СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация «Исторические и современные памятники Смоленска»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация знакомит с историческими и современными памятниками города Смоленска.

Просмотр содержимого документа
«Презентация «Исторические и современные памятники Смоленска»»

Вопрос сохранения исторического наследия заботит людей и государства с давних времен. В Российской Империи полезное нововведение по сохранению памятников принадлежит главному реформатору — Петру I. Он подписал первый в истории страны указ об охране памятников архитектуры в 1722 году. Объектом указа стал древний город Булгар — столица средневековой Волжской Булгарии, сейчас — историческое и почитаемое место на территории Республики Татарстан. Петр приказал провести охранные работы и сделать копии памятников Булгарского городища для дальнейшего их изучения. Указ послужил толчком к другим мероприятиям по сохранению культурного наследия, благодаря чему до нас дошли многочисленные памятники природы и архитектуры.

Вопрос сохранения исторического наследия заботит людей и государства с давних времен. В Российской Империи полезное нововведение по сохранению памятников принадлежит главному реформатору — Петру I. Он подписал первый в истории страны указ об охране памятников архитектуры в 1722 году. Объектом указа стал древний город Булгар — столица средневековой Волжской Булгарии, сейчас — историческое и почитаемое место на территории Республики Татарстан. Петр приказал провести охранные работы и сделать копии памятников Булгарского городища для дальнейшего их изучения. Указ послужил толчком к другим мероприятиям по сохранению культурного наследия, благодаря чему до нас дошли многочисленные памятники природы и архитектуры.

СОГБОУ «Духовщинская школа – интернат для обучающихся с ОВЗ» Исторические и современные памятники Смоленска Подготовила учитель математики Агапова Е.А.

СОГБОУ «Духовщинская школа – интернат для обучающихся с ОВЗ»

Исторические и современные памятники Смоленска

Подготовила учитель математики Агапова Е.А.

«Благодарная Россия — Героям 1812 года» Колоритный памятник полон символизма. Он представляет собой аккуратную и высокую каменную глыбу, на вершину которой взбирается вражеский воин. Там героя уже ждёт пара орлов, защищающих своё гнездо. В монументе отражены неприступность России и способность народа защищать свою родину, несмотря ни на что. Хотя памятник – посвящение героям Отечественной войны 1812 года, он подходит по смыслу и внешнему виду под любой конфликт.

«Благодарная Россия — Героям 1812 года»

Колоритный памятник полон символизма. Он представляет собой аккуратную и высокую каменную глыбу, на вершину которой взбирается вражеский воин. Там героя уже ждёт пара орлов, защищающих своё гнездо. В монументе отражены неприступность России и способность народа защищать свою родину, несмотря ни на что. Хотя памятник – посвящение героям Отечественной войны 1812 года, он подходит по смыслу и внешнему виду под любой конфликт.

«Защитникам Смоленска 4-5 августа 1812 года» Памятник поместили на главную аллею «Лопатинского сада». Проект принадлежит Антонио Адамани и датирован 1841 годом. Монумент отливали в Санкт-Петербурге из чугуна. Высота – порядка 26 метров. В нижней части изображён план сражения, а также историческая справка. На одной из сторон размещена копия иконы Смоленской Божьей Матери Одигитрии. В 1873 году около памятника установили две французские пушки.

«Защитникам Смоленска 4-5 августа 1812 года»

Памятник поместили на главную аллею «Лопатинского сада». Проект принадлежит Антонио Адамани и датирован 1841 годом. Монумент отливали в Санкт-Петербурге из чугуна. Высота – порядка 26 метров. В нижней части изображён план сражения, а также историческая справка. На одной из сторон размещена копия иконы Смоленской Божьей Матери Одигитрии. В 1873 году около памятника установили две французские пушки.

«Опалённый цветок» Памятник посвящён детям – узникам фашистских лагерей. Скульптора Александра Парфёнова получилась душераздирающей: бутон цветка сложен из детских силуэтов. Они объединены в форму шара, что вызывает чувство скорби. На листьях столь печального цветка автор выгравировал названия концлагерей. Торжественное открытие памятника состоялось в 2005 году в Парке Пионеров у крепостной стены.

