Региональная научно-практическая конференция
"Духовно-нравственное развитие личности в контексте междисциплинарной интеграции
содержания гуманитарного образования".
КИНПО(ПКиПП) СОО
Православие как основа духовно – нравственного воспитания личности
Выполнила
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия №2»
г. Курчатова
Курской области
Калина Е. Н.
-2014 год –
г. Курск
Православие как основа духовно - нравственного
воспитания личности
Мой духовный сад, как запущен ты,
От негодных трав поросли тропы.
Спит душа моя крепким сном давно,
Не радит она о пути своём.
Пробудись от сна, посмотри кругом-
Где ты спишь, душа?
Что в саду твоём?
Духовные стихи
Совестливая русская душа, когда-то написавшая эти строки!.. Если бы знала ты, как будут они значимы в XXI веке-веке сверхзвуковых скоростей и нанотехнологий.
Действительно, проблема духовно-нравственного оздоровления современного российского общества стала проблемой государственной важности. В связи с этим в национальной доктрине образования Российской Федерации были определены стратегические цели и задачи воспитания и обучения до 2025 года, нацеливающие систему образования на преодоление духовного кризиса, создание условий для воспитания молодого поколения в духе высокой нравственности.
Образовательные программы, которые надлежит освоить обучающемуся, теперь должны обеспечить, во-первых, духовно-нравственное развитие, во-вторых, воспитание, в третьих – качество подготовки. Такая формулировка предписанных результатов деятельности образовательных систем содержит в себе целый ряд предпосылок и задает новую методологию образования.
Духовно-нравственное развитие – важнейший компонент социального заказа для образования, ключевое требование Федерального Государственного Образовательного Стандарта.
В педагогике до недавнего времени главным было воспитание патриотизма, интернационализма, трудолюбия, коллективизма, дисциплины, атеизма, честности, правдивости. Теперь многие стороны понятия морали приобретают более глубокое, в том числе личностное, содержание. В содержание морали включаются и такие понятия, как долг, благородство и порядочность, милосердие и сострадание, мужество и ответственность.
С духовно-нравственным воспитанием обучающихся связано и рассмотрение вопросов о личном и общественном, о цели и смысле человеческой жизни, о счастье, дружбе, любви. Эти вопросы не могут быть решены в отрыве от исторически сложившегося менталитета народа, в становлении которого главную роль всегда играла религия.
Это подтверждает и В. В. Путин, президент РФ. Приведу цитату из его выступления: «Православие является нравственным стержнем нашего народа… Нет и не может быть, на мой взгляд, в сегодняшнем мире морали и нравственности в отрыве от религиозных ценностей…»
И я убеждена, что воспитание детей нужно начинать именно с этих ценностей, со знакомства с многовековой православной историей Руси, чтобы не жить «Иванами, не помнящими родства», чтобы иметь право на будущее.
Именно из этого я исходила, составляя для своего класса долгосрочную «Программу духовно-нравственного воспитания». Особое место в ней заняли экскурсии по «Руси православной». Так мы назвали целую серию поездок по святым местам России: от Курской Коренной пустыни до Дивеева, прославленного Серафимом Саровским.
Величественные монастыри и храмы Руси…Это ее златоглавые стражи, ее обереги, истоки, с которых начиналась не только вера православная, но и русская культура, письменность, литература. Начиналась наша Русь, а значит - и мы все! Не знать этого, значит не знать самих себя!
Первым нашим открытием была Курская Коренная Рождество-Богородичная мужская пустынь. Интересно было все: история обретения чудотворной иконы «Знамение», восстановление разрушенного монастыря святые источники, но больше всего поразила ребят монастырская трапезная: то радушие и забота, с которым накрывали для нас стол. Угощали просто: гречневая каша с луком, соленые огурцы, испеченный здесь, в монастыре, хлеб, компот из боярышника. Казалось бы, разве этим удивишь современных детей? Но все остались очень довольны, говорили, что такого вкусного обеда у них давно не было. Выспрашивали у батюшки поварские секреты. Он, смеясь, отвечал, что весь секрет в особом духе этого святого места. Потом, в дальнейших поездках, посещение трапезной стало уже доброй традицией. Как это …побывать в святом месте и не вкусить особого монастырского духа?! Покушать там - словно принять причастие. Вот из таких простых житейских вещей рождается у детей желание стать лучше, умнее, чище. Разве это не духовное воспитание?!
