СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к лекции по русской литературе (11 класс). Основные направления в русской литературе рубежа XIX - XX веков. Поэзия Серебряного века.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация рекомендована учителям литературы при подготовке к уроку по основным литературным направлениям в России на рубеже 19 - 20 веков. Даётся толкование понятиям "Серебряный век русской поэзии", "Модернизм", "Символизм", "Акмеизм", "Футуризм"

Просмотр содержимого документа
«Презентация к лекции по русской литературе (11 класс). Основные направления в русской литературе рубежа XIX - XX веков. Поэзия Серебряного века.»

Основные направления в русской литературе на рубеже XIX – XX веков. Поэзия Серебряного века Обзорная лекция для учащихся 11 класса

Основные направления в русской литературе на рубеже XIX – XX веков. Поэзия Серебряного века

Обзорная лекция для учащихся 11 класса

Цели: показать взаимосвязь литературы и общественной мысли конца 19-начала 20 века; дать представления о тенденциях русской литературы конца 19 - начала 20 века; дать толкование понятиям «Серебряный век», «модернизм», «символизм», «акмеизм», «футуризм»; определить значение поэзии серебряного века для русской литературы.

Цели: показать взаимосвязь литературы и общественной мысли конца 19-начала 20 века; дать представления о тенденциях русской литературы конца 19 - начала 20 века; дать толкование понятиям «Серебряный век», «модернизм», «символизм», «акмеизм», «футуризм»; определить значение поэзии серебряного века для русской литературы.

План 1. Основные литературные направления на рубеже 19 и 20 веков:  а) реализм  б) модернизм 2. Символизм:  а) старая школа  б) новая школа 3. Акмеизм. 4. Футуризм:  а) кубофутуристы  б) эгофутуристы 5. Значение поэзии серебряного века.

План

1. Основные литературные направления на рубеже 19 и 20 веков:

а) реализм

б) модернизм

2. Символизм:

а) старая школа

б) новая школа

3. Акмеизм.

4. Футуризм:

а) кубофутуристы

б) эгофутуристы

5. Значение поэзии серебряного века.

Основные литературные направления на рубеже 19 и 20 веков – это реализм и модернизм . Модернизм (фр. – новейший, современный) - это направление в искусстве, характеризуемое отрицанием предшественников, разрушением устоявшихся представлений, традиционных идей, форм, жанров и поиском новых способов восприятия и отражения действительности. Модернистскими принято считать три литературных течения, заявивших о себе в период с 1890 по 1917 год. Это символизм, акмеизм, футуризм.

Основные литературные направления на рубеже 19 и 20 веков – это реализм и модернизм .

Модернизм (фр. – новейший, современный) - это направление в искусстве, характеризуемое отрицанием предшественников, разрушением устоявшихся представлений, традиционных идей, форм, жанров и поиском новых способов восприятия и отражения действительности.

Модернистскими принято считать три литературных течения, заявивших о себе в период с 1890 по 1917 год. Это символизм, акмеизм, футуризм.

Символизм – это литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы.  Д. С. Мережковский «О причинах упадка и о  новых течениях современной русской  литературы» (1892 г.)  Д. С. Мережковский установил 3 главных  элемента новейшей поэзии:  - мистическое содержание,  - символы,  - расширение художественной впечатлительности

Символизм – это литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы.

Д. С. Мережковский «О причинах упадка и о

новых течениях современной русской

литературы» (1892 г.)

Д. С. Мережковский установил 3 главных

элемента новейшей поэзии:

- мистическое содержание,

- символы,

- расширение художественной впечатлительности

Основные категории символистов: символ (многозначное иносказание) музыка (первооснова всего творчества) Символисты исходили в своём творчестве из идеи «двоемирия» Первая книга о символизме. Эллис. Русские символисты. Константин Бальмонт. Валерий Брюсов. Андрей Белый / М.: Мусагет, 1910.

Основные категории символистов:

  • символ (многозначное иносказание)
  • музыка (первооснова всего творчества)

Символисты исходили в своём творчестве

из идеи «двоемирия»

Первая книга о символизме. Эллис. Русские символисты. Константин Бальмонт. Валерий Брюсов. Андрей Белый / М.: Мусагет, 1910.

