Практическое занятие № 23
Техническое обслуживание рулевого управления и тормозов тракторов и автомобилей.
Основные работы по техническому обслуживанию рулевого управления.
Ежедневное техническое обслуживание (ЕО). Необходимо проверять свободный ход рулевого колеса, состояние креплений сошки, а также ограничителей максимальных углов поворота управляемых колес. Кроме этого необходимо ежедневно проверять зазор в шарнирах гидроусилителя и в рулевых тягах, а также работу гидроусилителя и рулевого управления. Эти проверки выполняют при работающем двигателе.
Первое техническое обслуживание (ТО-1). Провести контрольный осмотр и крепёжные работы. Проверить, не деформированы ли элементы рулевой колонки. Все крепёжные работы следует проводить обязательно по всем резьбовым соединениям, с усилением, соответствующим ТУ (корончатые гайки рулевых шарниров следует попытаться подтянуть гаечным ключом не расшплинтовывая их – если они стронутся с места, тогда их следует расшплинтовать и затянуть с соответствующим усилием).
При ТО-1 проверяют крепление и шплинтовку гаек рычагов поворотных цапф, гаек и шаровых пальцев продольной и поперечной рулевых тяг, состояние уплотнителей шаровых пальцев, устраняют обнаруженные неисправности. Проверяют крепление и при необходимости закрепляют сошку механизма рулевого управления на валу, картер рулевого механизма на раме и контргайку регулировочного винта вала рулевой сошки. Проверяют зазор и величину усилия поворота рулевого колеса с помощью динамометра, зазор в шарнирах привода рулевого механизма.
Зазоры в шарнирных соединениях рулевых тяг проверяют резким покачиванием рулевого колеса в обе стороны. Значительное перемещение при этом продольной рулевой тяги относительно пальцев указывает на необходимость устранения зазора в шарнирных соединениях тяг. Для этого следует расшплинтовать регулировочную пробку в торце тяги, завернуть пробку специальной лопаткой до отказа и отвернуть так, чтобы прорезь в пробке совпала с отверстием для шплинта, после чего зашплинтовать. Таким же образом устраняют зазор и в другом шарнирном соединении тяги.
Второе техническое обслуживание (ТО-2). В процессе ТО-2 выполняют те же работы, что и при ТО-1, а также проверяют углы установки передних колес и при необходимости выполняют их регулировку; проверяют и при необходимости подтягивают крепление клиньев шкворней, картера рулевого механизма, рулевой колонки рулевого колеса; зазоры рулевого управления, шарниров рулевых тяг и шкворневых соединений; состояние и крепление карданного вала рулевого управления; крепление и герметичность узлов и деталей гидроусилителя рулевого управления.
Регулировка механизма рулевого управления с усилителем зависит от конструкции автомобиля. Все подвижные сопрягаемые детали должны работать без заедания и заклинивания при повороте вала рулевой сошки от одного крайнего положения до другого. Работу усилителя проверяют на специальном стенде или непосредственно на автомобиле при нахождении сошки в крайнем положении [20].
При ТО-2, в порядке сопутствующего ремонта, можно заменять отдельные неисправные легкодоступные детали и целиком узлы рулевого механизма. При необходимости разъединения рулевых тяг путём выпрессовки шаровых пальцев из конических отверстий смежных тяг следует пользоваться специальными съёмниками.
Сезонное техническое обслуживание (СО). При сезонном техническом обслуживании выполняют работы ТО-2, а также осуществляют сезонную замену смазочного материала. Визуальный контроль технического состояния деталей, агрегатов и механизмов рулевого управления выполняют путем осмотра и опробования. Если доступ к деталям рулевого управления невозможен сверху, то осмотр следует проводить на подъемнике, в осмотровой канаве или на эстакаде. Контроль крепления колонки и рулевого механизма осуществляется путем приложения усилий во всех направлениях. В процессе такой проверки не допускается осевое перемещение или качение рулевого колеса, колодки, а также присутствие стука в узлах рулевого управления.
