СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическое занятие. Обучение, его место в целостном педагогическом процессе, структура процесса обучения».doc

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Практическое занятие. Обучение, его место в целостном педагогическом процессе, структура процесса обучения».doc»

Практическое занятие

Тема: «Обучение, его место в целостном педагогическом процессе, структура процесса обучения»

Задание 1. Из предложенных тем выберите одну и подготовьте письменный ответ.

Структура, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса.



  1. Структура образовательного процесса:

  1. Учебные занятия:

  • Содержание учебного материала

  • Формы организации учебной деятельности

  • Предметно-развивающая среда



  1. Система воспитательных мероприятий:

  • Классные часы

  • Социальные акции

  • Праздники

  • Экскурсии

  1. Система внеурочных занятий:

  • Внеклассные занятия по предмету

  • Проектная и исследовательская деятельность

  • Спецкурсы

  • Факультативы

  1. Система дополнительного образования:

  • Творческие объединения

  • Кружки

  • Секции



  1. Движущие силы образовательного процесса:

Движущими силами образовательного процесса с точки зрения методологии являются противоречия. Они могут быть внутренними и внешними.

Внутренние:

1. Противоречие между возрастающими социально значимыми задачами, которые надо решить воспитаннику и теми возможностями, которые ограничивают его поступки и действия в решении этих задач (надо и могу).

2. Между внешними требованиями к ребенку и внутренними побуждениями, мотивами, стремлениями (надо и хочу).

3. Между уровнем притязаний ребенка и уровнем возможностей (хочу и могу).

4. Между мотивами – борьба мотивов (хочу и хочу).

Внешние (часто оказывают отрицательное влияние на воспитание):

1. Несоответствие воспитательных влияний школы и среды;

2. Несоответствие воспитательных влияний субъектов воспитания.



  1. Противоречия образовательного процесса:

Выделяют внешние и внутренние противоречия.



Внешние противоречия стимулируются силами извне, отношениями человека с другими людьми, обществом, природой.



К внешним относятся противоречиям между: 1) внешним воздействиями, требованиями и внутренней готовностью им соответствовать; 2) целенаправленностью и планомерностью педагогического процесса и неупорядоченным влиянием социальной среды и других факторов; 3) нарастающим потоком информации и ограниченными возможностями охватить его в педагогическом процессе; 4) обобщенным опытом, представленным в содержании воспитания и образования и индивидуальным жизненным опытом отдельной личности; 5) коллективными формами воспитания и обучения и индивидуальным характером овладения духовными ценностями и др.



Ведущие противоречия – внутренние.



Внутренние противоречия возникают на почве ``несогласия с собой'' и выражаются в индивидуальных побуждениях человека.



Одно из основных – противоречие между возникающими новыми потребностями и запросами и достигнутыми возможностями их удовлетворения.

В школьном возрасте это противоречие проявляется в расхождении между: 1) достигнутым уровнем знаний, умений, навыков, уровнем сформированных качеств личности и требуемым для решения новых познавательных и практических задач; 2) стремлением школьников участвовать в общественных и производственных процессах и реальным уровнем развития их интеллекта, социальной зрелости, физического развития; 3)знанием личностью нравственно-этических норм и правил поведения в обществе и низким уровнем сформированности его реального поведения и др.



  1. Логика образовательного процесса:

Раскрытие логики учебного процесса дает возможность най­ти оптимальное решение вопроса о последовательности изуче­ния учебного материала в связи с задачей сознательного его ус­воения и развития мышления учащихся.

Име­ются основания рассматривать логику учебного процесса в трех аспектах: а) как основную линию развертывания процесса обу­чения по курсу в целом; б) как логику процесса обучения, ог­раниченную определенной темой; в) как логику учебного про­цесса в масштабе единицы усвоения.

Логику учебного процесса по курсу в целом разрабатывают, прежде всего, представители соответствующей науки при уча­стии методистов и дидактов. И это понятно: логика в этом мас­штабе определяется идеями современной науки. Логика учебно­го процесса в масштабе учебной темы требует уже тесного вза­имного действия методистов и дидактов. Логика учебного про­цесса в масштабе единицы усвоения, которые, в конце концов, и создают ткань учебного процесса, является задачей, решение которой требует совместных усилий методистов, дидактов, пси­хологов и, конечно, учителей.

Звено — отдельная составная часть учебного процесса, характеризующееся особым видом познавательной дея­тельности учащихся в соответствии с его специфическими функ­циями. Высокие и плодотворные результаты обучения, т. е. полноценные знания, умения и навыки, высокий уровень общего развития учащихся и их идейная направленность достигаются в работе тех учителей, которые овладели полной структурой учебного процесса и оперируют целесообразными вариантами со­четания его звеньев.

Учебный (дидактический) процесс содержит следующие глав­ные звенья, представленные во взаимодействии учителя и учащихся (обучаемых):

Деятельность учителя

Деятельность педагога

Деятельность обучаемых

Разъяснение учащимся целей и задач обучения

Ознакомление обучаемых с новы­ми знаниями (явлениями, собы­тиями, предметами, законами)

Управление процессом осознания и приобретения знаний, умений

Управление процессом познания научных закономерностей и за­конов

Управление процессом перехода от теории к практике

Организация эвристической и ис­следовательской деятельности

Проверка, оценка изменений в обученности и развитии учащих­ся

Собственная деятельность по со­зданию положительной мотива­ции учения

Восприятие новых знаний, уме­ний

Анализ, синтез, сравнение, сопо­ставление, систематизация

Познание закономерностей и за­конов, понимание причинно-следственных связей

Приобретение умений и навыков, их систематизация

Практическая деятельность по са­мостоятельному решению возни­кающих проблем

Самоконтроль, самодиагностика достижений