МБДОУ «Северо-Енисейский детский сад № 5»
Внедрение в воспитательно – образовательный процесс МБДОУ №5 методик и способов организации коллективного способа обучения для достижения новых образовательных результатов (КСО)
Территория: Красноярский край, Северо - Енисейский район, гп Северо-Енисейский
Полное наименование образовательной организации: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Северо-Енисейский детский сад №5»
Краткое наименование образовательной организации: МБДОУ №5
Почтовый адрес:
- почтовый индекс: 663282
- населенный пункт: Красноярский край, Северо - Енисейский район, гп Северо-Енисейский
- улица: 40 лет Победы №10
Ссылка на материалы практики, размещенные на сайте организации:
Ссылки на материалы по реализации практики в МБДОУ№ 5
https://www.instagram.com/cad5_c.e_online_/ (ссылка на инстаграмм МБДОУ №5)
https://mbdou-seniseiskij.nubex.ru/ (ссылка на сайт МБДОУ №5, закладка на сайте «Внедрение КСО»)
http://multiurok. ru/sedou5-elena (ссылка на личный сайт старшего воспитателя Бектяшкиной Е.Д.)
http://5.39160.ds.3535.ru/ (закладка на сайте «Внедрение КСО»)
Ф.И.О., должность лица, курирующего образовательную практику: Заведующий ИМО РУО Администрации Северо-Енисейского района Горбенко Ольга Алексеевна
Контактные данные лица, курирующего образовательную практику:
- рабочий телефон с кодом
- е-почта (несколько адресов разделить точкой с запятой)
- мобильный телефон: 8-950-433-16-98
Ф.И.О. авторов/реализаторов практики: Бектяшкина Елена Дмитриевна
управленческая практика
Направление представленной практики: Создание условий для профессионального развития педагогических работников
Название практики «Внедрение в воспитательно – образовательный процесс ДОО методик коллективного способа обучения (КСО)» для достижения новых образовательных результатов
Ключевые слова образовательной практики (перечислите через запятую): КСО - коллективный способ обучения; методика схематизации; методика взаимопередачи тем – ВПТ; взаимотренаж – ВТ; методика Ривина – МР; ИОП – индивидуальная образовательная программа, учебный, производственный и клубный блоки; ИП - индивидуальный план работы на день; СГ – сводная группа; ПСС – пары сменного состава, семинары-практикумы, РМО.
Наша практика реализуется во взаимодействии с учреждениями дошкольного и начального образования на муниципальном уровне.
Направлена практика на старших воспитателей, воспитателей ДОУ района, педагогов начального школьного образования, воспитанников и родителей.
Описание практики.
«Всё, что делается в учебной группе,
делается ради каждого и через каждого»
Проблема: Педагогам очень сложно создать у детей мотивацию к познавательной активности и сформировать коммуникативные навыки общения в коллективе.
Обучение через решение нестандартных задач применяя методики коллективного способа обучения (КСО) ведёт к выявлению интеллектуальных способностей детей, учит их взаимодействию друг с другом в парах, микро-группах, передавая информацию, формируя их уверенность в своих силах.
Актуальность
Внедрение КСО предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых воспитанник может проявить не только интеллект и познавательную активность, но и личностную социальную позицию,
свою индивидуальность, выразить себя как субъект обучения. Организация коллективного способа обучения, реализация методик КСО позволяет воспитаннику ощущать себя субъектом процесса обучения, и плодотворно развивать самостоятельность, коммуникативные умения, способности планировать и фиксировать свою деятельность, добиваться продуктивного результата. Цель: формирование коммуникативных и интеллектуальных способностей у педагогов и воспитанников ДОО посредством технологии КСО для успешной адаптации и социализации воспитанников к школьной жизни, а также преемственности детского сада и начальной школы в выборе технологий образования.
Задачи:
1. Повысить компетентность педагогов для внедрения технологии КСО в ДОО через педсоветы и семинары в ДОУ, семинары-практикумы муниципального уровня;
2. Активизировать познавательную деятельность воспитанников, повысить мотивацию к самостоятельному овладению теоретическими и практическими знаниями и умениями через внедрение методик КСО (ВПТ, ВТ, Схематизация);
3. Формировать социально-коммуникативные навыки у всех субъектов образования, как готовности и способности к общению в парах, микро-группах, для успешной адаптации и социализации детей к школьной жизни, взрослых к полноценному взаимодействию в обществе.
4. Распространить опыт апробации и внедрения КСО в ДОО на муниципальном и краевом уровне.
