Тема: Правописание –ться и -тся глагола.
Цель: Создание благоприятных условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации о правописание –ться и- тся глагола; развивать умение разбирать предложение по членам.
Задачи:
1. Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по формированию понятия правописание –ться и -тся глагола.
2. Развивающие: содействовать развитию у детей умения отличать в каких словах пишется -ться, а в каких -тся , развитию способствовать речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления, умению находить сходство и различие в изучаемой глагола, сравнивать и обобщать; закреплению и актуализации ранее изученного материала.
3. Воспитательные: средствами учебного занятия создать условия для формирования культуры межличностного общения через организацию фронтальной работы и работы в парах; для воспитания трудолюбия, ответственности за выполняемую работу, за продукты собственной деятельности, аккуратности, настойчивости, силы воли, самостоятельности, активности.
4. Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, чередование видов деятельности, создание положительного эмоционального микроклимата , применение на уроке ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминуток, гимнастики для мелкой моторики пальцев кисти руки.
Планируемые результаты
Личностные: умение ценить и принимать следующие базовые ценности: «совместный труд», «терпение», «уважение к мнению одноклассников», «любовь к животным и бережное отношение к ним»; проявлять интерес к изучению русского языка, понимать и принимать личностный смысл обучающихся к изучению темы, языка; осознавать ценность совместной работы, ответственность за продукты собственной учебной деятельности.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; выстраивать логическую цепочку рассуждений; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение формулировать цель урока на основе соотнесения того, что уже известно с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предложение.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение слушать и понимать речь других, отвечать на вопросы, вступать в диалог, задавать вопросы одноклассникам, оформлять свои мысли в устной и письменной форме; следовать инструкциям, алгоритму, выполнять правила работы в парах, высказывать и аргументировать свою точку зрения; адекватно реагировать на замечания учителя и одноклассников.
Предметные: учить умению определять дополнение в предложении, отличать дополнение от других членов предложения; осознанно выстраивать речевые высказывания в устной форме, умение соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения, умение применять правила правописания и пунктуации в письменной речи.
Основные понятия: дополнение, второстепенный член предложения.
Межпредметные связи: литературное чтение.
Образовательные ресурсы: Русский язык: 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: УМК «Начальная школа XXI века» часть 1,Иванов С.В., Евдокимова А.О. П.К., мультимедийный проектор. Презентация учителя.
Организация пространства: индивидуальная работа, работа в парах, фронтальная работа, работа с карточками .
Организация начала урока.
1. Приветствие.
У: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня урок русского языка проведу у вас я, меня зовут Екатерина Сергеевна.
2. Проверка готовности к уроку.
У: Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка, линейка и простой карандаш.
3. Мотивация к обучению и познанию.
У: Сегодня на уроке, вас ожидает много интересных заданий. Новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. От вас ожидается усердие, аккуратность, активность, хорошие результаты учебного труда.
Актуализация умений и знаний.
Словарная работа:
У:1) Отгадайте слова и запишите их правильно в тетрадь:
Салют, дельфин, ладонь, солдат , велосипед, огонь
1)Грянул гром, Веселый гром,
Засверкало все кругом.
Рвутся в небо неустанно
Разноцветные фонтаны,
Брызги света всюду льют
Это праздничный…(салют)
2) дельфин(ребус)
3)ладонь (картинка)
4)Он готов в огонь и бой,
Защищая нас с тобой.
Он в дозор идет и в град,
Не покинет пост…( Солдат)
5)велосипед (картинка)
6) Шипит и злится,
Воды боится,
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает…(Огонь)
У: в данных словах поставьте ударение и отметьте карандашом орфограммы.
Физминутка:
Повторяйте упражнение за мной.
Заведем мотор машины. (Вращение кулачков.)
2. Покажите, как работает наше сердце. (Сжимание и разжимание кулачков.)
3. Поднимемся по ступенькам, а теперь спустимся. (Большим пальцем нажимаем на подушки пальцев по порядку.)