«Опалённый цветок»

Памятник посвящён детям – узникам фашистских лагерей. Скульптора Александра Парфёнова получилась душераздирающей: бутон цветка сложен из детских силуэтов.

Они объединены в форму шара, что вызывает чувство скорби. На листьях столь печального цветка автор выгравировал названия концлагерей. Торжественное открытие памятника состоялось в 2005 году в Парке Пионеров у крепостной стены.

«Курган Бессмертия» Открытие мемориального комплекса состоялось в 1970 году. Автором идеи выступил архитектор Даниил Коваленко. Курган представляет собой усечённую пятигранную пирамиду. На его вершине – стела в форме развёрнутой книги. У подножья – Вечный огонь. Кроме того, памятник дополнен барельефом с изображением военных и гражданских людей, а также памятными надписями с призывами не забывать подвиг героев.

«Курган Бессмертия»

Открытие мемориального комплекса состоялось в 1970 году. Автором идеи выступил архитектор Даниил Коваленко. Курган представляет собой усечённую пятигранную пирамиду. На его вершине – стела в форме развёрнутой книги. У подножья – Вечный огонь. Кроме того, памятник дополнен барельефом с изображением военных и гражданских людей, а также памятными надписями с призывами не забывать подвиг героев.

«Скорбящая мать» Композиция находится в Реадовском парке, названном так по фамилии смоленского дворянского рода. Установка памятника и стены на его заднем плане датирована 1970 годом. Абстрактное изображение на стене момента казни мирных жителей связано с этим местом напрямую. Во время войны тут находился ров, куда сбрасывали тела убитых. Фигура скорбящей женщины – знак печали и поминовения всех погибших.

«Скорбящая мать»

Композиция находится в Реадовском парке, названном так по фамилии смоленского дворянского рода. Установка памятника и стены на его заднем плане датирована 1970 годом. Абстрактное изображение на стене момента казни мирных жителей связано с этим местом напрямую. Во время войны тут находился ров, куда сбрасывали тела убитых. Фигура скорбящей женщины – знак печали и поминовения всех погибших.

Памятник воинам, защитникам и освободителям Смоленска Месторасположения – площадь Победы. Памятник посвящён сразу трём войнам: русско-польской, Отечественной 1812 года и Великой Отечественной. В соответствие с этим на высоком пьедестале вокруг серого обелиска установлены фигуры солдат, одетых в формы разных периодов истории. У основания возложены бронзовые венки – символ вечного признания горожан своим защитникам и освободителям

Памятник воинам, защитникам и освободителям Смоленска

Месторасположения – площадь Победы. Памятник посвящён сразу трём войнам: русско-польской, Отечественной 1812 года и Великой Отечественной. В соответствие с этим на высоком пьедестале вокруг серого обелиска установлены фигуры солдат, одетых в формы разных периодов истории. У основания возложены бронзовые венки – символ вечного признания горожан своим защитникам и освободителям

Памятник В. И. Ленину Работа скульптора Льва Кербеля и архитектора Бориса Тхора относится к числу не серийных. У неё нет аналогов в других городах. Вождь мирового пролетариата одет в развивающийся плащ, в его позе выражается решимость. Стоит Ленин на одноименной площади с 1967 года. Пьедестал представляет собой каменную глыбу с намеренно неровными выступами. Общая высота памятника – 9 метров, а самой скульптуры – 6,5 метров.

Памятник В. И. Ленину

Работа скульптора Льва Кербеля и архитектора Бориса Тхора относится к числу не серийных. У неё нет аналогов в других городах. Вождь мирового пролетариата одет в развивающийся плащ, в его позе выражается решимость. Стоит Ленин на одноименной площади с 1967 года. Пьедестал представляет собой каменную глыбу с намеренно неровными выступами. Общая высота памятника – 9 метров, а самой скульптуры – 6,5 метров.

Бюст А. С. Пушкина Находится в одном из самых живописных мест города, который называют «Пушкинским уголком». Сквер разбили незадолго до установки памятника в 1976 году. Бюст писателя сделан из бронзы и помещён на гранитный постамент. Автор проекта – Екатерина Белашова. Её Пушкин задумчив, подпирает голову левой рукой и смотрит вниз. Памятник – подарок Смоленскому центральному парку от Министерства культуры.

