СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к родительскому собранию или педагогическому совету "Методы и приемы стимулирования слабоуспевающих и неуспевающих учащихся"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вниманию аудитории предлагаются методы и приемы эффективной работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися. 

Просмотр содержимого документа
«Презентация к родительскому собранию или педагогическому совету "Методы и приемы стимулирования слабоуспевающих и неуспевающих учащихся"»

Методы и приемы стимулирования слабоуспевающих и неуспевающих Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику.      Л.Н. Толстой Задача учителя -  создание ситуации успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности; пробуждение природной любознательности; создание максимально благожелательных  отношений учителя и окружающих к слабому ученику; вовлечение учащихся в совместный поиск форм работ.  

Методы и приемы стимулирования слабоуспевающих и неуспевающих

Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику.

Л.Н. Толстой

Задача учителя -  создание ситуации успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности; пробуждение природной любознательности; создание максимально благожелательных  отношений учителя и окружающих к слабому ученику; вовлечение учащихся в совместный поиск форм работ.  

Упражнение “Самое главное” Учащиеся быстро и внимательно читают учебный текст. После этого им предлагается просмотреть его ещё раз и охарактеризовать тему учебного материала одним словом, потом одной фразой, а после найти в тексте какой-то секрет, то, без чего он был бы лишён смысла. В конце упражнения все участники зачитывают слова, фразы и секреты. Выбираются самые точные и лучшие ответы.

Упражнение “Самое главное”

Учащиеся быстро и внимательно читают учебный текст. После этого им предлагается просмотреть его ещё раз и охарактеризовать тему учебного материала одним словом, потом одной фразой, а после найти в тексте какой-то секрет, то, без чего он был бы лишён смысла. В конце упражнения все участники зачитывают слова, фразы и секреты. Выбираются самые точные и лучшие ответы.

Упражнение “Пересказ по кругу”.  Ученики читают текст, а затем встают в круг. Один из участников выходит в центр круга, закрывает глаза, кружится на месте и показывает на любого игрока, с которого начинается воспроизведение учебного текста. Далее по часовой стрелке каждый говорит по одной фразе из текста. И так до его конца.

Упражнение “Пересказ по кругу”. Ученики читают текст, а затем встают в круг. Один из участников выходит в центр круга, закрывает глаза, кружится на месте и показывает на любого игрока, с которого начинается воспроизведение учебного текста. Далее по часовой стрелке каждый говорит по одной фразе из текста. И так до его конца.

Для того, чтобы заинтересовать детей, можно использовать много приёмов. Известно, что устойчивое внимание длится 15-20 минут. Поэтому чаще переходите с одного вида речевой деятельности на другой. Попробуйте начать урок словами: “Через минуту каждый говорит по одному предложению из предыдущей темы”. Предложения не должны повторяться. Если в классе мало детей, то каждый следующий повторяет предложение предыдущего. Такой приём заставляет слушать других и положительно влияет на ход урока.  Дети сидят, разговаривают, на учителя не обращают внимания? Попросите их встать, потянуться, улыбнуться соседу справа, потом соседу слева, потом улыбнуться вам. Вы тоже улыбнитесь, говорите, что сегодня будет очень интересный урок. Тема урока может быть зашифрована на доске

Для того, чтобы заинтересовать детей, можно использовать много приёмов. Известно, что устойчивое внимание длится 15-20 минут. Поэтому чаще переходите с одного вида речевой деятельности на другой. Попробуйте начать урок словами: “Через минуту каждый говорит по одному предложению из предыдущей темы”. Предложения не должны повторяться. Если в классе мало детей, то каждый следующий повторяет предложение предыдущего. Такой приём заставляет слушать других и положительно влияет на ход урока.

Дети сидят, разговаривают, на учителя не обращают внимания? Попросите их встать, потянуться, улыбнуться соседу справа, потом соседу слева, потом улыбнуться вам. Вы тоже улыбнитесь, говорите, что сегодня будет очень интересный урок. Тема урока может быть зашифрована на доске

Выделите лидера (зачинщика беспорядков) и загрузите его работой, лучше творческой. А можно просто назначить ответственным за какой-то участок работы. Будьте последовательны в своей работе. Если вы сказали в начале урока, что после изучения нового материала будет проверочная работа, - проведите её. Проведите, даже если ученики не слушали и занимались своими делами. Не продолжайте урок, если вас не слышат. Дети галдят, тихонько пройдите по классу, прислушайтесь к каждому, вернитесь на своё место и добейтесь всеобщего внимания (любыми действенными средствами), например, что-то громко уроните, а потом скажите: “Я вас всех послушала, я вас понимаю…” Дальше импровизируйте. Суть в том, чтобы дети обратили на вас внимание и услышали вас, а также поняли, что учитель не просто ходит по классу, а участвует в их проблемах. Когда дети уж очень расшумелись, внимание рассеялось, выдерживаем паузу 10-15 секунд и говорим: “Кто меня слышит, - хлопните в ладоши 1 раз”, - раздастся 2-3 разрозненных хлопка. “Кто меня слышит, - хлопните в ладоши два раза,” - в классе станет заметно тише, а в ладоши хлопнет человек 10-12. “Кто меня слышит, хлопните в ладоши три раза,” - класс дружно хлопает в тишине. “А теперь продолжим урок, впереди много интересного !”

