«Азбука содержания домашних животных и ухода за растениями» с использованием средств мультимедиа по теме: «Рыбы –самые тихие соседи»
Цели: - познакомить учащихся с компонентами экосистемы на примере аквариума; с обитателями аквариума; научить поддерживать экосистему аквариума; - способствовать формированию эмоционально-положительного отношения к процессу познания; - сформировать положительное эмоциональное отношение к высокотехнологичному оборудованию в том числе средствам мультимедиа.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, Презентации Microsoft PowerPoint, аквариум, иллюстрации аквариумных рыб и растений.
Ход урока. I. Организационный момент. Все в сборе! Взрослые и дети! Мы можем начинать! Но для начала, Надо «Здравствуйте» сказать! Ученики: Здравствуйте. Учитель: Сегодня возле школы я встретила солнышко, которое пришло к нам в гости. Но солнышко это не простое, а волшебное. Кто возьмет его в руки, тот станет самым ласковым и добрым ребенком в мире. Давайте проверим! (Передаем воздушный шарик – солнышко, говоря друг другу ласковое слово). Это правда, мы стали самыми добрыми и ласковыми.
II. Беседа про рыбок и аквариумы. Ребята, закройте глазки и послушайте звуки. Подумайте, что вы услышали? (Звуки шума воды) Итак, что же вы услышали? Шум волн, плеск воды, крики птиц. А больше ничего не слышали? А как же тогда, в воде нет живых существ? А почему мы их не услышали? Конечно, рыбы не могут издавать звуки, которые мы могли бы услышать. Тема нашего сегодняшнего занятия «Рыбы – самые тихие соседи» Ребята, а вы любите отгадывать красворд?
Кроссворд
- На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно.
- Опасней всех в реке она: хитра, прожорлива, сильна. Притом, такая злюка! Конечно, это …
- Через море – океан плывет чудо – великан, пряча ус во рту, растянулся на версту.
1
2
3
А ещё каких рыб вы знаете? Молодцы, много знаете, но на самом деле их гораздо больше. Огромное количество рыб живут в морских глубинах и океанах, реках и озерах, и все они очень разные: мелкие и крупные, хищные и нехищные, яркие, декоративные и совсем незаметные, похожие на песок или камень. На Земле около 200 тысяч видов разных рыб, но есть такие, которые уничтожаются человеком. Их заносят в Красную книгу, они находятся под охраной, их нельзя ловить. Ребята, а как человек использует рыбу? Но есть место, где рыб не используют в еду, ею любуются. Где это?
Аквариум – дом для рыб!
- У кого есть дома аквариум? Считаете ли вы рыбок своими друзьями? Это очень увлекательное занятие разводить рыбок, не так ли? Аквариум – это частичка природы, которая найдет себе место в любой квартире, которую может себе позволить любой и которая дарит массу впечатлений. Рыбы у многих народов и во многих культурах уже в течение тысячелетий являются символом мира и покоя. Сегодня я приготовила для вас сюрприз . Вы посмотрите на этот аквариум. Природа ещё спит после долгой зимы. Но мы видим это маленькое чудо здесь, на доске. Аквариум можно сравнить с маленьким искусственным водоемом, домашним озером, на дне которого насыпан грунт и мелкие камешки, растут водоросли, которые выделяют кислород. Им дышат рыбы. Чтобы водоросли слишком не разрастались, в аквариуме селят маленьких животных - улиток, которые поедают водоросли.