Бюст А. С. Пушкина

Находится в одном из самых живописных мест города, который называют «Пушкинским уголком». Сквер разбили незадолго до установки памятника в 1976 году. Бюст писателя сделан из бронзы и помещён на гранитный постамент. Автор проекта – Екатерина Белашова. Её Пушкин задумчив, подпирает голову левой рукой и смотрит вниз. Памятник – подарок Смоленскому центральному парку от Министерства культуры.

Исторические и современные  памятники Москвы

Исторические и современные

памятники Москвы

Могила Неизвестного Солдата Располагается у Кремлёвской стены. Существует с 1967 года. 30 лет спустя здесь появился почётный караул. Мемориал включает в себе могилу неизвестного солдата, аллею городов-героев, Вечный огонь и стелу городов воинской славы. В центре композиции – плита, на которой лежат бронзовые каска, лавровая ветвь и боевое знамя. В каждой тумбе находится земля, привезённая из городов-героев. Является объектом культурного наследия.

Могила Неизвестного Солдата

Располагается у Кремлёвской стены. Существует с 1967 года. 30 лет спустя здесь появился почётный караул. Мемориал включает в себе могилу неизвестного солдата, аллею городов-героев, Вечный огонь и стелу городов воинской славы. В центре композиции – плита, на которой лежат бронзовые каска, лавровая ветвь и боевое знамя. В каждой тумбе находится земля, привезённая из городов-героев. Является объектом культурного наследия.

Памятник Минину и Пожарскому Установлен в 1818 году к 200-летию со дня победы отечественных ополченцев над интервентами. Первый монумент столицы, до этого в честь памятных событий устанавливали только арки и храмы. Автор проекта – И. Мартос. Материалы – латунь и медь, постамент из гранита. Фигуры Минина и Пожарского напоминают античные статуи, но есть и традиционные для России элементы. Сейчас памятник стоит у собора Василия Блаженного.

Памятник Минину и Пожарскому

Установлен в 1818 году к 200-летию со дня победы отечественных ополченцев над интервентами. Первый монумент столицы, до этого в честь памятных событий устанавливали только арки и храмы. Автор проекта – И. Мартос. Материалы – латунь и медь, постамент из гранита. Фигуры Минина и Пожарского напоминают античные статуи, но есть и традиционные для России элементы. Сейчас памятник стоит у собора Василия Блаженного.

Монумент Победы Входит в состав Парка победы на Поклонной горе. Общая площадь парка – 135 га. Проект реализован к 1995 году. Высота Монумента Победы – 141,8 метров. Цифра не случайна: 1418 дней и ночей длилась Великая Отечественная. На обелиске закреплена богиня Ника, а у подножья – Георгий Победоносец. Также в парке находится памятник воинам-интернационалистам, композиция «Трагедия народов», Памятник защитникам земли Российской.

Монумент Победы

Входит в состав Парка победы на Поклонной горе. Общая площадь парка – 135 га. Проект реализован к 1995 году. Высота Монумента Победы – 141,8 метров. Цифра не случайна: 1418 дней и ночей длилась Великая Отечественная. На обелиске закреплена богиня Ника, а у подножья – Георгий Победоносец. Также в парке находится памятник воинам-интернационалистам, композиция «Трагедия народов», Памятник защитникам земли Российской.

Памятник Петру I Возведён на искусственном острове Москвы-реки в 1997 году. Общая высота – 98 метров, фигура самого Петра – 18 метров. Один из самых высоких памятников в стране. Автор – Зураб Церетели. Создавался в честь 300-летия российского флота. В скульптурной композиции много деталей, в том числе корабли, флаги, свитки. Памятник получил множество отрицательных оценок и считается одной из худших работ скульптора.

Памятник Петру I

Возведён на искусственном острове Москвы-реки в 1997 году. Общая высота – 98 метров, фигура самого Петра – 18 метров. Один из самых высоких памятников в стране. Автор – Зураб Церетели. Создавался в честь 300-летия российского флота. В скульптурной композиции много деталей, в том числе корабли, флаги, свитки. Памятник получил множество отрицательных оценок и считается одной из худших работ скульптора.