Следующим местом, куда мы отправились на экскурсию, была Белгородская область, Свято - Троицкий Холковский монастырь. Он, по преданию, был основан на том месте, где произошла встреча князя Игоря Святославовича с братом Всеволодом перед походом на половцев, о котором повествует «Слово о полку Игореве». Монастырь вырублен в меловых пещерах . Глядя на это, думаешь, какими же человеческими качествами должны были обладать люди, проделавшие такой титанический труд? Здесь все необыкновенно: в монастырском храме – уникальный иконостас, керамический, чтобы известь не портила, наверху холма - часовня, до которой ведут почти триста ступеней, словно триста грехов человеческих. Недалеко от ворот монастыря возвышается величественный памятник Святославу Храброму. Он будто и сейчас в дозоре, охраняет землю русскую от вражеских набегов.
Знакомясь на уроках литературы со «Словом о полку Игореве», мы не раз потом возвращались к этой поездке. Увиденное и услышанное в ней было живой иллюстрацией к изучаемому материалу. Страницы истории, судьбы русских воинов и князей уже не казались ребятам далеким и непонятным прошлым. Это были реальные герои ! Русичи, достойные славы и памяти!
Путешествие по малому Золотому Кольцу России было самым длительным. За три дня поездки мы побывали в Троице – Сергиевой лавре, во г.Владимире, в
г.Суздали и с.Боголюбово. И опять перед ребятами оживали исторические события, подвиги и жития святых, житие преподобного Сергия Радонежского, нетленные творения русских мастеров, фрески Андрея Рублева в Успенском кафедральном соборе г. Владимира. К образу преподобного Сергия Радонежского мы обращались в 8-ом классе, изучая житийную древнерусскую литературу, писали сочинение по картине М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Эта экскурсия помогла собрать богатый материал по данным темам. Еще всех просто заворожила атмосфера, царящая в суздальском Музее деревянного зодчества и крестьянского быта. «Это как путешествие на машине времени назад, в прошлое!» - говорили дети. Уходить никто не хотел. Многие спрашивали: «Мы еще приедем сюда?» Наверное, это самый желанный результат работы: чтобы детям захотелось вернуться к тому, с чего начинается Родина.
Побывали мы и в городе Муроме, на родине воспетого в былинах русского богатыря Ильи Муромца. У всех на слуху это имя, но не все знают, что этот былинный персонаж – реальный исторический герой, канонизированный Русской Православной Церковью за то, что сражался за Русь и православную веру. В зрелом возрасте он принял монашеский постриг в Киево-Печерской обители. Там и покоятся его мощи, но в Муромский Спасо-Преображенский мужской монастырь, была привезена кисть его руки. Памятник любимому былинному герою возвышается на набережной реки Оки исполинской фигурой. Вот какие были богатыри на Руси! Есть с кого брать пример!
Там же, в Муроме, в женском Свято-Троицком монастыре, покоятся мощи преподобных святых Петра и Февронии Муромских. К ним идут люди в надежде обрести семейное счастье. В их честь появился в нашем праздничном календаре День семьи. История их жизни трогательна и поучительна. Мы знакомимся с ней в 7- ом классе, читая, как сказку, «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
В этом городе прошла жизнь еще одной святой, которую тоже вполне можно называть покровительницей семьи, Иулиании Лазаревской . У этой святой были дети, и ее потомки живы до сих пор. Они оставили свой след в истории России. Один из них, Георгий Михайлович Осоргин, был расстрелян на Соловках – это описано у Солженицына в романе "Архипелаг ГУЛАГ". В Париже живет Николай Михайлович Осоргин – профессор Православного богословского института, автор ряда книг, он же регент Сергиевского подворья, которое основано его дедом в Париже. Сегодня ее святым мощам можно поклониться в Муромской Николо-Набережной церкви на берегу Оки.
