Предметно-развивающая среда кабинета музыки
1. Особенностью урока музыки является организация разных форм музыкальной деятельности школьников. Учащиеся класса становятся участниками хора, вокального или инструментального ансамбля, музыкально-театрализованного действия, слушателями музыки. Все это требует особого подхода к подбору специализированного оборудования и оформлению интерьера кабинета. Кабинет музыки должен быть полифункциональным и обеспечивать атмосферу концертного зала как для слушания музыки, так и для исполнительского и художественного творчества учащихся: наличие мини-сцены (подиума), подставок (пюпитров) для игры на музыкальных инструментах и выполнения творческих заданий (выражения своего отношения к музыке в рисунке, слове и др.). В нем должны быть индивидуальные столы и стулья для учащихся, стеллажи для наглядных пособий, нот, учебников и др.
Выбор помещения и его рациональная организация (планировка) определяются санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами (СанПиН 2.4.2. 178-02).
2. Основные требования к кабинету:
Кабинет музыки должен; иметь следующее оборудование и технические средства:
стол преподавателя,
подставка под магнитофон и проигрыватель (музыкальный центр),
секционные шкафы для хранения наглядных пособии и ТСО,
экран, кабинетный рояль (фортепиано), магнитофон, музыкальный центр с CD-плеером, телевизор, видеомагнитофон, микрофоны, бубны, барабаны, треугольники, кастаньеты, маракасы, выносные акустические системы (колонки) - 4 шт., учебные пособия и учебно-методические комплекты.
Кабинет музыки должен удовлетворять следующим требованиям:
Кабинет должен быть оснащен мебелью, приспособлениями для работы, ТСО, рабочим и демонстрационным столом.
Кабинет должен быть оснащен специальными средствами обучения:
- Стендами
- Картинами
- Экранно-звуковыми пособиями,
- Отражающие события внутренней и внешней жизни.
- Организующие учащихся на овладение приемами учебной работы.
- Справочная.
- Научно-популярная.
- Учебники.
- Научно-методические пособия.
- Образцы практических и самостоятельных работ учащихся.
- Подборки олимпиадных заданий и т.д.
- Для организации индивидуальной, групповой, фронтальной самостоятельной учебной работы.
- Для проверки знаний, умений (карточки-задания).
- Для подготовки опережающих заданий.
Кабинет должен отвечать санитарно-гигиеническим условиям,
эстетическим и техническим требованиям.
Техника безопасности в кабинете музыки
I. Общие требования безопасности
1. Соблюдение данной инструкции обязательно для всех учащихся, занимающихся в кабинете.
2. Спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину и порядок, входить и выходить из кабинета.
3. Не загромождать проходы сумками и портфелями.
4. Не включать электроосвещение и средства ТСО.
5. Не открывать форточки и окна.
6. Не передвигать учебные столы и стулья.
7. Не трогать руками электрические розетки.
8. Травмоопасность в кабинете : при включении электроосвещения при включении приборов ТСО при переноске оборудования и т.п.
9. Не приносить на занятия посторонние, ненужные предметы , чтобы не отвлекаться и не травмировать своих товарищей.
10.Не играть в кабинете на переменах мячом.
11.Не садиться на трубы и радиаторы водяного отопления.
II. Требования безопасности перед началом занятий
1. Не открывать ключом дверь кабинета.
2. Входить в кабинет спокойно, не торопясь.
3. Подготовить своё рабочее место, учебные принадлежности.
4. Не менять рабочее место без разрешения учителя
III. Требования безопасности во время занятий
1. Внимательно слушать объяснения и указания учителя.
2. Соблюдать порядок и дисциплину во время урока.
3. Не включать самостоятельно приборы ТСО.
4. Не переносить оборудование и ТСО .
5. Всю учебную работу выполнять после указания учителя.
6. Поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте.
IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях
1. При возникновении аварийных ситуаций (пожар и т.д.), покинуть кабинет по указанию учителя в организованном порядке, без паники.
2. В случае травматизма обратитесь к учителю за помощью.
3. При плохом самочувствии или внезапном заболевании сообщите учителю.
V. Требования безопасности по окончании занятий
1. Приведите своё рабочее место в порядок.
2. Не покидайте рабочее место без разрешения учителя.
3. О всех недостатках, обнаруженных во время занятий, сообщите учителю.
4. Выходите из кабинета спокойно, не толкаясь, соблюдая дисциплину
4. Специфика кабинета
Специфика урока музыки предъявляет особые требования к рабочему месту учителя: оно должно быть укомплектовано техническими средствами, отвечающими современным требованиям музыкальной педагогики, иметь стационарно смонтированный пульт дистанционного управления. Кабинет оборудуется средством для зашторивания окон с автоматическим и ручным приводом.
Драматургия урока искусства предполагает наличие яркого кульминационного момента, который нередко возникает благодаря синтезу искусств. Наличие слайдов и соответствующих проекторов, репродукций, альбомов по искусству обеспечивает связи урока музыки с другими школьными предметами (изобразительное искусство, мировая художественная культура, литература и др.).
5. Оснащенность кабинета «Музыка» в соответствии с ФГОС
В таблице введены символические обозначения: Д – демонстрационный экземпляр (один экземпляр, кроме специально оговоренных случаев), в т.ч. используемые для постоянной экспозиции; К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса); Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, т.е. не менее 1 экз. на двух учащихся); П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (6-7 экз.), или для использования несколькими учащимися поочередно.
