СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к исследовательской работе "Дети войны"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к исследовательской работе "Дети войны"

Просмотр содержимого документа
«Презентация к исследовательской работе "Дети войны"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Посудичская ООШ Межрайонное историко-краеведческая конференция «Страницы истории Погарского края»(7-е Луферовские чтения).   Номинация « Земляки». Тема работы «Дети войны». Подготовила: Сосик Полина Николаевна, учащаяся 9 класса, 11. 09. 2001 г. р. Основное место учёбы: МБОУ Посудичская ООШ Адрес образовательной организации с индексом: 243552 Брянская область, Погарский район, с. Посудичи, ул. Советская, д. 65 Домашний адрес: 243552 Брянская область, Погарский район, с. Посудичи, ул. Советская, д. 84 Контактный телефон: 8-900-357-57-58 E-mail: Lyudmila . Sosik @ yandex . ru   Руководители: Дубинская Татьяна Ивановна, учитель истории МБОУ Посудичская ООШ Сосик Людмила Васильевна, учитель технологии МБОУ Посудичская ООШ Адрес места работы с индексом: 243552 Брянская обл., Погарский район, ул. Советская, д. 65  с. Посудичи – 2017 год.
  • Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
  • Посудичская ООШ
  • Межрайонное историко-краеведческая конференция «Страницы истории Погарского края»(7-е Луферовские чтения).

Номинация « Земляки».

  • Тема работы «Дети войны».
  • Подготовила:
  • Сосик Полина Николаевна, учащаяся 9 класса, 11. 09. 2001 г. р.
  • Основное место учёбы: МБОУ Посудичская ООШ
  • Адрес образовательной организации с индексом: 243552 Брянская область, Погарский район, с. Посудичи, ул. Советская, д. 65
  • Домашний адрес: 243552 Брянская область, Погарский район, с. Посудичи, ул. Советская, д. 84
  • Контактный телефон: 8-900-357-57-58
  • E-mail: Lyudmila . Sosik @ yandex . ru
  •  
  • Руководители:
  • Дубинская Татьяна Ивановна, учитель истории МБОУ Посудичская ООШ
  • Сосик Людмила Васильевна, учитель технологии МБОУ Посудичская ООШ
  • Адрес места работы с индексом: 243552 Брянская обл., Погарский район, ул. Советская, д. 65

с. Посудичи – 2017 год.

 Оглавление:   Введение. Беседа с Субботенко Владимиром Сергеевичем о нелёгком детстве, которое выпало на самое страшное время в истории нашей страны: годы Великой Отечественной войны. Заключение. Список исторических источников и используемой литературы. Приложение.  
  • Оглавление:
  •  
  • Введение.
  • Беседа с Субботенко Владимиром Сергеевичем о нелёгком детстве, которое выпало на самое страшное время в истории нашей страны: годы Великой Отечественной войны.
  • Заключение.
  • Список исторических источников и используемой литературы.
  • Приложение.

 

1.Дети войны… Сегодня мы часто слышим это словосочетание с экранов телевизоров, но понимаем ли, о ком именно идёт речь. Эта война, самая народная и поистине самая священная из всех войн на земле, навсегда останется великим уроком мужества. Память о событиях 1941 – 1945 годов жива и сегодня. Её хранили, и будем хранить мы – внуки и правнуки тех людей, которых опалила своим крылом война. И это не только солдаты, их матери и жёны, но и дети. Им тоже пришлось пережить очень страшные времена. А мы не стали памяти перечить И, вспомнив дни далёкие, когда Упала нам на маленькие плечи Огромная недетская беда.   Была земля и жёсткой, и метельной, Была судьба у всех людей одна, У нас и детства не было отдельно, А были вместе – детство и война 1 .
  • 1.Дети войны… Сегодня мы часто слышим это словосочетание с экранов телевизоров, но понимаем ли, о ком именно идёт речь. Эта война, самая народная и поистине самая священная из всех войн на земле, навсегда останется великим уроком мужества.
  • Память о событиях 1941 – 1945 годов жива и сегодня. Её хранили, и будем хранить мы – внуки и правнуки тех людей, которых опалила своим крылом война. И это не только солдаты, их матери и жёны, но и дети. Им тоже пришлось пережить очень страшные времена.
  • А мы не стали памяти перечить
  • И, вспомнив дни далёкие, когда
  • Упала нам на маленькие плечи
  • Огромная недетская беда.
  •  
  • Была земля и жёсткой, и метельной,
  • Была судьба у всех людей одна,
  • У нас и детства не было отдельно,
  • А были вместе – детство и война 1 .
Мой земляк – дедушка Владимир Сергеевич. Именно о таких говорят: «Дети войны».

