Петросян Софья Андреевна
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1
им. М .Горького», студент 3-го курса, отделения ПНК
ОПИСАНИЕ ПЛАНА РАБОТЫ МАСТЕРСКОЙ «КНИГА ИСТОРИИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ» ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
Аннотация: В статье вкратце рассмотрен план работы творческой мастерской, целью которой является формирование патриотического воспитания у младших школьников. Проанализирована теоретическая составляющая современного патриотизма. Наглядно показано на основе чего будет строиться мастерская. Назван конченый продукт совместной деятельности учащихся, который должен получиться по окончании занятий мастерской.
Ключевые слова: патриотизм, патриотические воспитание, мастерская
Будущее любой страны во многом зависит от того, какие ориентиры будут формироваться у ее граждан, в свою очередь это зависит от воспитательной системы данной страны. С введением ФГОС важнейшей составной частью воспитательного процесса в российской школе является формирование патриотизма. От того, насколько молодое поколение будет пронизано патриотическим чувством, зависит и прочность Российской Федерации, ведь на их основе укрепляется любовь к Родине, возникает чувство ответственности за ее могущество, развивается достоинство личности.
Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе. Работа с детьми по формированию основ патриотизма, начинается с раннего возраста и представляет собой целенаправленную систематическую деятельность по созданию патриотического сознания, чувства любви к Отечеству, уважения к его символике. Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия - она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны.
Патриотизм - в широком понимании этого термина означает любовь к своей родине, преданность своему народу, гордость за свой народ, стремление защитить его достояние, продолжить приумножение его общечеловеческих и национальных морально-духовных ценностей.
Под патриотизмом в узком смысле слова понимают любовь к своей «малой» родине: к своей деревне, городу или области, к своему дому. Это естественная привязанность к своему народу, родным местам, языку, национальным традициям.
Считаю, что воспитывать любовь и бережное отношение к малой родине возможно только через активную деятельность. Младшие школьники чрезвычайно эмоциональны, и сухие сведения их мало трогают, поэтому я отдаю предпочтение активным формам и методам работы, в свою очередь я выбрала внеурочную деятельность, мастерскую. В данной форме, создаются все условия для восхождения участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Мастерская разработана с целью формирования у младших школьников патриотического воспитания через создание книги. Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:
-утверждение в сознании и чувствах школьников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому Красноярского края, к традициям;
- формирование у учащихся активной жизненной позиции.
Мастерская будет строиться на основе 10 занятий, в ходе которых затронуты такие темы как:
История Енисейской губернии;
История Красноярска;
История Октябрьского района;
История микрорайона Ветлужанка;
Улица Гусарова;
Улица Елены Стасовой;
Улица Чернышева;
Улица Петра Славцова;
Улица Мирошниченко;
История Лицея №1;
Аграрный университет.
Для изучения тем, будет организована групповая и парная работа, учащиеся работают с разным видом информации, такой как: книги, раздаточный материал, видео и ауди материал. В ходе работы, учащиеся создают настоящую книгу. Она как продукт была выбрана не зря, как говорил русский философ Василий Васильевич Розанов «В книге — память человеческого рода, она — рупор человеческой мысли».
Книга создается в формате А3, каждый раздел в книге имеет свою тематику. Каждая тема тщательно проработана, например, в первом разделе «История Красноярского края» 6 тем, следовательно, работа будет организована так, класс делится на 6 групп и у каждой группы своя тема:
История Енисейской губернии;
История создания Красноярского края;
Климатические особенности Красноярского края;
Самые известные места и достопримечательности Красноярского края;
Традиции и обычаи красноярского края;
Каким продовольствием славиться Красноярский край.
Кожная группа работает на листах А3, полностью все они создают своими руками, вырезают картинки, работают с текстом, что-то рисуют. Но чтобы работа была продуктивной, учащиеся в начале каждого занятия распределяют обязанности, я им буду раздавать листы, где они будут записывать, кто за что отвечает, в конце занятия готовые листы будут, собираются, и я уже буду их прикреплять в книгу. К концу занятий у нас соберется готовая книга, созданная руками учащихся, она будет находиться в библиотеке Лицея №1,где каждый желающий сможет с ней ознакомиться.
Учащиеся на каждом занятие должны узнавать для себя много новой информации, и большинство из них она должна вызывать у них восхищение и гордость за то место где они родились и живут.
Воспитание у учащихся любви к Родине, это очень сложный процесс, так как сейчас в современном мире, учащиеся неактивно интересуются историей своей страны, не знают историю того места где он родились и живут. Учебное место, это то место, где посредством учебного процесса или внеурочной деятельности учащийся может окунуться в процесс патриотического воспитания, развить в себе интерес к истории родного края, от этого будет зависеть бережное отношению к родным и близким людям, к природе и народному достоянию.
Список использованной литературы:
Берлик Д. С., Патриотическое воспитание школьников [Электронный ресурс] https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2022/11/11/patrioticheskoe-vospitanie-shkolnikov
Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе. Монография. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. 172 с.
Малова С. Н., Технология педагогических мастерских во внеурочной деятельности [Электронный ресурс] https://multiurok.ru/files/tiekhnologhiia-piedaghoghichieskikh-mastierskikh-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti.html
Солошенко Н. Н., Патриотическое воспитание младших школьников / Н. Н. Солошенко, В. М. Романенко, Н. И. Нечваль. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 25 (129). — С. 593-596.