Просмотр содержимого документа
«Правописание корней рос,раст,лож,лаг в словах.»
Урок русского языка в 5 классе.
Чередование е и о с нулём звука
В приставке
В корне
Подрывать - подорвать
В суффиксе
Басня – басен
Подсылать - подослать
Башня - башен
Срывать - сорвать
Флажка – флажок
Клочка - клочок
Черешня - черешен
Угла – угол
Сынка - сынок
Кавказец - кавказца
Угля - уголь
Лбы – лоб
Городок - городка
Льда - лёд
Вставь пропущенную букву:
- 1.Семена р…стений нужно сначала пол…жить в воду, чтобы они размокли.
- 2. Затем пол…гается посеять их в теплице (особенно помидоры и огурцы) и полить.
- 3. Когда появятся первые листочки, р…стения следует высадить на грядку.
- 4. Нужно прил…жить много усилий, чтобы р…стение продолжало р…сти дальше, так как оно выр…щено в теплице и очень ранимо.
- 5. Если выр…сло хилое р…стение, то его следует удобрить.
Проверим
- 1.Семена р А стений нужно сначала пол О жить в воду, чтобы они размокли.
- 2. Затем пол А гается посеять их в теплице (особенно помидоры и огурцы) и полить.
- 3. Когда появятся первые листочки, р А стения следует высадить на грядку.
- 4. Нужно прил О жить много усилий, чтобы р А стение продолжало р А сти дальше, так как оно выр А щено в теплице и очень ранимо.
- 5. Если выр О сло хилое р А стение, то его следует удобрить.
Правописание корней –рос-//-раст- (-ращ-) и –лаг-//-лож-
- Цель урока : научиться правильно писать слова с данными корнями.
- Задачи урока :
- 1. Выяснить, когда в этих корнях пишется буква А, а когда - О.
- 2. Потренироваться в написании слов с этими корнями.
Выпишите только однокоренные слова в 2 столбика
- 1. Роскошный, расти, выращенный, выросла, вращение, подросли.
- 2. Изложить, излагать, сложение, полагаться, ложный.
А
О
Расти
Выросла
Выращенный
Подросли
Излагать
Изложить
полагаться
сложение
Слова-Исключения:
отр а с ль, р о ст ок, р о ст овщик, Р о ст ов, Р о ст ислав.
Алгоритм действий
- Выделить корень
- Определить конечную согласную в корне
- Помнить исключения
- Сделать вывод
Вставьте пропущенные буквы:
1) изл_гать, 12) пол_гать,
2) сл_гаемое, 13) предл_гать,
3) возл_гать, 14) изл_жение,
4) возл_жить, 15) перел_жить,
5) распол_гать, 16) сл_гать,
6) предпол_гать, 17) прил_гательное,
7) р_стение, 18) р_стовщик,
8) отр_сль, 19) подр_сли,
9) р_сток, 20) выр_щенный.
10) прор_сти,
11) возр_ст,
Проверка задания
- 1) изл А гать, 12) пол А гать,
- 2) сл А гаемое, 13) предл А гать,
- 3) возл А гать, 14) изл О жение,
- 4) возл О жить, 15) перел О жить,
- 5) распол А гать, 16) сл А гать,
- 6) предпол А гать, 17) прил А гательное,
- 7) р А стение, 18) р О стовщик,
- 8) отр А сль, 19) подр О сли,
- 9) р О сток, 20) выр А щенный.
- 10) прор А сти,
- 11) возр А ст,
Гласные в корне
ударные
безударные
проверяемые
непроверяемые
чередующиеся
(-рост-/-ращ-/-рос-)
(-лож-/-лаг)
Прокомментируй
- 1.Семена р А стений нужно сначала пол О жить в воду, чтобы они размокли.
- 2. Затем пол А гается посеять их в теплице (особенно помидоры и огурцы) и полить.
- 3. Когда появятся первые листочки, р А стения следует высадить на грядку.
- 4. Нужно прил О жить много усилий, чтобы р А стение продолжало р А сти дальше, так как оно выр А щено в теплице и очень ранимо.
- 5. Если выр О сло хилое р А стение, то его следует удобрить.
Вставьте подходящие по смыслу слова
Наш поселок Сельцо _________ на Таллиннском шоссе.
Его окрестности удивляют богатой _____.
Кто-то ______ отправиться в поход.
Мы аккуратно ______ рюкзаки и отправились
по _________ маршруту.
На опушке леса мы стали собирать _____ для гербария.
Справа от нашей стоянки _____ берёзки, а слева ребята увидели ______ шиповник.
Слова для справок : р…стительность, зар..сли, предл…жить, распол…гаться, р..стения, ул…жить, р..сти, предл..женный.
Рефлексия
НА УРОКЕ
- Я узнал…
- Я научился…
- Мне понравилось…
- Я затруднялся…
Молодцы!!!
Хорошо
поработали!!!
Домашнее задание
Составить текст, в котором бы употреблялись слова с изученными корнями.