СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к рассказу И.А.Бунина "Господин из Сан-Франциско"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к рассказу И.А.Бунина "Господин из Сан-Франциско"»

Иван Алексеевич Бунин «Господин из Сан-Франциско»

Иван Алексеевич Бунин

«Господин из Сан-Франциско»

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ  События и лица, которые составили основу рассказа, навеяны личными впечатлениями от встреч и путешествий. История создания рассказа Бунина относится к 1915 году, когда он случайно увидел в магазине обложку книги Т. Манна «Смерть в Венеции» .  Через несколько месяцев связал это событие с еще более давним воспоминанием: смертью богатого американца на острове Капри, где сам автор отдыхал. Имя этого человека так и осталось для всех неизвестным. Тут же к нему пришло внезапное решение описать этот случай, что он и сделал за максимально короткий срок – рассказ был написан всего лишь за четыре дня. За исключением умершего американца, все остальные факты в рассказе являются полностью вымышленными.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

События и лица, которые составили основу рассказа, навеяны личными впечатлениями от встреч и путешествий. История создания рассказа Бунина относится к 1915 году, когда он случайно увидел в магазине обложку книги Т. Манна «Смерть в Венеции» .

Через несколько месяцев связал это событие с еще более давним воспоминанием: смертью богатого американца на острове Капри, где сам автор отдыхал. Имя этого человека так и осталось для всех неизвестным. Тут же к нему пришло внезапное решение описать этот случай, что он и сделал за максимально короткий срок – рассказ был написан всего лишь за четыре дня. За исключением умершего американца, все остальные факты в рассказе являются полностью вымышленными.

Почему рассказ называется «Господин из Сан-Франциско»?  Первоначальное название - «Смерть на Капри» (по аналогии с названием «Смерть в Венеции»). Но уже после написания первой строчки это заглавие Бунин зачеркнул и назвал произведение по «имени» героя.  С первой страницы понятно отношение писателя к Господину, он для него безликий, бесцветный и бездушный, поэтому не получил даже имени. Бесполезный для социума герой, не сделавший ни одного доброго дела за 58 лет и думающий только о себе, остается после смерти лишь неизвестным господином, о котором знают только то, что он богатый американец .

Почему рассказ называется

«Господин из Сан-Франциско»?

Первоначальное название - «Смерть на Капри» (по аналогии с названием «Смерть в Венеции»). Но уже после написания первой строчки это заглавие Бунин зачеркнул и назвал произведение по «имени» героя.

С первой страницы понятно отношение писателя к Господину, он для него безликий, бесцветный и бездушный, поэтому не получил даже имени. Бесполезный для социума герой, не сделавший ни одного доброго дела за 58 лет и думающий только о себе, остается после смерти лишь неизвестным господином, о котором знают только то, что он богатый американец .

Уже в названии спрятано противопоставление. Какие еще противопоставления есть в рассказе? Богатство пассажиров и бедность прислуги Мечтания и планы героя и то, что произойдет на самом деле в реальности Триумфальный путь на Капри и бесславное возвращение обратно в трюме корабля Жизнь и смерть. Отношение к смерти главного героя Погода до смерти главного героя и после его смерти Начало и конец рассказа Притворство, жизнь напоказ обитателей корабля и жизнь простых людей, например, Лоренцо, высокого старика лодочника Новый свет и Старый свет

Уже в названии спрятано противопоставление. Какие еще противопоставления есть в рассказе?

  • Богатство пассажиров и бедность прислуги
  • Мечтания и планы героя и то, что произойдет на самом деле в реальности
  • Триумфальный путь на Капри и бесславное возвращение обратно в трюме корабля
  • Жизнь и смерть. Отношение к смерти главного героя
  • Погода до смерти главного героя и после его смерти
  • Начало и конец рассказа
  • Притворство, жизнь напоказ обитателей корабля и жизнь простых людей, например, Лоренцо, высокого старика лодочника
  • Новый свет и Старый свет
Как называется корабль, на котором плыл господин из Сан-Франциско? Как вы думаете, случайно ли такое название? Символом чего является корабль?

Как называется корабль, на котором плыл господин из Сан-Франциско?

Как вы думаете, случайно ли такое название?

Символом чего является корабль?

