СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предмет: «Речь и альтернативная коммуникация» Тема: 1 класс «Правильное произнесение звука М в изолированной позиции. Письмо по обводке»

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока по редмету: «Речь и альтернативная коммуникация» Тема:  1 класс «Правильное произнесение звука М в изолированной позиции. Письмо по обводке»

Просмотр содержимого документа
«Предмет: «Речь и альтернативная коммуникация» Тема: 1 класс «Правильное произнесение звука М в изолированной позиции. Письмо по обводке»»

«Речь и альтернативная коммуникация»

Тема:

1 класс «Правильное произнесение звука М в изолированной позиции. Письмо по обводке»

   

Цель урока: Правильное произнесение звука М в изолированной позиции. Формировать представление о согласных звуках [ м] [ м ‘], буквах М м, совершенствование понимания смысла различительной функции фонем.

Задачи урока (отдельно формулируются задачи для детей с особыми образовательными потребностями)

Образовательные: познакомить обучающихся со звонкими звуками [м], [м’].

Учить выделять звуки [м], [м'] в словах, давать им характеристику, обозначать данные звуки буквами Научиться звуковому и сравнительному анализу слов.

Для обучающихся с ТНР: сформировать зрительный образ буквы., правильное произношение звука[ м] [м’ ], учить голосом выделять звук [ м] [м’] в словах, обозначать данные буквы звуками, звуки буквами

Воспитательные: формирование способности вступать в учебную взаимодействие с учителем и обучающимися; прививать интерес к чтению

Для обучающегося с ТНР: воспитание умения работать в заданном режиме; воспитание умения внимательно слушать педагога, правильно выполнять речевую и письменную инструкцию; Формирование учебного поведения на занятии и интереса к изучаемому предмету.
Работа над созданием доверительных и дружеских отношений между учителем и учеником и положительного эмоционального отношения к учебной деятельности

Развивающиеразвитие познавательной активности, умения работать сообща и дружно в коллективе, развивая коммуникативные способности детей. Совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, аналогии, сопоставления Развивать психические процессы: память, мышление, восприятие, внимание. Развивать чувство уверенности в своих возможностях, помогать ребёнку осознать свою значимость в достижении общей цели

Коррекционно- развивающие: развитие способностей и возможностей всех детей и на исправление имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами. Развитие фонематический слуха, внимания, памяти, мелкой моторики, графомоторных навыки. Обогащать и активизировать словарный запас.

Планируемые результаты урока (отдельно формулируются задачи для детей с особыми образовательными потребностями).

Предметные: формировать умения вычленять звуки [м] и [м’] из потока речи; умение обозначать звуки [м] [м’] буквой М, м; синтезировать звуки [м] и [м’] с другими гласными в слоги; читать слоги-слияния, слова, предложения и понимать прочитанное.

Для детей с ТНР: формировать умение выделять букву из ряда других и нахождение места буквы в слове, научаться порядку начертания буквы и ее копированию ,формирование графического навыка письма и самостоятельного начертания буквы, научатся четкому произношению звука [М] [м’] ;

Личностные: развивать заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, формировать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками; способствовать умению анализировать свои действия и управлять ими. Развитие здорового образа жизни и снятия утомляемости на уроке для лучшего усвоения материала. Развитие самостоятельности, аккуратности и прилежности в работе.

Для детей с ТНР: развивать мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, формировать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Развитие здорового образа жизни и снятию утомляемости на уроке для лучшего усвоения материала;

Метапредметные:

Познавательные:

-формировать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

- формировать умение выявлять сущность, особенности объектов;

- формировать умение на основе анализа объектов делать выводы;

- формировать умение обобщать и классифицировать по признакам;

- формировать умение ориентироваться на развороте учебника;

-формировать умение находить ответы на вопросы текста.