Основная идея практики – реализация модели «содружество технологий», применяемых в МБДОУ №5 в комплексе с методиками КСО, для получения новых образовательных результатов.
При внедрении в МБДОУ №5 элементов КСО, важное условие: учёт возрастных особенностей воспитанников, при внедрении технологий (мнемотехника - ТРИЗ - схематизация)
Методы, технологии и способы организации практики: «Взаимотренаж», Схематизация, «Взаимопередача тем», Методика Ривина (для работы с педагогами) через интеграцию с технологиями: «Утренний сбор», «Детский совет», мнемотехника, ТРИЗ, ИКТ; методами: проектной деятельности, проблемного обучения, интеллектуальных карт Тони Бьюзена.
Интеграция способов организации КСО:
ИОП – индивидуальная образовательная программа включает учебный, производственный, клубный блоки – как планирование деятельности совместно с педагогом по проекту по индивидуальным инициативам – например: «Ярмарка»
ИП - индивидуальный план работы на день - Таблица выбора, Дневник «Мой день»;
СГ – сводная группа – запуск и рефлексия;
ПСС – пары сменного состава – передача информации
Результаты, которые обеспечивает практика
Задачи практики | Результаты практики |
Повысить компетентность педагогов для внедрения технологии КСО в ДОО (педсоветы ДОУ, семинары-практикумы, муниципальные семинары по обмену опытом) | 5 педагогов МБДОУ №5- участники муниципального семинара «Подготовка организаторов КСО по индивидуальным образовательным программам на муниципальном уровне»; Определили творческую группу по внедрению элементов КСО в работу МБДОУ №5; Педагоги осваивают и внедряют методики и элементы технологий КСО в работе с детьми; Разработали и реализуют модели «Содружество технологий в моей возрастной группе»; Педсоветы, мини-педсоветы, практико-ориентированные семинары, педагогические часы проходят с применением методик КСО и способов организации (пары, микро-группы, «междусобойчики»; В ходе погружения педагогов, воспитанников, родителей в методики КСО осуществляется педагогическое наблюдение, фиксация, фото и видео съемка – для корректировки; Взаимодействие и обмен опытом педагогов ДОУ и школы на штабе КСО; |
Активизировать познавательную деятельность воспитанников, повысить мотивации к самостоятельному овладению теоретическими и практическими знаниями и умениями через внедрение методик КСО (ВПТ, ВТ, Схематизация) | Последовательность работы: апробация методик КСО при внедрении коллективного способа обучения в образовательный процесс (систематичность, с соблюдением принципа «от простого к сложному»); Организация способов работы: в парах, парах сменного состава, микрогруппах и сводных группах. Интеграция технологий, применяемых в ДОУ и элементов КСО. Новые образовательные результаты: Дети умеют планировать и фиксировать свою деятельность с помощью символических изображений, через блокнот «Мой день», мнемотаблицу. - Применяют в свободной деятельности элементы КСО методики «Схематизация», «Взаимотренаж», «ВПТ»; знают назначение экрана выбора - для работы в центрах, для выбора деятельности, для отслеживания своей деятельности. - Применяют способы организации пары, пары сменного состава, микрогруппы. -Умеют задавать вопросы, аргументировать ответы. - Примеряют разные социальные роли - воспитатель, ребенок - знаток, командир сводного отряда, наблюдатель за соблюдением правил; Осуществляют взаимоконтроль и помощь сверстникам. Элементы КСО внедряются со средней группы. В 1 младшей и 2 младшей идёт подготовка, через применение мнемотехники, символических изображений и опорных схем (ТРИЗ), ментальные карты |
Формировать социально-коммуникативные навыки, как готовности и способности ребенка к общению в парах, микро-группах, для успешной адаптации и социализации к школьной жизни. |
Распространить опыт апробации и внедрения КСО в ДОО на муниципальном и краевом уровне. | МБДОУ№5 с февраля 2020 года является базовой методической площадкой по внедрению методик КСО для получения новых образовательных результатов. Распространение опыта идёт через заседания РМО, штаб КСО, семинары – практикумы. Создана группа «РМО дошкольников» в месенджере WhatsАpp, для обмена опытом, распространения фото - и видеооматериалов внедрения методик КСО. Данная работа ведется в МБДОУ №1, МБДОУ №5, МБДОУ № 7 Отчёт о результатах работы представлен в рамках РМО на практико-ориентированном семинаре «Внедрение элементов технологии КСО в ДОО для получения новых образовательных результатов» на базе МБДОУ №5. Заведующий ИМО РУО - О.А.Горбенко отметила положительный практический опыт, было рекомендовано, представить практический опыт МБДОУ №1 и МБДОУ №5 в рамках краевых семинаров Центра становления КСО. Для преемственности с начальной школой разрабатывается проект партнерского сотрудничества при реализации КСО в выборе единых методик для развития: - познавательной инициативы, активности, умение находить и передавать информацию своим сверстникам, выступать перед аудиторией (методика ВПТ) - коммуникативных способностей (работа в парах, парах сменного состава, сводных группах); - читательской грамотности (с помощью символических изображений - методика схематизации); |
Механизм внедрения практики.