Основные операции технического обслуживания тормозной системы
Ежедневное обслуживание (ЕО). Опробовать действие педали тормозов – педаль должна перемещаться вниз без заеданий, расстояние от площадки педали до пола должно быть не меньше установленной нормы. Внешним осмотром проверить состояние и крепление главного тормозного цилиндра и гидровакуумного усилителя (при его наличии), обратить особое внимание на места возможного подтекания тормозной жидкости. Проверить действие ножного и ручного тормозов, герметичность соединения трубопроводов и деталей гидравлического и пневматического проводов тормозов.
Ежедневно в конце рабочего дня сливают конденсат из ресиверов. При температуре воздуха – 5°С и ниже заливают (один раз в неделю или после пробега 1000 км) в предохранитель от замерзания свежую порцию этилового спирта. Перед заливкой спирта необходимо слить из предохранителя конденсат.
При подсоединении прицепа проверяют правильность подключения соединительных головок и открытие разобщительных кранов.
Техническое обслуживание №1 (ТО-1). Дополнительно к объему работ по ЕО необходимо очистить от пыли и грязи все доступные элементы тормозной системы, у легковых автомобилей тщательно очистить скобы (суппорт) передних дисковых тормозов. Проверить крепление основных узлов, штуцерных соединений и т.д. Необходимо проверить уровень тормозной жидкости в бачке главного тормозного цилиндра. При попадании воздуха в систему гидропривода – необходимо произвести прокачку системы.
Первое техническое обслуживание включает следующие дополнительные работы: проверку шплинтовки пальцев штоков тормозных камер пневматического привода тормозов и величину свободного хода педали тормоза и рукоятки ручного тормоза (при необходимости производится соответствующая регулировка); крепление и проверку состояния манометра, тормозного крана пневматического привода тормозов или главного тормозного цилиндра гидравлического привода, трубопроводов, тормозных камер пневматического привода; крепление и проверку диска и кронштейнов колодок трансмиссионного тормоза; проверку уровня жидкости в резервуаре главного тормозного цилиндра гидравлического привода; смазку подшипников валов разжимных кулаков, осей кулаков и других деталей привода ручного тормоза.
Техническое обслуживание № 2 (ТО-2). Дополнительно к объему ТО-1 проводят углубленную диагностику (как поэлементную, так и полную) технического состояния тормозной системы. При ТО-2 в обязательном порядке снимаются все колеса и барабаны автомобиля, в целях оценки состояния колесных тормозных механизмов и их обслуживания. Отсоединяют стяжную пружину и проверяют легкость поворота на опорных эксцентричных пальцах колодок. При ТО-2, в порядке сопутствующего ремонта, можно заменять любые неисправные узлы и детали.
Во время ТО-2 дополнительно проводят проверку состояния тормозных накладок, стяжных пружин колесных тормозов, главного и колесных тормозных цилиндров гидравлического привода, компрессора пневматического привода, показания которого проверяют по контрольному манометру.
Проводят проверку герметичности соединений гидравлического и пневматического привода тормозов. Эту работу выполняют, проводя внешний осмотр автомобиля. В гидравлическом приводе места нарушения герметичности выявляются по подтеканию тормозной жидкости, в пневматическом приводе на слух по характерному звуку, появляющемуся при утечке воздуха. Для более точного выявления места повреждения проверяемое соединение покрывают мыльной эмульсией и по появлению мыльных пузырей определяют место утечки воздуха.
Сезонное обслуживание (СО). При СО проверяется состояние тормозных барабанов, колодок, накладок, стяжных пружин и разжимных кулаков, промывается и продувается сжатым воздухом фильтр регулятора давления, смазываются оси тормозных колодок, при необходимости заменяется тормозная жидкость в гидроприводе тормозов, производится частичная или полная регулировка тормозных механизмов.
При сезонном техническом обслуживании следует снимать головку компрессора для очистки поршней, клапанов и седел. Клапаны компрессоров, не обеспечивающие герметичность, необходимо притереть к седлам или заменить.
