“ Любимый цвет в лирике Сергея Есенина”
Презентацию подготовила ученица 9 класса Высокоосельской ОШ Наталья Б
Сергей Есенин - поэтическое сердце России. Его талант раскрылся особенно ярко и самобытно в лирике. Лирическая поэзия Есенина удивительно богата и многогранна по своему душевному выражению, искренности и человечности, лаконичности и живописности образов.
- Актуальность: моей работы обуславливается тем, что поэзия Сергея Есенина всегда была на литературном небосклоне как нечто светлое, ясное, доступное сердцу каждого россиянина. В то время, когда литературное творчество уступает информационным технологиям, захватившим современное общество и информационное пространство, просто необходимо говорить о поэзии, пробуждать читательский интерес молодежи.
- Целью моей работы стало: доказать, что любимый цвет поэта- синий цвет - важное составляющее в творчестве и стихах С. Есенина
- Были поставлены следующие задачи:
- 1) Проанализировать стихи С. Есенина.
- 2) Выяснить, что обозначают цвета в стихах С. Есенина.
- 3) Проследить закономерность цветового восприятия мира поэтом;
- 4) Соотнести преобладающий цвет с личностью поэта.
Объект исследования: поэзия С. Есенина.
Предмет исследования: семантика цветовой палитры в стихотворениях С. Есенина
Гипотеза исследования: я предполагаю, что цветопись занимает в лирике С. Есенина ведущую роль и является одним из способов выражения авторской мысли; также я предположила, что если Есенин в своих стихах и в жизни отдает предпочтение синему цвету и его оттенкам, то это можно связать с личностью самого поэта (по мнению художника Марка Шагала, «есть цвета, которые принадлежат определенным странам и определенным людям»).
Методы исследования: методы сплошной выборки, наблюдения, анализа, систематизации и обобщения.
Мы живём в мире цвета. Именно поэтому у нас складываются яркие, выразительные, самобытные образы. Было бы странно, если бы богатейшая палитра мира не нашла бы отражения в литературе (как в прозе, так и в поэзии). И весьма не бесполезно проследить, какое место занимает цвет среди множества словесно-изобразительных приёмов, используемых автором для воплощения своего видения в произведениях. Многие русские поэты сумели придать поэтическому слову многозначность, научили открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла. По словам Г.Р.Державина, поэзия – “говорящая живопись”. Именно он помогает раскрыть символику каждого цвета
ЦВЕТОПИСЬ - искусство передачи цветов, красок окружающего мира языком художественного произведения. С помощью цветописи писатель может передать чувства не напрямую, а как бы мелкими штрихами, наполняя своё художественное произведение. Обычно цветопись выражается с помощью прилагательных, однако цветопись может выражаться и в существительных, и в других частях речи.
Литературный критик Р.Гуль писал:«…сине-голубой — любимый есенинский цвет.Цвет русского неба, деревенской тоски от окружающей бескрайности. Без этого цвета у него нет почти ни одного стихотворения…
Синим цветом залито все. И всегда он в отделке с золотом звезд, зорь, заката, золотых осин… У Есенина на "цвете" построено все. Часто "цветом", а не музыкой стиха достигает он изумительных эффектов» .
Синий цвет у Сергея Есенина имеет огромное множество значений.
Синий цвет часто создает пейзаж в лирике Есенина
Во-первых, синий цвет часто создаёт пейзаж в лирике С.Есенина.
Синий май. Заревая теплынь.
Не прозвякнет кольцо у калитки.
Липким запахом веет полынь.
Спит черемуха в белой накидке. («Синий май. Заревая теплынь», 1925 год)
Синий цвет характерен для описания вечернего пейзажа. В стихотворении «Тихий ветер. Вечер сине-хмурый» поэт создаёт окказиональный изобразительный эпитет сине-хмурый, называя вечер. Данное прилагательное не только обозначает цветовую гамму времени суток, но и выражает настроение лирического героя:
Тихий ветер. Вечер сине-хмурый .
Я смотрю широкими глазами. («Тихий ветер. Вечер сине-хмурый», 1925 год).
В стихотворении «Цветы» (1924 год) поэт чётко указывает на синий цвет весеннего вечера. Цвет становится характеристикой и времени, изображенном в данном произведении:
Весенний вечер. Синий час.
Ну как же не любить мне вас,
Как не любить мне вас, цветы?
Я с вами выпил бы на «ты».
Во- вторых, синий цвет и его оттенки (например, голубой) в лирике С. Есенина ассоциируется с Россией. В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная» (1914 год) автор использует метафору «синь сосёт глаза» , чтобы показать бескрайние просторы родины. Синь — это и небесный простор (синий цвет неба), и реки, озёра Руси:
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа...