ЭПИГРАФ   «Горе тебе, Вавилон, город крепкий!»    Эта фраза из Нового Завета полностью звучит следующим образом: «Горе, горе тебе, великий город Вавилон, город крепкий! ибо в один час пришел суд твой».   Авторский эпиграф помогает в раскрытии замысла и основной мысли произведения, а также уменьшает сюжетную интригу: читатель понимает, что в финале произведения произойдет что-то страшное. В связи с этими причинами И.А. Бунин во втором издании отказывается от эпиграфа, чтобы читатель понял основную мысль лишь в финале рассказа. 

ЭПИГРАФ

«Горе тебе, Вавилон, город крепкий!»

  Эта фраза из Нового Завета полностью звучит следующим образом: «Горе, горе тебе, великий город Вавилон, город крепкий! ибо в один час пришел суд твой». 

Авторский эпиграф помогает в раскрытии замысла и основной мысли произведения, а также уменьшает сюжетную интригу: читатель понимает, что в финале произведения произойдет что-то страшное. В связи с этими причинами И.А. Бунин во втором издании отказывается от эпиграфа, чтобы читатель понял основную мысль лишь в финале рассказа. 

ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА   «Господина из Сан-Франциско» можно рассматривать как рассказ-притчу. Рассказ - короткое произведение в прозе, содержащее сюжет, конфликт и имеющее одну основную сюжетную линию.  Притча – небольшой иносказательный текст, направляющий читателя на путь истинный.  Поэтому произведение в сюжетном плане и по форме является рассказом, а в философском, содержательном – притчей.

ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА

«Господина из Сан-Франциско» можно рассматривать как рассказ-притчу.

Рассказ - короткое произведение в прозе, содержащее сюжет, конфликт и имеющее одну основную сюжетную линию.

Притча – небольшой иносказательный текст, направляющий читателя на путь истинный.

Поэтому произведение в сюжетном плане и по форме является рассказом, а в философском, содержательном – притчей.

ТЕМАТИКА РАССКАЗА  Жизнь и смерть  Вечное и мимолетное - Материальное и нравственное  Обыденность и исключительность,  Богатство и бедность - Красота и безобразие

ТЕМАТИКА РАССКАЗА

  • Жизнь и смерть
  • Вечное и мимолетное

- Материальное и нравственное

  • Обыденность и исключительность,
  • Богатство и бедность

- Красота и безобразие

ИДЕЯ РАССКАЗА Идея обреченности бездуховного существования

ИДЕЯ РАССКАЗА

Идея обреченности бездуховного существования

ПРОБЛЕМАТИКА Главная проблема этого рассказа – поиск смысла жизни.   Как нужно провести свое короткое земное существование не зря, как оставить после себя что-то важное и ценное для окружающих?   Каждый видит свое предназначение по-своему, но никто не должен забывать о том, что душевный багаж человека важнее материального. Хотя во все времена говорили о том, что в современности утрачены все вечные ценности, каждый раз это неправда.  И Бунин, и другие писатели напоминают нам, читателям, что жизнь без гармонии и внутренней красоты — не жизнь, а жалкое существование.

ПРОБЛЕМАТИКА

Главная проблема этого рассказа –

поиск смысла жизни.

Как нужно провести свое короткое земное существование не зря, как оставить после себя что-то важное и ценное для окружающих?

Каждый видит свое предназначение по-своему, но никто не должен забывать о том, что душевный багаж человека важнее материального. Хотя во все времена говорили о том, что в современности утрачены все вечные ценности, каждый раз это неправда.

И Бунин, и другие писатели напоминают нам, читателям, что жизнь без гармонии и внутренней красоты — не жизнь, а жалкое существование.

КОМПОЗИЦИЯ   Композиционно рассказ можно разделить на две большие части:  путешествие Господина из Сан-Франциско;  пребывание тела в трюме на обратной дороге.  Кульминация произведения – смерть героя, которой предшествует описание парохода, туристических мест с тревожным настроением ожидания.

КОМПОЗИЦИЯ

Композиционно рассказ можно разделить на две большие части:

  • путешествие Господина из Сан-Франциско;
  • пребывание тела в трюме на обратной дороге.