В рамках нашей экскурсионной программы «Русь православная» нам посчастливилось побывать в таких замечательных местах, как Дивеево- Четвертый Удел Богородицы на земле, место, где покоятся мощи преподобного Серафима Саровского, нашего земляка; в Задонском Рождество - Богородицком мужском монастыре, где покоятся мощи святителя Тихона Задонского; в Горнальском Свято – Николаевском Белогорском мужском монастыре Суджанского района нашей области, святыней которого является чудотворная икона Пряжевской Божией Матери, с ней ежегодно совершаются крестные ходы до российско-украинской границы.
Все путешествия были насыщенными, интересными, а главное – они давали моим воспитанникам «пищу для души». Ни одна поездка не прошла мимо них бесследно, из каждой выносили что – то свое, особенное. Благодаря этим путешествиям, дети учились чувствовать неразрывную связь веков, относиться к истории не как к чему-то абстрактному и отвлеченному, а как естественному жизненному процессу, в который вовлечены судьбы реальных людей, убеждались в ее тесной связи с литературой, музыкой, живописью. Видя перед собой множество героических примеров служения Отечеству, православной вере, русскому народу, понимая теперь, что за этим стоят не выдуманные сказочные персонажи, а живые люди, ребята учились у них быть добрыми, милосердными, нравственно уравновешенными, культурными, умеющими понимать и прощать окружающих людей - словом, приобщались к православным духовным ценностям - основе русского миропонимания и русского способа бытия в мире.
С 5-ого по 11-ый класс мы ежегодно отправлялись навстречу нашей славной истории и её героям. И это, безусловно, дало свои плоды.
В 2013 году дети окончили школу, все успешно сдали выпускные экзамены, поступили в престижные вузы страны: среди них будущие инженеры-атомщики, программисты, математики, экономисты, офицеры, а самое главное –уверена, они будут достойными гражданами нашей России.
В этом учебном году вместе с новыми воспитанниками-пятиклассниками мы определили основной принцип внутриклассной жизни:
«Учись другого понимать,
И уважать, и принимать.
Стремись с девизом жить таким:
«Живи с добром и помогай другим!»
Учиться «жить с добром» нам помогают и уроки, и внеурочная деятельность.
На уроках русского языка и литературы часто обращаемся к основам православной культуры. Наглядным примером таких межпредметных связей может служить урок по повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» «Эта волшебная ночь..», где ребята узнали много нового о светлом празднике Рождества Христова. За ним последовало знакомство с удивительными рассказами А. Аверченко, А. Куприна, А. Чехова, Ф. Достоевского - «Рождественские чтения», на которых дети искали ответы на проблемные вопросы: «Что такое милосердие и сострадание? Нравственность и безнравственность? Как правильно относиться к богатству? Что такое настоящая любовь? Совесть? Счастье? Что считать грехом?»…
Ребята не были пассивными слушателями, они размышляли, спорили, а это и есть деятельностный подход к изучению литературы.
В нашем городе проводился творческий фестиваль «Сияние Рождества», в котором мы тоже приняли участие. После прочитанного и прочувствованного на уроках дети с радостью делали поделки, рисовали писали о Святых заступниках Руси - Серафиме Саровском и Сергие Радонежском. Все участники фестиваля были отмечены грамотами и подарками – замечательное воплощение метапредметного компонента!
Русский язык - это тоже бесценная кладовая православной мудрости. Поэтому на уроках мы прежде всего стараемся быть внимательны к слову, к его церковно – славянским истокам. Ведь язык каждого народа, даже самого немногочисленного, несет информацию о Боге. Поэтому к словам, вбирающим в себя самые главные христианские ценности мы особенно внимательны. Они являются предметом постоянного исследования.