Мой земляк – дедушка Владимир Сергеевич. Именно о таких говорят: «Дети войны».

Вспоминая и рассказывая о своём детстве, Владимир Сергеевич очень нервничал, часто вставал и ходил из угла в угол, закуривая очередную сигарету. Слушая его, я не могла сдержать слёз, казалось, он разговаривает не со мной, а с тем, с кем он был в те далёкие военные годы. А сейчас послушайте нашу беседу с моим собеседником. 2. Владимир Сергеевич, расскажите, что Вы запомнили о своём детстве и о своей семье в то страшное для всех людей время? - Родился я 24 июня 1937 года в посёлке Воронок Стародубского района. Отец – Субботенко Сергей Исаакович, мать – Фурсеева Надежда Сергеевна 1912 года рождения.  
  • Вспоминая и рассказывая о своём детстве, Владимир Сергеевич очень нервничал, часто вставал и ходил из угла в угол, закуривая очередную сигарету. Слушая его, я не могла сдержать слёз, казалось, он разговаривает не со мной, а с тем, с кем он был в те далёкие военные годы.
  • А сейчас послушайте нашу беседу с моим собеседником.
  • 2. Владимир Сергеевич, расскажите, что Вы запомнили о своём детстве и о своей семье в то страшное для всех людей время?
  • - Родился я 24 июня 1937 года в посёлке Воронок Стародубского района. Отец – Субботенко Сергей Исаакович, мать – Фурсеева Надежда Сергеевна 1912 года рождения.

 