Для детей с ТНР:

ориентироваться в учебной тетради: находить нужную страницу к теме урока, страницы с образцом письма букв под счёт, «ключ» к конструированию письменных букв;

ориентироваться на странице темы урока: видеть рабочую строку, точку начала письма;

- осуществлять анализ буквы, выделение элементов;

- осуществлять сравнение букв, находить общие элементы;

- использовать знаково-символические модели (выбирать необходимые элементы и конструировать букву);

- работать по алгоритму написания буквы, списывания слов с заглавной буквой М, сверять с образцом (памятка)

Регулятивные:

-формировать умение прогнозировать предстоящую работу;

-формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- формировать умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;

- овладевать умениями выполнять учебные действия в устной речи;

-формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Для обучающегося с ТНР

- ваыполняти действия в соответствии с поставленной учебной задачей;

-формирование умения осуществлять словесный отчет о выполнении действия;

-Развитие внимания

Коммуникативные:

принимать участие в работе парами и группами;

- понимать задаваемые вопросы;

- выражать свою точку зрения;

- адекватно воспринимать другое мнение и позицию.

Для обучающегося с ТНР

- строить понятные высказывания;

- взаимодействовать с соседом по парте, в минигруппе;

- распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, выполнять взаимоконтроль

Методы обучения:

-деятельностный метод обучения

- создание проблемной ситуации;

- поисковый;

- наглядно-иллюстративный;

- словесный

Формы организации деятельности:

  • фронтальные

  • парная

  • индивидуальная

  • групповая

п\п

Этапы занятия


Деятельность специалиста


Деятельность ученика


Какие коррекционные задачи решались в ходе выполнения заданий.

Методы применяемые в решении коррекционных задач.

1

Мотивационныйэтапсамоопределение к деятельности.

Прозвенел звонок, встали на урок.

- Садитесь .Сегодня на уроке работать не ленитесь!

-Дети, а знаете, что произошло сегодня утром?

Я шла в школу и собирала улыбки. Вы удивлены?

- Я по улице шагала и улыбки собирала:

Вот улыбка малыша, до чего же хороша!

Вот улыбка продавщицы – очень редкая вещица,

Вот весёлый смех ребят - для меня он просто клад.

Всем в ответ я улыбалась – получается – менялась! (Включить отрывок из песни «От улыбки»)

- А у вас какое настроение? Почему?

- Пусть плохое лучше станется, а хорошее останется.

-Всем улыбнуться

Организовывают рабочее место, эмоционально настраиваются на урок.

Словесный (слово учителя)


Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Дети, а кто вспомнит какие гласные звуки русского языка мы изучили? (а, о,у,и, ы, э)

- Какие звуки называют гласными?

- Давайте гласные звуки пропоём ещё раз.

- А как вы думаете, есть ли в русском языке ещё какие-то звуки, кроме гласных? Как они называются? (согласные)

- А чем отличаются гласные звуки от согласных? (гласные поются, согласные не поются).


Учащиеся отвечают на поставленные вопросы

Артикуляционная гимнастика

Ротики открыли закрыли 5-6 раз

Улыбка трубочка5-6 раз

Качели- ротики открыли язык за зубами вверх вниз 5-6 раз

Горка – язык тонкий вверх уза верхними зубами держим нижнюю челюсть отводим вниз 10 секунд под счет

Лошадка – присасываем кончик языка к верхнему небу и резко отпускаем вниз со щелчком5-6 раз

Грибок – присосать язык к верхнему небу , нижнюю челюсть отвести вниз. 10 секунд под счет

Моторчик – язык между губами, подаем воздушную струю для образования вибрации на кончике языка.3 полных выдоха

Балтушка- облизываем верхнюю губу во внутрь со звуком [л] 5-6 раз

- облизываем верхние зубы внутрь со звуком [л] 5-6 раз

облизываем верхний бугорок за верхними зубами со звуком [а] 5-6 раз

Чашка - поднимаем края языка вверх так, чтобы они оказались внутри верхних зубов. А середина языка опущена максимально вниз

Дыхательная гимнастика

Воздушный футбол – кусочек ватки положить на середину стола .При помощи рук сделать ворота .Воздушной струей подаваемой ртом ребенка необходимо задуть ватный шарик в ворота.

