СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация интерактивного урока русского языка в 3 классе по теме «Создание собственных текстов-повествований. Составление рассказа по картине И. Я. Билибина "Иван-царевич и лягушка-квакушка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация интерактивного урока русского языка в 3 классе по теме «Создание собственных текстов-повествований. Составление рассказа по картине И. Я. Билибина "Иван-царевич и лягушка-квакушка"»

Урок русского языка в 3 классе  «Создание собственных текстов-повествований. Составление рассказа по картине И. Я. Билибина

Урок русского языка в 3 классе «Создание собственных текстов-повествований. Составление рассказа по картине И. Я. Билибина "Иван-царевич и лягушка-квакушка"

  Проверь,  дружок,  Готов  ли  ты  начать  урок?  Все  на  месте, все  в  порядке:  Книга,  ручки  и  тетрадки?

Проверь,  дружок, Готов  ли  ты  начать  урок? Все  на  месте, все  в  порядке: Книга,  ручки  и  тетрадки?

ДЕВИЗ УРОКА: «Мы пришли сюда учиться  Не лениться, а трудиться. Только тот , кто много знает В жизни что-то достигает. Не страшны нам любые испытания, Вперёд, друзья, откроем новые знания!»

ДЕВИЗ УРОКА:

«Мы пришли сюда учиться

Не лениться, а трудиться.

Только тот , кто много знает

В жизни что-то достигает.

Не страшны нам любые испытания, Вперёд, друзья, откроем новые знания!»

Сегодня на уроке: Познакомимся с жизнью и творчеством И.Я.Билибина. 2. Анализировать и описывать картину 3. Составлять план текста и подбирать ключевые слова для воспроизведения содержания репродукции картины. 4.Составлять текст-повествование по картине

Сегодня на уроке:

  • Познакомимся с жизнью и творчеством И.Я.Билибина.

2. Анализировать и описывать картину

3. Составлять план текста и подбирать ключевые слова для воспроизведения содержания репродукции картины.

4.Составлять текст-повествование по картине

Вспомните! Как называются предложения, связанные между собой по смыслу?

Вспомните!

Как называются предложения, связанные между собой по смыслу?

Какие бывают виды текстов? Название Вопрос Текст повествование Преобладающая часть речи Текст описание Текст рассуждение Что произошло? Глагол Какой? Какое? Имя прилагательное Почему? Зачем? Все части речи

Какие бывают виды текстов?

Название

Вопрос

Текст повествование

Преобладающая часть речи

Текст описание

Текст рассуждение

Что произошло?

Глагол

Какой? Какое?

Имя прилагательное

Почему? Зачем?

Все части речи

Художник Театральный декоратор Живописец Мастер живописи Иван Яковлевич Билибин   (1876-1942г.)

Художник

Театральный декоратор

Живописец

Мастер живописи

Иван Яковлевич Билибин (1876-1942г.)

Иван Яковлевич Билибин родился 4 августа 1876года в с. Тарховка (близ Петербурга), в семье военного врача.  Всю свою жизнь интересовался он русской историей, древнерусской живописью, народным искусством.  Билибин был одним из первых, кто начал рисовать иллюстрации к русским народным сказкам и былинам. Работал он над книгами небольшого объёма, так называемыми «книжками-тетрадками», и оформлял их так, чтобы всё в этих книжках: текст, рисунки, орнамент, обложка — составляло единое целое. Весь сюжет книги можно было рассказать по его иллюстрациям.

Иван Яковлевич Билибин родился 4 августа 1876года в с. Тарховка (близ Петербурга), в семье военного врача.

Всю свою жизнь интересовался он русской историей, древнерусской живописью, народным искусством. Билибин был одним из первых, кто начал рисовать иллюстрации к русским народным сказкам и былинам.

Работал он над книгами небольшого объёма, так называемыми «книжками-тетрадками», и оформлял их так, чтобы всё в этих книжках: текст, рисунки, орнамент, обложка — составляло единое целое. Весь сюжет книги можно было рассказать по его иллюстрациям.

