СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практика «Наставничество в образовании и кружковом движении»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Причина возникновения практики - необходимость развития ключевых компетенций у учащихся, развития умения применять полученные знания на практике.

Просмотр содержимого документа
«Практика «Наставничество в образовании и кружковом движении»»

Практика

«Наставничество в образовании и кружковом движении»


В условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов основного и среднего общего образования актуализируется проблема развития творческого воображения обучающихся. Овладение современными творческими технологиями - условие успешного изучения предметов в школе, а также благополучной адаптации ребёнка в жизни.

Современный мир меряется очень быстро. Как научить ребенка быть компетентным в таком мире? Как научить синтезировать информацию? Как научить быть успешным?

Все эти вопросы и многие другие можно решить, объединив детей в школьные научные общества.

Актуальность практики. На базе МАНОУ «Шуховский лицей» города Белгорода работает НОУ «Лицейские ступеньки», которое является местным отделением Общероссийской детской общественной организации «Малая академия наук «Интеллект будущего». Руководитель НОУ «Лицейские ступеньки» - учитель русского языка и литературы Зюзюкина Наталья Васильевна.

НОУ сотрудничает с Белгородским государственным университетом, Белгородской технологическимуниверситетом, Общероссийской детской общественной организацией «Малая академия наук «Интеллект будущего» в Обнинске, АНО ДПО «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании» в Кирове.

Причина возникновения практики – необходимость развития ключевых компетенций у учащихся, развития умения применять полученные знания на практике.

Описание практики.

Цель: создание условий для развития, самоопределения и самореализации детей, формирование разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем общекультурного и личностного развития, способной к самостоятельному решению новых, еще неизвестных задач.


Задачи наставника:

  1. создание условий для развития личности и самореализации на основе умения учиться;

  2. обеспечение учащимся возможности самостоятельно осуществлять деятельность учения,

ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения;

  1. выявление и отбор средств формирования универсальных учебных действий, образовательных технологий деятельностного типа;

  2. профессиональное самосовершенствование.

Работа научного общества в лицее осуществляется во внеурочной деятельности и организуется следующим образом.

1 этап: обучение исследовательским навыкам.

На этом этапе проводятся занятия и мастер-классы для учеников, которые впервые решили заняться исследовательской деятельностью. Занятия проводят наставник и старшие ребята, которые уже владеют определенными навыками.

2 этап: выбор сферы интересов.

На этом этапе учащиеся определяются с направлением, по которому они будут работать,

Выбирают руководителя для работы, определяются с темой работы.

3 этап: работа над исследованием.

На этом этапе ученик с руководителем работают по намеченному плану над исследованием, оформляют результаты исследования, готовятся к публичному представлению исследования.

4 этап: публичное представление исследования.

На этом этапе проходит защита своей исследовательской работы. Оппонентами выступают все участники НОУ. Учащиеся по результатам защиты получают рекомендации для участия в конкурсах научно-исследовательских работ учащихся.

Наставник на протяжении подготовки исследовательской работы выполняет роль консультанта по заявленной теме. Для этого должно быть составлено четкое расписание консультаций. Обычно консультации проводятся один раз в неделю. Каждый раз составляется новый план работы над исследованием.

Требования к наставнику.

Наставническая деятельность – одна из важнейших форм самовыражения человека, которая отвечает за само существование человека и выполняет особую функцию общества – воспитание личности. Наставничество – это процесс целенаправленного формирования личности, ее интеллекта, физических сил, духовности, подготовки ее к жизни в целом, к активному участию в трудовой деятельности. Наставничество является двусторонним процессом: с одной стороны – деятельность наставника, с другой – деятельность ученика, воспитанника. Этот процесс носит субъект-субъектный характер и является одной из разновидностей педагогического взаимодействия.

Чтобы осуществлять наставническую деятельность, мало быть просто опытным высококвалифицированным педагогом, со своей сложившейся системой педагогической деятельности. Необходимо развивать свой творческий потенциал, постоянно находиться в научном педагогическом поиске, совершенствовать свои формы и методы работы, осуществлять межличностное общение с коллегами (перенимать чужой опыт и делиться собственными разработками).