«Рабочий и колхозница» Автор скульптурной группы – Вера Мухина. Состоит из женской и мужской фигур, которые запечатлены в движении и держат в вытянутых руках серп и молот. Монумент был создан к парижской международной выставке 1937 года. Вернувшись оттуда, установлен на ВДНХ. Не реставрировался вплоть до 2003 года и серьёзно пострадал из-за коррозии. В 2009 году прошло повторное открытие. Высота – 24,5 метра, вес – 185 тонн .

«Рабочий и колхозница»

Автор скульптурной группы – Вера Мухина. Состоит из женской и мужской фигур, которые запечатлены в движении и держат в вытянутых руках серп и молот. Монумент был создан к парижской международной выставке 1937 года. Вернувшись оттуда, установлен на ВДНХ. Не реставрировался вплоть до 2003 года и серьёзно пострадал из-за коррозии. В 2009 году прошло повторное открытие. Высота – 24,5 метра, вес – 185 тонн .

Триумфальные ворота В 1837 году на площади Тверская застава была сооружена из дерева первая арка. Её создание приурочили к празднованию годовщины победы над войсками Наполеона. Когда территорию начали обновлять в 30-х годах прошлого века, памятник разобрали. Его восстановили в 1966 году, но перенесли на Кутузовский проспект. С той поры триумфальные ворота стали железобетонными, украшенными гранитом и чугунными деталями.

Триумфальные ворота

В 1837 году на площади Тверская застава была сооружена из дерева первая арка. Её создание приурочили к празднованию годовщины победы над войсками Наполеона. Когда территорию начали обновлять в 30-х годах прошлого века, памятник разобрали. Его восстановили в 1966 году, но перенесли на Кутузовский проспект. С той поры триумфальные ворота стали железобетонными, украшенными гранитом и чугунными деталями.

Памятник Владимиру Великому Возведён на Боровицкой площади в 2016 году. Долго выбиралось место для установки. Старались угодить общественности и избежать проблем с ЮНЕСКО, так как организация запрещает менять облик объектов культурного наследия. За проект отвечал С. Щербаков. Высота – 17,5 метра. Памятник освятил патриарх Кирилл. Владимир держит в одной руке высокий крест, а другу положил на меч, находящийся в ножнах .

Памятник Владимиру Великому

Возведён на Боровицкой площади в 2016 году. Долго выбиралось место для установки. Старались угодить общественности и избежать проблем с ЮНЕСКО, так как организация запрещает менять облик объектов культурного наследия. За проект отвечал С. Щербаков. Высота – 17,5 метра. Памятник освятил патриарх Кирилл. Владимир держит в одной руке высокий крест, а другу положил на меч, находящийся в ножнах .

«Покорителям космоса» Монумент, посвященный достижениям советской космической отрасли, открыли в Останкинском районе в 1964 году. 107-метровая стела с ракетой на конце устремляется в небо. Выполнена из титана. От монумента до Останкинского проезда тянется Аллея космонавтов. Вдоль дорожки установлены памятники в честь выдающихся представителей отечественной космонавтики, включая В. Терешкову, П. Беляева и А. Леонова.

«Покорителям космоса»

Монумент, посвященный достижениям советской космической отрасли, открыли в Останкинском районе в 1964 году. 107-метровая стела с ракетой на конце устремляется в небо. Выполнена из титана. От монумента до Останкинского проезда тянется Аллея космонавтов. Вдоль дорожки установлены памятники в честь выдающихся представителей отечественной космонавтики, включая В. Терешкову, П. Беляева и А. Леонова.

Памятник Юрию Никулину  (на Цветном бульваре) Установлен на Цветном бульваре в 2000 году. Композиция состоит из фигуры артиста и автомобиля-кабриолета. Скульптор Рукавишников хотел создать следующую картину: молодой Никулин только что вышел из припаркованной машины и направляется к цирку. Отливали статую Никулина в России, а авто – в Италии. Первоначальная задумка – разместить памятник на проезжей части, но в ГИБДД не дали добро.