  • В семье было трое детей: я – самый старший, затем Анатолий 1939 года рождения, а вот брат – Григорий 1940 года рождения был совсем маленький, мать носила его на руках.
  • Жили в Воронке на улице Песчанки. Отец работал в колхозе трактористом, мать была домохозяйкой. По зимам отец подрабатывал сапожником (шил и латал сапоги). За починку сапог односельчане несли масло подсолнечное, сало, яйца…. Да что говорить, всему были рады.
  • Работали тогда все за трудодни. Привозили домой снопы зерна, и молотили цепами во дворе. Держали своё хозяйство – была корова, куры, свиньи…
  • Сажали огород, выращивали овощи себе на жизнь.
  • Дом был на два входа. С одной стороны жила наша семья, а с другой – мой старенький дедушка.
  • - Сколько Вам было лет на начало войны?
  • - 4 года.
  • - А что Вы помните о начале войны?
  • - Как началась война, сразу всех мужчин не забрали защищать Родину. Так как отец был трактористом, то ему сказали перегнать трактор на восток, в сторону Трубчевска. Возле Трубчевска их догнали немецкие войска и остановили. Забрали всю технику, а мужчин отправили домой.
  • В первые дни войны немцы заняли Воронок…
  • Это был осенний тёплый день. Возле нашего дома остановилась немецкая походная кухня, и был обед. Запомнился суп–лапша.
  • Солдаты подходили к кухне со своими котелками, им наливали лапшу и они отходили в сторону, смотрели, где «поудобней» разместиться. Ложки у них были универсальные – с одной стороны – ложка, а с другой – вилка (для удобства). Она складывалась, как перочинный ножик.
  • Немцы ходили по домам, собирали яички из-под кур. Одно-два брали каждый день с каждого подворья. К нам прибежал как- то немец и стал требовать яички, отец говорит: «Ваши уже были, забрали. У нас больше нет!». Но фриц не поверил и полез в сарай и позвал туда отца. Облазили весь сарай, и на вышках побыли…, яиц не было. И он ушёл.
  • А на другой стороне улицы, возле дома сидели соседские мужчины и рассуждали между собой: «Было бы у нас оружие, мы бы им устроили пляску!». Мне очень хорошо запомнились эти слова.
  • А вот ещё один момент…
  • Когда немецкий повар накормил своих солдат, то в баке оставался суп-лапша (они её очень любили). Он выбрал остатки пищи в ведро, посмотрел. Хотел вылить на улицу, но было как-то неудобно. Увидел мою мать, позвал её «Матка!», подал ей ведро и сказал: «Киндер, киндер! Гут!!!». Что, мол, накормишь своих детей. Мать взяла ведро, вылила лапшу дома в чугун, и отдала пустое ведро немцу.
  • - Владимир Сергеевич, а как немцы относились к мирному населению?
  • - Поначалу немцы не зверствовали, вели себя терпимо.
  • Я видел, как гнали наших военнопленных. Шли колоннами, а жители выбегали из своих домов и на ходу протягивали пленным еду, кто картошку в «мундире», кто краюху хлеба…(кто что мог).
  • Конвой пробовал отгонять сельчан, но не били, люди успевали сунуть что-нибудь в руки нашим солдатам.
  • Когда согнали пленных, то они стали немцам помехой. Их ведь надо было худо-бедно кормить. Тогда немцы предложили разбирать их мирному населению по домам.
  • Даже было такое…, приходили женщины-солдатки и обманом забирали себе мужчин. Говорили, что я с ним буду жить, создавать семью. Так, тётка Верка взяла себе в дом узбека.
  • У нас в доме тоже жили два военнопленных. Отец на то время был ещё дома. Нам было «попроще».
  • Пришла весна. Расцвела сирень. Мы оказались с матерью на улице. Недалеко от нас сидел немец и играл на губной гармошке. Мать говорит: « Володь, иди, сломай веточку сирени и подари дяде-немцу».
  • Я подошёл осторожно, потихонечку с протянутой рукой и дал ему цветок. Немец взял сирень, погладил меня по голове, достал плоскую металлическую коробочку, открыл её и насыпал в мою грязную ладошку конфет (леденцов). Это было монпансье.
  • Когда немцы стали отступать, появились карательные отряды…
  • Вот тогда и стали немцы зверствовать. Мирные жители были вынуждены спасаться в лесах. Помню, перед освобождением Воронка (1943 год) мы оказались в лесу. Очень много людей, домашнего скота….Жили там не один день – горели костры, готовили себе пищу. Слышал визг свиней, наверное, резали, чтобы было пропитание.
  • Воронок освободили 23 сентября 1943 года.
  • - Как выглядела Ваша « малая Родина» после освобождения от немцев?
  • - Наша семья вместе с односельчанами вернулась домой из леса. Трое братьев сразу рванули к дому и хотели забежать в хату, но отец нас остановил. Нашёл толстую палку метра полтора, бросил (катанул) в первую комнату, покатил во вторую комнату…, так он проверял дом на заминирование. Убедившись, что всё в порядке, семья вошла в свой дом.
  • На полу было очень много настелено соломы, наверняка, спали солдаты.
  • Через какое-то время наши войска вошли в посёлок Воронок (это была ночь). В нашем доме остановился штаб (повсюду были провода, коммутатор, находились офицеры). В штаб забегали солдаты, докладывали, им отдавали приказы, и они убегали. Ежеминутно трещал телефон…
  • В окно было видно, как шли наши войска сплошным потоком (как лавина), не было видно конца.
  • От снарядов горели дома, сараи…. Было страшное зарево, которое разливалось по всему небу. И была слышна канонада.
  • - Владимир Сергеевич, как изменилась жизнь Вашей семьи после изгнания немцев из Воронка?
  • - Через два-три дня пошла демобилизация (1943 год), забирали на фронт мужчин, которых не успели забрать в 1941 году.
  • Забрали и нашего отца…
  • Мать несла маленького Гришу на руках, а я, с братом шёл рядом. Провожали отца на фронт.
  • Когда прощались, отец у меня спросил « Что тебе привезти, когда буду возвращаться с Победой?». Хорошо помню, что я попросил гармошку…
  • Это был последний момент, когда я видел своего отца. С фронта он не вернулся. Я запомнил его фигуру, а вот лицо никак не могу вспомнить
Сохранилась фотография.