Не видать конца и края –
Только синь сосет глаза. («Гой ты, Русь, моя родная»)
В стихотворении «Несказанное, синее, нежное…» (1925 год) эпитет синее входит в синонимичный ряд с прилагательными несказанное и нежное, изображающими покой родной земли и одновременно умиротворение лирического героя. Прилагательное несказанное имеет значение «невысказанное, то, что нельзя описать словами». Таким образом, синий цвет в данном стихотворении ассоциируется с родиной, а конкретно, с покоем родного края: Несказанное, синее, нежное...
Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа моя — поле безбрежное –
Дышит запахом меда и роз. («Несказанное, синее, нежное...»)
Есенин считает, что в самом имени «Россия» спрятано «синее что-то». Он так говорит Вс. Рождественскому: «Россия! Какое хорошее слово… И «роса», и «сила», и «синее что-то!» Синий, поэт считал цветом не бытовым, а символическим, означающим «божественность»! Эпитет синий встречается и в обычных, привычных словосочетаниях, и в оригинальных, поэтически свежих.
В стихотворении «Я покинул родимый дом» (1918 год) Сергей Есенин для изображения родины использует эпитет голубой:
Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге,
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге. («Я покинул родимый дом»)
Вообще, частотность прилагательных «синий и голубой» довольна высока. Они часто применяются в описаниях деревенской жизни, и несут особый смысл: нежное отношение к деревне, любовь к просторам (даль и просторы сельской местности отдают голубоватым оттенком) и свежесть самой деревенской жизни. Например, в стихотворении «Эта улица мне знакома» (1923 год) прилагательное «голубой» используется трижды в трех различных сочетаниях:
Проводов голубая солома опрокинулась над окном…
Вижу сад в голубых накрапах, тихо август прилег ко плетню.
Многоцветную картину мы видим в стихотворении «Запели тёсаные дроги» (1916) Русь представлена двумя доминирующими цветами: малиновым и синим. Метафора «синь, упавшая в реку» изображает небо, отражённое в воде. Так поэт показывает слияние земного и небесного в родном пейзаже:
«О, Русь — малиновое поле
И синь, упавшая в реку, –
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску. («Запели тёсаные дроги»)
Обращаясь к сестре Шуре, поэт использует удивительно трогательную метафору «Ты моё васильковое слово». В этом контексте васильковый оттенок синего цвета ассоциируется с родным человеком, живущим на малой родине, где так много васильков:
В синий цвет окрашивается всё пространство, видимое лирическим героем: земля, вода и небо. Эпитет «голубая» звезда будто соединяет синеву родины с небесной синевой:
Ты мое васильковое слово,
Сердцу снится душистый горошек,
Я навеки люблю тебя. («Я красивых таких не видел», 1925 год).
И звенит голубая звезда. («Ах, как много на свете кошек!», 1925, тоже посвященное Александре Александровне).
Синий цвет родной земли показан не просто статичным, недвижимым. Глагол «синеет» обозначает процесс:
река становится синей, синий цвет распространяется по просторам родины:
Далеко сияют розовые степи,
Широко синеет тихая река. («Я иду долиной. На затылке кепи»,1925 год)
В –третьих, синий и голубой цвета обозначают настроение и чувства поэта и встречаются в любовной лирике Сергея Есенина.
В стихотворении «Голубая кофта. Синие глаза» цветовые эпитеты вынесены в заглавие, то есть находятся в сильной позиции текста. Данные прилагательные создают цветовую гармонию: глаза и кофта одного цвета:
Голубая кофта.
Синие глаза.
Никакой я правды милой не сказал. («Голубая кофта. Синие глаза», 1925 год)
В стихотворении «Не напрасно дули ветры» (1917 год) эпитет «синий» сочетается с существительным мгла, обозначающим с одной стороны «тьму, мрак» а с другой стороны «неизвестность». В данном произведении синий цвет ассоциируется с грустью, что подчёркивает глагол отгрустил:
С чьей-то ласковости вешней
Отгрустил я в синей мгле
О прекрасной, но нездешней,
Неразгаданной земле. («Не напрасно дули ветры»).
Цветовая палитра Есенина создает не только зримую картину природы, но и настроение (стихотворение «Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха…», (1910-1912 гг.) :
Васильками сердце светится, горит в нем бирюза.
Я играю на тальяночке про синие глаза.
В этих строчках синий цвет несет семантику юной влюбленной души. Подобных стихотворений, когда синева определяет настроение влюбленности, множество.
В-четвертых, синий часто является синонимом «счастливого», «прекрасного». Синий цвет в творчестве Сергея Есенина выступает как символ счастья, которое было давно, это цвет утраченной юности:
Вечером синим , вечером лунным
Был я когда-то красивым и юным. («Вечером синим, вечером лунным», 1925 год)
Метафорический эпитет «синее» счастье акцентирует внимание на том, что лучшие годы лирического героя окрашены в синий цвет. А нынешняя тоска подчёркивается бесцветностью (выцвели очи):
Сердце остыло, и выцвели очи...