Памятник Юрию Никулину

(на Цветном бульваре)

Установлен на Цветном бульваре в 2000 году. Композиция состоит из фигуры артиста и автомобиля-кабриолета. Скульптор Рукавишников хотел создать следующую картину: молодой Никулин только что вышел из припаркованной машины и направляется к цирку. Отливали статую Никулина в России, а авто – в Италии. Первоначальная задумка – разместить памятник на проезжей части, но в ГИБДД не дали добро.

Исторические и современные памятники Санкт-Петербурга

Исторические и современные

памятники Санкт-Петербурга

Александровская колонна Название дано в честь Александра I, правившего в годы Отечественной войны 1812 года. В честь победы в 1834 году на главной площади города и появилась триумфальная колонна. Высота памятника вместе с венчающим его ангелом – 47,5 метра, что делает проект О. Монферрана самой высокой свободностоящей колонной в мире. Выполнена из гранитного монолита и сохраняет природную красоты камня.

Александровская колонна

Название дано в честь Александра I, правившего в годы Отечественной войны 1812 года. В честь победы в 1834 году на главной площади города и появилась триумфальная колонна. Высота памятника вместе с венчающим его ангелом – 47,5 метра, что делает проект О. Монферрана самой высокой свободностоящей колонной в мире. Выполнена из гранитного монолита и сохраняет природную красоты камня.

«Медный всадник» Памятник Петру I, отлитый из бронзы, стоит на каменном монолите внушительных размеров. Его заказала Екатерина II у скульптора Э. Фальконе, который работал вместе с ученицей А. М. Колло. Открытие состоялось в 1782 году, но уже без присутствия мастера, покинувшего город из-за интриг во дворце. Императрица приказала написать на памятнике «Петру I Екатерина II», подчёркивая, что «вторая» она именно после основателя Петербурга.

«Медный всадник»

Памятник Петру I, отлитый из бронзы, стоит на каменном монолите внушительных размеров. Его заказала Екатерина II у скульптора Э. Фальконе, который работал вместе с ученицей А. М. Колло. Открытие состоялось в 1782 году, но уже без присутствия мастера, покинувшего город из-за интриг во дворце. Императрица приказала написать на памятнике «Петру I Екатерина II», подчёркивая, что «вторая» она именно после основателя Петербурга.

Памятник Екатерине II Открыт в 1873 году на площади Островского. Императрица по задумке скульптора М. Микешина стоит в формально-торжественной позе с атрибутами власти в руках и короной у ног. Памятник полон символизма. Например, пьедестал напоминает колокол, а бронзовая скульптура Екатерины II значительно выше её подданных – видных деятелей того времени, чьи фигуры располагаются у основания композиции.

Памятник Екатерине II

Открыт в 1873 году на площади Островского. Императрица по задумке скульптора М. Микешина стоит в формально-торжественной позе с атрибутами власти в руках и короной у ног. Памятник полон символизма. Например, пьедестал напоминает колокол, а бронзовая скульптура Екатерины II значительно выше её подданных – видных деятелей того времени, чьи фигуры располагаются у основания композиции.

Монумент героическим защитникам Ленинграда Его созданием занимались С. Сперанский, М. Аникушин, В. Каменский. Открытие приурочили к 30-ому Дню победы в 1975 году. Рядом в годы войны пролегала фронтовая дорога. Центральная часть мемориала – обелиск высотой в 48 метров. Перед ним две фигуры – солдат и рабочий, что показывает, насколько подвиг обоих был важен в деле борьбы с захватчиками и оценён современника. С 1978 года работает подземный памятный зал.

Монумент героическим защитникам Ленинграда

Его созданием занимались С. Сперанский, М. Аникушин, В. Каменский. Открытие приурочили к 30-ому Дню победы в 1975 году. Рядом в годы войны пролегала фронтовая дорога. Центральная часть мемориала – обелиск высотой в 48 метров. Перед ним две фигуры – солдат и рабочий, что показывает, насколько подвиг обоих был важен в деле борьбы с захватчиками и оценён современника. С 1978 года работает подземный памятный зал.