Иван Яковлевич Билибин создал иллюстрации к пушкинским «Сказке о царе Салтане» и «Сказке о золотом петушке». Наиболее известными и самыми удачными являются его иллюстрации к русским народным сказкам «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна». Художник прожил долгую жизнь. Его увлечение красивой Древней Русью подарило нам прекрасные иллюстрации, в которых соединились народные традиции и профессиональное искусство. Умер в Ленинграде во время блокады 7 февраля 1942 года.

Иван Яковлевич Билибин создал иллюстрации к пушкинским «Сказке о царе Салтане» и «Сказке о золотом петушке». Наиболее известными и самыми удачными являются его иллюстрации к русским народным сказкам «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна».

Художник прожил долгую жизнь. Его увлечение красивой Древней Русью подарило нам прекрасные иллюстрации, в которых соединились народные традиции и профессиональное искусство.

Умер в Ленинграде во время блокады 7 февраля 1942 года.

К сказкам А.С. Пушкина К  русским народным сказкам

К сказкам А.С. Пушкина

К русским народным сказкам

Билибин Иван Яковлевич Василиса Прекрасная Сказка об Иване-царевиче,  Жар-птице и о сером волке

Билибин Иван Яковлевич

Василиса Прекрасная

Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке

Билибин Иван Яковлевич Сестрица Аленушка  и братец Иванушка Царевна-лягушка Марья Моревна Поди туда,  не знаю куда

Билибин Иван Яковлевич

Сестрица Аленушка и братец Иванушка

Царевна-лягушка

Марья Моревна

Поди туда, не знаю куда

Билибин Иван Яковлевич

Билибин Иван Яковлевич

Отгадайте загадку Из малька выходят лапки -  Длинноногие ребятки.  В луже прыгает квакушка –  Длинноногая … Лягушка

Отгадайте загадку

Из малька выходят лапки - Длинноногие ребятки. В луже прыгает квакушка – Длинноногая

Лягушка

Определите, из какого произведения этот отрывок? «А у младшего сына, Ивана - царевича, стрела поднялась и улетела, сам не знает куда. Вот он шёл, дошёл до болота, видит - сидит лягушка, подхватила его стрелу». «Царевна – лягушка» русская народная сказка

Определите, из какого произведения этот отрывок?

«А у младшего сына, Ивана - царевича, стрела поднялась и улетела, сам не знает куда. Вот он шёл, дошёл до болота, видит - сидит лягушка, подхватила его стрелу».

«Царевна – лягушка»

русская народная сказка

«Иван – царевич и лягушка квакушка»

«Иван – царевич и лягушка квакушка»

Иван Яковлевич Билибин «Иван - царевич и лягушка - квакушка» Какое впечатление произвела на вас картина? Какой эпизод из сказки изобразил художник? Картинная галерея учебника

Иван Яковлевич Билибин

«Иван - царевич и лягушка - квакушка»

  • Какое впечатление произвела на вас картина?
  • Какой эпизод из сказки изобразил художник?

Картинная галерея учебника

Вспомни содержание сказки «Царевна-лягушка» по иллюстрациям художника И. Я. Билибина

Вспомни содержание сказки

«Царевна-лягушка»

по иллюстрациям художника

И. Я. Билибина

Пустил свою стрелу младший брат - улетела стрела никто не знает куда. Вот он шел-шел, дошел до грязного болота и видит, сидит на кочке лягушка-квакушка и его стрелу держит. «Иван – царевич и лягушка-квакушка»

Пустил свою стрелу младший брат - улетела стрела никто не знает куда. Вот он шел-шел, дошел до грязного болота и видит, сидит на кочке лягушка-квакушка и его стрелу держит.