Принимая на себя обязанности наставника, педагог открывает для себя ряд преимуществ:

– во-первых, наставничество помогает опытному педагогу увидеть и наметить новые перспективы в сфере своей педагогической деятельности;

– во-вторых, при успешном осуществлении данных функций наставник ощущает свой вклад в развитие ключевых компетенций учеников;

– в-третьих, настоящий наставник всегда должен стремиться к самосовершенствованию;

– в-четвертых, выполнение функций наставника может (и должно!) помочь в развитии педагогической карьеры учителя, повышении его педагогической квалификации; способствует росту доверия к нему в педагогическом коллективе школы;

– в-пятых, поскольку наставничество носит субъект-субъектный характер, педагоги-наставники могут не только делиться собственным опытом с коллегами, но также и учиться у них, расширять свой арсенал навыков и умений, осваивать современные технологии обучения, стили профессиональной деятельности и т. п. Главное – быть открытым для педагогических инноваций!

Работа в сплоченной команде «Наставник – ученики» приносит высокие результаты.

С 20 мая 2015 года Зюзюкина Наталья Васильевна является руководителем Белгородского местного отделения Общероссийской детской общественной организации «Общественная Малая академия наук «Интеллект будущего» «Лицейские ступеньки». Образовательная деятельность отделения «Лицейские ступеньки» направлена на формирование у обучающихся познавательной, коммуникативной и исследовательской компетенций. Это достигается путем ведения исследовательской деятельности с обучающимися. Н.В.Зюзюкина на занятиях учит ребят, как выбрать тему для исследовательской работы, как вести исследование, как провести практическую часть работы, как правильно оформить работу.

Ученики Н.В.Зюзюкиной – постоянные участники различных конференций исследовательских и творческих работ учащихся. С 2014 года ребята вместе с педагогом принимают участие во Всероссийской конференции учащихся «Шаги в науку». В рамках конференции для учащихся проводятся интеллектуальные игры, в которых команда лицея всегда занимает призовые места.





Результат такой деятельности представлен в таблице:

Учебный год

Название конференции

Участник

Название мероприятия

Результат участия

2014

XIV Всероссийская конференция учащихся «Шаги в науку»

Команда МАОУ «Лицей № 38» г. Белгорода

Конкурсная игра «Квазар»

II место

2015

XV Всероссийская конференция учащихся «Шаги в науку»

Команда МАОУ «Лицей № 38» г. Белгорода

Командная игра-ярмарка «Город мастеров»

I место

2017

XVIIВсероссийская конференция учащихся «Шаги в науку»

Команда № 1 МАНОУ «Шуховский лицей» г. Белгорода

Командная игра «Интеллектуально-творческий марафон»

I место

2017

XVII Всероссийская конференция учащихся «Шаги в науку»

Команда № 1 МАНОУ «Шуховский лицей» г. Белгорода

Интеллектуально-творческая игра «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»

III место

2018


XVIII Всероссийская конференция учащихся «Шаги в науку»

Команда МАНОУ «Шуховский лицей» г. Белгорода

Интеллектуально-творческая игра

«Интеллектаульные маневры»

III место

2018

XVIII Всероссийская конференция учащихся «Шаги в науку»

Команда МАНОУ «Шуховский лицей» г. Белгорода

Интеллектуально-творческая игра

«Секретное послание»

II место



Результаты участия

в конкурсах исследовательских и проектных работ



Всероссийские конференции учащихся «Шаги в науку»

(очный этап)

Год

Название конференции

ФИ ученика, класс

Секция

Результат

2014

XIV Всероссийская открытая конференция учащихся «Шаги в науку»

Авилова Виктория, 7 класс

Лингвистика(русский язык)

Лауреат 2 степени

Авилова Виктория, 7 класс

Педагогика и психология

Лауреат 2 степени

Ейст Надежда, 6 класс

Лингвистика (русский язык)

Лауреат 3 степени

Варжавинов Александр, 6 класс

Педагогика и психология

Лауреат 1 степени

Ткаченко Даниил, 7 класс

Экология

Лауреат 2 степени

2015

XV Всероссийская открытая конференция учащихся «Шаги в науку»

Ейст Надежда, 7 класс

Искусствоведение

Лауреат 1 степени

Авилова Виктория,8 класс

Краеведение

Лауреат 2 степени

Варжавинов Александр, 7 класс

Культурология и этнография

Лауреат 2 степени

Ткаченко Даниил, 8 класс

Экология, биология и медицина

Лауреат 3 степени

2016

XVI Всероссийская открытая конференция учащихся «Шаги в науку»