4. Раз, два, три, четыре, пять. (Сгибаются пальцы по порядку в кулак.)
5. Все пальчики ушли спать. (Наклоны кулачков.)
6. Вдруг проснулись, потянулись! (Из кулачков выбрасываются пальцы и возвращаются в исходное положение.)
Открытие новой темы. Целеполагание.
У: Бежать , готовить , общаться, одевать , думать.
У: Что это за слова?
О: Это глаголы.
У: Что вы знаете про глагол?
О: Глагол – это часть речи , которая называет действие или состояние.
У: На какие вопросы отвечает глагол?
О: Глагол отвечает на вопросы Что делать? Что сделать?
У: Значения действия или состояния выражается глаголом с помощью каких грамматических признаков ?
О: Вид, лицо, число.
У: Молодцы! Чем является глагол с предложении?
О: Глагол в предложении является сказуемым.
У: Глаголы бывают каких видов?
О: Совершенного вида ( Что сделать? Что сделал? Что сделает ?)
Несовершенного вида ( Что делать? Что делал? Что делает ?)
У: Сегодня на уроке мы продолжим изучать глагол, а именно познакомимся с правописанием -тся и -ться в глаголах.
Открытие новых умений, знаний.(продолжение)
Работа с учебником.
а) работа над правилом
У:Откройте учебник на странице 100.
У: Прочитайте правило на с. 100 самостоятельно про себя.
У: Прочитайте правило на с. 100 самостоятельно вслух.
У: Прочитав это правило что для себя вы поняли?
О: Если глагол употреблен в начальной форме (отвечает на вопрос Что делать ? Что сделать ?) , конце пишется -ться.
Если глагол употреблен в форме 3-го лица, единственного или множественного числа ( отвечает на вопросы Что делает ? Что сделает ?), на конце пишется -тся.
У: А что нам еще известно про эти глаголы?
О: Чтобы понять, когда пишется -ться , а когда -тся , определи в какой форме стоят глаголы.
У:Молодцы!
б)) Выполнение упражнений по алгоритму:
1.Прочитайте задание;
2. Как вы его понимаете, что надо сделать;
3.Выполните задание устно;
4. Выполните задание письменно;
5. Самопроверка;
6.Взаимопроверка;
7. Самоанализ, анализ
У: Прочитайте упражнение 1 на странице 102.
У: Как вы понимаете это задание и что нужно сделать?
О: Надо записать слова в два столбика.
1.Начальная форма- купаться, веселиться, спускаться, приземляться, нагибаться, двигаться, радоваться.
2. Форма 3 лица, ед.ч. – сердится, веселиться, удивляется , уменьшается , двигается.
У: Молодцы, отличная работа.
У: Рассмотрим упражнение 2, на странице 103.
У: Что сказано в данном задание?
О: Надо заполнить пропуски и изменить форму слов.
У:Один работает у доски, остальные пишут в тетрадь.
Знакомиться
Мириться
Беспокоиться
Тревожиться
Сердиться
Нравиться
Знакомится
Мирится
Беспокоится
Тревожится
Сердится
Нравится
VIII.Закрепление открытых умений, знаний.
У: Упражнение 3, на странице 103 сделайте самостоятельно.
Игра.
У: Я называю слова, если в слове пишется -ться ,то поднимаете желтую карточку, а --тся, то белую карточку. Если встречается слово которое оканчивается на ца, то ничего не поднимаете.
красавица, пуговица, вытирается, колоться, качаться, смеется, просыпается, тигрица, разговориться, обувается, одевается, мыться, кататься, сестрица, певица, ученица, сознаться , стучаться, колотится, открывается , закрываться, кроется.
IX. Итог урока. Рефлексия.
- Чему вы научились сегодня на уроке?
- Повторите правило.
-С каким заданием вы легко справились?
-Что вызвало у вас затруднение?
-Что на уроке вам больше всего понравилось?
X. Домашнее задание.
Упражнение 4 , на странице 102.