«Иван – царевич и лягушка-квакушка»

-Какой эпизод из сказки изобразил художник?  - Опишите место, где происходит действие.   -Как попал сюда Иван-царевич?   - Можно ли догадаться, что это царский сын? Опишите одежду Ивана-царевича.   -Кого Иван – царевич увидел перед собой?   -Как выглядит лягушка?   -Как вы думаете, какое настроение у Ивана-царевича? Почему?   -Опишите лягушку.  -Какой стоит день? Какие краски выбрал художник для написания этой картины? - Какие чувства вызывает картина?

-Какой эпизод из сказки изобразил художник? - Опишите место, где происходит действие.  -Как попал сюда Иван-царевич?  - Можно ли догадаться, что это царский сын? Опишите одежду Ивана-царевича.  -Кого Иван – царевич увидел перед собой?  -Как выглядит лягушка?  -Как вы думаете, какое настроение у Ивана-царевича? Почему?  -Опишите лягушку. -Какой стоит день?

Какие краски выбрал художник для написания этой картины?

- Какие чувства вызывает картина?

Словарная работа. Кафтан -  старинная мужская долгополая верхняя одежда из тонкого сукна с высоким воротником и длинными рукавами.

Словарная работа.

Кафтан -

старинная мужская долгополая верхняя одежда из тонкого сукна с высоким воротником и длинными рукавами.

Словарная работа. Кушак -  деталь одежды, пояс из широкого куска ткани или шнура.

Словарная работа.

Кушак -

деталь одежды, пояс из широкого куска ткани или шнура.

Словарная работа. Мурмолка -  высокая шапка из бархата или парчи, с меховыми отворотами.

Словарная работа.

Мурмолка -

высокая шапка из бархата или парчи, с меховыми отворотами.

Словарная работа. Сафьяновые сапоги - сделанные из сафьяна - ярко окрашенной мягкой козьей или овечьей выделенной кожи. Голенище - часть сапога, которая охватывает ногу от колена до стопы.

Словарная работа.

Сафьяновые сапоги -

сделанные из сафьяна - ярко окрашенной мягкой козьей или овечьей выделенной кожи. Голенище - часть сапога, которая охватывает ногу от колена до стопы.

Дополните текст подходящими по смыслу словами.   Перед нами _______________. Она нарисована по мотивам _______________________.   На переднем плане ______________. Он одет в ________________ и такую же шапку, на ногах _____________. На поясе _____________. В руках ________. Иван-царевич очень   _________. Его _______________, и теперь он ________________.  Рядом с Иваном художник ________.  Ее ____________. Она ____________ и жалобно _________.   Герои встретились _________. Иван идет ______________. На болоте растут ________________.  За ними __________. По чистому ___________.   Мне картина ____________. Она _______________.

Дополните текст подходящими по смыслу словами.

Перед нами _______________. Она нарисована по мотивам _______________________.

На переднем плане ______________. Он одет в ________________ и такую же шапку, на ногах _____________. На поясе _____________. В руках ________. Иван-царевич очень   _________. Его _______________, и теперь он ________________. Рядом с Иваном художник ________.  Ее ____________. Она ____________ и жалобно _________.

Герои встретились _________. Иван идет ______________. На болоте растут ________________.  За ними __________. По чистому ___________.

Мне картина ____________. Она _______________.

Вспомните: Сколько частей можно выделить в тексте? Назовите их. Какая часть самая большая? Почему? Как записывается каждая часть?

Вспомните:

  • Сколько частей можно выделить в тексте?
  • Назовите их.
  • Какая часть самая большая? Почему?
  • Как записывается каждая часть?
План 1. Художник и его картина. 2. Иван-царевич и лягушка-квакушка. (Описание места действия и внешнего вида героев картины) 3. Цвет и настроение картины. 4. Моё отношение к картине.

План

1. Художник и его картина.

2. Иван-царевич и лягушка-квакушка. (Описание места действия и внешнего вида героев картины)

3. Цвет и настроение картины.

4. Моё отношение к картине.

Вступление. Общие сведения о художнике и картине передо мной, «Иван-царевич и лягушка-квакушка», И.Я. Билибина, репродукция картины,  художника-иллюстратора. известной русской народной сказки, на ней, из, изображена, «Царевна-лягушка», сцена. .

