Иван Алексеевич Бунин
«Господин из Сан-Франциско»
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
События и лица, которые составили основу рассказа, навеяны личными впечатлениями от встреч и путешествий. История создания рассказа Бунина относится к 1915 году, когда он случайно увидел в магазине обложку книги Т. Манна «Смерть в Венеции» .
Через несколько месяцев связал это событие с еще более давним воспоминанием: смертью богатого американца на острове Капри, где сам автор отдыхал. Имя этого человека так и осталось для всех неизвестным. Тут же к нему пришло внезапное решение описать этот случай, что он и сделал за максимально короткий срок – рассказ был написан всего лишь за четыре дня. За исключением умершего американца, все остальные факты в рассказе являются полностью вымышленными.
Почему рассказ называется
«Господин из Сан-Франциско»?
Первоначальное название - «Смерть на Капри» (по аналогии с названием «Смерть в Венеции»). Но уже после написания первой строчки это заглавие Бунин зачеркнул и назвал произведение по «имени» героя.
С первой страницы понятно отношение писателя к Господину, он для него безликий, бесцветный и бездушный, поэтому не получил даже имени. Бесполезный для социума герой, не сделавший ни одного доброго дела за 58 лет и думающий только о себе, остается после смерти лишь неизвестным господином, о котором знают только то, что он богатый американец .
Уже в названии спрятано противопоставление. Какие еще противопоставления есть в рассказе?
- Богатство пассажиров и бедность прислуги
- Мечтания и планы героя и то, что произойдет на самом деле в реальности
- Триумфальный путь на Капри и бесславное возвращение обратно в трюме корабля
- Жизнь и смерть. Отношение к смерти главного героя
- Погода до смерти главного героя и после его смерти
- Начало и конец рассказа
- Притворство, жизнь напоказ обитателей корабля и жизнь простых людей, например, Лоренцо, высокого старика лодочника
- Новый свет и Старый свет
Как называется корабль, на котором плыл господин из Сан-Франциско?
Как вы думаете, случайно ли такое название?
Символом чего является корабль?
ЭПИГРАФ
«Горе тебе, Вавилон, город крепкий!»
Эта фраза из Нового Завета полностью звучит следующим образом: «Горе, горе тебе, великий город Вавилон, город крепкий! ибо в один час пришел суд твой».
Авторский эпиграф помогает в раскрытии замысла и основной мысли произведения, а также уменьшает сюжетную интригу: читатель понимает, что в финале произведения произойдет что-то страшное. В связи с этими причинами И.А. Бунин во втором издании отказывается от эпиграфа, чтобы читатель понял основную мысль лишь в финале рассказа.
ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА
«Господина из Сан-Франциско» можно рассматривать как рассказ-притчу.
Рассказ - короткое произведение в прозе, содержащее сюжет, конфликт и имеющее одну основную сюжетную линию.
Притча – небольшой иносказательный текст, направляющий читателя на путь истинный.
Поэтому произведение в сюжетном плане и по форме является рассказом, а в философском, содержательном – притчей.
ТЕМАТИКА РАССКАЗА
- Жизнь и смерть
- Вечное и мимолетное
- Материальное и нравственное
- Обыденность и исключительность,
- Богатство и бедность
- Красота и безобразие
ИДЕЯ РАССКАЗА
Идея обреченности бездуховного существования
ПРОБЛЕМАТИКА
Главная проблема этого рассказа –
поиск смысла жизни.
Как нужно провести свое короткое земное существование не зря, как оставить после себя что-то важное и ценное для окружающих?
Каждый видит свое предназначение по-своему, но никто не должен забывать о том, что душевный багаж человека важнее материального. Хотя во все времена говорили о том, что в современности утрачены все вечные ценности, каждый раз это неправда.
И Бунин, и другие писатели напоминают нам, читателям, что жизнь без гармонии и внутренней красоты — не жизнь, а жалкое существование.
КОМПОЗИЦИЯ
Композиционно рассказ можно разделить на две большие части:
- путешествие Господина из Сан-Франциско;
- пребывание тела в трюме на обратной дороге.
Кульминация произведения – смерть героя, которой предшествует описание парохода, туристических мест с тревожным настроением ожидания.
ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ
- Взаимодействие двух изобразительных планов: внешнего, реалистичного и внутреннего, философского
- В первом действие движется в конкретном настоящем с редкими экскурсами в прошлое – к естественному финалу
- Во втором – объединяются все образные ряды, сюжеты, темы, образы-символы, выражающие авторскую мысль. Рассказ выливается в форму философской притчи
Почему, на ваш взгляд, сюжет рассказа закольцован?
Он начинается на «Атлантиде» и заканчивается на ней.
В чем разница между описанием обстановки на корабле в начале рассказа и в конце?
ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ
Главный герой
Миллионер из Америки, который живет по законам купли-продажи и вседозволенности. У него нет ни собственного имени, ни биографии, ни ума, ни сердца. Он лишен и внутреннего содержания. За время пути он «только один раз подумал, а остальное же время только пил, ел, одевался и раздевался».
Американский капиталист причастен к созданию гигантского парохода «Атлантида», и сам уподобляется механизму, живет по привычке, по образу и подобию людей своего круга, живет, как робот, автоматически справляя обычные физиологические потребности.
Герой Бунина не способен к одухотворенной, творческой жизни, он не способен любоваться искусством, памятниками старины, красотой природы.
Жизнь господина из Сан-Франциско оказывается пустой, ничтожной, лишенной какого-либо смысла, что приводит к вырождению личности, к гибели человека
ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ
Жена господина
Жила однообразно, по-обывательски, но с шиком: без особых проблем и трудностей, никаких волнений, лишь лениво тянущаяся вереница праздных дней. Ничего не впечатляло ее, она была совершенно спокойна всегда, вероятно, разучившаяся думать в рутине безделья. Ее беспокоит лишь будущее дочки: нужно найти ей респектабельную и выгодную партию, чтоб и она также безбедно плыла по течению всю свою жизнь.
ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ
Дочь господина
Всеми силами изображала невинность и в то же время откровенность, привлекая женихов. Именно это ее и занимало больше всего. Встреча с некрасивым, странным и неинтересным человеком, но принцем, повергла девушку в волнение. Возможно, это было одно из последних сильных чувств в ее жизни, а дальше ее ждало будущее матери. Однако какие-то эмоции еще остались в девушке: она одна предчувствовала беду («сердце ее вдруг сжала тоска, чувство страшного одиночества на этом чужом, темном острове») и плакала об отце.
ОБРАЗЫ-СИМВОЛЫ
- название корабля «Атлантида» — символ трагического исхода современной цивилизации
- многопалубный корабль - макет устройства мира ( верхняя палуба – «хозяева жизни», нижняя – преисподняя);
- чудовищная машина, сотворенная людьми, — символ подавления человеческой души;
- капитан - «новое божество», подобен «милостивому языческому богу,» огромному идолу», «языческому идолу»
- трюм корабля – символ преисподней (господин продав душу за земные блага, расплачивается смертью.
ОБРАЗЫ-СИМВОЛЫ
- праздник роскоши и шторм за бортом - так в начале ХХ века бурлило все общество, переживая социальный кризис, лишь ко всему равнодушные буржуа продолжали пир во время чумы;
- океан – символ бесконечности жизни и одновременно знак стихии
- влюбленная пара, нанятая «играть в любовь за хорошие деньги» — символ фальши и продажности
- остров Капри – символ настоящей красоты и осмысленного человеческого существования
- ящик из-под содовой – символ равенства всех перед смертью
ФИЛОСОФСКИЙ СМЫСЛ РАССКАЗА
Жизнь прекрасна, но коротка, нужно ценить все её проявления – и первозданную красоту нетленной природы, и молодую прелесть девушки, и красоту душевного порыва, и все её духовные сокровища.
Современная лжекультура породила самые чудовищные формы подавления человеческого естества, превратила человека в придаток машины, в грандиозный образ «мирового зла», поэтому она обречена. Могущество, богатство, власть капитала призрачны и иллюзорны перед лицом единого для всех живых исхода – перед смертью.
Вечна лишь та «чаша жизни», которую человек сумел за свой короткий век наполнить благотворной влагой
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Написать сочинение-эссе на тему
«Мир вечный и «вещный»… Актуальна ли эта проблема?»