Памятник А. С. Пушкину Центральный объект площади Искусств. Напротив – Государственный Русский музей. Год установки – 1957. Высота вместе с постаментом – около 8 метров. Автору проекта М. Аникушина поставили задачу – вписать своё произведение в сложившийся архитектурный стиль площади. Справиться с этим скульптору удалось: он даже удостоился Ленинской премии за эту работу. Его Пушкин как будто замер в моменте чтения своих стихов.

Памятник А. С. Пушкину

Центральный объект площади Искусств. Напротив – Государственный Русский музей. Год установки – 1957. Высота вместе с постаментом – около 8 метров. Автору проекта М. Аникушина поставили задачу – вписать своё произведение в сложившийся архитектурный стиль площади. Справиться с этим скульптору удалось: он даже удостоился Ленинской премии за эту работу. Его Пушкин как будто замер в моменте чтения своих стихов.

Памятник А. В. Суворову Первый памятник страны, установленный некоронованной особе. Заказал его Павел I, и в 1801 году монумент появился на одноименной площади. Скульптор М. Козловский допустил сильное отступление от реальности, изобразив полководца древнеримским богом Марсом. Ассоциация с войной и победами оказалась важнее внешнего сходства. «Суворов» стоит на высоком постаменте, готовый вести за собой армию в бой.

Памятник А. В. Суворову

Первый памятник страны, установленный некоронованной особе. Заказал его Павел I, и в 1801 году монумент появился на одноименной площади. Скульптор М. Козловский допустил сильное отступление от реальности, изобразив полководца древнеримским богом Марсом. Ассоциация с войной и победами оказалась важнее внешнего сходства. «Суворов» стоит на высоком постаменте, готовый вести за собой армию в бой.

«Чижик-Пыжик» Бронзовую птичку можно найти на парапете моста вблизи Михайловского замка. Здесь она стоит с 1994 года. Автор проекта – Р. Габриадзе. Высота – всего 11 см. Памятник сделан по мотивам текста шуточной песенки. «Чижика» воровали 7 раз, но каждый раз он возвращался на законное место. Есть примета, что удача улыбнётся тому, кто бросит птичке монетку, и она не упадёт в воду с небольшого по площади постамента.

«Чижик-Пыжик»

Бронзовую птичку можно найти на парапете моста вблизи Михайловского замка. Здесь она стоит с 1994 года. Автор проекта – Р. Габриадзе. Высота – всего 11 см. Памятник сделан по мотивам текста шуточной песенки. «Чижика» воровали 7 раз, но каждый раз он возвращался на законное место. Есть примета, что удача улыбнётся тому, кто бросит птичке монетку, и она не упадёт в воду с небольшого по площади постамента.

Памятник Н. В. Гоголю Изначально планировалось установить его к 100-летию писателя. Однако власти никак не могли утвердить проект. В итоге, скульптура появилась только в 1997 году на Малой Конюшенной улице. Общая высота памятника – около 5 метров. Разработка велась под руководством скульптора М. Белова. Отходить от классического образа он не стал: бронзовый Гоголь стоит в задумчивости, немного склонив голову.

Памятник Н. В. Гоголю

Изначально планировалось установить его к 100-летию писателя. Однако власти никак не могли утвердить проект. В итоге, скульптура появилась только в 1997 году на Малой Конюшенной улице. Общая высота памятника – около 5 метров. Разработка велась под руководством скульптора М. Белова. Отходить от классического образа он не стал: бронзовый Гоголь стоит в задумчивости, немного склонив голову.

Россия славится своими памятниками, среди которых есть по-настоящему подлинные произведения искусства. Памятник являет собой идею, воплощенную в камень и призванную вызывать у человека определённые чувства и ассоциации при виде этой статуи. Львиная доля памятников и исторических зданий сосредоточена в двух столицах России – Москве и Санкт-Петербурге, но это не значит, что в других городах не на что посмотреть.

Россия славится своими памятниками, среди которых есть по-настоящему подлинные произведения искусства.

Памятник являет собой идею, воплощенную в камень и призванную вызывать у человека определённые чувства и ассоциации при виде этой статуи.

Львиная доля памятников и исторических зданий сосредоточена в двух столицах России – Москве и Санкт-Петербурге, но это не значит, что в других городах не на что посмотреть.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!