Статья
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА - УСЛОВИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ.
Бакаева Т.А., учитель химии
Теория - это когда мы знаем все, но ничего не работает.
Практика - это когда все работает, но мы не знаем, почему.
Мы всегда в конечном итоге сочетаем теорию с практикой:
ничего не работает, и мы не знаем почему.
Альберт Эйнштейн
В связи с изменившимися требованиями к результатам образовательной деятельности актуальным становится рассмотрение образовательной среды как динамичной структуры, позволяющей учитывать и удовлетворять образовательные потребности обучаемых в полной мере.
В современный отечественной науке понятие «образовательная среда» имеет несколько трактовок ‑ как системы информационно-технического обеспечения (О. А. Ильченко, Е. И. Ракитина, О. И. Соколова); как совокупности условий, обеспечивающих обучение и развитие личности (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин); как сложно-составного комплекса физического окружения, человеческого фактора и программы обучения (Г. А. Ковалев). (Презентация)
Современное образование находится в стадии коренных преобразований, вызванных кардинальными изменениями его среды: политического и экономического устройства, идеологии, мировоззрения, общественной морали, внутреннего состояния субъектов среды, содержания и форм субъектно-субъектных отношений, информационной сферы.
Главные цели основного общего образования состоят в:
1) формировании целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности;
2) приобретении опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания;
3) подготовке к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Большой вклад в достижение главных целей основного общего образования вносит изучение химии, которое призвано обеспечить:
1) формирование системы химических знаний как компонента естественно-научной картины мира;
2) развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
3) выработку понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование отношения к химии как к возможной области будущей практической деятельности;
4) формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни.
Для достижения таких результатов неоценимое место принадлежит практическим методам. Наибольшее значение имеет учебный эксперимент в обучении естественным наукам, которые являются экспериментальными. Учебный эксперимент, являясь производным от научно-исследовательского, позволяет знакомить учащихся с основным методом познания реальной действительности. Определяя место эксперимента в системе методов исследования природы, академик А.Б. Мигдал писал: «Теоретические построения оставались бы просто забавой мудрецов, если бы не существовало надежного испытания — эксперимента».
Под целью практико-ориентированного образования одни авторы понимают формирование опыта при погружении их в профессиональную среду в ходе учебной, практической деятельности (Ю. Ветров, Н. Клушина). Другие (А. Вербицкий, В. Шершнева) практико-ориентированное образование связывают с использованием возможностей контекстного (профессионально направленного) изучения профильных и непрофильных дисциплин. [2]
Согласно теории возможностей Дж. Гибсона, образовательный процесс «содержит два взаимосвязанных аспекта ‑ стимулы, поступающие из окружающей среды, и деятельность самой личности, направленную «навстречу» этим стимулам». Соответственно, актуальным вопросом является необходимость «педагогически организовать соответствующий комплекс «развивающих» стимулов ‑ пространственно-предметный компонент образовательной среды»[4].
В нашей школе пространственно-предметный компонент образовательной среды - Комплексная лаборатория естественнонаучных дисциплин. Такая лаборатория является одним из вариантов организации практико-ориентированного образования. Применение данной лаборатории возможно как в урочной, так и во внеурочной деятельности в общеобразовательной школе. Включает в себя комплекс современных приборов, реактивов и ИКТ, собранных в одном месте, что дает возможность рационального использования на уроках физики, химии, биологии, а также во внеурочной деятельности (элективные курсы, исследовательские проекты, малые школы на каникулах). Создает условия для ведения практико-ориентированной деятельности учащихся и учителей. (Презентация слайд )
Практические и лабораторные работы, проводимые в условиях лаборатории, соответствуют рекомендациям по совершенствованию школьной среды, опираются на хорошо методологически обоснованные данные исследования, моделируют производственные лаборатории на современном, качественном уровне. Опыт применения комплексной лаборатории:
активизирует познавательную деятельность школьников;
повышают интерес к предмету;
содействует развитию творческих способностей, эмоциональной, волевой, умственной сторон личности ученика;
играет важную роль в воспитании, т.к. возможность экспериментальной проверки и обоснования научных положений заставляет с уважением относиться к предмету и науке, где каждое положение доказуемо;
облегчает учащимся усвоение учебного материала.
Разработанная модель «Комплексная лаборатория естественнонаучных дисциплин» является:
1. Пространственно-предметным компонентом практико-ориентированной образовательной среды, посредством которого осуществляются «воздействия на субъектов образовательного процесса комплекса разнородных стимулов воспринимаемых по практическому «каналу» имеющие значимость (в той или иной мере) для каждого субъекта образовательного процесса и способствующие личностному развитию» [4].;
2. Мощным стимулом для взаимодействия образовательной среды и субъекта, в процессе которого, по мнению исследователей: «Учащийся превращается в субъект процесса своего развития, у которого раскрыты пока еще не все необходимые для того психологические средства и сам учитель становятся средствами и условиями развития и тем самым создают образовательную среду, в которой воспитанник должен найти свою индивидуальную «экологическую» нишу. На передний план выходит самоценность учащегося»[1].
Для повышения мотивации во внеурочной деятельности использую Регистратор данных Max-ADVANCE II.
В комплект к прибору входит 8 различных датчиков:
Датчик кислорода;
Датчик температуры;
Датчик температуры широкодиапазонный (термопары) 200 – 12000 С;
Датчик СО2 ;
Датчик растворенного кислорода;
Датчик окислительно-восстановительного потенциала;
Датчик чистоты раствора (мутности);
Датчик рН раствора.
Преимущества прибора:
Быстрота эксперимента;
Графическая интерпретация количественных данных;
Компактность;
Большой диапазон видов исследования;
Возможность хранения информации;
Повышение мотивации учения.
Недостатки прибора:
Отсутствие инструкции к прибору;
Возможность использования только вовнеурочной деятельности;
Требует калибровки каждый раз при смене датчиков.
Таким образом, регистратор данных используется мной для создания оптимальной образовательной среды, мотивирующей учащегося на учебную деятельность и активизирующей труд учителя. Повышение учебной мотивации (учить детей так чтобы им захотелось учиться) Для этого учитель должен знать и владеть различными формами и методами обучения.
Полнофункциональный мобильный лабораторный комплекс. – является инновационным средством обучения, позволяющим удовлетворить современные запросы учреждений образования при использовании учебно-лабораторного оборудования.
Список литературы:
Лебедева В.П., Орлов В.А., Панов В.И. Практико-ориентированные подходы к развивающему обучению // Педагогика. 1996. №5. С 24-26.
Солянкина, Л.Е. Модель развития профессиональной компетентности в практико-ориентированной образовательной среде / Л.Е. Солянкина // Известия ВГПУ. – 2011. – № 1 (0,6 п.л.).
ФГОС ООО
Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. 2-е издание / В.А. Ясвин. ‑ М.: Смысл. ‑ 2001.