкивами с определенной нагрузкой и измеряют расстояние между точками нагрузки.


2