Преподавание родной(русской) литературы в школе ( из опыта работы) Леонтьева А.Е, МБОУ «Средняя школа 57» г. Ульяновска
2019 год- появление в школе. нового предмета- родная (русская) литература.
По какой программе работать? Где взять учебник?
Какие тексты изучать?
В чём отличие родной(русской) литературы от литературы?
русская
в школе
литература
Родная
- Изучение текстов русских писателей и поэтов, не вошедших в школьную программу
- Изучение текстов русских писателей и поэтов, не вошедших в школьную программу
- Изучение краеведческого материала, знакомство с писателями и поэтами Симбирска-Ульяновска
- Изучение краеведческого материала, знакомство с писателями и поэтами Симбирска-Ульяновска
- Формирование духовно-нравственных качеств личности
- Формирование духовно-нравственных качеств личности
- Возможность изучать современную литературу
- Возможность изучать современную литературу
Уроки родной (русской) литературы должны стать уроками нравственности
Самое важное и самое трудное для человека - всегда, во всех обстоятельствах оставаться человеком. Быть всегда человеком»
- Василий Александрович Сухомлинский
В жаркой, сухой степи колодец. Возле колодца изба. В ней живут дед с внуком. У колодца на длинной верёвке ведро. Идут, едут люди - заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда. Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться. На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик в телеге. Под соломой у него ведро. Посмотрел он на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше. - Что это за человек?- спросил внук деда. - Это не человек, - ответил дед. В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к верёвке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку, вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и уехал. - Что это за человек?- спросил деда внук. - Это еще не человек, - ответил дед. Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к верёвке, набрал воды, напился, поблагодарил и поехал воды, а ведро оставил привязанным у колодца. - А это что за человек?- спросил внук. - Обыкновенный , - ответил дед.
Работа с притчей В.А. Сухомлинского «Обыкновенный человек»
1 группа
2 группа
Расскажите о первом путнике.
3 группа
Расскажите о втором путнике.
Опишите характер героя.
Расскажите о третьем путнике.
Какими чертами характера обладает путник?
Предположите, как мог назвать его старик? Свой ответ аргументируйте .
Каким Вам видится герой?
Предположите, как мог назвать его старик? Свой ответ аргументируйте.
Предположите, как мог назвать его старик? Свой ответ аргументируйте.
Что значит быть настоящим человеком?
НЕ ЧЕЛОВЕК 1. А.П. Чехов «В аптеке» 1.Дайте характеристику аптекарю . Как автор подчеркивает его бесчувственность и полное равнодушие к больному учителю Свойкину?
- … высокий господин с солидно закинутой назад головой, строгим лицом и с выхоленными бакенами — по всем видимостям, провизор. Начиная с маленькой плеши на голове и кончая длинными розовыми ногтями, всё на этом человеке было старательно выутюжено, вычищено и словно вылизано, хоть под венец ступай. Нахмуренные глаза его глядели свысока …
- Через час будет готово, — процедил он сквозь зубы, ища глазами точку, на которой остановился
- Сходите домой, принесите шесть копеек, тогда и лекарства получите.
— Пожалуй, но... мне тяжело ходить, а прислать некого...
— Не знаю... Не мое дело...
1 . Каким автор рисует учителя Свойкина, пришедшего в больницу? 2. Как с ним разговаривает провизор? 3. Как нужно относиться к своим профессиональным обязанностям? 4. К чему может привести равнодушное отношение ? 5. Согласны ли вы с тем, что провизор- НЕ ЧЕЛОВЕК? Свой ответ аргументируйте.
2. А.И. Куприн «Сказка» Глубокая зимняя ночь. Метель. В доме — ни огня. Ветер воет в трубах, сотрясает крышу, ломится в окна. Ближний лес гудит, шатаясь под вьюгой. Никто не спит. Дети проснулись, но лежат молча, широко раскрывши глаза в темноту. Прислушиваются, вздыхают… Откуда-то издалека, из тьмы и бури, доносится длинный жалобный крик. Прозвучал и замолк… И еще раз… И еще… — Точно зовет кто-то, — тревожно шепчет мужчина. Никто ему не отвечает. — Вот опять… Слышишь?.. Как будто человек… — Спи, — сурово говорит женщина. — Это ветер. — Страшно ночью в лесу… — Это только ветер. Ты разбудишь ребенка… Но дитя вдруг подымает голову. — Я слышу, я слышу. Он кричит: «Спасите!»