Воздушные качели – на нитку повесить кусочек ватного шарика взять за ниточку и поднести так к ребенку чтобы шарик оказался чуть выше носового хода. Ребенок должен высунуть язык и приподнять кончик так чтобы при подаче воздушной струи ватный шарик отодвигался в перед. Как качели. Следите за положением головы ребенка , чтобы держал голову прямо а не запрокидывал ее назад .

Язык дракона – полоска бумаги для принтера 1,5-11, крепится к кончику языка ребенок подает воздушную струю на кончик языка , так чтобы кончик полоски бумаги поднялся вверх.

Словесный (беседа)

Поисковый

создание проблемной ситуации

Развитие артикуляционного аппарата и дыхательной системы


Постановка учебной задачи

Ребята помните, как вы ходили на прогулку на даче?

- Вышли во двор, а навстречу идет кошка (достает игрушку, ставит на стол) и кричит: « мяу-мяу...» Как она кричит? (« мяу-мяу».) Идем мы дальше, а корова мычит: « му- му». Как она мычит? («му-му».)

- Чем похожи слова, которые назвал Ваня? (начинаются на букву М).Молодцы!

- Послушайте загадку, и угадайте, о какой букве идёт речь.

Эта буква спит в берлоге,
Моет руки, моет ноги, 
Надоедливо жужжит
И по комнате кружит.
 (о букве м)

- А как вы догадались?

- Как вы думаете, какая сегодня тема нашего урока?

- - Правильно тема нашего урока: «Буква М,м. Звуки

[м], [м’].

[м Какие цели поставим перед собой?

Итак тема.

тема нашего урока: «Буква М,м. Звуки

Называют картинки

Учащиеся сравнивают слова, высказывают своё мнение

Рассматривает предметные картинки, называет их. (мыло, мяч, мышка, малина, муравей, майка, молоко).


Словесный (беседа)

Поисковый

создание проблемной ситуации

Наглядно-иллюстративный



Открытие нового знания



- Откройте учебники на стр. 78. Что изображено на «волшебном рисунке? (молния)

- Где можно в жизни встретить такой замок?

- А кто знает, как по-другому называется этот замок? (молния)

- А что ещё называем этим словом? (природное явление)

- Поставьте ладошку ко рту и произнесите первый звук в слове молния, пронаблюдайте, как проходит воздух, и обратите внимание, как ведут себя губки при произношении этого звука.

(Губки создают преграду воздуху, и воздух проходит через нос))

- Можно ли этот звук назвать гласным? (нет, он не поётся)

Сделайте вывод? (При произношении звука [м]?воздух встречает преграду, значит звук этот согласный)

- Какой буквой обозначается звук [м]? Найдите подсказку на «волшебном» рисунке.

- Найдите глазками на ленте букв букву М.

- На что похожа буква М?

Взявшись за руки мы встали 
И на М похожи стали. Давайте с вами встанем и тоже возьмёмся за руки. Посмотрите друг на друга: вы похожи на букву М.

Вот качели - Буква М!
Здесь качаться можно всем!

Палочка и палочка, 
Между ними галочка.
И понятно сразу всем,
Получилась буква М.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- А теперь немножко отдохнём.

- Дети , как вы думаете почему я включила физкультминутку про матрёшки?

- А сейчас поработаем в парах. Давайте с вами вспомним правила работы в парах? (уважай, выслушивай, предлагай, не мешай другим)

- Пусть каждая пара возьмёт себе МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ.

- Составьте в парах звуковые схемы слов: Маша и Миша. Расскажите друг другу о каждом звуке. Сравните схемы. Когда выполните задания просигнализируйте. Можете приступать. А у доски задание будут выполнять Арина и Вадим.

Дети, сверьте с доской свои схемы.

