СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предложения неопределенно-личные

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Предложения неопределенно-личные»

Урок 37. Предложения неопределенно-личные

Цель урока: дать понятие о неопределенно-личных предложениях, научить выделять такие предложения в тексте, в составе сложных предложений.

Методические приемы: повторение, объяснение учителя, тренировочные упражнения, словарная работа.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Определить формы глаголов в предложениях (устно):

1) Трудно дело птицелова:

Заучи повадки птичьи,

Помни время перелетов,

Разным посвистом свисти.

                              (Э. Багрицкий)

2) Дунет он в манок сосновый,

И свистит манок сосновый,

На сосне в ответ синицы

Рассыпают бубенцы.

                                (Э. Багрицкий)

3) В полях под снегом и дождем,

Мой милый друг, мой нежный друг,

Тебя укрыл бы я плащом

От зимних вьюг, от зимних вьюг.

                                         (Р. Бернс)

II. Проверка домашнего задания

1. Вопросы:

— На какие основные группы делятся односоставные предложения?

— Какие предложения называются определенно-личными?

— Какие значения выражают определенно-личные предложения?

2. Проверка упр. 206 — устно, «по цепочке».

III. Закрепление темы «Определенно-личные предложения»

Упр. 209 письменно; устно ответить на вопросы.

IV. Изучение темы «Неопределенно-личные предложения»

1. Выполнение упр. 210; сравнение значений двусоставных и односоставных предложений.

2. Самостоятельное изучение теоретического материала учебника (с. 96—97).

3. Комментарии учителя.

В определенно-личных предложениях легко определить действующее лицо с помощью глагола-сказуемого. Подлежащее оказывается излишним. Само название подобных предложений подсказывает: в них можно определить лицо, восстановить подлежащее, но притом только одно.

В неопределенно-личных предложениях подлежащее тоже можно восстановить, но оно будет неопределенным. Например: В дверь постучались (мы, вы, они). Подлежащее оказывается не излишним, как в определенно-личных предложениях, а ненужным. Важно само действие, а не лицо, которое его производит.

Обратим внимание и на примечание. Надо иметь в виду, что обобщенное значение имеют предложения, которые по сути являются определенно-личными и неопределенно-личными. Подберем свои примеры:

Любишь кататься — люби и саночки возить. Слово не воробей, вылетит — не поймаешь. (Обобщающее значение имеют определенно-личные предложения.)

После драки кулаками не машут. На сердитых воду возят. (Обобщающее значение имеют неопределенно-личные предложения.)

4. Тренировочные упражнения.

Устно выполним упр. 211-213. Упр. 214-215 — письменно.

V. Словарная работа

Записать слова в рамках: колоссальный, компьютер, эксперимент, экспериментировать. Определить, к каким лексическим группам относятся эти слова.

VI. Составление плана статьи

Прочитаем статью учебника об ученом-языковеде А. А. Шахматове, отметим ее публицистичность, составим план:

1. Великий русский лингвист.

2. Научные интересы А. А. Шахматова.

3. Значение книги Шахматова «Синтаксис русского языка».

Подчеркнем, что изучаемая тема — «Односоставные предложения» — впервые была исследована именно Шахматовым.

Домашнее задание. § 22, упр. 216 — письменно.