Сохранилась фотография.

Пришла похоронка (где-то, через полгода) на отца, мать конечно не поверила. Вскоре в посёлок пришёл раненый сосед, его вместе с отцом забирали на фронт. Мать побежала к нему узнать что-нибудь про нашего отца. Сосед сказал, что он погиб, и мы с друзьями его сами хоронили на кладбище в деревне Василевичи в Белоруссии. Тогда мать решила переехать в Погар, к своей родне (она родом была из Погара). Жили по улице Урицкого, дом 87. Домик был маленький, еле помещались – мать и нас трое, тётка Верка с двумя девочками, дед с бабкой (все в одной комнатке).
  • Пришла похоронка (где-то, через полгода) на отца, мать конечно не поверила. Вскоре в посёлок пришёл раненый сосед, его вместе с отцом забирали на фронт. Мать побежала к нему узнать что-нибудь про нашего отца. Сосед сказал, что он погиб, и мы с друзьями его сами хоронили на кладбище в деревне Василевичи в Белоруссии.
  • Тогда мать решила переехать в Погар, к своей родне (она родом была из Погара). Жили по улице Урицкого, дом 87.
  • Домик был маленький, еле помещались – мать и нас трое, тётка Верка с двумя девочками, дед с бабкой (все в одной комнатке).
  • Летом 1944 года умер дед, через месяц умер мой брат Толик, через две недели умирает маленький братишка – Гриша (голод и болезни). Мать сильно переживала, даже было время, когда она хотела свести счёты с жизнью (хотела утопиться).
  • Было очень тяжелое для нас (и для всего народа) время – голод, холод, различные болезни от истощения.
  • Осенью ходили в поле, собирали мёрзлую картошку, промывали, растирали и пекли «тошнотики». Они были чёрные, вонючие…. От них и рвота была, и расстройство желудка. По большей части не кушали, а травили себя.
  • Пришла весна и тут стало «полегче». Выросла крапива, лебеда. Люди были ослаблены, огороды копали под лопату. Сеять было нечего (кто что нашёл).
  • Мать получала за погибшего отца 60 рублей. Начали брать займ на восстановление страны. Самим было нечего есть, а подписываться заставляли. И эти деньги почти и уходили на этот займ.
  • В 1945 году стало жить лучше людям, собрали с огорода какой-никакой урожай, в основном уродила кукуруза.
  • «Лупили» початки кукурузы, и зёрнышки пекли на плите. Они лопались и увеличивались – это и была наша еда. В школу идёшь, насыпаешь в карманы кукурузы и бросаешь в рот целый день.
До школы зимой утром обязательно бегал с санками за речку, насекал топором лозы, чтобы было чем топиться. Помню, мы с одноклассником шли в школу, и встретилась нам женщина возле пекарни, поздоровались, и она дала нам пряник. Разломили мы этот пряник пополам, и Гриша предложил не есть его сразу, а рассасывать, чтобы обмануть голод (дольше хватит). Да какое там…, мы его проглотили, как и не было его вовсе. Гриша говорит: « Хоть бы кто ещё нам встретился и дал хотя бы кусочек хлебушка». В школе ребята видели, что я приходил с кукурузой, и просили: « Володь, дай кийков». Эти ребята жили покрепче, и у них был хлебушек. Я говорил: « Я вам – кукурузу, а вы мне – хлеба». Вот так и менялись… А однажды ко мне подходит соседская девочка, спрятала под платок кусок хлеба, отозвала меня в сторону и говорит: « Володь, на вот тебе хлеба, но на кийки не меняй больше!». В школе на четырёх человек выдавали один учебник, писали перьевыми ручками, были чернильницы.