Запуск работы по знакомству с КСО проходил в рамках районного семинара №1 по теме «Подготовка организаторов коллективного обучения по индивидуальным образовательным программам на муниципальном уровне» с 09.01.2020г по 11.01.2020года. Участники семинара от МБДОУ №5: Заведующий: Замиусская А.В.; Старший воспитатель: Бектяшкина Е.Д.; Воспитатели: Клименко М.С.; Левакина Н.В.; Митрошкина П.Ю. в дальнейшем они объединены в творческую группу по внедрению элементов КСО в ДОО.
1этап. «Повышение компетентности педагогов»
Перед педсоветом в ДОУ прошел штаб – на котором каждый педагог творческой группы определился какую методику КСО представит для коллег.
В течении двух дней (21.01.2020 -22.01.2020г) проходил педагогический совет в форме деловой игры по теме: «Знакомство с технологией коллективного способа обучения (КСО)»
В ходе педсовета проиграли 3 блока ИОП – индивидуальной образовательной программы по технологии КСО: учебный, производственный, клубный блоки (презентация на сайте учреждения в разделе КСО)
Учебный блок – представление методик – теоретическая часть;
Производственный блок - проигрывание методик (практическая часть) включая организационные формы КСО (сводная группа – фронтально, работа в парах, в парах сменного состава, группах)
Клубный блок – творческий по интересам (мастер – классы разной направленности)
Педагоги творческой группы представили методики М.А. Мкртчяна, которые были распределены на штабе по внедрению КСО: методику ВПТ представила Левакина Н.В., Взаимотренаж и Схематизацию представила Бектяшкина Е.Д., А.В. Замиусская представила опыт работы Туринского ДОУ, который уже внедряет эту технологию. П.Ю.Митрошкина познакомила с методикой «Постулаты обучения» – методика понимания текста и умение формулировать вопросы была представлена. Методика Ривина - смысловое чтение и понимание текста - будет применяться в работе с педагогами для повышения читательской грамотности, ее представила М.С.Клименко.
В ходе педсовета были представлены первые пробы знакомства с методиками и внедрение их в работу с детьми. На слайдах презентации представлены опыт работы подготовительной и старших групп: «Табло выбора»; ОД «Земля наш общий дом»; районный проект «Фитнес – разминка»; опыт работы малышей по методике «Взаимотренаж».
2этап. Разработка моделей.
На Педсовете 09.10.2020 год проходил практико-ориентированный семинар «Содружество технологий, применяемых в МБДОУ №5»
Результат – модели внедрения КСО в сотрудничестве с технологиями применяемыми в ДОУ. Их реализация в режиме дня.
В течение 2020-2021 года проведены мини - педсоветы в форме деловой игры с использованием элементов КСО. Их цель: подготовка педагогов к систематическому внедрению методик коллективных способов обучения (КСО)
Темы мини – педсоветов:
«Технология изучения темы по КСО»
«Как организовать работу с воспитанниками для получения необходимых учебных умений (планирование и фиксация своей деятельности);
Проигрывание с педагогами алгоритма техник и вариаций методик по технологии КСО:
«Работа в парах»;
«Работа в парах сменного состава»;
«Работа в группах»
«Организация групповой работы в четверках — «Междусобойчик»»
01.02.2021 Проведен педсовет «Формирование основ функциональной грамотности у педагогов» с применением методики «Взаимотренаж», для повышение методической, читательской грамотности (карточки для ВТ- словарь педагогических терминов)
В ходе педсовета проигрывались упражнения, для развития мотивации к познавательной активности: «Неожиданные связи», «Друдлы», «Сумасшедший архитектор», а также для развития коммуникативных навыков педагогов (работа в группах, в парах, в парах сменного состава).
Все проводимые мероприятия в МБДОУ № 5 реализуются в соответствии с планом базовой методической площадки.
3этап. Распространение опыта.
Наш МБДОУ№5 является базовой методической площадкой по внедрению КСО в образовательный процесс ДОУ для получения новых образовательных результатов. Распространение опыта осуществляется через заседания РМО, районные практико – ориентированные семинары, сайты ДОО, личные сайты педагогов.
