СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Правописание окончаний имен существительных во множественном числе».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет один из вариантов урока об окончаниях имен существительных множественного числа.В сценарии представлены различные метлода работы на уроке русского языка.  

Просмотр содержимого документа
««Правописание окончаний имен существительных во множественном числе».»









«Правописание окончаний имен существительных во множественном числе»



учитель начальных классов:

Кокоева Тамара Владимировна.





























Тема: «Правописание окончаний имён существительных множественного числа»

Тип урока: комбинированный урок. + презентация к уроку

Характеристика деятельности детей:

Наблюдение над окончаниями имён существительных. Упражнения: классификация.


Планируемые предметные результаты:

- Анализируем таблицу окончаний имён существительных множественного числа. Записывает слова по группам.

- Определяет место орфограммы в слове.

- Подбирает родственные слова к словарным словам. Составляет с данными словами предложения.


Универсальные учебные действия:

- Задаёт вопросы.

- Принимает роль в учебном сотрудничестве; подводит анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения.

- Группирует слова по заданному признаку.

- Выполняет работу в парах.


Личностные результаты:

- Способность к самоорганизованности.

- Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при работе в группах.
























Ход урока

Этапы работы

Содержание этапа

1

Организационный момент.

























Минутка чистописания.

- Психологический настрой.

Дети садятся и последнее слово каждой фразы говорят хором.

У: На уроке ваши глаза внимательно смотрят и всё:

Д: видят.

У: Уши внимательно слушают и всё:

Д: слышат.

У. Голова хорошо:

Д. думает.

-Итак, начинаем урок русского языка. Какие основные учебные умения помогут на уроке?

(умение слушать, слышать, думать).

- Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи на уроке.

- Откройте тетради, запишите число. .

- Посмотрите на первое задание. Минутка чистописания.

- Подготовим наши пальчики к письму.

жж / шшш / чччч / щщщщ

человек шофёр щавель животные

- Какое слово лишнее? Почему?



2

Актуализация знаний.

Презентация

- Что мы знаем об имени существительном? Слайд 2

  • часть речи;

  • обозначает предмет;

  • отвечает на вопросы кто?, что?;

  • одушевлённое или неодушевлённое;

  • бывает мужского, женского и среднего рода;

  • Бывает единственного и множественного числа.

Словарная работа.

1.На слайде представлены пословицы

Не вырастишь овощей, не сваришь щей. У труса и от тени дрожат колени. Умная голова не скажет пустые слова. В труде рождаются герои.

– Выпишите из пословиц имена существительные во множественном числе. Обозначьте орфограммы.

– Прочитайте записанные слова.

(Овощи, щи, колени, слова, герои.)

-Что можете сказать об этих словах? (они все множественного числа).

– На основе выписанных слов сформулируйте тему и цель урока.

(Образование Существительных во множественном числе.)


2. Я не репа, не морковь –

Мелочь огородная.

У меня под кожей кровь

Очень благородная. (помидор)

- Работа над словом

Всюду, всюду мы вдвоём неразлучные идём.

Мы гуляем по лугам, по зелёным берегам.

Вниз по лестнице сбегаем, вдоль по улице шагаем.

Но чуть вечер за порог, остаёмся мы без ног,

А безногим – вот беда! – ни туда и ни сюда! (ботинки)

- Работа над словом

Сшили их из чёрной кожи,

В них теперь ходить мы можем,

И по слякотной дороге –(сапоги)

Работа над словом


-Какое из этих слов лишнее? (помидор)

- Какие окончания у слов?



4

Работа в учебнике.

Фонетический разбор слова

1. Упр. 253 – развивается умение образовывать формы множественного числа от единственного и наоборот.

1) Сначала ученики проговаривают слова, которые образовали, затем самостоятельно записывают, выделяют окончания у слов во множественном числе.

При проверке упр. проговариваем окончание и число существительного.

- Вывод: - окончания во множественном числе- -а-, -я-, -и-,-ы-.

2) Разбор слов по составу:

старики платья


3) Звуко-буквенный анализ слова знаю.

зна|ю – 4 б.

[знай'у] – 5 зв., 2слога.

6

Развитие умения.

Презентация

2. Проблемный вопрос:

– Как определить род имени существительного во множественном числе?

Упр. 254 – развивается умение определять род существительных, имеющих форму множественного числа. Выполняется под руководством учителя по «шагам» в задании.

Вывод: чтобы определить род существительного во множественном числе, надо сначала поставить его в форму единственного числа.

3. Упр. 255, 256 – развивается умение самостоятельно подбирать существительные единственного и множественного числа, определять род, одушевлённость/неодушевлённость.

Выполняются самостоятельно по вариантам по образцу, данному в каждом упражнении.


4. Запись под диктовку.


Зима

Зима. Идёт мягкий снег. Снежные хлопья легли на землю и крыши домов. Снег одел в пушистые рукавицы кусты и деревья. Хорошо ходить по лесу в тихий денёк.

Задания:

1. Выделите корни в однокоренных словах.

2. Выделите окончания у существительных во множественном числе.

3. Определите род имен существительных.



11.

Рефлексия

- Что нового вы узнали о правописании окончаний имён существительных множественного числа?

Что ты запомнил?

Что ты понял?

Чему научился?

Всем спасибо за вниманье,
За упорство, звонкий смех,
За азарт нового знания,
Обеспечивший успех.

Вот мы с вами взяли ещё одну высоту.

Д/з стр. 40, упр.2.