  • До школы зимой утром обязательно бегал с санками за речку, насекал топором лозы, чтобы было чем топиться.
  • Помню, мы с одноклассником шли в школу, и встретилась нам женщина возле пекарни, поздоровались, и она дала нам пряник. Разломили мы этот пряник пополам, и Гриша предложил не есть его сразу, а рассасывать, чтобы обмануть голод (дольше хватит). Да какое там…, мы его проглотили, как и не было его вовсе. Гриша говорит: « Хоть бы кто ещё нам встретился и дал хотя бы кусочек хлебушка».
  • В школе ребята видели, что я приходил с кукурузой, и просили: « Володь, дай кийков». Эти ребята жили покрепче, и у них был хлебушек. Я говорил: « Я вам – кукурузу, а вы мне – хлеба». Вот так и менялись…
  • А однажды ко мне подходит соседская девочка, спрятала под платок кусок хлеба, отозвала меня в сторону и говорит: « Володь, на вот тебе хлеба, но на кийки не меняй больше!».
  • В школе на четырёх человек выдавали один учебник, писали перьевыми ручками, были чернильницы.
  • В свободное время мы, мальчишки, сидели очень часто возле пекарни, дежурили, когда будут выносить огарки хлеба из противней. Мы их быстро собирали и ели.
  • А вот хлеб выдавали по карточкам, очередь за хлебом занимали с ночи. Потерял карточки или кто стащил – месяц будешь сидеть без хлеба. Хлеб в то время пекли из кукурузы.
  • - Владимир Сергеевич, как Вы встретили Победу?
  • - 9 мая 1945 года я вышел на улицу. Был ясный солнечный день. Я сел возле нашего дома на завалинку, смотрю, со стороны центра бегут люди и что-то кричат. То к одному дому подбегут, то к другому…
  • « Война кончилась» Победа!!!». Люди радовались, все обнимались, поздравляли друг друга…
  • - А как изменилась Ваша жизнь и жизнь людей после Победы?
  • - В 1946 году была страшная засуха, в огородах всё выгорело…. Был опять страшный голод. Снова ходили по полям, лугам – собирали траву, коренья съедобные, семена трав…. Выживали люди как могли. Процветало воровство. Люди стали умирать, вымиралицелыми семьями. В 1947 году что посеяли, то убрали. Хлеб был ещё по карточкам.
  • В 1947 -1948 годах стала поступать в район техника (трактора, машины-полуторки, ЗИС – 5, шевроле, студобекер), в основном на сигарную фабрику и больницу.
  • Постепенно стала налаживаться жизнь. Хоть и трудно было, но люди выживали. Конечно, покрепче жили те семьи, чьи отцы вернулись с фронта.
  • Владимир Сергеевич, на долю которого выпали страшные испытания, стал достойным гражданином своей страны. Когда он вырос, он стал отважным мореходом, пересёкшим дважды экватор на РТМ «Нодир» 27 октября 1966 года и на РТМ «Персей» летом 1967 года.
Обидел Бог Владимира Сергеевича, забрав у него рано отца, а вот руками наделил – золотыми. Всю свою жизнь он помогал и помогает, по сей день людям. Он искусный плотник. 3. «Война – противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие» - писал Лев Николаевич Толстой. И всё-таки войны неизбежно происходят в нашем мире. В одной из песен есть такие слова: Если мы войну забудем, Если мы войну забудем – Вновь придёт война 1 … Старшее поколение не может этого забыть. Не забудут войну и те, кто прошёл Афганистан и Чечню. У каждого из них своя война. Не должны забывать войну все живущие ныне, особенно мы, молодёжь 2 .  