«Старшие символисты» З. Н. Гиппиус В. Я. Брюсов К. Д. Бальмонт Ф. К. Сологуб

«Старшие символисты»

З. Н. Гиппиус В. Я. Брюсов К. Д. Бальмонт Ф. К. Сологуб

«Младосимволисты»  А. А. Блок Андрей Белый Вячеслав Иванов  (Б. Н. Бугаев)

«Младосимволисты»

А. А. Блок Андрей Белый Вячеслав Иванов

(Б. Н. Бугаев)

Акмеи́зм  (от др.- греч. ἀκμή — «расцвет, высшая степень чего-либо», «вершина», «остриё») — поэтическое направление в русской поэзии 1910-х годов. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова. Акмеизм — это культ конкретности, «вещественности» образа, «искусство точно вымеренных и взвешенных слов».  1911 год – «Цех поэтов» (Н. Гумилёв, С. Городецкий, М. Кузмин, О. Мандельштам, А. Ахматова)

Акмеи́зм (от др.- греч. ἀκμή — «расцвет, высшая степень чего-либо», «вершина», «остриё») — поэтическое направление в русской поэзии 1910-х годов.

Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова. Акмеизм — это культ конкретности, «вещественности» образа, «искусство точно вымеренных и взвешенных слов».

1911 год – «Цех поэтов» (Н. Гумилёв, С. Городецкий, М. Кузмин, О. Мандельштам, А. Ахматова)

Акмеисты А.А. Ахматова Н. С. Гумилёв С. М. Городецкий М. А. Кузмин О. Э. Мандельштам

Акмеисты

А.А. Ахматова Н. С. Гумилёв С. М. Городецкий М. А. Кузмин О. Э. Мандельштам

Основные принципы акмеизма • отказ от символистских призывов к идеальному, мистической туманности;  • принятие земного мира таким, какой он есть, во всей его красочности и многообразии; • возвращение слову первоначального значения; • изображение человека с его истинными чувствами; • поэтизация мира

Основные принципы акмеизма

• отказ от символистских призывов к идеальному, мистической туманности; • принятие земного мира таким, какой он есть, во всей его красочности и многообразии;

• возвращение слову первоначального значения;

• изображение человека с его истинными чувствами;

• поэтизация мира

Футуризм  (от лат. futurum — будущее) — направление авангардного искусства. Футуристы «с презрением отвергали прошлое, традиционную культуру во всех её проявлениях и воспевали будущее — наступающую эпоху индустриализма, техники, высоких скоростей и темпов жизни». Футуризм – это «искусство будущего». Отличительные черты футуризма: протест против традиционных норм стихосложения, эксперименты с ритмом и рифмой. ярко выраженные черты бунтарства и анархизма. отказ от сложившихся культурных традиций, ориентация на «искусство будущего»; создание «заумного языка».

Футуризм (от лат. futurum — будущее) — направление авангардного искусства. Футуристы «с презрением отвергали прошлое, традиционную культуру во всех её проявлениях и воспевали будущее — наступающую эпоху индустриализма, техники, высоких скоростей и темпов жизни». Футуризм – это «искусство будущего».

Отличительные черты футуризма:

  • протест против традиционных норм стихосложения, эксперименты с ритмом и рифмой.
  • ярко выраженные черты бунтарства и анархизма.
  • отказ от сложившихся культурных традиций, ориентация на «искусство будущего»;
  • создание «заумного языка».
«Садок судей» – первый футуристический сборник (1910 г.). Его авторы:  Д. Д. Бурлюк Велими́р Хле́бников В. В. Каменский  (В. В. Хлебников)

«Садок судей» – первый футуристический сборник (1910 г.). Его авторы:

Д. Д. Бурлюк Велими́р Хле́бников В. В. Каменский

(В. В. Хлебников)

Кубофутуризм  – направление в искусстве 1910-х гг., наиболее характерное для русского художественного авангарда тех лет, стремившееся соединить принципы кубизма (разложение предмета на составляющие структуры) и футуризма (развитие предмета в «четвертом измерении», т. е. во времени). Представители: В. Хлебников, Д. Бурлюк, В. Каменский, В. Маяковский (поэты группы «Гилея»)  Кубофутуризм в живописи  (картины Казимира Малевича)        В. В. Маяковский

Кубофутуризм – направление в искусстве 1910-х гг., наиболее характерное для русского художественного авангарда тех лет, стремившееся соединить принципы кубизма (разложение предмета на составляющие структуры) и футуризма (развитие предмета в «четвертом измерении», т. е. во времени).

