Преобразование и аккумулирование тепловой энергии
6 класс
Учитель: Панфилова Ольга Владимировна
Коммуникативные: диалог, монолог, организация
Тип урока: изучение новой темы
Задачи урока:
- формировать понятия: производство, преобразование, распределение, накопление и передача
энергии;
- актуализировать сведения из личного опыта;
- развивать логическое мышление;
- формировать навыки работы с информацией;
- уметь работать в группах и индивидуально.
Личностные УУД:
- формирование навыков самоорганизации;
- способность к волевому усилию;
- умение кратко формулировать мысль;
- умение приводить примеры из личного опыта;
- развитие самооценки.
Коммуникативные УУД:
- умение слушать и исправлять ошибки других;
- умение грамотно и полно отвечать на вопросы, вести диалог.
Регулятивные УУД: умение ставить учебную задачу.
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
Преобразование тепловой энергии в механическую, электрическую, энергию химических связей.
Способы передачи тепловой энергии.
Способы аккумулирования тепловой энергии.
Излучение – процесс испускания и распространения энергии в виде волн и частиц.
Конвекция – это вид теплообмена, при котором внутренняя энергия передается струями и потоками.
Теплопроводность – это способность материальных тел проводить энергию (теплоту) от более нагретых частей тела к менее нагретым частям тела путём хаотического движения частиц тела.
Сосуд Дьюара – это сосуд, предназначенный для длительного хранения веществ при повышенной или пониженной температуре. Постоянная температура поддерживается за счет хорошей теплоизоляции и/или процессов в хранимом веществе (например, кипение).
Термос – вид бытовой теплоизоляционной посуды, разновидность сосуда Дьюара, используемый для продолжительного сохранения более высокой или низкой температуры продуктов питания, по сравнению с температурой окружающей среды.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Технология. 6 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / В. М. Казакевич, Г. В. Пичугина, Г. Ю. Семенова и др.; под ред. В. М. Казакевича. – М.: Просвещение, 2017.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Тепловую энергию можно не только получать, но и аккумулировать и преобразовывать в другие виды энергии: электрическую, механическую и энергию химических связей. Сама тепловая энергия также может преобразовываться. Такие процессы применяются в работе холодильников и систем охлаждения. Благодаря преобразованию тепловой энергии в энергию движения – кинетическую энергию – движутся автомобили. Техническое устройство, осуществляющее это преобразование энергии, называется двигателем внутреннего сгорания. Реактивный двигатель, благодаря которому стал возможен полет ракет, также преобразует тепловую энергию в кинетическую, при работе паровой турбины на ТЭС тепловая энергия пара преобразуется в кинетическую энергию вращения турбины, а затем и в электрическую энергию.
Существует несколько способов передачи тепловой энергии. При контакте двух тел разной температуры тепловая энергия передается за счёт теплопроводности. В воздухе или воде тепловая энергия может передаваться путем конвекции. А тепловая энергия Солнца доходит до нас с помощью излучения.
Для накопления тепловой энергии применяют специальные устройства. Они должны быть изолированы от внешней среды. Это возможно, если поместить тело в пустоту или вакуум. Для того, чтобы уменьшить потерю тепловой энергии был изобретён сосуд Дьюара (современный его аналог – термос). Для уменьшения потерь тепловой энергии также применяют утеплители.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Выделите цветом правильные варианты ответов. Тепловую энергию можно преобразовать в другие виды энергии:
Варианты ответа:
магнитную
механическую
электрическую
биологическую
энергию химических связей
Правильный вариант ответа:
механическую
электрическую
энергию химических связей
Задание 2. Заполните пропуски в тексте, выбрав правильные варианты ответа из выпадающего меню.
Передача тепла от холодного тела к горячему в природе________. Однако при определённых условия можно не только производить тепло, но забирать его, ______ предметы и тела.
Варианты ответа:
возможна/невозможна
охлаждая /нагревая /продувая
Правильный вариант ответа:
Передача тепла от холодного тела к горячему в природе невозможна. Однако при определённых условия можно не только производить тепло, но забирать его, охлаждая предметы и тела.