Проверка Д/З
- В чём различия между финансовой культурой и финансовой грамотностью?
- Какими компетенциями должен обладать финансовограмотный человек?
- Какие риски окружают нас как потребителей финуслуг?
- Какими основными способами пользуются мошенники и как себя обезопасить от них?
- Куда можно обратиться для защиты своих прав?
- Что делает государство для повышения финансовой грамотности в нашей стране?
Предприятие как институт экономики
«Лучшего результата достигает тот, кто лучше рассчитывает».
Еврипид
Д/З § 14
План урока
- Предприятие и его экономические цели
- Показатели деятельности предприятия
- Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль
- Постоянные и переменные издержки производства
- Основные принципы менеджмента и основные элементы маркетинга
- Влияние конкуренции на деятельность фирмы
Предприятие и его экономические цели
Предприятие (фирма) в экономике — это коммерческая организация, осуществляющая затраты ресурсов для изготовления товаров и услуг, реализуемых на рынке.
– это самостоятельная организация, созданная для получения прибыли, производства продукции, выполнения работ или оказания услуг.
Основная цель предприятия в условиях рынка — это удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли.
Предприятие и его экономические цели
Функции предприятий
- предприятия и организации производят средства труда (станки, тракторы, лопаты и др.), потребительские товары (одежду, обувь, продукты питания, бытовую технику) и оказывают населению услуги (транспортное, медицинское обслуживание и т. д.);
- создают валовой внутренний продукт (ВВП) и национальный доход (НД) страны;
- платят государству установленные налоги и сборы;
- осуществляют свою деятельность в соответствии с установленными законодательством экологическими, санитарными и иными нормами.
Экономические задачи фирмы
- Рациональное использование собственных и привлекаемых ресурсов
- Умелое сравнение предстоящих издержек производства
- Определение результативности (доходности) своей деятельности
- Определение связи между объемом производства и размерами его издержек
- Анализ ситуации на рынке (спрос на товары и услуги)
- Грамотное управление производственным процессом и сбытом готовой продукции на рынке и др.
Формы деятельности предприятий (организаций)
1) производственная деятельность – производство товаров и работ, оказание услуг населению;
2) коммерческая деятельность – торговля и посредничество;
3) финансовая деятельность – банковская, страховая деятельность;
4) интеллектуальный комплекс – организации в сфере образования, культуры и науки.
Виды предприятий
- По отраслям и видам деятельности : промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, торговые предприятия.
- По размерам : крупные, средние, малые предприятия.
- В зависимости от того, кто владеет предприятием : государственные и частные предприятия.
Показатели деятельности предприятия
Показатели деятельности предприятия — это качественные или количественные характеристики состояния, функционирования и развития производства.
- объём производства (количество продукции, произведённой за определённый период времени),
- фондоотдачу (уровень использования основных средств предприятия),
- производительность труда,
- качество продукции,
- социальную эффективность производства (соответствие предлагаемых условий и возможностей производства ожиданиям работников),
- себестоимость продукции (стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции затрат ресурсов на её производство и реализацию) и др.
Показатели деятельности предприятия
Основные экономические показатели, отражающие доходность (прибыльность) фирмы, — это выручка , прибыль и рентабельность производства.
Выручка — это сумма денег, которую фирма получает от продажи товаров и услуг. (можно проанализировать спрос на продукт или услугу, скорректировать цену на товар и т.п.)
Прибыль — это разность между выручкой от реализации товаров и суммой затрат по всем факторам производства на эту деятельность. Это средства, которые остаются у предпринимателя после оплаты всех издержек. Подсчёт прибыли необходим для того, чтобы знать, как развивается предприятие и какие у него перспективы.
Показатели деятельности предприятия
Рентабельность (от нем. rentable — доходный, полезный) — это отношение прибыли, полученной предприятием за определённый период, к сделанным за тот же период затратам.
Прибыль
Рентабельность = ---------------
Затраты
Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль
Издержки производства — это затраты производителя (владельца фирмы) на приобретение и использование факторов производства.
— это те выплаты, которые фирма должна произвести поставщикам необходимых ресурсов (трудовых, материальных, энергетических и т. д.), чтобы отвлечь данные ресурсы от использования в других производствах.
Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль
Внутренние (или неявные) издержки
Внешние (или явные) издержки
— это затраты ресурсов, принадлежащих собственнику фирмы;
— это оплата факторов производства, не являющихся собственностью владельца фирмы.
— это сумма, которую гражданин мог бы получить, если бы не использовал свои ресурсы самостоятельно.
- затраты на материалы, энергию, трудовые услуги и т. д.
- Внешние издержки очевидны и отражаются в бухгалтерских документах, поэтому их называют бухгалтерскими или явными издержками.
- помещение, в котором располагается фирма, является собственностью её владельца;
- владелец фирмы использует собственный труд в качестве управляющего.
экономические издержки - это плата за ресурсы, необходимая для того, чтобы привлечь и удержать их в данном виде деятельности (варианте использования).
Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль
Экономическая прибыль
Бухгалтерская прибыль
— разница между общей выручкой фирмы и экономическими издержками
— разница между общей выручкой фирмы и бухгалтерскими издержками
Превышение денежных поступлений над величиной экономических издержек означает, что предприятие имеет чистую прибыль, его существование оправданно, оно может успешно развиваться.
Если бухгалтерская прибыль оказывается меньше, чем экономическая прибыль, учитывающая альтернативные издержки, то применение ресурса следует считать, с точки зрения предпринимателя неэффективным.
Издержки производства
Постоянные издержки
Переменные издержки
— это траты, которые не меняются из месяца в месяц и не зависят от объёма производимой продукции.
