Практическое занятие № 8
Диагностирование ГРМ
Неисправности газораспределительного механизма
Газораспределительный механизм (ГРМ) дизеля обеспечивает оптимальные условия наполнения цилиндров воздухом и выхода из цилиндров отработавших газов.
В процессе эксплуатации двигателя герметичность рабочего объема цилиндров нарушается из-за неплотностей клапанов вследствие подгорания и закоксовывания их фасок и рабочих фасок гнезд в головке цилиндров; негерметичности стыка головки и блока и прогорания прокладки; нарушения регламентированных зазоров между клапанами и их приводом; из-за зависания клапанов и поломок пружин.
По мере изнашивания шестерен привода распределительного вала, подшипников и кулачков распределительного вала, а также нарушения зазоров между клапанами и коромыслами изменяются фазы газораспределения.
Указанные неисправности предопределяют появление металлических стуков в зоне клапанного механизма, а также многопричинных внешних качественных признаков, таких, как трудный пуск, перебои в работе, снижение мощности.
Основные контролируемые параметры механизма газораспределения - тепловой зазор между клапаном и коромыслом и расход газов через сопряжение «клапан-гнездо». При углубленном диагностировании либо наличии признаков других неисправностей контролируют фазы газораспределения, износ кулачков распределительного вала, утопание клапана, упругость клапанных пружин. Общее состояние механизма газораспределения определяют по признакам, фиксируемым при работе двигателя. Повсеместно принят простейший способ измерения теплового зазора щупом либо индикаторным устройством. В любом случае коленчатый вал двигателя предварительно устанавливают в положение, соответствующее верхней мертвой точке поршня проверяемого цилиндра на такте сжатия.
Аналогично с индикаторным устройством по принципу измерения (по ходу бойка коромысла) приспособление ПИМ-5266, с помощью которого сначала полностью выбирают тепловой зазор, а затем, учитывая шаг регулировочного винта коромысла, поворачивают его на угол, указанный на лимбе приспособления и обеспечивающий номинальное значение теплового зазора.
Всем описанным методам свойственны такие недостатки, как высокая трудоемкость (примерно 0,7 чел-ч для четырехцилиндрового двигателя), необходимость участия, как правило, двух исполнителей и недостаточная точность.
Подобных недостатков в значительной мере лишен способ проверки теплового зазора, разработанный в ВНИТИВУТ (ГНУ ГосНИТИ Россельхозакадемии г. Москва). Для реализации этого метода сконструировано и поставлено на производство приспособление индикаторного типа КИ-9918 (рис. 4.4). Измерение основано на регистрации разности траекторий движения бойка коромысла и стержня клапана при проворачивании коленчатого вала и односторонней выборке зазора в сопряжении «коромысло-штанга-толкатель».
Приспособление собрано из корпуса, установленной в нем подвижной и подпружиненной рамки, индикатора и тормозка индикатора с приводом. Ножка индикатора соединена с рамкой механизма ручного перемещения подвижной рамки.
Тепловой зазор проверяют следующим образом. Рамку приспособления перемещают в крайнее нижнее положение, устанавливают корпус на шайбу клапана и растормаживают рамку. Рамка под действием пружины упирается в боек коромысла, фиксируя приспособление относительно коромысла и клапана. Далее коленчатый вал двигателя плавно поворачивают (пусковым устройством) до момента открытия клапана. Затем устанавливают шкалу индикатора на нулевую отметку и продолжают вращать коленчатый вал до тех пор, пока индикатор не покажет максимальное значение, соответствующее значению зазора в проверяемом сопряжении. Аналогично проверяют зазоры в других клапанах.
Р
ис. 4.4. Приспособление КИ-9918 для измерения величины теплового зазора между клапаном и коромыслом: 1 - индикатор; 2 - неподвижная относительно индикатора рамка; 3 - подвижная рамка
Приспособлением КИ-9918 можно проверять тепловой зазор в верхнеклапанном механизме газораспределения всех отечественных автомобильных и тракторных двигателей. Максимальная погрешность изменения зазора - не более ±0,02 мм.
С помощью приспособления КИ-9918 легко регулировать величину теплового зазора, проверять фазы газораспределения, а также определять положение ВМТ поршня проверяемого цилиндра.
Раздельно определяют неплотности клапанов газораспределения по расходу воздуха через сопряжение «клапан-гнездо», используя индикатор расхода газов. Принципиальная схема проверки клапанов по этому методу показана на рис. 4.5.
1 234 5 6 7 8 9
Р
ис. 4.5. Принципиальная схема определения неплотностей клапанов газораспределения: 1 - выпускная труба; 2 - выпускной клапан; 3 - цилиндр; 4 - впускной клапан; 5 - впускная труба; 6 - жидкостный манометр; 7 - расходомер; 8, 11 - ресиверы; 9 - дроссель; 10 - компрессор; 12 - редукционный клапан
Коленчатый вал устанавливают в положение, когда впускной 4 и выпускной 2 клапаны проверяемого цилиндра закрыты, а в остальных цилиндрах двигателя клапаны не перекрыты. Например, при диагностировании четырехцилиндровых двигателей вначале устанавливают поршень проверяемого цилиндра в положение ВМТ в конце сжатия, а затем проворачивают коленчатый вал против или по ходу вращения еще на 90°. Это необходимо для того, чтобы впускной и выпускной тракты двигателя не сообщались между собой.
От источника сжатого воздуха, например, компрессора 10, через ресивер 11 и отверстие форсунки в камеру сгорания проверяемого цилиндра 3 подают воздух под постоянным избыточным давлением, поддерживаемым и контролируемым редукционным клапаном 12. Сжатый воздух из камеры сгорания прорывается частично - через кольцевое уплотнение в картер, частично через неплотности впускного 4 и выпускного 2 клапанов. Воздух, прорвавшийся через неплотности впускного клапана 4, попадает во впускной трубопровод 5, откуда отсасывается через газовый расходомер 7 и дроссель 9 под действием разрежения во впускной системе компрессора 10. Отсос воздуха регулируют дросселем 9 и контролируют водяным манометром 6 так, чтобы во время замера давление во впускном трубопроводе 5 равнялось атмосферному.
Этим достигается повышение точности измерений за счет устранения утечек через неплотности впускного трубопровода или через кольцевое уплотнение тех цилиндров, в которых во время проверки открыты впускные клапаны. Расход воздуха, замеренный описанным способом, характеризует неплотность впускного клапана. Неплотность выпускного клапана определяют аналогично, только в этом случае расходомер подсоединяют к выпускному трубопроводу (выхлопной трубе) 1.
Прорыв воздуха через кольцевое уплотнение проверяемого цилиндра не влияет на его утечку через неплотности клапанов, поскольку в камере сгорания давление поддерживают постоянным с помощью редукционного клапана. При наличии признаков, свидетельствующих о нарушении фаз газораспределения, после регулировки зазора между впускным клапаном и коромыслом первого цилиндра проворачивают коленчатый вал до полной выборки указанного зазора, т. е. определяют момент начала открытия впускного клапана.
1