Обидел Бог Владимира Сергеевича, забрав у него рано отца, а вот руками наделил – золотыми. Всю свою жизнь он помогал и помогает, по сей день людям. Он искусный плотник.

  • 3. «Война – противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие» - писал Лев Николаевич Толстой. И всё-таки войны неизбежно происходят в нашем мире. В одной из песен есть такие слова:
  • Если мы войну забудем,
  • Если мы войну забудем –
  • Вновь придёт война 1 …
  • Старшее поколение не может этого забыть. Не забудут войну и те, кто прошёл Афганистан и Чечню. У каждого из них своя война. Не должны забывать войну все живущие ныне, особенно мы, молодёжь 2 .

 

Я не напрасно беспокоюсь, Чтоб не забылась та война. Ведь это память – наша совесть, Она как сила нам нужна… Ю. Воронов   Нам, нынешним детям, которые родились и выросли в мире, трудно представить все эти события. А ведь они были на самом деле! Это не фантастика и не фильм ужасов, это реальность 1 . Мы – счастливое поколение, и должны ценить это, А ещё мы должны помнить и рассказывать потомкам о тех детях, у которых крысы отнимали последний хлеб. И о тех, которые прибивали колодки к туфлям, чтобы пойти работать в 16 лет, о тех детях войны, переживших страшное время 2 . После беседы с Владимиром Сергеевичем я подумала: «Ведь я тоже скоро стану взрослой и сильной, но, принимая серьёзные решения, никогда не подпишусь под словом «война»».  
  • Я не напрасно беспокоюсь,
  • Чтоб не забылась та война.
  • Ведь это память – наша совесть,
  • Она как сила нам нужна…
  • Ю. Воронов
  •  
  • Нам, нынешним детям, которые родились и выросли в мире, трудно представить все эти события. А ведь они были на самом деле! Это не фантастика и не фильм ужасов, это реальность 1 .
  • Мы – счастливое поколение, и должны ценить это, А ещё мы должны помнить и рассказывать потомкам о тех детях, у которых крысы отнимали последний хлеб. И о тех, которые прибивали колодки к туфлям, чтобы пойти работать в 16 лет, о тех детях войны, переживших страшное время 2 .
  • После беседы с Владимиром Сергеевичем я подумала: «Ведь я тоже скоро стану взрослой и сильной, но, принимая серьёзные решения, никогда не подпишусь под словом «война»».
  •  
4. Список исторических источников и используемой литературы: Материалы из беседы с очевидцем времён Великой Отечественной войны Субботенко В. С. Незримого фронта солдаты – «За линией фронта». - под общей редакцией полковника И. Я. Меренова. Составитель В. Ф. Борисов. Сорокина Л. П. «Дети Сталинграда», документ, повесть. – Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство, 1983 год. Большая Советская Энциклопедия т. 16 – М: Советская Энциклопедия, 1975 год. Большая Советская Энциклопедия Т. 20. – М: Советская Энциклопедия, 1975 год. Венок славы « Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне: в 12 томах, т. 11. Победа (составитель В. В. Резниченко – М: Современник, 1990 год). Друнин Ю. В. Полынь: стихотворения и поэмы. – М: Современник, 1989 год. Патриот Отечества: ежемесячный общероссийский журнал. – М. ООО «Арм – Пресс» 2005 год № 7. Патриотическая идея накануне 21 века; прошлое, настоящее или будущее России: материалы конференции – Волгоград. 1999 год. «В памяти народной» Т. К. Дандыкин.
  • 4. Список исторических источников и используемой литературы:
  • Материалы из беседы с очевидцем времён Великой Отечественной войны Субботенко В. С.
  • Незримого фронта солдаты – «За линией фронта». - под общей редакцией полковника И. Я. Меренова. Составитель В. Ф. Борисов.
  • Сорокина Л. П. «Дети Сталинграда», документ, повесть. – Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство, 1983 год.
  • Большая Советская Энциклопедия т. 16 – М: Советская Энциклопедия, 1975 год.
  • Большая Советская Энциклопедия Т. 20. – М: Советская Энциклопедия, 1975 год.
  • Венок славы « Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне: в 12 томах, т. 11. Победа (составитель В. В. Резниченко – М: Современник, 1990 год).
  • Друнин Ю. В. Полынь: стихотворения и поэмы. – М: Современник, 1989 год.
  • Патриот Отечества: ежемесячный общероссийский журнал. – М. ООО «Арм – Пресс» 2005 год № 7.
  • Патриотическая идея накануне 21 века; прошлое, настоящее или будущее России: материалы конференции – Волгоград. 1999 год.
  • «В памяти народной» Т. К. Дандыкин.