Конспект современного урока с использованием цифровых ресурсов и электронных образовательных платформ
Предмет: русский язык.
Класс: 4.
Тема урока: Правописание глаголов – тся и –ться.
Тип урока: открытие новых знаний.
Цели урока:
- познакомиться с правописанием глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться; научиться задавать вопросы к глаголам;
- развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму;
- воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.
Планируемые результаты:
Личностные: устанавливать связь между учебной деятельностью и её мотивом.
Метапредметные:
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, анализ, сравнение, классификация объектов по существенным признакам, построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;
Регулятивные УУД: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивать правильность выполнения действия.
Предметные:
писать глаголы с -ться, -тся, объясняя выбор способа действия; выделять неопределённую форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную.
Этапы урока
I. Мотивация к учебной деятельности
- Начинаем урок русского языка.
- Продолжите фразу:
«Если я буду хорошо знать русский язык, то смогу….
( лучше понимать прочитанное, правильно говорить, писать без ошибок, лучше понимать друг друга, интересно рассказывать…)
II. Актуализация знаний с использованием приема критического мышления «Верно - неверно».
- С какой частью речи мы работаем последние уроки?
- Вспомните, что вы знаете о глаголе.
1. Глагол обозначает признак предмета.
2. Глаголы отвечают на вопросы что делает? что будет делать?
3. Глагол изменяется по числам и временам.
4. Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? что сделать?
- Проверьте свою работу.
III. Постановка проблемной ситуации. Сообщение темы и цели урока.
На слайде.
Учится - учи[ца].
Учиться - учи[ца].
Развеселится - развесели[ца].
Развеселиться - развесели[ца].
Они вернутся – они верну[ца].
-Что вы можете сказать об этих словах? (Это глаголы)
-Какие вопросы у вас возникли?
(Почему в одних глаголов пишется ь, в других его нет, а произносится во всех словах [ца])
- Кто догадался, какова тема нашего урока?
(Правописание глаголов с -тся, -ться)
-Какую задачу поставите перед собой?
( Выяснить, когда у глаголов нужно писать -ться, а когда –тся)
IV. Открытие нового знания.
- Вы выступите в роли исследователей, работа эта ответственная.
1) Составим план исследования.
1.Поставить к глаголам вопросы.
2. Распределить глаголы на группы в зависимости от вопросов.
3.Выяснить. что влияет на написание -тся, - ться.
4. Сделать вывод.
2) Работа в парах.
- Обсудите в парах.
Учиться учится Развеселиться развеселится они вернутся
Что делать? что делает?
Что сделать? что сделает?
что сделают?
- К какому выводу пришли?
(Если в глаголах на конце слышится [ца], и глагол отвечает на вопрос что делать?, что сделать?, то пишется –ться, а если отвечает на вопрос что делает?, что сделает?, то пишется -тся.)
- Составим алгоритм написания глаголов с ться и –тся.
1. Нахожу глагол.
2. Ставлю вопрос, определяю форму.
3. Пользуюсь правилом.
4. Обозначаю орфограмму.
- Для чего он нужен? Как вы им будете пользоваться?
- Вы решили поставленную задачу? (Да)
- Оцените свою работу.
V. Физкультминутка.
- Если я произношу глагол 3 лица единственного числа, хлопают девочки, если глагол неопределённой формы – мальчики.
Бояться, боится, соревнуется, соревноваться, хвалится, хвалиться, играется, играться, слышится, торопится, прячется, торопиться, получается, получиться, кататься, пробежаться.
VI. Первичное закрепление материала.
1.Упр.163 стр.103 учебника – устно.
2.Прочитайте правило
3.Выполните задания перейдя по ссылке https://forms.gle/csstUsRHjD2eh7YU8 или qr коду
- Чему вы сейчас научились? Оцените свою работу.
VII. Работа с видеофрагментом.
- Посмотрите видеофрагмент и ответьте на вопросы:
- Чему вы сейчас научились? Оцените свою работу.
VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой.
- Используя составленный алгоритм, выполните задания.
- А сейчас я предлагаю вам выполнить дифференцированные задания с правом на выбор 3 уровней.
- Возьмите карточку. Внимательное послушайте условие её выполнения.
- Если вы считаете, что не совсем усвоили новую тему и сомневаетесь в своих силах, то выбирайте 1 уровень.
- Если вы поняли тему и стремитесь закрепить изученное, то ваш выбор 2 уровень.
- Если вы уверенно чувствуете себя и хотите проверить свои знания, то ваш выбор 3 уровень.
1 уровень. Вставь в пословицы изученную орфограмму
Друзья (что делают?) познают…ся в беде.
Трус своей тени (что делает?) боит…ся.
Не стыдно не знать, стыдно(что делать?) не учит…ся.
За всё (что делать?) брат…ся – ничего не сделать.
2 уровень. Вставь в пословицы изученную орфограмму
Кто на уроке старает…ся,
У того всё получает…ся.
Если не будешь стремит…ся,
Нечем будет гордит…ся!
3 ур. Подбери возвратные глаголы на изученное правило
Проявлять стремление – ….
Они испытывают волнение -…..
Допускать ошибки -……
Он испытывает радость- ……
- Оцените свою работу.
X
. Включение в систему знаний и повторение.
- Где нам может пригодиться умение правописание –тся и –тьсяв глаголах?
X. Рефлексия учебной деятельности.
-Вспомните, какую цель вы ставили перед собой в начале урока.
(Выяснить, когда у глаголов нужно писать -ться, а когда -тся.)
- Кто считает, что выполнил эту задачу?
-Кому надо ещё поработать над этой темой?
XI. Домашнее задание.
- Домашнее задание.
Стр.103 упр.164
Если вы хотите повторить материал, то можете обратиться к видеоуроку: https://www.youtube.com/watch?v=JUKd0aef4TY&t=25s