Гусеничные тракторы. К основным параметрам состояния механизмов управления поворотом гусеничных тракторов относятся износ муфт поворота и упругость нажимных пружин, свободный и полный ход рычагов управления поворотом, износ тормозов и ход тормозных педалей.
Работоспособность тормозов зависит от состояния тормозных лент и барабанов, хода педалей управления.
Управляемость тракторов ДТ-75М, ДТ-75В, ДТ-75МВ, ДТ-75Н зависит от состояния планетарного механизма поворота и правильности его регулирования. Признаками, характеризующими работоспособность механизмов управления поворотом и тормозов колесных тракторов, являются свободный ход рулевого колеса, усилие на ободе рулевого колеса, износ тормозов и ход тормозных педалей. У тракторов, оборудованных гидроусилителями руля, дополнительными показателями технического состояния являются подача насоса гидросистемы рулевого управления, давление открытия предохранительного клапана, износ гидрораспределителя.
У тракторов, оборудованных пневматической системой тормозов, безотказность работы тормозной системы определяется состоянием компрессора и регулятора давления, натяжением ремня привода компрессора, герметичностью системы, давлением воздуха в системе, износом накладок тормозных колодок и тормозных барабанов.
У гусеничных тракторов проверяют и, при необходимости, регулируют ход рычагов управления и тормозных педалей приспособлением КИ-9919-ГосНИТИ. Номинальные и допустимые значения параметров состояния механизмов управления поворотом гусеничных тракторов приведены в табл. 8.7. Проверку и регулировку рычагов управления и тормозных педалей производят в следующем порядке.
Проверяют зазор между рычагами управления и передними упорами в полу кабины, который при необходимости регулируют изменением длины тяги механизма управления.
Проверяют и, если необходимо, регулируют ход педалей остановочных тормозов. При ходе педали, превышающем 150 мм, снимают крышку с кронштейна остановочного тормоза, регулировочной гайкой затягивают тормозную ленту на барабане, после чего отпускают регулировочную гайку на 4,5...5,5 оборота и устанавливают крышку на место. В свободном состоянии педали тормозов должны упираться в задние упоры в полу кабины.
У тракторов ДТ-75М, ДТ-75В, ДТ-75МВ, ДТ-75Н для регулирования свободного хода рычагов механизма управления поворотом снимают крышки регулировочных люков коробки управления и крышки двух средних люков, расположенных на задней стенке корпуса силовой передачи. Затягивают каждую регулировочную гайку до совмещения проточки на штоке с кромкой отверстия пружины проушины. Измеряют и, при необходимости, регулируют свободный ход рычагов изменением длины тяг тормозов планетарных механизмов.
Для регулировки хода педалей остановочных тормозов снимают крышки двух крайних регулировочных люков, находящихся на задней стенке корпуса силовой передачи, и устанавливают зуб проверяемой педали в первую впадину сектора. Полностью завинчивают регулировочную гайку и обтягивают тормозную ленту на шкиве остановочного тормоза.
Таблица 8.7. Параметры состояния механизмов управления поворотом гусеничных тракторов, мм
Показатель | Параметр |
ДТ-75В, ДТ-75МВ, ДТ-75Н | ДТ-75М |
Свободный ход рычагов управления: номинальный | 80... 100 | 60... 80 |
допустимый | 40... 120 | 40... 100 |
Для проверки правильности регулирования длины тяг их отсоединяют от педалей остановочных тормозов и резко подают вперед до упора пальцев тормозных лент во впадины кронштейнов. Удерживая обе тяги в передней позиции, выставляют педали вертикально так, чтобы они не касались упоров. При указанных позициях тяг и педалей отверстия в вилках должны совпадать с отверстиями педалей. При необходимости регулируют длину тяг педалей.
У тракторов всех марок после регулирования тормозов устанавливают равномерный зазор между тормозной лентой и шкивом каждого тормоза. Для этого, отвернув контргайку установочного винта, расположенного снизу, завинчивают винт до отказа — до соприкосновения тормозной ленты с поверхностью барабана, а затем, отвернув его на 1,0... 1,5 оборота, затягивают контргайку.