Для распространения опыта создана группа «РМО дошкольников» в месенджере WhatsАpp, для обмена опытом, распространения фото - и видеооматериалов внедрения элементов КСО. Старший воспитатель МБДОУ № 5 является руководителем РМО и осуществляет сетевое взаимодействие с ДОУ района в роли координатора. Данная работа ведется в МБДОУ №1, МБДОУ №5, МБДОУ № 7. Отчёт о результатах работы представлен в рамках РМО (02.03.2021г) на практико-ориентированном семинаре «Внедрение элементов технологии КСО в ДОО для получения новых образовательных результатов», на базе МБДОУ №5.
На семинаре свой опыт работы представили старшие воспитатели и педагоги трех детских садов района. Педагоги МБДОУ №1- Гейман О.В., Визничак Т.В., Лопаткина Н.А. представили способы организации детей в парах, в парах сменного состава, микро-группах и применение методики КСО «Схематизация» для получения новых образовательных результатов. МБДОУ№5 - является базовой площадкой по внедрению элементов КСО в образовательный процесс ДОУ. Старший воспитатель Бектяшкина Е.Д. познакомила с алгоритмом работы творческой группы педагогов по внедрению элементов КСО в образовательный процесс ДОУ. В презентации были представлены блоки индивидуальной образовательной программы (учебный, производственный, клубный). Клубный блок по направлению «Фитнес-разминка» с участниками семинара провели воспитанники средней и подготовительной к школе групп (видеоролик в онлайн режиме ZOOM). Педагоги Левакина Н.В., Митрошкина П.Ю., Клименко М.С. - представили разработанные модели по теме «Содружество технологий, применяемых в МБДОУ №5 в режиме дня» средней и подготовительных к школе группах.
Педагоги МБДОУ №7 предоставили в группу WhatsApp «РМО дошкольников» фото и видео материалы по внедрению методик «ВПТ» - взаимопередача тем, «Взаимотренаж», «Схематизация», а также рассказали об инициативах детей при планировании деятельности «Мой день». Были отмечены проблемы и положительные моменты применения технологии КСО в ДОО. В ходе педагогической дискуссии каждый участник семинара (даже педагоги ДОУ, которые не внедряют КСО), имели возможность высказать свое мнение, поделиться опытом и выбрать для себя понравившийся прием, метод или форму работы с воспитанниками.
Заведующий ИМО РУО - О.А. Горбенко отметила положительный практический опыт апробации и внедрения технологии КСО в ДОО. Было рекомендовано, представить практический опыт МБДОУ №1 и МБДОУ №5 в рамках краевых семинаров Центра становления КСО.
В результате внедрения КСО в образовательный процесс МБДОУ№5, выявлены следующие положительные моменты:
- Педагоги постоянно повышают свою компетенцию и педагогическое мастерство, в системе применяют модель сотрудничества технологий в своей группе;
- Педагоги всех возрастных групп учитывают возрастные особенности и готовят детей к освоению элементов КСО;
- Дети умеют планировать и фиксировать свою деятельность с помощью символических изображений, через блокнот «Мой день», мнемотаблицу;
- Применяют в свободной деятельности элементы КСО методики «Схематизация», «Взаимотренаж», «ВПТ» знают назначение экрана выбора для работы в центрах, для выбора деятельности, для отслеживания результатов своей деятельности;
- Применяют способы организации: пары, пары сменного состава, микро-группы.
-Умеют задавать вопросы, аргументировать ответы.
- Примеряют на себя разные социальные роли - воспитатель, ребенок- знаток, командир сводного отряда.
Выбор технологии КСО в системе ДОУ-Школа даёт положительный результат преемственности для социальной адаптации воспитанников к школе.
Проблемы:
В период пандемии:
-взаимодействие с семьями воспитанников в очной форме невозможно, поэтому созданы родительские группы в месенджере WhatsАpp, где размещаются информационные листы, памятки, письма для родителей от их детей, фото-и видеоотчеты по внедрению практики.