Колокольцева Софья, 7 класс

Искусствоведение и этнография

Лауреат 1 степени

Золотых Анастасия, 10 класс

Педагогика и психология

Лауреат 1 степени

Зюзюкина Алеся, 1 класс

Литературоведение

Лауреат 2 степени

Варжавинов Александр, 8 класс

Лингвистика (русский язык)

Лауреат 2 степени

Авилова Виктория, 9 класс

Педагогика и психология

Лауреат 3 степени

Листишенков Сергей, 9 класс

Экология

Лауреат 3 степени

Ейст Надежд, 8 класса

литературоведение

Лауреат 3 степени

Ткаченко Даниил, 9 класс

Экология

Лауреат 3 степени

2017

XVII Всероссийская открытая конференция учащихся «Шаги в науку»

Зюзюкина Алеся, 2 класс

Педагогика и психология

Лауреат 1 степени

Мещеряков Владимир, 5 класс

Биология и экология

Лауреат 1 степени

Инчина Вероника, 5 класс

Краеведение

Лауреат 1 степени

Ткаченко Даниил, 10 класс

Социология, право

Лауреат 2 степени

Хижняк Анастасия, 5 класс

История, культурология и искусство

Лауреат 2 степени

Лазарева Елизавета, 8 класс

Педагогика и психология

Лауреат 2 степени

Косов Максим,

10 класс

История, культурология и искусство

Лауреат 2 степени

Золотых Анастасия, 11 класс

Педагогика и психология

Лауреат 2 степени

2018

XVIII Всероссийская открытая конференция учащихся «Шаги в науку»

Зюзюкина Алеся,

3 класс

Педагогика и психология

Лауреат 1 степени

Мелихова Алена,

6 класс

Искусство, культурология и этнография

Лауреат 1 степени

Инчина Вероника,

6 класс

Краеведение и этнография

Лауреат 1 степени

Михайлова Дарья,

8 класс

Мир человека

Лауреат 1 степени

Скыбина Анна,

7 класс

Краеведение и этнография

Лауреат 2 степени

Ажищева Анна,

7 класс

Краеведение и этнография

Лауреат 2 степени



По результатам участия в XVII Всероссийская открытая конференция учащихся «Шаги в науку» (2017 год) два ученика Н.В.Зюзюкиной награждены дипломами за лучшую работу.

  1. Зюзюкина Алеся. Диплом за лучшую работу на секции «Педагогика и психология»

  2. Мещеряков Владимир. Диплом за лучшую работу на секции «Биология и экология»

Участие учащихся в научно-практических конференциях муниципального, регионального и всероссийского уровней

№ п/п

ФИ, класс

Название конференции

Год участия

Уровень

Форма участи (очная, заочная)

Результат

1

Авилова Виктория,

7 класс

Конференция научно-исследовательских работ учащихся «Первые шаги в науку»

2014

Муниципальный

очная

призер

2

Авилова Виктория,

8 класс

Конференция научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Первые шаги в науку»

2015

Муниципальный

очная

победитель

3

Ткаченко Даниил,

8 класс

Первый Шуховский фестиваль научно-исследовательских и проектных работ

2015

Региональный

очная

дауреат

4

Варжавинов Александр,

7 класс

Первый Шуховский фестиваль научно -исследовательских и проектных работ

2015

Региональный

очная

лауреат

5

Авилова Виктория,

8 класс

Первый Шуховский фестиваль научно- исследовательских и проектных работ

2015

Региональный

очная

лауреат

6

Варжавинов Александр,

7 класс

Всероссийский конкурс исследовательских работ «Шаги в науку»

2014-2015

Всероссийский

заочная

Лауреат

3 степени

7

Авилова София,

2 класс

Всероссийский конкурс исследовательских работ «Шаги в науку»

2014-2015

Всероссийский

заочная

Лауреат

3 степени

8

Ткаченко Даниил,

8 класс

Всероссийский конкурс исследовательских работ «Шаги в науку»

2014-2015

Всероссийский

заочная

Лауреат

3 степени

9

Ейст Надежда,

7 класс

Всероссийский конкурс исследовательских работ «Шаги в науку»