Советы начинающим аквариумистам. Новый аквариум нужно тщательно вымыть и положить на дно слой (4-6 см.) тщательно промытого речного песка или гальки. Класть на дно аквариума ракушки не следует, так как вода от них становится жёсткой. Водопроводную воду для аквариума отстаивают 5-7 дней. (слайд аквариумы) Важное место в аквариуме занимают растения. Прежде всего, это украшение подводного мира; растения служат основным источником кислорода в аквариуме; многим рыбам - растения незаменимая пища или витаминная добавка к рациону. Поэтому растения в аквариуме необходимы. Также как растения на суше, водоросли могут быть разной формы: с колючками, закрученные, с широкими или узкими листьями и т.д. В водорослях любят прятаться все подводные жители . Для ухода за рыбками человек изобретает различные приспособления. У меня в руках прибор для насыщения воды кислородом. Рыбам нужен корм и кислород, а так же аквариум нужно постоянно содержать в чистоте, иначе рыбки могут заболеть. А чем же рыбы питаются? Питаются рыбки планктоном, водорослями, бактериями. Но золотое правило аквариумиста – не перекармливать рыбок. И з-за частого кормления, несъеденные остатки могут загрязнить воду и рыбки могут заболеть. Но и без корма рыбки могут погибнуть Для каждого вида рыбок существует свой корм. Он продается в зоомагазинах. Итак, вы купили рыбок. Привезли их домой в пластиковом пакете. Можно ли сразу выпустить рыбок из пакета в аквариум? Этого делать нельзя. Нужно сначала подержать пакет в аквариуме 15 минут, чтобы температура воды в емкостях постепенно сравнялась. Рыбы плохо переносят резкую смену температуры. За аквариумом нужно постоянно ухаживать. Чтобы рыбки хорошо себя чувствовали, нужно регулярно менять воду и раз в неделю чистить аквариум
Растения аквариума
Аквариумные рыбки
Сомики
Гуппи
Меченосцы
Скалярии
Вуалехвост
Львиноголовка
Телескоп
Петушки
В аквариуме – рыбки, У них есть свой мирок: Там камни и улитки, И пузырьков поток Трава и гроты-крошки, Прозрачная вода… Играют в нём рыбёшки — Там рыбья чехарда. Смотрю, одна из рыбок Мне машет плавничком - Рассказывает, видно, О жизни за стеклом. Учитель: Ребята, вы узнали много интересного об аквариуме. Какие советы вы могли бы дать тем ребятам, которые хотят иметь аквариум и заниматься разведением рыб? Я приготовила для вас памятки с правилами создания и содержания аквариума, о его обитателях, об уходе за ними. Дорогие ребята! Я хочу, чтобы этот урок подвиг вас на то, чтобы эти неповторимые создания сохранились и дарили многие часы радости . Но помните. Нельзя заводить рыбок и других домашних животных из-за сиюминутного желания. Надо как следует узнать правила ухода за ними. Ухаживать за животными - это большая ответственность. Сможете ли вы с ней справиться? Расширяйте свои знания о рыбках и их содержании.
ПСИХОТРЕНИНГ. - А теперь проведём небольшое упражнение - пожелание любви всему живому и неживому на Земле. (фонограмма) Закройте глаза, глубоко вздохните. Представьте себе подводный мир во всех его красках. Светит солнышко, а вы ныряете на самое дно моря. Вода теплая и прозрачная. Вы чувствуете ее через свой костюм. Вам легко и свободно. Ваши ноги сами движутся волнообразно. И вам кажется, что вы тоже стали большой рыбой. А вот мимо проплавает стайка скалярий. По дну ползет рак отшельник. Вы слышите едва уловимый плеск воды. Поблагодарите подводное царство: - Я люблю тебя, море: - Я люблю вас всех, обитатели подводного царства: - Я дарю тепло души всему живому на Земле: А теперь вздохните глубоко. Выдохните. Откройте глаза.
10. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Сочинить сказку об обитателях изготовленного вами аквариума. В подарок вам раскраски с аквариумными рыбками. Занятие наше окончено. Спасибо за работу.
Правила
1. Идеальное место для аквариума – самый темный угол в комнате.
2.Для больших аквариумов нужна прочная устойчивая подставка.
3.Аквариум нужно периодически чистить, регулярно менять воду.
4. Рыб надо кормить постоянно.
5. Так же постоянно надо
следить за температурой воды в аквариуме.