Обращение к этимологии слова помогает понять глубже и художественное произведение и его нравственный, духовный смысл. Что означает слово «счастье»? Разбираем с ребятами: исходя из этимологии этого слова, счастье человека состоит в том, что он живет не один. «Счастье» - то есть «соучастие» в другой жизни. «Я часть тебя, а ты - часть меня. Мы – со-части друг друга». Человек, который никого не любит, - это бесконечно одинокий и несчастный человек. Такие размышления об этимологии слова не могут не оставлять след в душе ребенка.
В своих размышлениях об этих нравственных категориях дети пишут:
«Что такое счастье?.. Счастье - это когда у всех все хорошо, когда больные просыпаются здоровыми, когда злые люди становятся добрыми, когда никто ни с кем не ругается, когда каждый человек уважает своего ближнего. Счастье – это когда ты кому-то нужен, когда ты просыпаешься утром и понимаешь, что тебе есть для кого жить.»
Атанова Анастасия
«Счастье – это когда на Земле мир, нет войны, когда зимой идет белый пушистый снег, весной поют птицы, летом цветут цветы, а осенью с деревьев опадают золотистые листья…»
Осипова Елена
«Счастье – это когда у тебя есть твоя дружная семья, друзья, которые тебя поддержат в трудной ситуации, когда все живы и здоровы. Мое счастье – это счастье моих близких.» Ступакова Дарья
«Счастье – это когда падает с неба звезда, а тебе и загадать нечего. Всё уже есть!»
Олейник Анна
«Счастье – это жизнь! Если умеешь ценить, то она предстает перед человеком как самое прекрасное, что только существует!..»
Дурнева Анастасия
«Счастье – это иметь своих родителей и любить их!..»
Захарова Кристина
«Счастье– это когда у человека есть самое необходимое, семья, друзья, дом, когда он и все его родственники здоровы и жизнелюбивы…»
Добрынина Милена
«Милосердие – это когда человек проявляет милость к другому человеку.
Милосердие – милое и милостивое сердце.»
Пыхтин Матвей
«Милосердие – это когда у тебя много денег, и ты их тратишь не на машину, дом, дачу, а отдаешь их детям, у которых нет родных и близких, у которых проблемы со здоровьем…или просто пойдёшь и покормишь кота на улице, или сделаешь скворечник для птиц зимой…»
Олейник Анна
«Милосердие – это когда человек относится к другому человеку с душой и помогает другим..»
Никулин Костя
А вот понятное, на первый взгляд, слово «совесть» вызвало у детей затруднения: долго не могли дать ему толкование и очень удивились, услышав, что означает оно «весть от Бога». Это слово подобно колокольчику, что звучит в сердце каждого и предупреждает нас: правильно ли мы поступаем или нет? Вот почему нужно прислушиваться к своему сердцу!
«Совесть… Наверное, у каждого человека она есть. Я понимаю её так: сделал плохой поступок, а потом так плохо становится на душе!»
Тарасов Кирилл
«Совесть – это стыд человека. Она подсказывает человеку, что он сделал неправильно. Есть такое выражение «грызет совесть», то есть мучает за плохие поступки.»
Пыхтин Матвей
«Совесть – это то, что внутри тебя, когда ты принимаешь непростые решения, это внутренний голос, говорящий, как поступить правильно.»
Стародубцева Анна
А вдумываясь в слово «раскаивается», мы установили, что оно возводит нас к ветхозаветной истории, к тому самому Каину, совершившему самое первое и тяжкое предательство: убийство единокровного брата. «Вот и получается, что если безбожного человека еще можно встретить, то безбожного языка просто быть не может».
Такие этимологические исследования всегда вызывают интерес у детей и делают язык живым и говорящим во всех смыслах. Постигать его тайны мы будем урок за уроком! Так, на мой взгляд воплощается в жизнь метапредметная технология, основная цель которой - сформировать у детей правильное человеческое мировоззрение, опирающееся, в первую очередь, на христианские ценности.
Искренне верю, что на этом пути православие, как светлый источник мудрости и надежды, поможет нам не только получить новые знания, но и воспитать наших детей достойными людьми, взрастить их «сады души» чистыми и красивыми.