2014-2015

Всероссийский

заочная

Лауреат

2 степени

10

Авилова Виктория,

8 класс

Всероссийский конкурс исследовательских работ «Шаги в науку»

2014-2015

Всероссийский

заочная

Лауреат

1 степени

11

Ткаченко Даниил,

9 класс

I Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ обучающихся «Матрица интеллекта»

2016

Всероссийский

заочная

Диплом III степени

12

Ейст Надежда, 8 класс

I Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ обучающихся «Матрица интеллекта»

2016

Всероссийский

заочная

Диплом III степени

13

Варжавинов Александр,

8 класс

I Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ обучающихся «Матрица интеллекта»

2016

Всероссийский

заочная

Диплом III степени

14

Ткаченко Даниил,

9 класс

Второй

Шуховский фестиваль научно- исследовательских и проектных работ

2016

Региональный

очная

лауреат

15

Ейст Надежда,

8 класс

Второй Шуховский фестиваль научно- исследовательских и проектных работ

2016

Региональный

очная

Лауреат

16

Авилова Виктория,

9 класс

Второй

Шуховский фестиваль научно- исследовательских и проектных работ

2016

Региональный

очная

Лауреат

17

Колокольцева Софья,

7 класс

Второй Шуховский фестиваль научно- исследовательских и проектных работ


2016

Региональный

очная

лауреат

18

Золотых Анастасия,

10 класс

Всероссийский конкурс исследовательских работ «Шаги в науку»

2015-2016

Всероссийский

заочная

Лауреат

1 степени

19

Ткаченко Даниил,

9 класс

Всероссийский конкурс исследовательских работ «Шаги в науку»

2015-2016

Всероссийский

заочная

Лауреат

2 степени

20

Ейст Надежда,

8 класс

Всероссийский конкурс исследовательских работ «Шаги в науку»

2015-2016

Всероссийский

заочная

Лауреат

2 степени

21

Зюзюкина Алеся,

1 класс

Всероссийский конкурс исследовательских работ «Шаги в науку»

2015-2016

Всероссийский

заочная

Лауреат

2 степени

22

Колокольцева Софья,

7 класс

Всероссийский конкурс исследовательских работ «Шаги в науку»

2015-2016

Всероссийский

заочная

Лауреат

2 степени

23

Листишенков Сергей,

9 класс

Всероссийский конкурс исследовательских работ «Шаги в науку»

2015-2016

Всероссийский

заочная

Лауреат

2 степени

24

Варжавинов Александр,

8 класс

Всероссийский конкурс исследовательских работ «Шаги в науку»

2015-2016

Всероссийский

заочная

Лауреат

3 степени

25

Авилова Виктория,

10 класс

Третий Шуховский фестиваль научно- исследовательских и проектных работ

2017

Региональный

очная

лауреат

26

Косов Максим,

10 класс

Третий Шуховский фестиваль научно- исследовательских и проектных работ

2017

Региональный

очная

лауреат

27

Зюзюкина Алеся,

2 класс

Третий Шуховский фестиваль научно- исследовательских и проектных работ

2017

Региональный

очная

Диплом I степени

28

Инчина Вероника,

5 класс

Третий Шуховский фестиваль научно- исследовательских и проектных работ

2017

Региональный

очная

Диплом II степени

29

Хижняк Анастасия,

5 класс

Третий Шуховский фестиваль научно- исследовательских и проектных работ


2017

Региональный

очная

Диплом III степени

30

Мещеряков Владимир,

5 класс

Третий Шуховский фестиваль научно- исследовательских и проектных работ

2017

Региональный

очная

Диплом III степени

31

Михайлова Дарья,

8 класс

ЧетвертыйШуховский фестиваль научно- исследовательских и проектных работ

2018

Региональный

очная

Лауреат

32

Зюзюкина Алеся,

3 класс

Четвертый Шуховский фестиваль научно- исследовательских и проектных работ

2018

Региональный

очная

Лауреат

33

Мелихова Алена,

6 класс

Четвертый Шуховский фестиваль научно- исследовательских и проектных работ

2018

Региональный

очная

Лауреат

34

Инчина Вероника,

6 класс

Всероссийский детский конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Первые шаги в науке»

2018

Муниципальный

очная

Призер

35

Хижняк Анастасия,

6 класс

Всероссийский детский конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Первые шаги в науке»

2018

Муниципальный

очная

Призер



Н.В. Зюзюкина в своей работе большое внимание уделяет формированию у обучающихся метапредметных навыков, которые развиваются только путем решения личностно ориентированных, увлекательных заданий, которые способствуют формированию устойчивого интереса к предмету. Ее ученики – постоянные участники конкурса «Тест-олимпиада», проводимого в рамках Международного проекта «Smartplanet». Педагог является координатором данного конкурса.

