Урок русского языка, 2 класс
Тема: Правописание слов с парными согласными в корне.
Цели:
1. Закрепить знания учащихся о правописании слов с парными звонкими и глухими согласными.
2. Развивать речь, мышление, внимание, орфографическую зоркость.
3. Воспитывать интерес к русскому языку.
Ход урока:
Орг.момент (Психологический настрой уч-ся на урок)
-Настроимся на урок:-ваши ушки будут слушать (массаж)
- ваши глазки будут внимательно смотреть,
-ваши пальчики будут красиво писать (массаж)
-ваши головки будут хорошо думать (погладить по голове).
-Закройте глаза, опустите голову,настройтесь на работу.
У вас всё получится, ваша работа должна радовать вас.
Откройте глаза. Улыбнитесь друг другу.
Садитесь.
Целевая установка.
- Мы начнём сейчас урок
С этих строк.
Вы на буквы посмотрите,
Что заметили- скажите:
В Б У К С Г Т З П Ш Д Ж Ф
- Какая буква лишняя? Почему?
-Можно ли согласные буквы разобрать по парам?
-Какие это согласные?
- А почему их назвали парными?
А случайно ли они у нас сегодня на уроке?
-Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока.(Поработаем со словами с парными согласными на конце слова и в середине)
-Да, я тоже задумала такую работу на уроке.
Парные согласные
Бывают такие опасные.
Звук хоть и ясно слышится,
А буква другая пишется.
То есть иногда произношение отличается от написания. Чтобы написать слово правильно, его нужно……. (Проверить).
- Сегодня мы будем упражняться в подборе проверочных слов и в правильном написании слов с парными согласными в корне.
- А зачем нам надо это знать?
-Сегодня мы отправимся в путешествие в страну ГРАМОТЛАНДИЮ.
-Догадайтесь, кто жители этой страны? (Только грамотные люди).
А чтобы и нам стать чуточку грамотнее, мы и отправимся в путь.
Пробное применение знаний.
- Прочитайте слова на доске:
1) машина 2) самолёт 3) вертолёт 4) катер 5) поезд 6) трамвай 7) лодка 8) велосипед
- Как всё это назвать одним словом? (Транспорт)
- В каких словах можно допустить ошибку на правописание парных согласных в корне?
-Выпишите только номера этих слов. (2,3,5,7,8)
- -Найдите среди предложенных слов такое слово, которое состоит из приставки и корня. (Поезд)
- Мы будем путешествовать на поезде по следующему маршруту:
Маршрут путешествия
2 класс
1-я станция- «Проверяй».
- В каких случаях парные согласные нужно проверять? (Когда парная согласная находится в слабой позиции)
- А теперь давайте вспомним, как можно проверить слова с парными согласными?
-Какие приёмы нам помогают подбирать проверочные слова?
1. Назови слово ласково.
Один-много.
Поставь букву Н, М, Л. Р.
4 Однокоренное слово.
Правило-рифмовка: Парные согласные – самые опасные
В корне ты их проверяй-
Рядом гласный подставляй!
- В каждой строке найдите проверочное слово. Докажите, почему оно является проверочным?
Сторож, сторожка, сторожить
Подготовить, подготовка, готов.
Мягкие, мягкий, мягок.
- А теперь задайте к проверочным словам вопрос. (Что делать? Что сделать? Каков?)
- А сейчас, используя эти приёмы проверки, вставьте пропущенные буквы и объясните написание слов:
Завя..ка, де..ский, хру..кий, пры..ки, ло..кий.
(на доске написаны слова с пропущенными буквами, а рядом магнитные буквы. По одному ученику выходят к доске и вставляют буквы)
2-я станция «Ошибок».
- Мы прибываем на станцию Ошибок. Прочитайте предложения, записанные на карточке.
- Всё ли вам понятно?
-Спишите предложения красиво и грамотно.
В конце осени пошёл снек. Подул реский ветер. Задрожали от ветра дерефца.
-Какие ошибки вы нашли?
-Доажите, что действительно допущена ошибка.(взаимопроверка тетрадей)
- Молодцы!
5. Физкультминутка.
«Маленькое семечко»
- Дети, представьте себе, что вы маленькое семечко ( дети сидят и закрывают головы руками).
-Садовник очень бережно относится к семечку, поливает его, ухаживает за ним (учитель ходит и гладит по головам детей).
- С первыми лучами солнышка семечко медленно начинает расти, появляются первые листочки (дети поднимают руки, тянутся вверх).
-Стебелёк растёт (дети потягиваются, расправляют плечики).
-И вот наступает радостный момент, появляется прекрасный цветок (дети поднимают руки вверх, показывая распустившиеся лепестки).
-Цветок хорошеет(дети улыбаются друг другу).
-Он тянется к свету, солнцу.
3-я станция «Выбирай».
-От холода и осенней непогоды замёрзли не только деревья. Зябко в лесу зверям и птицам. Они спрятались от непогоды. Найдите спрятавшихся зверей и птиц. (работа с перфокартами):
Кро(т,д) Мор(ж,ш)
Ено(т,д) Стри(ш,ж)
Бегемо(т,д) чи(ж,ш)
Куропа(т,д)ка ёр(ш,ж)
Верблю(т,д) мы(ш,ж)ка
-Проверка в паре (выставление оценок).
4-я станция «Зоопарк».
-Мы отправляемся дальше и прибываем на станцию «Зоопарк». В зоопарке нас встречает пони. Кто это? Об этом мы узнаем с помощью комментированного письма. Приготовьте простые карандаши.
Комментированное письмо.
Пони.
Пони любят все детишки. Это маленькая лошадка. У пони короткие ножки и маленькая головка. У лошадки гладкая шерсть. А какой добрый взгляд!
Страна «ГРАМОТЛАНДИЯ» . Итог урока.
- И вот, наконец, мы приближаемся к долгожданной стране Грамотландии.
-Чему мы учились на уроке?
- Помог ли этот урок нам стать грамотнее?
-Какая станция вам больше всего понравилась?
- В каком задании затруднялись?
-Научились ли мы проверять и правильно писать слова с парными согласными?
-Оцените сами себя: какое из высказываний подходит тебе в большей степени:
1) Я хорошо понял эту тему и достаточно легко подбираю проверочные слова( нарисуй в тетради на полях «весёлое личико).
2) Я понял, как проверять слова с парными согласными, но иногда затрудняюсь в подборе проверочных слов (нарисуй в тетради «серьёзное личико).
3) Я ещё плохо понял эту тему (нарисуй на полях «грустное личико»)
-В память об уроке нашего путешествия, я дарю вам медальки с изображением вагончика с пассажирами- парные согласные, а на обратной стороне правило-рифмовка:
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным мой друг.
Парный сразу проверяй, Слово смело изменяй-
Зуб –на зубы, лёд- на льды.
Будешь грамотным и ты!