Сценарий воспитательного мероприятия: «Предкам славянам честь и хвала!»
Цель: знакомство детей с древними предками – славянами, с первыми историческими фактами образования Руси, расширение кругозора, развитие и пополнение словарного запаса детей, воспитание любви к родному краю, гордости за свой народ, его исторический опыт, чувства патриотизма.
Задачи: познакомить с историческими сведениями о далеком прошлом нашего края, способствовать развитию интереса учащихся к изучению традиций и обычаев жителей Отечества.
Воспитывать уважение к жизни предков, чувство национальной гордости, интерес к прошлому своего народа.
Содействовать созданию общей радости, хорошего настроения.
Ход мероприятия
Учитель
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами поговорим о том, как жили в далеком прошлом наши древние предки славяне. (Слайд№1)
-Откуда же пошла русская земля?
На прекрасной великой равнине, где реки, нивы, леса и долины волшебным ковром разлились, жили наши предки славяне. А земля, на которой жили славяне, стала называться Русью. Предки – это люди, которые жили перед нами, до нас.
Ученик
- Давным-давно на месте городов и деревень, где мы с вами живём, находились равнины, реки, горы, непроходимые леса, полные зверей и птиц. Жить в таких условиях могли очень сильные, выносливые и храбрые люди. Среди них были и наши предки – славян. Это слово напоминает слова: слава, славный. Да, славяне – это славный, хороший, добрый, красивый народ. (Слайд№2,3)
Чтец
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом –
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!(Слайд№4)
Чтец
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли…( Слайд№5)
Учитель
Любят ребята слушать истории о храбрых героях, прекрасных девицах, о злых и добрых волшебниках, но все – таки нам нужно знать правду – быль о тех, кто когда – то жил на нашей родной земле.
Ученик
В старину в Отечестве нашем не было прекрасных городов, в которых можно было любоваться прекрасными строениями, фонтанами и парками, а видны были только дымные избушки, непроходимые леса да топкие болота. В них люди жили, лицом красивые и станом, гордые славными делами предков, смелые и непобедимые на войне. Их называли славянами. (Слайд №6)
Ученик
Славяне старались доказать, что недаром их так называют. Они действительно отличались всеми качествами, которые составляют славу любого народа. Они были честными мужественными, гостеприимными и смелыми.
Чтец
Русоволосые и темноволосые,
Сероглазые и кареглазые
Лицом светлые и смуглолицые,
Древляне, русичи, поляне,
Скажите, кто вы?
Все: Мы – славяне! (Слайд №7)
Учитель
- Откуда же они пришли и где селились наши предки?
Ученик ( Стихотворение И. Никитина «Русь»)
Под большим шатром
Голубых небес-
Вижу – даль степей
Зеленеется.
Ученик
И на гранях их
Выше темных туч,
Цепи гор стоят великанами.
По степям, в моря
Реки катятся,
И лежат пути
Во все стороны.
Ученик
Широко ты,
Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!
У тебя ли нет
Поля чистого
Где б разгул нашла
Воля смелая?
Ученик
У тебя ли нет
Про запас казны.
Для друзей стола,
Меча недругу?
Ученик
И во всех концах
Света белого
Про тебя идет
Слава громкая.
Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя.
Назвать матерью. (Слайд №8)
Ученик
Стать за честь твою
Против недруга
За тебя в нужде
Сложить голову!
У тебя ли нет
Поля чистого,
Где б разгул нашла
Воля смелая?
Учитель
О славянах – защитниках слово нам ребята скажут. Ведь богатыри - герои почитались всегда народом.
Ученик
Наш народ не был воинственным и агрессивным, но когда заходила речь о защите родной стороны, не было славянам равных в силе и храбрости. Мужчины вооружались и становились воинами, когда приближался враг. Древний византийский писатель утверждал, что народ славянский отважен, храбр и силён.
Ученик
У славян имелись дружины, В основе организации войска лежало деление на роды и племена. Возглавлял воинов рода старейшина (староста), во главе племени стоял вождь или князь. Идя в бой, они давали клятву на щите и мече «Победа или смерть!» Плен считался позором для воина- славянина.
Учитель
Мы говорим о древних славянах в преддверии праздника – Дня защитника Отечества, а значит, можем поздравить всех ныне живущих защитников Отечества, будущих воинов и вспомнить богатырей прошлого. (Слайд №9)
Вы, конечно знаете героев русских былин. Славных русских богатырей?
( Встречайте)
Илья Муромец
Я из города Мурома, из села Карачарова. И зовут меня Илья Муромец. А кто помнит имена моих друзей, что бились со мной за Русь – матушку?
Дети
Добрыня Никитич и Алеша Попович.
Илья Муромец
Правильно. А вот и они.
Алеша Попович
Я Алеша Попович по имени, из Ростова Великого города. А товарищ мой – Добрыня Никитич.
Учитель
А не спеть исполнить ли нам старинную песню, прославляющую защитников земли русской? (Слайд №10)
Добрыня Никитич.
С удовольствием!
( Исполняется строевая песня «Солдатушки, бравы ребятушки»)
Учитель
Н только смелыми и храбрыми были наши предки и, а мастерами были на все руки. Они изготавливали большое количество различных инструментов, которые облегчали и ускоряли их труд, а также улучшали их жизнь. Постепенно на Руси стали появляться первые ремесленники.
- Каким ремеслом занимались наши предки славяне?