Техническое состояние муфт поворота оценивают по усилию, прикладываемому к рычагу управления поворотом в момент трогания соответствующей гусеничной цепи. Усилие измеряют динамометром КИ-16333-ГосНИТИ.
Сначала трактор устанавливают на ровной горизонтальной площадке с твердым покрытием и останавливают дизель. Проверяют и, при необходимости, регулируют механизмы управления поворотом.
Измерения проводят три раза. Аналогично измеряют усилие на другом рычаге управления поворотом в момент трогания гусеничной цепи с места.
Если измеренное усилие хотя бы на одном рычаге меньше допустимого значения из столбца Д1( то муфты подлежат ремонту. Трогание трактора с места рывками свидетельствует о короблении или расслоении фрикционных накладок, ослаблении заклепок, поломке пружин.
Колесные тракторы. У колесных тракторов проверяют и регулируют свободный ход и усилие на ободе рулевого колеса.
Свободный ход рулевого колеса проверяют с помощью индикатора КИ-13949-ГосНИТИ, показанного на рис. 8.7, совместно с приспособлением КИ-16333-ГосНИТИ, предназначенным для измерения усилия на ободе рулевого колеса.
Устанавливают шкалу индикатора КИ-13949-ГосНИТИ на рулевом колесе и закрепляют указатель этого же прибора на ветровом стекле с помощью присоски. При этом стрелка указателя должна находиться над зоной шкалы, соответствующей марке диагностируемого трактора.
Пускают дизель (тракторы Т-150К, МТЗ-100, МТЗ-102, МТЗ-80, МТЗ-82) и устанавливают максимальную частоту вращения коленчатого вала (режим холостого хода).
Поворачивают рулевое колесо вправо, до начала сжатия пружин центрирующего устройства (тракторы К-701, К-700А), движения штоков гидроцилиндров поворота (трактор Т-150К), устранения зазора в рулевом механизме и шарнирах рулевых тяг (тракторы других марок).
Перемещая шкалу индикатора по ободу рулевого колеса, устанавливают стрелку указателя над левой границей зоны допускаемого свободного хода. Поворачивают рулевое колесо влево до устранения зазоров в рулевом механизме и шарнирах рулевых тяг.
Если стрелка указателя выходит за границу соответствующей зоны шкалы, то это означает, что свободный ход рулевого колеса превышает 20° и его необходимо регулировать.
У
тракторов К-701, К-700А устраняют зазоры в шарнирах тяг следящего устройства. Для этого размещают трактор на горизонтальной площадке и останавливают дизель. Покачивая рулевое колесо в обе стороны, проверяют зазоры в головках шаровых пальцев следящего устройства. При наличии зазора между сухариками и пальцем расшплинтовывают пробку шарнира и завинчивают ее до отказа. Затем, отвинтив пробку до совпадения ближайших шплинтовочных отверстий, зашплинтовывают ее.
Рис. 8.7. Измерение свободного хода рулевого колеса индикатором КИ- 13949-ГосНИТИ: 1 — шкала индикатора; 2 — указатель; 3 — стрелка
При необходимости регулируют роликовые конические подшипники вала сошки и зацепление червячной пары, изменяя толщину уплотнительных прокладок под боковыми крышками картера рулевого механизма. Во избежание смещения сектора по отношению к червяку толщина прокладок под каждой крышкой должна быть одинаковой.
У трактора Т-150К сначала устраняют зазор в шарнирах тяги обратной связи. Для этого, вынув шплинт, завинчивают пробку шарового соединения до отказа, а затем, отвинтив ее до совмещения прорези с ближайшими отверстиями в головке штанги, зашплинтовывают пробку.
Проверяют зазор в зацеплении червяк—сектор, подведя к торцу вала сектора ножку индикатора или шток приспособления для измерения зазоров. Перемещая вал в осевом направлении, фиксируют показания индикатора. При нормальном зазоре в зацеплении осевое перемещение должно составлять: в средней части — 0,07...0,10 мм; в крайних положениях — 0,25...0,60 мм. Если зазор в средней части превышает 0,10 мм, то необходимо произвести регулирование.