— это траты, которые зависят от того, сколько товаров производится или услуг оказывается каждый месяц, поэтому они могут меняться.
- арендная плата фирмы;
- траты на содержание здания;
- оплата курсов повышения квалификации / переквалификации работников;
- повременная заработная плата работников;
- страховые взносы;
- коммунальные платежи;
- амортизация (исчисленный в денежном выражении износ основных средств в процессе их применения, производственного использования.);
- расходы на рекламу;
- командировочные расходы.
- затраты на сырьё;
- сдельная оплата труда работников;
- расходы на тару и упаковку;
- транспортные расходы;
- оплата электроэнергии.
Налоги
- Прямой налог с фирмы — налог на прибыль . (в общем случае уплачивается по ставке 20 % от валовой прибыли, т. е. разницы между всеми доходами и всеми расходами фирмы: 3 % зачисляется в федеральный бюджет, 17 % — в региональный).
- Ставка налога на прибыль может быть разной в зависимости от видов деятельности. Существуют и налоговые льготы , позволяющие правительству стимулировать полезную для общества деятельность.
- Косвенный налог с фирмы — налог на добавленную стоимость (НДС) (введён в 1992 г.; за счёт этого налога формируется более трети доходной части федерального бюджета).
- Налогом на добавленную стоимость облагается прирост стоимости товара, выручка фирмы от продажи продукции за вычетом суммы затрат на сырьё, материалы, оборудование и другие материальные затраты.
- В России основная ставка НДС составляет 20 %, а на отдельные товары (продовольственные товары первой необходимости, товары для детей) —10 %.
Издержки производства
- Средние издержки характеризуют затраты предприятия на производство единицы выпускаемой продукции. Они рассчитываются путём деления валовых издержек (сумма постоянных и переменных) на объём выпуска.
- Предельные издержки — издержки, приходящиеся на выпуск каждой дополнительно произведённой единицы продукции.
- Предельная выручка — это изменение в общем количестве выручки, которое происходит в случае производства дополнительной продукции.
Основные принципы менеджмента и основные элементы маркетинга
Менеджмент — это деятельность, главной задачей которой является организация и координация работы предприятия с целью повышения его эффективности.
- Организация — определение структуры фирмы, выделение отделов, распределение функций между сотрудниками.
- Планирование — определение целей фирмы и путей их достижения. Планы на долгий период строят высшие менеджеры, а планами на ближайшее время занимаются менеджеры всех уровней.
- Руководство — создание системы мотивации работников, поддержание благоприятного климата в коллективе, что способствует более эффективному выполнению плана.
- Контроль — оценка деятельности фирмы, проверка выполнения плана всеми работниками организации.
Основные принципы менеджмента и основные элементы маркетинга
Маркетинг — это деятельность, связанная со сбытом продукции на основе последовательного изучения рынка и реальных запросов потребителей для того, чтобы получить прибыль.
- анализ рынка (выявление свободных ниш, зон, в которых фирма может занять выгодное для себя положение);
- сегментирование рынка (выявление отдельных групп потребителей, запросы которых фирма может удовлетворить с помощью своего товара);
- планирование деятельности (получение ответов на основные вопросы экономики: что производить, как, для кого и в каком объёме — и разработка соответствующей программы выхода на тот или иной сегмент рынка);
- разработка и внедрение инструментов маркетинга (общение с клиентами, сбор информации о целевой аудитории);
- анализ результатов, корректировка стратегии (оценка результатов, соотнесение их с поставленными задачами, выявление проблем и разработка программы по их решению).
Влияние конкуренции на деятельность фирмы
Конкурентоспособность предприятия — это его свойство, характеризующееся степенью удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке.
Факторы влияния
- финансовое положение,
- наличие передовой технологии,
- обеспеченность квалифицированными кадрами,
- возможность кредитования,
- действенность рекламы и др.
Влияние конкуренции на деятельность фирмы
- стимулирует поиск предпринимателями наиболее эффективных способов производства, что приводит к повышению конкурентоспособности товаров, расширению выбора потребителя.
- стимулирование снижения цен и повышение качества продукции,
- обеспечение нацеленности производства на запросы потребителя,
- применение наукоёмких технологий,
- установление равновесной цены.
«Там где нет конкуренции спится лучше, но живётся хуже» ?
Влияние конкуренции на деятельность фирмы
Импортозамещение — это процесс в национальной экономике, в ходе которого в стране производится необходимая продукция силами производителей данного государства.
Основные цели импортозамещения
- развитие направлений, специализирующихся на выпуске инновационных товаров;
- создание конкурентоспособных предприятий;
- разработка способов задействования передовой техники и создание инноваций.
Влияние конкуренции на деятельность фирмы
Многие предприниматели получили возможность для запуска тех или иных продуктов. Они готовы обеспечить потребителей поставками, продавая как аналоги зарубежных товаров, так и свою полностью уникальную продукцию.
Поддержка государства
- предоставляет субсидии на открытие бизнеса,
- гранты на реализацию бизнес-проектов,
- налоговые льготы,
- выгодные условия кредитования.
Подведем итоги
1. Знание условий и способов эффективной организации производственной деятельности позволит вам стать её активными и результативными участниками. Напомним, что успех этой деятельности зависит не только от ваших способностей (организаторских, интеллектуальных), но и от умелого использования имеющихся ограниченных ресурсов.
2. Многие из нас владеют одним или несколькими факторами производства. Старайтесь найти пути и способы их рационального использования и получения дохода.
3. Для принятия решения об организации своего дела необходимо анализировать и сравнивать предстоящие издержки и возможные доходы от будущей деятельности. Это позволит сделать экономически грамотный выбор использования имеющихся ресурсов и сократить вероятность убытков и разорения.