Кульминация произведения – смерть героя, которой предшествует описание парохода, туристических мест с тревожным настроением ожидания.

ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ Взаимодействие двух изобразительных планов: внешнего, реалистичного и внутреннего, философского В первом действие движется в конкретном настоящем с редкими экскурсами в прошлое – к естественному финалу Во втором – объединяются все образные ряды, сюжеты, темы, образы-символы, выражающие авторскую мысль. Рассказ выливается в форму философской притчи

ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ

  • Взаимодействие двух изобразительных планов: внешнего, реалистичного и внутреннего, философского
  • В первом действие движется в конкретном настоящем с редкими экскурсами в прошлое – к естественному финалу
  • Во втором – объединяются все образные ряды, сюжеты, темы, образы-символы, выражающие авторскую мысль. Рассказ выливается в форму философской притчи
Почему, на ваш взгляд, сюжет рассказа закольцован? Он начинается на «Атлантиде» и заканчивается на ней. В чем разница между описанием обстановки на корабле в начале рассказа и в конце?

Почему, на ваш взгляд, сюжет рассказа закольцован?

Он начинается на «Атлантиде» и заканчивается на ней.

В чем разница между описанием обстановки на корабле в начале рассказа и в конце?

ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ Главный герой  Миллионер из Америки, который живет по законам купли-продажи и вседозволенности. У него нет ни собственного имени, ни биографии, ни ума, ни сердца. Он лишен и внутреннего содержания. За время пути он «только один раз подумал, а остальное же время только пил, ел, одевался и раздевался».  Американский капиталист причастен к созданию гигантского парохода «Атлантида», и сам уподобляется механизму, живет по привычке, по образу и подобию людей своего круга, живет, как робот, автоматически справляя обычные физиологические потребности.  Герой Бунина не способен к одухотворенной, творческой жизни, он не способен любоваться искусством, памятниками старины, красотой природы.  Жизнь господина из Сан-Франциско оказывается пустой, ничтожной, лишенной какого-либо смысла, что приводит к вырождению личности, к гибели человека

ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ

Главный герой

Миллионер из Америки, который живет по законам купли-продажи и вседозволенности. У него нет ни собственного имени, ни биографии, ни ума, ни сердца. Он лишен и внутреннего содержания. За время пути он «только один раз подумал, а остальное же время только пил, ел, одевался и раздевался».

Американский капиталист причастен к созданию гигантского парохода «Атлантида», и сам уподобляется механизму, живет по привычке, по образу и подобию людей своего круга, живет, как робот, автоматически справляя обычные физиологические потребности.

Герой Бунина не способен к одухотворенной, творческой жизни, он не способен любоваться искусством, памятниками старины, красотой природы.

Жизнь господина из Сан-Франциско оказывается пустой, ничтожной, лишенной какого-либо смысла, что приводит к вырождению личности, к гибели человека

ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ Жена господина Жила однообразно, по-обывательски, но с шиком: без особых проблем и трудностей, никаких волнений, лишь лениво тянущаяся вереница праздных дней. Ничего не впечатляло ее, она была совершенно спокойна всегда, вероятно, разучившаяся думать в рутине безделья. Ее беспокоит лишь будущее дочки: нужно найти ей респектабельную и выгодную партию, чтоб и она также безбедно плыла по течению всю свою жизнь.

ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ

Жена господина

Жила однообразно, по-обывательски, но с шиком: без особых проблем и трудностей, никаких волнений, лишь лениво тянущаяся вереница праздных дней. Ничего не впечатляло ее, она была совершенно спокойна всегда, вероятно, разучившаяся думать в рутине безделья. Ее беспокоит лишь будущее дочки: нужно найти ей респектабельную и выгодную партию, чтоб и она также безбедно плыла по течению всю свою жизнь.

ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ Дочь господина Всеми силами изображала невинность и в то же время откровенность, привлекая женихов. Именно это ее и занимало больше всего. Встреча с некрасивым, странным и неинтересным человеком, но принцем, повергла девушку в волнение. Возможно, это было одно из последних сильных чувств в ее жизни, а дальше ее ждало будущее матери. Однако какие-то эмоции еще остались в девушке: она одна предчувствовала беду («сердце ее вдруг сжала тоска, чувство страшного одиночества на этом чужом, темном острове») и плакала об отце.

ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ

Дочь господина

Всеми силами изображала невинность и в то же время откровенность, привлекая женихов. Именно это ее и занимало больше всего. Встреча с некрасивым, странным и неинтересным человеком, но принцем, повергла девушку в волнение. Возможно, это было одно из последних сильных чувств в ее жизни, а дальше ее ждало будущее матери. Однако какие-то эмоции еще остались в девушке: она одна предчувствовала беду («сердце ее вдруг сжала тоска, чувство страшного одиночества на этом чужом, темном острове») и плакала об отце.

ОБРАЗЫ-СИМВОЛЫ - название корабля «Атлантида» — символ трагического исхода современной цивилизации - многопалубный корабль - макет устройства мира ( верхняя палуба – «хозяева жизни», нижняя – преисподняя); - чудовищная машина, сотворенная людьми, — символ подавления человеческой души;  капитан - «новое божество», подобен «милостивому языческому богу,» огромному идолу», «языческому идолу» - трюм корабля – символ преисподней (господин продав душу за земные блага, расплачивается смертью.

ОБРАЗЫ-СИМВОЛЫ

- название корабля «Атлантида» — символ трагического исхода современной цивилизации

- многопалубный корабль - макет устройства мира ( верхняя палуба – «хозяева жизни», нижняя – преисподняя);

- чудовищная машина, сотворенная людьми, — символ подавления человеческой души;

  • капитан - «новое божество», подобен «милостивому языческому богу,» огромному идолу», «языческому идолу»

- трюм корабля – символ преисподней (господин продав душу за земные блага, расплачивается смертью.

ОБРАЗЫ-СИМВОЛЫ - праздник роскоши и шторм за бортом - так в начале ХХ века бурлило все общество, переживая социальный кризис, лишь ко всему равнодушные буржуа продолжали пир во время чумы; океан – символ бесконечности жизни и одновременно знак стихии - влюбленная пара, нанятая «играть в любовь за хорошие деньги»  — символ фальши и продажности  остров Капри – символ настоящей красоты и осмысленного человеческого существования - ящик из-под содовой – символ равенства всех перед смертью

ОБРАЗЫ-СИМВОЛЫ

- праздник роскоши и шторм за бортом - так в начале ХХ века бурлило все общество, переживая социальный кризис, лишь ко всему равнодушные буржуа продолжали пир во время чумы;

  • океан – символ бесконечности жизни и одновременно знак стихии

- влюбленная пара, нанятая «играть в любовь за хорошие деньги» — символ фальши и продажности

  • остров Капри – символ настоящей красоты и осмысленного человеческого существования

- ящик из-под содовой – символ равенства всех перед смертью

ФИЛОСОФСКИЙ СМЫСЛ РАССКАЗА Жизнь прекрасна, но коротка, нужно ценить все её проявления – и первозданную красоту нетленной природы, и молодую прелесть девушки, и красоту душевного порыва, и все её духовные сокровища. Современная лжекультура породила самые чудовищные формы подавления человеческого естества, превратила человека в придаток машины, в грандиозный образ «мирового зла», поэтому она обречена. Могущество, богатство, власть капитала призрачны и иллюзорны перед лицом единого для всех живых исхода – перед смертью. Вечна лишь та «чаша жизни», которую человек сумел за свой короткий век наполнить благотворной влагой

ФИЛОСОФСКИЙ СМЫСЛ РАССКАЗА

Жизнь прекрасна, но коротка, нужно ценить все её проявления – и первозданную красоту нетленной природы, и молодую прелесть девушки, и красоту душевного порыва, и все её духовные сокровища.

Современная лжекультура породила самые чудовищные формы подавления человеческого естества, превратила человека в придаток машины, в грандиозный образ «мирового зла», поэтому она обречена. Могущество, богатство, власть капитала призрачны и иллюзорны перед лицом единого для всех живых исхода – перед смертью.

Вечна лишь та «чаша жизни», которую человек сумел за свой короткий век наполнить благотворной влагой

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ Написать сочинение-эссе на тему «Мир вечный и «вещный»… Актуальна ли эта проблема?»

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Написать сочинение-эссе на тему

«Мир вечный и «вещный»… Актуальна ли эта проблема?»