Прежде чем регулировать зацепление, проверяют правильность сборки рулевого механизма. При среднем положении сектора риски на его валу, а также на корпусе рулевого механизма и на сошке должны совпадать.
Зацепление регулируют в следующем порядке. Отсоединяют от сошки тягу обратной связи. Снимают крышку и упорную шайбу с регулировочной шайбой. Измерив толщину регулировочной шайбы, подбирают вместо нее шайбу такой толщины, чтобы после сборки узла обеспечивалось номинальное осевое перемещение вала сектора. Ставят на место снятые детали и, тщательно затянув крышку болтами, снова проверяют осевое перемещение вала. Если при номинальном осевом перемещении вала в средней части перемещение в крайних положениях окажется менее 0,25 мм, то червячную пару заменяют.
Проверяют плавность зацепления червячной пары: при вращении рулевого колеса из одного крайнего положения в другое в обоих направлениях сектор должен обкатываться по червяку без заедания.
У тракторов МТЗ-80, МТЗ-82 сначала проверяют и, при необходимости, подтягивают гайки крепления сошки, сектора и поворотных рычагов, проверяют затяжку гайки червяка. Для устранения зазора в шарнирных соединениях рулевых тяг расстопоривают и затягивают регулировочные пробки. Сферическую гайку червяка затягивают (момент затяжки 20 Н • м), а затем отвинчивают ее на 1/\2—1/ю оборота, до совмещения отверстия в червяке с прорезью гайки под шплинт.
Если после этого свободный ход рулевого колеса превышает допустимое значение, то регулируют зацепление червячной пары поворотом эксцентриковой втулки по ходу часовой стрелки при среднем расположении сошки. После регулирования зазор в зацеплении червяк—сектор должен обеспечивать свободный поворот червяка, определяемый на боковой поверхности шлицов, равный 0,6...0,7 мм (угол 4...6°).
При необходимости регулируют зацепление сектора с рейкой штока, удалив соответствующее число регулировочных прокладок из-под фланца, закрепленного на корпусе гидроусилителя. После регулирования зазор по зубьям между сектором и рейкой должен соответствовать зазору между привалочной плоскостью фланца упора и корпусом рулевого механизма (0,1... 0,3 мм). Чтобы определить общую толщину прокладок, необходимую для обеспечения указанного зазора, измеряют зазор между привалочными поверхностями упора и корпуса при отсутствии зазора в зацеплении сектор — рейка. Толщина прокладок должна быть больше измеренного зазора на 0,1 ...0,3 мм. При наличии ощутимого осевого перемещения поворотного вала отвинчивают контргайку регулировочного болта, ввертывают болт до отказа, а затем вывертывают его на 1/6...1/8 оборота и застопоривают контргайкой.
Усилие на ободе рулевого колеса проверяют в следующем порядке. Закрепляют на ободе кронштейн индикатора КИ-13949-ГосНИТИ. Отсоединяют продольную тягу от рулевой сошки. При наличии гидроусилителя пускают дизель и устанавливают максимальную частоту вращения коленчатого вала. Поворачивая динамометром КИ-16333-ГосНИТИ, показанном на рис. 8.8, рулевое колесо сначала в одну сторону, фиксируют по индикатору усилие на ободе рулевого колеса. Аналогично измеряют усилие на ободе рулевого колеса при его повороте в другую сторону.
Рис. 8.8. Измерение усилия на ободе рулевого колеса динамометром КИ-16333-ГосНИТИ:
1 — индикатор часового типа; 2 — корпус динамометра; 3 — кронштейн
Показания индикатора 0,1 мм соответствуют усилию 20 Н. У тракторов, снабженных гидроусилителем руля, усилие на ободе рулевого колеса должно быть не более 50 Н, а у тракторов без гидроусилителя руля — не более 80 Н.
3