- не состоялся второй муниципальный и краевой семинары;
- нет возможности практического взаимодействия с коллегами района, распространение опыта идёт через месенджеры в онлайн-режиме;
В силу несформированной произвольности у детей дошкольного возраста имеются затруднения:
-в выполнении ребенком намеченных целей;
-педагогу сложно отследить выполнение запланированных задач;
-при большой наполняемости группы сложно отследить работу в парах, знание темы, которую изучают дети группы;
Результаты (образовательные и прочие), которые обеспечивает практика:
Задачи практики | Результаты практики | способы/средства/инструменты измерения результатов образовательной практики |
Повысить компетентность педагогов для внедрения технологии КСО в ДОО. (семинары муниципальные, педсоветы ДОУ, семинары-практикумы) | Педагоги участвовали в муниципальном семинаре «подготовка организаторов КСО по индивидуальным образовательным программам на муниципальном уровне» Определили творческую группу по внедрению элементов КСО в работу МБДОУ №5 Педагоги осваивают и внедряют методики и элементы технологий КСО в работе с детьми Разработали модели интеграции технологий, применяемых в ДОУ Педсоветы, практико-ориентированные семинары, мини-педсоветы проходят с применением способов организации и методик КСО | Фото- и видео материалы методической и педагогической работы. |
Активизировать познавательную деятельность воспитанников, повысить мотивации к самостоятельному овладению теоретическими и практическими знаниями и умениями через внедрение методик КСО (ВПТ, ВТ Схематизация) | Работа воспитанников в парах сменного состава, где каждый ребенок по очереди занимается (обучает и учится) с каждым членом коллектива, являясь то его учеником, обучаемым, то его учителем, т. е. обучающим коллектив, т. е. все обучают каждого, и каждый обучает всех. | Наблюдение Видео- и фотоматериалы Экран выбора Результаты деятельности (фиксация) Продукты детской деятельности |
Формировать социально-коммуникативные навыки, как готовности и способности ребенка к общению в парах, микро-группах, для успешной адаптации и социализации к школьной жизни. | Наблюдение за работой детей в группах на разных этапах внедрения практики Диагностика по освоению ООП МБДОУ №5, область социально-коммуникативное развитие. Самостоятельность в передаче информации по заданной теме. |
Распространить опыт апробации и внедрения КСО в ДОО на муниципальном и краевом уровне. | Создана группа «РМО дошкольников» в месенджере WhatsАpp, для обмена опытом, распространения фото - и видео- материалов внедрения элементов КСО. Данная работа ведется в МБДОУ №1, МБДОУ №5, МБДОУ № 7 Отчёт о результатах работы представлен в рамках РМО на практико-ориентированном семинаре «Внедрение элементов технологии КСО в ДОО для получения новых образовательных результатов» на базе МБДОУ №5. Заведующий ИМО РУО - О.А.Горбенко отметила положительный практический опыт апробации и внедрения технологии КСО в ДОО. Было рекомендовано, представить практический опыт МБДОУ №1 и МБДОУ №5 в рамках краевых семинаров Центра становления КСО. Наш МБДОУ№5 является базовой площадкой, распространение опыта идёт через заседания РМО. | Количество опубликованных материалов по реализации практики на разных уровнях. Презентации и протоколы РМО. Материалы практики представлены на сайте учреждения, в группе Inctagram cad5-c.e-onlin , на сайте становления КСО. |
Рекомендации тем, кого заинтересовала наша практика:
Важно ознакомиться на сайте МБДОУ 5, в месенеджере Inctagram cad5-c.e-onlin, на сайте становления КСО с практикой, презентациями, моделями «Содружество технологий», принять участие в обучающем практико-ориентированном семинаре, который мы будем проводить в рамках нашего муниципалитета в дистанционном режиме. Очень большую роль в организации этой работы играет выстраивание партнерских взаимоотношений со всеми субъектами образования: родителями и педагогическим сообществом (ДОУ, ШКОЛЫ, педагогами ДОП образования, кураторами РУО).
Команда МБДОУ №5 готова провести вебинар, семинар, мастер-класс, а также предоставить информационные материалы заинтересовавшимся педагогам нашей образовательной практикой.
Рекомендательных писем, экспертных заключений и сертификатов, подтверждающих значимость практики для сферы образования Красноярского края в настоящий момент не имеем.
В перспективе надеемся на сопровождение центра становления КСО и научное руководство нашей практикой И.Г. Литвинской.
Публикации материалов по теме реализуемой практики, наличие видеоматериалов о реализуемой практике: Ссылки на материалы по реализации практики в МБДОУ№ 5
https://www.instagram.com/cad5_c.e_online_/ (ссылка на инстаграмм МБДОУ №5)
https://mbdou-seniseiskij.nubex.ru/ (ссылка на сайт МБДОУ №5, закладка на сайте «Внедрение КСО»)
http://multiurok. ru/sedou5-elena (ссылка на личный сайт старшего воспитателя Бектяшкиной Е.Д.)
http://5.39160.ds.3535.ru/ (закладка на сайте «Внедрение КСО»)