- Итак, чем похожи эти схемы? (одинаковое количество букв , звуков и слогов, эти слова начинаются с согласного звука)

Чем отличаются эти схемы? (первыми и вторыми звуками)

- Значит, буква М имеет два звука: твердый м и мягкий м.

- Оцените свою работу в парах.

А теперь поставьте ручки на стол и ладошками закройте ушки. Произнесите эти звуки ещё раз.

- Вы хорошо услышали эти звуки.

- Значит, какие это звуки звонкие или глухие?

Сделаем вывод: (человечек) м согласный, при его произношении воздух встречает преграду, он произносится звонко, может быть твердый и мягкий.

Работа с учебником

Характеризуют звук [м].

Формулируют вывод

Демонстрируют букву М

Работа в паре. Составляют схемы слов, сравнивают

Выделяют звуки [м], [м’].

Характеризуют звук звука[м].

Работа с учебником стр.38

Характеризуют звук [м.мь]

Карточка( количество заданий может может меняться)

Инструкция №1.


Работа с пазлом (изучение конура буквы)

Карточка-интрукция
Инструкция:

Возьми пазл. Напомни, какая на нем буква представлена? Достань ее. Ощупай ее, изучи какая она, какого она цвета? Обведи пальчиком в пазле отверстие, которое занимала буква. Вставь букву в пазл, отложи в сторону.

Инструкция №2

Выкладывание буквы по образцу.

Учитель

;Посмотри, как я выложу из палочек букву.

Сделай так же.

Пальчиковая гимнастика.

Инструкция №3

Инструкция: Сейчас мы будем учиться писать букву «М». Сначала ты должен раскрасить разными цветами большую и маленькую букву. Выполни это самостоятельно.

Инструкция №4

В следующем задании надо написать букву по точкам. Посмотри, как я это сделаю. (Показ учителем). Сделай так же.

Инструкция №5

И последнее задание: зачеркни неправильные буквы

Оценитвают свою работу в парах

Словесный (беседа),

создание проблемной ситуации

практический (работа с учебником, по карточкам)

Формирование зрительного образа

буквы.Знакомство с буквой. Учитель показывает плакат с буквой.

Выделять звуки [м], [м]’ Оценивают свою работу в парах

Регулятивные:

- выполнять учебные действия в громкой речевой и умственной форме,

- выделять и осознавать то, что нужно еще усвоить;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Выполнение действия в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные:

- вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками,

-выполнять свою часть работы

Познавательные:

- понимать информацию, представленную в знаково-символической форме;

- осуществлять поиск необходимой информации;

- наблюдать, сравнивать и делать обобщение о проделанной работе,

- делать выводы.

Осуществлять сравнение букв, находить общие элементы

Ориентироваться на странице учебника, тетради, «ключ» к конструированию букв

Осуществлять анализ буквы, выделенных элементов

Зрительного образа буквы.

Личностные: учиться переключаться на другой вид деятельности

Снятие утомляемости на уроке(здоровый образ жизни)

Снятие утомляемости на уроке (здоровый образ жизнинавыки сотрудничества

Предметные:

- характеризовать звуки;

- выделять указанные звуки, обозначать их буквами;

- проводить звуко-буквенный анализ слова;

- Наблюдать, сравнивать и делать обобщение

Выделять букву из рядя других

Находить букву в слове

Порядок начертания и копирование буквы

Четко произносить букву



Применение нового знания

практическая (работа с учебником, по карточкам)

Вышел ёжик погулять, грибов-ягодок собрать,
А за ним ежатки, малые ребятки.
«Все сюда скорей, я шел и вам буковку нашёл».

– Какую букву нашёл ёжик? (М)

Прибежал веселый А, прочитали дети – ма.

Прибежал задорный О, прочитали дети – мо

Прибежал пузатый Ы, прочитали дети – мы.

Прибежал игривый И, прочитали дети – ми.

Прибежал упрямый У, прочитали дети – му.