Синее счастье! Лунные ночи! («Вечером синим, вечером лунным»)
В воспоминаниях лирического героя счастливые годы ассоциируются с маем и июнем, окрашенными в синий и голубой цвет соответственно:
Что-то всеми навек утрачено.
Май мой синий ! Июнь голубой! («Снова пьют здесь, дерутся и плачут», 1922)
В-пятых, синий цвет в лирике С. Есенина может быть связан с воспоминаниями о былом. В стихотворении «Синий туман. Снеговое раздолье» (1922 год) первая строчка создаёт красивую картину русской зимней природы. Слово туман придаёт оттенок нереальности. Лирический герой будто во сне хочет вспомнить что-то из ранних лет:
Синий туман. Снеговое раздолье,
Тонкий лимонный лунный свет.
Сердцу приятно с тихою болью
Что-нибудь вспомнить из ранних лет. («Синий туман. Снеговое раздолье»)
Таким образом, можно сделать вывод, что синий цвет в лирике Сергея Есенина предстаёт важным фрагментом стиля поэта. Слова с семантикой синего цвета часто используются поэтом и имеют в основном положительные коннотации. Данный цвет имеет разные ассоциации: Родина, природа, счастье, чувства и другое. В стихотворных строках ярко и зримо проходит мелодия цвета, сравнимая с палитрой живописца.
Соотнесение цветов в лирике С. Есенина
Оборудованием для моего исследования послужил сборник стихотворений С. Есенина 1910 – 1925 годов (том 1 и том 2). Всего было проанализировано 204 стихотворения. Исследование показало, что мир поэзии, созданный Сергеем Есениным, - мир многоцветный, раскрашенный в живые и чистые краски.
Цветовая палитра сложна, многокрасочна и выразительна. Проведя анализ цветовых эпитетов, я пришла к выводу, что наиболее часто встречающимися цветами в лирике поэта были синий; желтый, красный и их оттенки. Лидерство по частоте употребления принадлежит синему цвету.
№
1
1 том
Синий и голубой и их оттенки
2
Красный, оранжевый и их оттенки
2 том
99
3
Желтый и его оттенки
4
56
45
Всего
Зеленый и его оттенки
21
144
82
5
6
Белый и его оттенки
26
45
77
8
Серый и его оттенки
27
127
7
13
34
16
Черный и его оттенки
5
40
18
21
17
35
Взаимосвязь выбора цвета в лирике Есенина с мироощущением, отношением к Родине и характерными чертами личности самого поэта
1. Характеристику синего и голубого цвета;
2. Знак зодиака;
3. Имя;
4. Фамилия;
5. Цвет глаз.
«Моя лирика, - отмечал Есенин, - жива одной большой любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве». «Есенин говорил, что все его творчество – о России, что Россия – главная тема его стихов. - Без этой темы я не был бы поэтом. Мои стихи национальны!»
Изучив раннюю и позднюю лирику Сергея Александровича Есенина, я определила цветовые предпочтения поэта, и сделала вывод:
1. Преобладающие цвета в лирике Есенина: синий, золотой, красный, белый;
2. Любимый цвет Есенина – синий и его оттенки;
3. Этот цвет соответствует личности поэта (по гороскопу, по имени, даже по цвету глаз).
4. Есенин считал, что в самом имени “ Россия ” спрятано “ синее что-то ”. Он говорил: Россия! Какое хорошее слово И «роса», и «сила», и «синее» что – то!»
Как национальный народный поэт Сергей Есенин впитал в свою поэтическую систему национальную красочную гамму (золотой, синий, красный, белый).
Список используемой литературы
1. Абрамов А.С. Есенин С.Е. Жизнь и творчество. М., Просвещение, 1976 г.
2. Есенин С.А. Избранное. М., Молодая гвардия, 1988 г.
3. Кошечкин С.П. С. Есенин Плеск голубого ливня. М., Молодая гвардия, 1978 г.
4. Михайлов А.А. Изучение творчества С.Е.Есенина. М.: Молодая гвардия, 1988 г.
5. Павлов П.В. Писатель Есенин. М., Молодая гвардия, 1988 г.
6. Юшин Ф. Ф. Заметки о поэте. Современник, М., 1978г.
7. Буданова, Н. Э. Синий цвет в лирике С.А. Есенина / Н. Э. Буданова, Г. Н. Тюрина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6.4 (110.4
Интернет источники (ссылки):
1. http ://www.uchmet.ru/library/material/134808/
2. http :// nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2012/09/01/tsvetopis-3. v- poezii - sergeya-esenina
4. http ://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/10/21/tsvetopis-v-lirike-sesenina
5. http ://pandia.ru/text/77/314/37418.php