Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Заводская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» Руководитель ШМО ________/Алабушева И.В./ Протокол заседания №1 от «30» августа 2020 г. | Принято Педагогическим советом МБОУ Заводская СОШ Протокол заседания №1 от «30» августа 2020 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ Заводская СОШ ____________/Князев В.Ю./ Приказ № 66/2 от «31» августа 2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА»
8 класс
Составитель: Мельникова О.А.,
учитель русского языка и литературы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:
1. Федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования (ФГОС: основное общее образование// ФГОС. М.: Просвещение, 2011),
2. Примерной программы основного общего образования по русскому языку (Русский язык 5-9 классы. Предметная линия Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др. – М.: Просвещение, 2013 г. ФГОС),
3. Программы по русскому языку к учебникам для 5-9 классов общеобразовательной школы авторов Л. А. Тростенцовой, Т. А. Ладыженской, А. Д. Дейкиной, О. М. Александровой (М., Просвещение, 2016 г.), и в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования МБОУ Заводской СОШ, учебным планом МБОУ Заводской СОШ.
«Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА» предназначен для обучающихся 8 класса.
Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ГИА, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Задачи курса:
обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;
применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;
углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку.
Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.
Механизм формирования лингворечевой компетенции:
использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;
анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;
тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка;
создание сочинения-рассуждения по данному тексту;
редактирование собственного текста;
применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;
соблюдение в практике письма основных норм языка;
использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста.
В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.
В соответствии с требованиями ФГОС у обучающихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.
Курс рассчитан на 35 часов. Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Системная подготовка к ГИА – основной результат изучения данного курса.
Планируемые результаты:
К концу обучения учащиеся научатся:
основные правила работы с текстом.
основные средства выразительности.
основные сведения по стилистике русского языка.
орфографические правила. виды морфем;
морфемный и словообразовательный анализы слова.
систему частей речи в русском языке.
синтаксические и пунктуационные нормы.
правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста.
К концу обучения учащиеся смогут научиться:
точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
адекватно воспринимать авторский замысел;
вычленять главное в информации;
сокращать текст различными способами;
правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания
различать средства выразительности;
находить в тексте средства выразительности;
анализировать текст с точки зрения средств выразительности.
определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
работать со стилистическими синонимами.
использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста.
использовать знания по морфемике и словообразованию при анализе предложенного текста.
использовать знания по морфологии при анализе предложенного текста.
использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста.
подбирать примеры для обоснования лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Построение сжатого изложения
Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.
Тема 2. Средства выразительности речи
Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические – тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.
Тема 3. Стилистика русского языка
Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Тема 4. Нормы русской орфографии
Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи. Текстовые иллюстрации орфографических норм.
Тема 5. Морфемика и словообразование.
Виды морфем. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы. Морфемный и словообразовательный анализы слова.
Основные способы образования слов.
Тема 6. Морфология.
Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Самостоятельные и служебные части речи.
Тема 7. Синтаксические и пунктуационные нормы
Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.
Тема 8. Построение сочинения-рассуждения
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения.
Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.
Тематическое планирование
8 класс
№ п/п | Тематические разделы | Кол-во часов |
1. | Введение | 1 |
2. | Построение сжатого изложения. | 6 |
3. | Средства выразительности речи | 2 |
4. | Стилистика русского языка | 2 |
5. | Нормы русской орфографии | 5 |
6. | Морфемика и словообразование | 3 |
7. | Морфология | 3 |
8. | Синтаксические и пунктуационные нормы | 7 |
9. | Построение сочинения - рассуждения | 5 |
10. | Подведение итогов | 1 |
| Итого | 35 |
Календарно - тематическое планирование
8 класс
№ п/п | Дата | Раздел. Тема урока |
план | факт |
Введение – 1 час |
1 | | | Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии ее оценивания. |
Построение сжатого изложения – 6 часов |
2 | | | Построение сжатого изложения. Этапы работы над изложением. Содержательные и языковые способы сокращения текста. |
3 | | | Этапы работы над изложением. Содержательные и языковые способы сокращения текста |
4 | | | Сжатое изложение. Редактирование изложения. |
5 | | | Сжатое изложение. Редактирование изложения. |
6 | | | Диагностическое тестирование (тестовые задания второй части экзаменационной работы). |
7 | | | Диагностическое тестирование (тестовые задания второй части экзаменационной работы). |
Средства выразительности речи – 2 часа |
8 | | | Богатые возможности русского языка. Средства выразительности |
9 | | | Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности. |
Стилистика русского языка – 2 часа |
10 | | | Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. |
11 | | | Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. |
Нормы русской орфографии – 5 часов |
12 | | | Правописание корня слова. |
13 | | | Правописание приставок. |
14 | | | Правописание суффиксов. |
15 | | | Правописание н – нн в различных частях речи. |
16 | | | Текстовые иллюстрации орфографических норм. |
Морфемика и словообразование – 3 часа |
17 | | | Виды морфем. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание. |
18 | | | Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы. Морфемный и словообразовательный анализы слова. |
19 | | | Основные способы образования слов. |
Морфология – 3 часа |
20 | | | Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. |
21 | | | Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. |
22 | | | Самостоятельные и служебные части речи. |
Синтаксические и пунктуационные нормы – 7 часов |
23 | | | Словосочетание. |
24 | | | Предложение. Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. |
25 | | | Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. |
26 | | | Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. |
27 | | | Сложное предложение. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. |
28 | | | Сложное предложение. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. |
29 | | | Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм. |
Построение сочинения – рассуждения – 6 часов |
30 | | | Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения. |
31 | | | Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. |
32 | | | Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения. |
33 | | | Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения. |
34 | | | Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения. |
35 | | | Подведение итогов |