Основные направления в русской литературе на рубеже XIX – XX веков. Поэзия Серебряного века
Обзорная лекция для учащихся 11 класса
Цели: показать взаимосвязь литературы и общественной мысли конца 19-начала 20 века; дать представления о тенденциях русской литературы конца 19 - начала 20 века; дать толкование понятиям «Серебряный век», «модернизм», «символизм», «акмеизм», «футуризм»; определить значение поэзии серебряного века для русской литературы.
План
1. Основные литературные направления на рубеже 19 и 20 веков:
а) реализм
б) модернизм
2. Символизм:
а) старая школа
б) новая школа
3. Акмеизм.
4. Футуризм:
а) кубофутуристы
б) эгофутуристы
5. Значение поэзии серебряного века.
Основные литературные направления на рубеже 19 и 20 веков – это реализм и модернизм .
Модернизм (фр. – новейший, современный) - это направление в искусстве, характеризуемое отрицанием предшественников, разрушением устоявшихся представлений, традиционных идей, форм, жанров и поиском новых способов восприятия и отражения действительности.
Модернистскими принято считать три литературных течения, заявивших о себе в период с 1890 по 1917 год. Это символизм, акмеизм, футуризм.
Символизм – это литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы.
Д. С. Мережковский «О причинах упадка и о
новых течениях современной русской
литературы» (1892 г.)
Д. С. Мережковский установил 3 главных
элемента новейшей поэзии:
- мистическое содержание,
- символы,
- расширение художественной впечатлительности
Основные категории символистов:
- символ (многозначное иносказание)
- музыка (первооснова всего творчества)
Символисты исходили в своём творчестве
из идеи «двоемирия»
Первая книга о символизме. Эллис. Русские символисты. Константин Бальмонт. Валерий Брюсов. Андрей Белый / М.: Мусагет, 1910.
«Старшие символисты»
З. Н. Гиппиус В. Я. Брюсов К. Д. Бальмонт Ф. К. Сологуб
«Младосимволисты»
А. А. Блок Андрей Белый Вячеслав Иванов
(Б. Н. Бугаев)
Акмеи́зм (от др.- греч. ἀκμή — «расцвет, высшая степень чего-либо», «вершина», «остриё») — поэтическое направление в русской поэзии 1910-х годов.
Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова. Акмеизм — это культ конкретности, «вещественности» образа, «искусство точно вымеренных и взвешенных слов».
1911 год – «Цех поэтов» (Н. Гумилёв, С. Городецкий, М. Кузмин, О. Мандельштам, А. Ахматова)
Акмеисты
А.А. Ахматова Н. С. Гумилёв С. М. Городецкий М. А. Кузмин О. Э. Мандельштам
Основные принципы акмеизма
• отказ от символистских призывов к идеальному, мистической туманности; • принятие земного мира таким, какой он есть, во всей его красочности и многообразии;
• возвращение слову первоначального значения;
• изображение человека с его истинными чувствами;
• поэтизация мира
Футуризм (от лат. futurum — будущее) — направление авангардного искусства. Футуристы «с презрением отвергали прошлое, традиционную культуру во всех её проявлениях и воспевали будущее — наступающую эпоху индустриализма, техники, высоких скоростей и темпов жизни». Футуризм – это «искусство будущего».
Отличительные черты футуризма:
- протест против традиционных норм стихосложения, эксперименты с ритмом и рифмой.
- ярко выраженные черты бунтарства и анархизма.
- отказ от сложившихся культурных традиций, ориентация на «искусство будущего»;
- создание «заумного языка».
«Садок судей» – первый футуристический сборник (1910 г.). Его авторы:
Д. Д. Бурлюк Велими́р Хле́бников В. В. Каменский
(В. В. Хлебников)
Кубофутуризм – направление в искусстве 1910-х гг., наиболее характерное для русского художественного авангарда тех лет, стремившееся соединить принципы кубизма (разложение предмета на составляющие структуры) и футуризма (развитие предмета в «четвертом измерении», т. е. во времени).
Представители: В. Хлебников, Д. Бурлюк, В. Каменский, В. Маяковский (поэты группы «Гилея»)
Кубофутуризм в живописи
(картины Казимира Малевича)
В. В. Маяковский
Эгофутуризм в переводе с латыни обозначает «я — будущее». Это новое для русской литературы слово появляется впервые в названии сборника Северянина «Пролог. Эгофутуризм. Поэза грандос. Апофеозная тетрадь третьего тома» в 1911 году. Основная черта направления — победа индивидуального над коллективным.
Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарёв)
Значение поэзии Серебряного века
Русская поэзия Серебряного века явила блестящее созвездие ярких индивидуальностей. Поэты этой эпохи редко замыкались в пределах литературной школы или течения. Поэтому литературный процесс в большей мере определялся творческими индивидуальностями поэтов, чем историей направлений и течений. Великие художники своего времени, отличавшиеся друг от друга не только стилем, но и мироощущением, художественным вкусом, поэты Серебряного века сыграли видную роль в развитии и обновлении русского стиха.
Домашнее задание
- Выучить основные положения конспекта лекции
- Подготовиться к проверочной работе по данной теме
Проверочная работа по теме «Основные направления в русской литературе на рубеже XIX – XX веков. Поэзия Серебряного века» Задание: дать ответы на вопросы
Вариант 1.
1. Назовите основные литературные направления в русской литературе рубежа XIX – XX веков.
2. Дайте толкование понятию «символизм», назовите основные эстетические принципы этого направления, перечислите представителей «старших символистов» и «младосимволистов».
Вариант 2.
1. Дайте толкование понятию «модернизм». Перечислите основные модернистские направления в литературе рубежа XIX – XX веков.
2. Назовите отличительные черты поэзии акмеистов. Как называлось литературное объединение поэтов-акмеистов? Перечислите основных поэтов этого направления.