Ученик
Славяне выплавляли железо и делали из него топоры, серпы, ножи, стрелы, наконечники для них. Мастерски изготавливали глиняную посуду, делали украшения. Но главное занятием - земледелие. Ученые нашли земледельческие орудия труда. (Слайд №11)
Физминутка
Учитель
Встаньте. Попробуйте отгадать по моим действиям, чем занимались славяне и повторяйте за мной: «доят корову, кормят птиц, варят еду, воспитывают детей, шьют одежду, стреляют из лука, рубят деревья»
Ученик
Занимались наши предки и торговлей. Торговали с народами Востока, Прибалтики, с другими славянскими племенами. Об этом говорят арабские монеты, предметы конской упряжи, украшения, костяные гребни из бронзы, стекла, янтаря, сердолика и горного хрусталя. (Слайд №12)
Учитель
Славяне разделялись на разные племена: поляне ( жили в поле), дреговичи ( жили вблизи болот, «дрегва» – топкая земля), кривичи ( жили вблизи неровной местности с лесами и болотами), радимичи (жили в союзе с восьмью племенами, которые роднились между собой). (Слайд №13)
Учитель
- Наши предки-славяне были дружелюбными, но на них часто нападали враги, опустошали земли, разоряли дома, уводили людей в плен, а жители оборонялись. Когда нужно было защитить свои земли и родных, славяне становились отважными воинами и не жалели жизни. Многие из славян отличались необыкновенной физической силой.
Так, у новгородских славян не было государя, Они считали своим начальником того, кто отличился на поле битвы. И именно там, в бою, проявлялся истинный характер славян. (Слайд №14)
Вспомним пословицы, которые отражают характер русичей – славян.
(Пословицы говорят зрители) (Слайд №15)
Дети
- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей!
- Родина – мать, умей за нее постоять!
- Где смелость, там и победа.
- Храбрость города берет.
- Все за одного, один за всех.
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
-Землю солнце красит, а человека – труд.
Учитель
А сейчас поговорим о вере христианской и о грамоте славянской, ведь без этого не быть славянам славными.
Ученик
Многое умели славяне, не был веры истинной на Руси. Князья русские в столице Древне Руси граде Киеве задумались над жизнью народа и поразмыслив крепко, сравнив все верования, пришли к вере христианской, православной. Из греческой земли пришла святая вере и освятила Русь. (Слайд №16)
Киевского князя Владимира за то, что он крестил Русь, назвали славяне «Красным Солнышком», и в реке Днепр крестились славяне.
Ученик
Осветилась Русь верой истинной и пришли тогда два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием. Жили они на границе государства Византии и славянских земель в городе Солуне. Дома они говорили на славянском языке, а обучение в школах было на греческом. И придумали Кирилл и Мефодий буквы, а из них составили азбуку. Называться она стала Кириллицей в честь одного из создателей азбуки.
Ученик
По широкой Руси – матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются. (Слайд №17)
Ученик
Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных равноапостольных,
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.
Ученик
Буква к букве будет слово,
Слово к слову- речь готова.
И напевна, и стройна,
Музыкой звучит она.
Так восславим буквы эти!
Пусть они приходят к детям,
И пусть будет знаменит
Все: Наш славянский алфавит! (Слайд №18)
Ученик
Все народы, что пишут кириллицей.
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей. (Слайд №19)
Учитель
Говорят, что песня – душа народа. У славян был обычай играть, петь песни и водить хороводы. Они веровали, что это увеличивают плодородие земли. По –особому, относились славяне к земле и к берёзке. Мы покажем старинный славянский хоровод. (Слайд №20)
Девушки на лужайках выбирали самую красивую берёзку и украшали её разноцветными ленточкам, взрослые приносили на лужайку всякие угощения, русичи всегда были гостеприимными и хлебосольными.
(Дети заводят хоровод под русскую народную песню «Во поле берёзонька стояла»)
Учитель
А сейчас ребята покажем богатырям наши знания. (Слайд №21)
( Зал делится на две дружины по обычаю славян: «Витязи» и «Русичи»)
Ведущий задает вопросы членам команд, присутствующие учителя оценивают ответы на вопросы викторины «Колесо истории»
Примерные вопросы
1.Какой город был столицей Древней Руси?
2. Как назывались славянское племя, жившее в поле?
3.Какого князя люди прозвали Красное Солнышко?
4. От какого народа пришло христианство на Русь?
5.Как звали трех русских богатырей?
6. Кто создал славянскую азбуку?
7. В какой реке совершался первый обряд крещения Руси?
8. Закончите пословицу: « Плох тот солдат, который не мечтает стать…(генералом)
9. Кто такие кривичи?
10. Закончите пословицу: «Родина – мать, умей за нее ….(постоять)
Учитель
Хорошо плясали, хорошо отвечали, многое узнали. Вот и подошел к концу наш с вами разговор о славянах. Славяне жили в непростых природных условиях, окруженные врагами, но они проявляли силу, упорство, трудолюбие, они любили и защищали свою родную землю. Такими предками можно гордиться и уважать память о них. (Слайд №22)
Литература
1. Детская энциклопедия – 2011г. «История России» составитель Е. В. Волкова.
2. http://masterveda.ru/vsie_zapisi/domashnie-oberegi-slavyan.html
3. http://slavyanskaya-kultura.ru/art/trade/slavjanskie-kukly-oberegi.html
4. http://slavs.org.ua/voinskoe-iskusstvo-nashikh-predkov
5. http://ancient.astrostar.ru/slavjane/24697
11