Представители: В. Хлебников, Д. Бурлюк, В. Каменский, В. Маяковский (поэты группы «Гилея»)

Кубофутуризм в живописи

(картины Казимира Малевича)

В. В. Маяковский

Эгофутуризм в переводе с латыни обозначает «я — будущее». Это новое для русской литературы слово появляется впервые в названии сборника Северянина «Пролог. Эгофутуризм. Поэза грандос. Апофеозная тетрадь третьего тома» в 1911 году. Основная черта направления — победа индивидуального над коллективным. Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарёв)

Эгофутуризм в переводе с латыни обозначает «я — будущее». Это новое для русской литературы слово появляется впервые в названии сборника Северянина «Пролог. Эгофутуризм. Поэза грандос. Апофеозная тетрадь третьего тома» в 1911 году. Основная черта направления — победа индивидуального над коллективным.

Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарёв)

Значение поэзии Серебряного века Русская поэзия Серебряного века явила блестящее созвездие ярких индивидуальностей. Поэты этой эпохи редко замыкались в пределах литературной школы или течения. Поэтому литературный процесс в большей мере определялся творческими индивидуальностями поэтов, чем историей направлений и течений. Великие художники своего времени, отличавшиеся друг от друга не только стилем, но и мироощущением, художественным вкусом, поэты Серебряного века сыграли видную роль в развитии и обновлении русского стиха.

Значение поэзии Серебряного века

Русская поэзия Серебряного века явила блестящее созвездие ярких индивидуальностей. Поэты этой эпохи редко замыкались в пределах литературной школы или течения. Поэтому литературный процесс в большей мере определялся творческими индивидуальностями поэтов, чем историей направлений и течений. Великие художники своего времени, отличавшиеся друг от друга не только стилем, но и мироощущением, художественным вкусом, поэты Серебряного века сыграли видную роль в развитии и обновлении русского стиха.

Домашнее задание Выучить основные положения конспекта лекции Подготовиться к проверочной работе по данной теме

Домашнее задание

  • Выучить основные положения конспекта лекции
  • Подготовиться к проверочной работе по данной теме
Проверочная работа по теме «Основные направления в русской литературе на рубеже XIX – XX веков. Поэзия Серебряного века»    Задание: дать ответы на вопросы Вариант 1. 1. Назовите основные литературные направления в русской литературе рубежа XIX – XX веков. 2. Дайте толкование понятию «символизм», назовите основные эстетические принципы этого направления, перечислите представителей «старших символистов» и «младосимволистов». Вариант 2. 1. Дайте толкование понятию «модернизм». Перечислите основные модернистские направления в литературе рубежа XIX – XX веков. 2. Назовите отличительные черты поэзии акмеистов. Как называлось литературное объединение поэтов-акмеистов? Перечислите основных поэтов этого направления.

Проверочная работа по теме «Основные направления в русской литературе на рубеже XIX – XX веков. Поэзия Серебряного века» Задание: дать ответы на вопросы

Вариант 1.

1. Назовите основные литературные направления в русской литературе рубежа XIX – XX веков.

2. Дайте толкование понятию «символизм», назовите основные эстетические принципы этого направления, перечислите представителей «старших символистов» и «младосимволистов».

Вариант 2.

1. Дайте толкование понятию «модернизм». Перечислите основные модернистские направления в литературе рубежа XIX – XX веков.

2. Назовите отличительные черты поэзии акмеистов. Как называлось литературное объединение поэтов-акмеистов? Перечислите основных поэтов этого направления.