Вступление.

Общие сведения о художнике и картине

передо мной, «Иван-царевич и лягушка-квакушка», И.Я. Билибина, репродукция картины,  художника-иллюстратора. известной русской народной сказки, на ней, из, изображена, «Царевна-лягушка», сцена.

.

Основная часть Кто является главным героем описания в тексте основной части? Каким изображён Иван - царевич? к о ри чн евый к а фтан подп о ясан синим кушаком с а ф ь яновые с а п о ги шапка с отв о ротом дер жи т лук

Основная часть

  • Кто является главным героем описания в тексте основной части?
  • Каким изображён Иван - царевич?

к о ри чн евый к а фтан

подп о ясан синим кушаком

с а ф ь яновые с а п о ги

шапка с отв о ротом

дер жи т лук

Основная часть.  Передний план  Иван-царевич, на переднем плане картины, изображён. статный, высокий, и красивый, он.  подпоясанный широким голубым кушаком, в длинный расписной кафтан, Иван-царевич, одет. сапоги, молодца, у, сафьяновые, на ногах. с меховыми отворотами, у него, красная парчовая, а на голове, шапка. лук, красный,  держит , молодец, в руках.  Иван-царевич, и, растерян, очень, опечален. что ему, он, не знает, делать дальше. перед ним, лягушка, сидит, болотного цвета, темно-коричневыми полосками, с. внимательно, она, Ивана – царевича, смотрит, на, жалостливым взглядом.

Основная часть.

Передний план

Иван-царевич, на переднем плане картины, изображён. статный, высокий, и красивый, он. подпоясанный широким голубым кушаком, в длинный расписной кафтан, Иван-царевич, одет. сапоги, молодца, у, сафьяновые, на ногах. с меховыми отворотами, у него, красная парчовая, а на голове, шапка. лук, красный, держит , молодец, в руках. Иван-царевич, и, растерян, очень, опечален. что ему, он, не знает, делать дальше. перед ним, лягушка, сидит, болотного цвета, темно-коричневыми полосками, с. внимательно, она, Ивана – царевича, смотрит, на, жалостливым взглядом.

Основная часть О ком ещё нужно написать в тексте основной части? Какие слова и словосочетания подойдут для описания лягушки - квакушки ? мал еньк ая з е лёная с и дит на б о лотной ко чк е  подхв а тила его стр е лу 6 – 8 предложений

Основная часть

  • О ком ещё нужно написать в тексте основной части?
  • Какие слова и словосочетания подойдут для описания лягушки - квакушки ?

мал еньк ая

з е лёная

с и дит на б о лотной ко чк е

подхв а тила его стр е лу

6 – 8 предложений

Основная часть. Задний план. лес, на заднем плане, осенний, картины, изображен русский. облетевших берез, упираются, тонкие голые ветви, в тусклое серо-голубое небо.

Основная часть.

Задний план.

лес, на заднем плане, осенний, картины, изображен русский. облетевших берез, упираются, тонкие голые ветви, в тусклое серо-голубое небо.

Основная часть.  Цвет и настроение картины.  краски , яркие, при написании картины, художник использовал. с ярким орнаментом, красивой рамкой, картина украшена. из-за этого, ковёр, красивый праздничный, на, она похожа.

Основная часть.

Цвет и настроение картины.

краски , яркие, при написании картины, художник использовал. с ярким орнаментом, красивой рамкой, картина украшена. из-за этого, ковёр, красивый праздничный, на, она похожа.

Заключение Мое настроение, впечатления от картины.  картина , эта, понравилась, очень, мне. получилась, очень теплой, она, доброй, и.

Заключение

Мое настроение, впечатления от картины.

картина , эта, понравилась, очень, мне. получилась, очень теплой, она, доброй, и.

Концовка Мне п о нравилась … . См о трю на к а ртину и … . Обр а млена о рнам е нтом с … написана яркими красками много света похожа на сказо чн ый к о вёр 3 – 4 предложения

Концовка

Мне п о нравилась … .