И правда: яростный ураган стихает на одно мгновенье, и тогда совсем ясно, близко, точно под окном, раздается протяжный, отчаянный вопль: — Спа-си-те! — Мама! Может быть, на него напали разбойники?.. Может быть… — Не болтай глупостей, — сердито прерывает мать. — Это голодный волк воет в лесу. Вот он тебя съест, если не будешь спать. — Спасите! — Жалко живую душу, — говорит муж. — Если бы не испортилось мое ружье, я пошел бы… — Лежи, дурак… Не наше дело
В темноте шлепают туфли… Старческий кашель… Пришел из соседней комнаты дедушка. Он брюзжит злобно: — Что вы тут бормочете? Спать не даете никому. Какой такой человек в лесу? Кто в эту погоду по лесам ходит? Все дома сидят. И вы сидите тихо и благодарите Бога, что заборы у нас высокие, запоры на воротах крепкие и во дворе злые собаки… А ты взяла бы лучше к себе дитя да сказкой бы его заняла. Это голос черствого благоразумия.
Мать переносит в свою постель ребенка, и в тишине звучат слова монотонной, старой успокоительной сказки: — Много лет тому назад стоял среди моря остров, и на этом острове жили большие, сильные и гордые люди. Все у них было самое дорогое и лучшее, и жизнь их была разумна и спокойна. Соседи их боялись, уважали и ненавидели, потому что они сами никого не боялись, всех презирали, а уважали только самих себя. В жилах их текла не простая кровь, а голубая-голубая… — Спа-си-те! Молчание…
- «Не бойтесь врагов — они могут только убить; не бойтесь друзей — они могут только предать; бойтесь людей равнодушных — именно с их молчаливого согласия происходят все самые ужасные преступления на свете»
Роберт Эберхардт
Еще не человек Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке»
- Господи, кабы покушать! И какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз! Мерзлый пар валит от загнанных лошадей, из жарко дышащих морд их; сквозь рыхлый снег звенят об камни подковы, и все так толкаются, и, господи, так хочется поесть, хоть бы кусочек какой-нибудь, и так больно стало вдруг пальчикам. Мимо прошел блюститель порядка и отвернулся, чтоб не заметить мальчика.
- Подкрался мальчик, отворил вдруг дверь и вошел. Ух, как на него закричали и замахали! Одна барыня подошла поскорее и сунула ему в руку копеечку, а сама отворила ему дверь на улицу. Как он испугался! А копеечка тут же выкатилась и зазвенела по ступенькам: не мог он согнуть свои красные пальчики и придержать ее.
НЕ ЧЕЛОВЕК
ЕЩЁ НЕ ЧЕЛОВЕК
Обыкновенный человек
1. Иван Сергеевич Тургенев «Два богача»
- 4. Костантин Михайлович Станюкович «Человек за бортом»
2.Николай Семёнович Лесков «Человек на часах»
3. Николай Дмитриевич Телешов «Домой».
Рассказы В.А. Сухомлинского
- «Красивые слова и красивые дела»
- Доброта должна быть действенной
- «Скажи человеку «здравствуйте»
Доброта- это солнце.
Человеком не рождаются, а становятся.
Самое большие зло, когда человек издевается над человеком.
«Посмеялись над бабушкой»
Сила материнской любви.
«Легенда о материнской любви»
Красивые слова и красивые дела Среди поля стоит маленькая хатка. Её построили для того, чтобы в ненастье люди могли спрятаться и пересидеть в тепле. Однажды среди летнего дня небо обложили тучи, пошел дождь. В лесу в это время были трое мальчиков. Они вовремя спрятались от дождя и смотрели, как с неба льют потоки воды. Вдруг они увидели: к хатке бежит мальчик лет десяти. Они не знали его, мальчик был из соседнего села. Он промок до нитки и дрожал от холода. И вот самый старший из тех, кто убежал от дождя и сидел в сухой одежде, сказал: – Как это плохо, что ты, мальчик, попал под дождь. Мне жаль тебя… Второй мальчик тоже произнес красивые и жалостливые слова. – Наверно, страшно очутиться в такую погоду среди поля. Я сочувствую тебе, мальчик… А третий не сказал ни слова. Он молча снял свою рубашку и отдал дрожащему от холода мальчику. Красивы не красивые слова. Красивы красивые дела.