Результаты участия учеников в Тест-рейтинговой олимпиаде

№ п/п

ФИ участника

Класс

Год

Уровень

Форма участия

Результат

1

Колокольцева Софья

7

2016

всероссийский

очная

1 место

2

Зюзюкина Алеся

1

2016

всероссийский

очная

1 место

3

Логачева Ангелина

8

2016

всероссийский

очная

2 место

4

Листишенков Сергей

9

2016

всероссийский

очная

2 место

5

Варжавинов Александр

8

2016

всероссийский

очная

2 место

6

Ейст Надежда

8

2016

всероссийский

очная

2 место

7

Скыбина Анна

5

2016

всероссийский

очная

3 место

8

Зюзюкина Алеся

2

2017

всероссийский

очная

2 место

9

Аулова Валерия

6

2017

всероссийский

очная

2 место

10

Логачева Ангелина

9

2017

всероссийский

очная

2 место

11

Зюзюкина Алеся

3

2018

всероссийский

очная

1 место

12

Михайлова Дарья

8

2018

всероссийский

очная

1 место


С 22 октября 2015 года Зюзюкина Н.В. является региональным представителем Межрегионального центра инновационных технологий в образовании по реализации образовательных проектов научного творчества: эвристической олимпиады младших школьников «Совенок», интенсивной олимпиады научного творчества «Прорыв», образовательного курса для младших школьников «Совенок» (сертификат регионального представителя серия КЛ № 2015311).

Основными целями и задачами олимпиады являются:

  • оценивание качества образования через оценку метапредметных результатов освоения обучающимися программ общего образования;

  • развитие интеллектуальной культуры школьников;

  • выявление и учебно-методическая поддержка одаренных детей;

  • выявление и развитие творческих способностей учащихся образовательных учреждений и интереса к научной деятельности;

  • пропаганда научных знаний.

Учитель с 2014 года организует и проводит на базе МАНОУ «Шуховский лицей» г.Белгорода эвристическую олимпиады младших школьников «Совенок» и интенсивную олимпиаду научного творчества «Прорыв».

Ученики Н.В.Зюзюкиной ежегодно участвуют в олимпиаде научного творчества и показывают высокие результаты, которые приведены в таблице:

№ п/п

ФИ участника

Класс

Год

Уровень

Форма участия

Результат

1

Имайкина Екатерина

5

2014

всероссийский

очная

победитель

2

Еремина Олеся

6

2014

всероссийский

очная

победитель

3

Лубенцов Илья

6

2014

всероссийский

очная

2 место

4

Арзамасцева Дарья

5

2014

всероссийский

очная

3 место

5

Чичканова Арина

5

2017

всероссийский

очная

победитель

6

Инчина Вероника

5

2017

всероссийский

очная

2 место



Успехи учеников – успех руководителя НОУ.

Зюзюкина Наталья Васильевна награждена медалью «За вклад в развитие образования в России» и почетной медалью «За заслуги в обучении научному творчеству». Учитель входит в число 100 лучших педагогов России в рамках программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» и ей присвоено звание «Лучший педагог года» по итогам 2015-2016 учебного года. В 2017 году Зюзюкина Н.В. стала победителем ПНПО (приказ Минобрнауки России от 22.08.2017 № 805), победителем конкурсного отбора лучших учителей образовательных организаций Белгородской области в 2017 году (приказ от 14.09.2017 № 131-пг).


Возможность тиражирования практики.

Тиражирование практики необходимо, так как это одно из условий развития универсальных учебных достижений учащихся.

При этом для внедрения этой практики необходимы минимальные финансовые затраты (оплата по тарификационной сетке).

Риски. Руководитель НОУ должен быть профессионалом своего дела и увлеченным человеком. Только тогда работа НОУ будет эффективной.