См о трю на к а ртину и … .

Обр а млена о рнам е нтом с …

написана яркими красками

много света

похожа на сказо чн ый к о вёр

3 – 4 предложения

  яркие краски, много света, похожа на причудливый яркий ковёр; сказочно - праздничный декоративный стиль, затейливый узор, яркий орнамент с жуками, стрелами…  План: художник-иллюстратор, иллюстрации к русским народным сказкам; одна из картин 1.Художник и его картина. 2.Иван-царевич и лягушка-квакушка. (место действия, описание Ивана- царевича и лягушки-квакушки)  топкое, вязкое болото, лесная глушь; длинный(народный русский) кафтан, подпоясан кушаком, шапка с отворотом, сафьяновые сапоги, держит лук, удивлён, смотрит с грустью, опечален; на болотной кочке, внимательно смотрит, жалостливый взгляд, словно что-то хочет сказать  3. Цвет и  настроение  картины. 4.Моё отношение к картине.

яркие краски, много света, похожа на причудливый яркий ковёр; сказочно - праздничный декоративный стиль, затейливый узор, яркий орнамент с жуками, стрелами…

План:

художник-иллюстратор, иллюстрации к русским народным сказкам; одна из картин

1.Художник и его картина.

2.Иван-царевич и лягушка-квакушка.

(место действия,

описание Ивана-

царевича и лягушки-квакушки)

топкое, вязкое болото, лесная глушь;

длинный(народный русский) кафтан, подпоясан кушаком, шапка с отворотом, сафьяновые сапоги, держит лук, удивлён, смотрит с грустью, опечален;

на болотной кочке, внимательно смотрит, жалостливый взгляд, словно что-то хочет сказать

3. Цвет и

настроение

картины.

4.Моё отношение к картине.

Пример рассказа по картине И. Я. Билибина "Иван-царевич и лягушка-квакушка"

Передо мной репродукция картины художника – иллюстратора И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка – квакушка». На ней изображена сцена из известной русской народной сказки «Царевна лягушка».

На переднем плане картины изображен Иван-царевич. Он высокий, статный и красивый. Иван-царевич одет в длинный расписной кафтан, подпоясанный широким голубым кушаком. На ногах у молодца сафьяновые сапоги, а на голове красная парчовая шапка с меховыми отворотами. В руках молодец держит красный лук. Иван-царевич очень растерян и опечален. Он не знает, что ему делать дальше. Перед ним сидит огромная лягушка болотного цвета с темно-коричневыми полосками. Она внимательно смотрит на Ивана – царевича жалостливым взглядом.

На заднем плане картины изображен осенний русский лес. Тонкие голые ветви облетевших берез, упираются в тусклое серо-голубое небо.

При написании картины художник использовал яркие краски. Картина украшена красивой рамкой с ярким орнаментом . Из-за этого она похожа на красивый праздничный ковёр.

Мне очень понравилась эта картина. Она получилась очень теплой и доброй.

Проверяем работу! Прочитайте написанное, получился  ли у вас текст? Проверьте количество частей. Каждая часть текста написана с красной строки. Проверьте написание слов с орфограммами, в случае  затруднения спросите у учителя. Работа оформлена аккуратно . ! ? ? ! ! ? ? ! Благодарю за работу  на уроке!

Проверяем работу!

  • Прочитайте написанное, получился

ли у вас текст?

  • Проверьте количество частей. Каждая часть текста написана с красной строки.
  • Проверьте написание слов с орфограммами, в случае

затруднения спросите у учителя.

  • Работа оформлена аккуратно .

!

?

?

!

!

?

?

!

Благодарю за работу

на уроке!

01/26/2025 15

01/26/2025

15

Закончите предложения: Я сегодня узнал… Я научился… Мне было… Я рад…

Закончите предложения:

Я сегодня узнал…

Я научился…

Мне было…

Я рад…