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Необходимое количество | Примечания |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
1 | Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство» | +Д | |
2 | Примерная программа основного общего образования по музыке | +Д | |
3 | Авторские программы по музыке | +Д | |
4 | Хрестоматии с нотным материалом | +Д | |
5 | Сборники песен и хоров | +Д | |
6 | Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки) | +Д | |
7 | Методические журналы по искусству | +Д | |
8 | Учебно-методические комплекты к программе по музыке, выбранной в качестве основной для проведения уроков музыки. | +Д | |
9 | Учебники по музыке | +Ф | |
10 | Рабочие / творческие тетради / блокноты | +К | |
11 | Учебное пособие по электронному музицированию | Д** | **По возможности |
12 | Книги о музыке и музыкантах. Научно-популярная литература по искусству | +Д | |
13 | Справочные пособия, энциклопедии | +Д | |
2. Печатные пособия |
Таблицы: | |
1 | нотные примеры | +Д | | |
2 | признаки характера звучания | +Д | | |
3 | средства музыкальной выразительности | +Д | | |
Схемы: | |
4 | расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров; | +Д | | |
5 | расположение партий в хоре | Д** | **По возможности | |
6 | графические партитуры | Д** | **По возможности | |
Транспарант: | |
7 | нотный и поэтический текст Гимна России | +Д | | |
8 | Портреты композиторов | +Д | | |
9 | Портреты исполнителей | +Д** | **По возможности | |
10 | Атласы музыкальных инструментов | +Д | | |
11 | Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы | +Д | | |
Дидактический раздаточный материал: | |
12 | Карточки с признаками характера звучания | +К | | |
13 | Карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств | +К | | |
14 | Карточки с обозначением исполнительских средств выразительности | +К | | |
3. Игры и игрушки | |
1 | Театральные куклы | +П** | **По возможности | |
4. Информационно-коммуникационные средства |
1 | Мультимедийные обучающие программы | Д** | **По возможности | |
2 | Электронные учебники | Д** | **По | |
| | | возможности |
3 | Электронные библиотеки по искусству | Д** | **По возможности |
4 | Игровые компьютерные программы по музыкальной тематике | Д** | **По возможности |
5. Технические средства обучения (ТСО) |
1 | Музыкальный центр | +Д | |
2 | Видеомагнитофон | +Д** | **По возможности |
3 | CD / DVD-проигрыватели | +Д** | **По возможности |
4 | Мультимедийный компьютер со звуковой картой | +Д** | **По возможности |
5 | Телевизор с универсальной подставкой | +Д** | **По возможности |
6 | Мультимедиа-проектор | +Д** | **По возможности |
7 | Слайд-проектор | Д | |
8 | Экран (на штативе или навесной) | +Д | |
6. Экранно-звуковые пособия |
1 | Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке | +Д | |
2 | Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов | +Д** | **По возможности |
3 | Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей | +Д** | **По возможности |
4 | Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей | +Д** | **По возможности |
5 | Видеофильмы с записью выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов | +Д** | **По возможности |
6 | Видеофильмы с записью известных хоровых коллективов | +Д** | **По возможности |
7 | Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов | +Д** | **По возможности |
8 | Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов | +Д** | **По возможности |
Слайды (диапозитивы): | |
9 | произведения пластических искусств различных исторических стилей и направлений | +Д** | **По возможности |
10 | эскизы декораций к музыкально- театральным спектаклям (иллюстрации к литературным первоисточникам музыкальных произведений) | +Д** | **По возможности |
11 | нотный и поэтический текст песен; | +Д | |
12 | изображения музыкантов, играющих на различных инструментах; | +Д** | **По возможности |
13 | фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры | +Д** | **По возможности |
7. Учебно-практическое оборудование |
Музыкальные инструменты: |
1 | Фортепиано (пианино, рояль) | +Д | |
2 | Баян /аккордеон | Д** | **По возможности |
3 | Скрипка | Д** | **По возможности |
4 | Гитара | Д | |
5 | Клавишный синтезатор | +Д | |
6 | Детские клавишные синтезаторы | Д** | **По возможности |
Комплект детских музыкальных инструментов: | |
7 | блок-флейта, | +П | |
8 | глокеншпиль /колокольчик, | +П | |
9 | бубен | +П | |
10 | барабан | +П | |
11 | треугольник | +П | |
12 | румба, | П | |
13 | маракасы, | +П | |
14 | кастаньетты | +П | |
15 | металлофоны | +П | |
16 | ксилофоны; | +П | |
17 | народные инструменты: | +П | |
18 | свистульки, | +П | |
19 | деревянные ложки, | +П | |
20 | трещотки и др.; | +П | |
21 | дирижерская палочка | +Д | |
22 | Аудиторная доска с магнитной | Д** | **По |
| поверхностью, и приспособлений для крепления таблиц, репродукций | | возможности |
| Комплект знаков нотного письма (на магнитной основе) | Д** | **По возможности |
Расходные материалы: |
24 | – нотная бумага | +Ф | |
25 | – цветные фломастеры | +Д | |
26 | – цветные мелки | +Д | |
8. Специализированная учебная мебель: |
1 | Индивидуальные столы и стулья для учащихся | +К | |
2 | Стеллажи для наглядных пособий, нот, учебников и др. | +Д | |
3 | Станки для школьного хора | Д** | **По возможности |
4 | Комплект звуковоспроизводящей аппаратуры (микрофоны, усилители звука, динамики) | +Д | |
5 | Музыкальные инструменты для эстрадного ансамбля | +Д** | **По возможности |
6. Требования к оснащению кабинета учебным оборудованием
Организация учебного помещения начальных классов должна предусматривать его оснащение комплектом учебного оборудования в соответствии с действующими «Перечнями учебного оборудования для общеобразовательных учреждений России», утвержденными приказом Министерства образования Российской Федерации по каждой образовательной области, входящей в программу начальных классов (русский язык, чтение, математика, окружающий мир, природоведение, история, художественный труд).
7. Варианты или проекты ПРС (фото кабинета)