«Дидактические игры по речевому развитию детей дошкольного возраста в соответствии с ФОП ДО»
Подготовила:
воспитатель
МБДОУ «Ясли-сад № 386 г. Донецка»
Тышковец И. О.
2024 г.
В области речевого развития по ФОП ДО основными задачами образовательной деятельности являются:
- Задачи речевого развития:
1. овладение речью как средством общения и культуры;
2. обогащение активного словаря;
3. развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи;
4. развитие речевого творчества;
5. знакомство с детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
6. развитие фонематического слуха;
7. формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности:
• Речевая деятельность в младенческом возрасте (2 месяца – 1 год): слушание и понимание речи взрослого, гуление, лепет и первые слова.
• Речевая деятельность в раннем возрасте (1-3 года): понимание речи взрослого, слушание и понимание стихов, активная речь.
• Речевая деятельность детей дошкольного возраста (3 года – 8 лет): слушание речи взрослого и сверстников, активная диалогическая и монологическая речь.
Правильная речь - важное условие в развития личности ребёнка.
Решить эту задачу помогают дидактические игры.
Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала .
Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.
Дидактические игры
Игры с предметами
Словесные игры
Настольно-печатные игры
Представляет собой набор карточек с нарисованным
пейзажем, и набор прищепок с героями сказок. Всего в наборе пять сказок.
Цель: Закрепить с детьми
содержание знакомых сказок, развивать связную речь,
внимание, мышление, память, мелкую моторику рук.
1 вариант игры : ребенку предлагается взять любую из 5 карточек и помочь героям найти свою сказку, выбрав из большего количества прищепок с прикрепленными персонажами необходимые.
2 вариант игры : ребенку дается карточка с уже прикрепленными на нее прищепками, но неправильно и предлагается исправить перепутанную
сказку.
Дидактическая игра «Сказочный калейдоскоп»
Дидактическая игра «Угадай-ка».
Представляет собой два круга разделенные на сектора. Путем вращения дети подбирают
соответствующие картинки. В зависимости от тематики картинок ставятся задачи.
«Мамы и их детеныши» - упражнять в соотнесении взрослого животного и
детеныша, в правильном
образовании названия детеныша, используя суффиксы –онок-, -ёнок-, -ата-, -ята-, -ок-.
«Кто где живет?» - закреплять умение различать домашних и диких животных, знать место обитания.
«Кто что ест?»- закреплять знания детей об образе жизни животных, об их питании.
Игра представляет собой набор крышек с картинками и схемами предлогов.
Ребенок в зависимости от задания нанизывает на шнурок крышки, составляя
предложения.
Цель: научить детей правильно употреблять в речи предлоги с существительными, составлять предложения с предлогами по предметными картинкам и
схемам предлогов.
В первом варианте ребенок составляет предложение по заданию педагога. Педагог
акцентирует внимание детей на
использование предлога.
Во втором варианте ребенок самостоятельно сочиняет и составляет предложение.
Дидактическая игра «Составь предложение»
Дидактическая игра для развития фонетико – фонематической стороны
речи «Первый и последний звук в слове».
Игра состоит из набора карточек с
изображением предмета и набором карточек с изображением букв алфавита.
Цель: развитие умения выделять первый и последний звук в слове, опираясь на громкое проговаривание.
Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Проводится игра с 2-3 детьми, также можно проводить диагностику по звуковой культуре речи.
«Внимательные ушки» пособие для различение неречевых звуков. Дидактические игры на различение парных звонких - глухих согласных звуков .
Дидактическая игра «Собери словечко»
Цель игры создание условий для совершенствования составления и осознанного чтения слов.
Задача: способствовать развитию общих речевых навыков.
1 вариант . Ребенку предлагается карточка с набором первой или второй части слова. Ребенок
читает часть слова на своей
карточке и подбирает к слову
недостающую часть, вставляя ее.
Если играет группа детей, то побеждает тот, кто правильно и быстрее всех подберет недостающую часть слова к картинке.
2 вариант. Картинка
разбивается на несколько частей по числу букв слова на
изображении. Кусочки вместе с буквами перемешиваются и
необходимо снова собрать их в правильном порядке. В процессе игры буквы и само слово
озвучиваются. Эта игра поможет
ребенку выучить буквы алфавита и научит составлять из букв слова.
Дидактическая игра «Волшебный цветок»
Представляет собой большой цветок из восьми лепестков на магнитной доске и коробочки с
набором картинок для магнитной доски. Игра
многофункциональная. В
зависимости от задания ставится цель.
«Найди слово на заданный звук»
-автоматизация и
дифференциация гласных звуков.
«Продолжи сказку» - развитие связной речи, внимания, мышления, памяти, моторики рук.
«Найди все фрукты» - активизация словаря по заданной теме, развитие мыслительной деятельности, внимания.
Спасибо за внимание!