Скажи человеку «здравствуйте» Лесной тропинкой идут отец и маленький сын. Вокруг тишина, только слышно, как где-то далеко стучит дятел и ручеёк журчит в лесной глуши. Вдруг сын увидел: навстречу им идет бабушка с палочкой. – Отец, куда идёт бабушка? – спросил сын. – Увидеть, встретить или проводить, – ответил отец. – Когда встретимся с нею, мы скажем ей «здравствуйте», – сказал отец. – Для чего же ей говорить это слово? – удивился сын. – Мы ведь совсем незнакомы. – А вот встретимся, скажем ей «здравствуйте», тогда увидишь для чего. Вот и бабушка. – Здравствуйте, – сказал сын. – Здравствуйте, – сказал отец. – Здравствуйте, – сказала бабушка и улыбнулась. И сын с удивлением увидел: всё вокруг изменилось. Солнце засияло ярче. По верхушкам деревьев пробежал легкий ветерок, листья заиграли, затрепетали. В кустах запели птицы – до этого их не было слышно. На душе у мальчика стало радостно. – Почему это так? – спросил сын. – Потому что мы сказали человеку «здравствуйте», и он улыбнулся.
Трудно быть человеком Дети возвращались из леса, где они провели целый день. Путь домой лежал через небольшой хуторок, что расположился в долине, за несколько километров от села. Уставшие дети едва дошли до хуторка. Они заглянули в крайнюю хату попросить воды. Из хаты вышла женщина, за ней выбежал маленький мальчик. Женщина достала из колодца воду, поставила ведро на стол посреди двора, а сама пошла в хату. Дети напились воды, отдохнули на траве. Где и силы взялись! Когда они отошли на километр от хуторка, Марийка вспомнила: – А ведь мы не поблагодарили женщину за воду. – Её глаза стали тревожными. Дети остановились. В самом деле, они забыли поблагодарить. – Ну что же… – сказал Роман, – это небольшая беда. Женщина уже и забыла, наверное. Разве стоит возвращаться из-за такой мелочи? – Стоит, – сказала Марийка. – Ну разве тебе не стыдно самому перед собой, Роман? Роман усмехнулся. Видно, что ему не было стыдно. – Вы как хотите, – сказала Марийка, – а я вернусь и поблагодарю женщину… – Почему? Ну, скажи, почему это нужно обязательно сделать? – спросил Роман… – Ведь мы так устали… – Потому что мы люди… Она повернулась и пошла к хуторку. За ней пошли все. Роман постоял с минутку на дороге и, вздохнув, пошел вместе со всеми. – Трудно быть человеком… – подумал он.
Посмеялись над бабушкой Однажды дети играли на стадионе в мяч. Весело было играть, радостно. Мимо стадиона шла старенькая бабушка. Она плохо видела, шла медленно, ощупью проверяя дорогу палкой. Кто-то из ребят бросил мяч так, что он покатился бабушке под ноги, ударил по палке и выбил ее из рук. Остановилась бабушка, растерялась, не знает, что делать. Наклонилась, ищет палку, а она отлетела далеко. Не видит бабушка ее. Дети смотрят на бабушку и смеются. Никто из них не догадался подойти к старушке, попросить прощения и помочь ей. Дети смеются, а бабушка стоит и плачет. И никому и в голову не пришло, что в эту минуту творится большое зло: человек издевается над человеком.