Прибежал обжора Э, прочитали дети – мэ.-

Составьте слова с данными слогами.

-Посмотрите на экран. Что у меня написано. (слова).

- Почему вы так решили? (написаны через запятую)

- Прочитайте эти слова. (мимоза, мама, у)

- А теперь из этих слов составим предложение. А что вы знаете про предложение? (Первое слово с большой буквы, в конце стоит точка, предложение выражает законченную мысль)

- Давайте составим схему к этому предложению на маршрутных листочках. Работаем в паре. Когда будете готовы, просигнализируйте.

- А у доски составит схему предложения Арина и Вадим.

- Назовите в этом предложении слова в которых есть буква М.

- Какой первый звук в слове мама. Произнесите.

- Какой первый звук в слове мимоза. Произнесите.

-Мы ещё раз с вами убедились, что буква М имеет два звука твёрдый [м], мягкий [м,].

- А теперь давайте поиграем в «Твёрдый - мягкий»?

Мальчики – будут «ловить» твёрдый звук [м]. Поймали – встали. Девочки – будут «ловить» только мягкий звук [м,]. Поймали – встали. Одно условие: вставать нужно тихо.

(мыло, мел, малина, мельница, муравей, медаль)

Чтение слогов.

Составляют слова с данными слогами

Составляют предложение

Составляют схему предложенияВыделяют звуки [м], [м’].

Чтение слогов.

Инструктивная карточка

Давай вспомним некоторые буквы, которые мы знаем. (Учитель предлагает карточки с буквами). Составь слоги: МА, МЕ, МО. Запиши их Какой буквой дополним слог МЕ, чтоб получилось слово? Запиши его

Выделяют звуки [м], [м’].


Регулятивные:

- слушать и слышать собеседника. 

- адекватно воспринимать оценку  учителя, сверстника.

Развитие внимания

Выполнять действия в соответствии с поставленной задачей

Словесный отчет

Коммуникативные: - слушать и понимать речь других людей;

- участвовать в коллективном обсуждении прочитанного.

Строить понятные высказывания

Познавательные:

- осуществлять поиск необходимой информации.

-осуществлять анализ буквы. Выделение элементов

Ориентироваться на странице тетради

Написание слогов и слова

Закрепление изученного



VI Работа в группах.



Сегодня у буквы М – праздник. Давайте нарядим ее и сделаем ей подарки.

- Будем работать в группах. Но прежде чем приступить к её выполнению, вспомним правила работы в группе.

- Каждая группа имеет свою инструкцию, выберете себе командира, прочитайте инструкцию, распределите обязанности, возьмите всё нужное для вашей группы. А когда будете готовы просигнализируйте.

- Можете приступать к работе.

1 группа. Пригласит гостей.

2 группа. Приготовит угощение.

3 группа. Сделает подарки.

4 группа. Нарядит букву.

- Итак, приготовились к защите проектной задаче. Приглашаю 2 группу и т.д.

- Оцените работу 2 группы.

- Молодцы!


Работа в группах, выполняют проектную задачу

Отчет групп.

Работа в группах, выполняют проектную задачу

Отчет групп.


Коммуникативные: умение сотрудничать в группе.

Взаимодействовать в микрогруппе

выполнять часть работы

Регулятивные:Выполнять учебные действия

Осуществлять познавательную рефлексию.

Выполнение действия в соответствии с поставленной задачей

Словестный отчет



Рефлексия Итог урока


Словесный (беседа)

С какими звуками и буквой мы сегодня познакомились? (Мы сегодня познакомились со звуками [М] и [м’], и буквой М, м).

Беседа

Мне удалось сегодня на уроке…

- Меня удивило…- Мне понравилось…

- Я могу похвалить себя за… Покажите своё настроение в конце урока.

- Спасибо, вы отлично поработали!

Делают самооценку своей деятельности

Словесный отчет


Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Строить понятные высказывания

Регулятивные: самооценка своей деятельности.

Словесный отчет