Легенда о материнской любви Был у матери единственный сын. Женился он на девушке изумительной красоты. Но сердце у девушки было черное, недоброе. Привел сын молодую жену в дом. Невзлюбила сноха свекровь, сказала мужу: «Пусть не заходит мать в хату, посели ее в сенях». Поселил сын мать в сенях, запретил ей в хату заходить… Но мало показалось снохе и этого. Говорит она мужу: «Чтобы и духом матери не пахло в хате». Переселил сын мать в сарай. Только по ночам выходила мать на воздух. Отдыхала однажды вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая. Рассвирепела жена, прибежала к мужу: «Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из ее груди сердце и принеси мне». Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовала его невиданная красота жены. Говорит он матери: «Пойдемте, мама, покупаемся в реке». Идут к реке каменистым берегом. Споткнулась мать о камень. Рассердился сын: «Смотрите под ноги. Так мы до вечера будем идти к реке». Пришли, разделись, искупались. Убил сын мать, вынул из ее груди сердце, положил на кленовый листок, несет. Трепещет материнское сердце. Споткнулся сын о камень, упал, ударился, упало горячее материнское сердце на острый утес, окровавилось, встрепенулось и прошептало: «Сыночек, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное место». Зарыдал сын, схватил материнское сердце в ладони, прижал к груди, возвратился к реке, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто не любил и не может любить его так преданно и бескорыстно, как родная мать. Столь огромной была материнская любовь, столь глубоким и все сильным было желание материнского сердца видеть сына счастливым, что ожило сердце, закрылась растерзанная грудь, встала мать и прижала голову сына к груди. Не мог после этого сын возвратиться к жене, постылой стала она ему. Не вернулась домой и мать. Пошли они вдвоем степями и стали двумя курганами. Каждое утро восходящее солнце первыми своими лучами озаряет вершины курганов…
Сухомлинский «Как воспитать настоящего человека» *«Стыдись пустоты своей души. Пуще всего стыдись того, что у тебя нет своих святынь, своих непреложных, непререкаемых истин, правил, принципов. Стыдись своего слабоволия, беспринципности, «бесхребетности». * Стыдись равнодушия, безразличия в своем отношении к гражданской жизни, долгу, обязанностям.
*Стыдись не только явной подлости, но и малейшей угрозы того, что о тебе могут подумать как о подлом человеке. Помни, что подлость начинается с будто бы очень маленького, животного желания уйти от ответственности, от опасности, спастись от беды, угрожающей другим.
*Стыдись безответственности, легкомыслия, ветрености своих чувств, привязанностей. В чувствах надо уметь быть верным и долженствующим. *Стыдись невежества. *Каждый твой шаг в конце концов отражается на твоем ближнем, каждое твое слово в душе другого отзовется, но, как оно отзовется, это зависит от тебя.
* Самое страшное для человека-это превратиться в спящего с открытыми глазами: смотреть и не видеть, видеть и не думать о том, что видишь, добру и злу внимать равнодушно; проходить спокойно мимо зла и неправды.
Родная ( русская) литература 8 класс
- 1. Сострадание.
- «Ф.М. Достоевский «Мальчики»
3. Я и другие.
( отрывок из романа «Братья Карамазовы»
- Е. Мурашова «Класс коррекции»
- Ю. Яковлев «Рыцарь Вася»
- Ольга Павлова «Гришка»
- Л. Улицкая «Перловый суп»
- М.А. Шолохов «Алёшкино сердце»
2. Человек и искусство
4. Великая Отечественная война.
- И.А. Куприн «Тапер»
- В. Вересаев «Состязание»
- А. Толстой «Русский характер»
- Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
Родная (русская) литература 9 класс
3. Семья в жизни человека
1. Милосердие и жестокость.
М.А. Шолохов «Чужая кровь»
Л. Куликова «Свиделись»
Б. Екимов «Говори, мама, говори...»
А. Неверов «Ташкент- город хлебный»
Н. Иванов «Золотистый-золотой»
Б. Екимов «Ночь исцеления»
Е. Габова «Не пускайте Рыжую на озеро»
Татьяна Краснова «Приоткрыть окно»
4. Великая Отечественная война.
2. Жизненные ценности.
Б. Васильев «А зори здесь тихие»
В.А. Сухомлинский «Потому что я- человек»
М. Алигер «Зоя»
А. П. Чехов «Пари»
Стихотворения Н. Благова о войне
А. Грин «Зелёная лампа»
5. Память
Ч. Айтматов « Легенда о манкуртах» ( отрывок из романа «И дольше века длится день»)
Публицистика Д. Лихачёва
Уроки литературы прежде всего должны приобщать к высокой культуре, к системе нравственных ценностей. Полная жизнь русской классики в школе – это условие существования нашего народа, нашего государства; это, как принято сейчас говорить, вопрос национальной безопасности.
(В.Непомнящий)