Сделайте яркие жетончики, чтобы выдавать их за хорошее поведение, выполнение домашних заданий, взаимопомощь, активную работу в течение урока. Когда я училась, нам давали красные звезды, которые мы прикрепляли на тетрадь. Это говорило о том, что в тетради пятерки, написано чисто и аккуратно, есть правильно выполненное домашнее задание. Прикрепите на доску три разных по цвету магнита. Объясните детям: чей ряд будет лучше вести себя на уроке, тем выше поднимете магнит. Как только ребята зашумели, обратите внимание на эти магниты. Скажите: *Сейчас посмотрим, какой ряд ведёт себя лучше.* Все притихнут. А вы оценивайте. Например, первый ряд - молодцы, поднимите магнит на 3 см вверх; второй ряд – молодцы, поднимите магнит на 2 см, а третий ряд - магнит на месте. И так в течение всего урока. Зашумели дети - вы сразу к магнитам. Проверили ситуацию , и дальше ведите урок.

Сделайте яркие жетончики, чтобы выдавать их за хорошее поведение, выполнение домашних заданий, взаимопомощь, активную работу в течение урока. Когда я училась, нам давали красные звезды, которые мы прикрепляли на тетрадь. Это говорило о том, что в тетради пятерки, написано чисто и аккуратно, есть правильно выполненное домашнее задание.

Прикрепите на доску три разных по цвету магнита. Объясните детям: чей ряд будет лучше вести себя на уроке, тем выше поднимете магнит. Как только ребята зашумели, обратите внимание на эти магниты. Скажите: *Сейчас посмотрим, какой ряд ведёт себя лучше.* Все притихнут. А вы оценивайте. Например, первый ряд - молодцы, поднимите магнит на 3 см вверх; второй ряд – молодцы, поднимите магнит на 2 см, а третий ряд - магнит на месте. И так в течение всего урока. Зашумели дети - вы сразу к магнитам. Проверили ситуацию , и дальше ведите урок.

Перед тем, как выставить оценку в дневник, прокомментируйте публично успехи ученика , вспомнив несколько важных правил:

  • Оценивать, принимая во внимание все возможные факторы, которые могли повлиять на результат. Помнить, что оценка - всего лишь отображение усвоенных знаний на данный момент. Ученик должен понимать, что у него всегда есть шанс её исправить, даже на этом уроке. Плохие и хорошие оценки объявлять без осуждения или восторга. Даже (особенно) ставя плохую отметку, показать ученику и другим детям, что он неплохой, просто недоучил. Относиться к ученикам объективно, не глядя на их успехи. Детям очень важно знать, что их принимают всегда и что в этом вы неизменны. Только так они смогут вам доверять..
  • Оценивать, принимая во внимание все возможные факторы, которые могли повлиять на результат.
  • Помнить, что оценка - всего лишь отображение усвоенных знаний на данный момент. Ученик должен понимать, что у него всегда есть шанс её исправить, даже на этом уроке.
  • Плохие и хорошие оценки объявлять без осуждения или восторга.
  • Даже (особенно) ставя плохую отметку, показать ученику и другим детям, что он неплохой, просто недоучил.
  • Относиться к ученикам объективно, не глядя на их успехи. Детям очень важно знать, что их принимают всегда и что в этом вы неизменны. Только так они смогут вам доверять..
  • Если вы видите, что ученик ленится, не старается, лучше сказать ему тактично о чувствах, которые он вызывает у вас таким отношением. Учитель должен чувствовать, когда оценка поможет ребёнку, а когда может его просто “убить”. Важно учитывать последствия Никогда не жаловаться родителям на плохую успеваемость школьника. Лучше вместе с родителями искать способы поправить ситуацию и не навредить ребёнку. Помнить, что у ребёнка могут быть личные причины невыученного урока. Относиться к этому с пониманием. Поддерживайте ребят, когда им плохо, напоминайте про их сильные стороны, покажите, что они уникальны, что в другой раз у них всё обязательно получится.
  • Если вы видите, что ученик ленится, не старается, лучше сказать ему тактично о чувствах, которые он вызывает у вас таким отношением.
  • Учитель должен чувствовать, когда оценка поможет ребёнку, а когда может его просто “убить”. Важно учитывать последствия
  • Никогда не жаловаться родителям на плохую успеваемость школьника. Лучше вместе с родителями искать способы поправить ситуацию и не навредить ребёнку.
  • Помнить, что у ребёнка могут быть личные причины невыученного урока. Относиться к этому с пониманием.
  • Поддерживайте ребят, когда им плохо, напоминайте про их сильные стороны, покажите, что они уникальны, что в другой раз у них всё обязательно получится.
Грузинский и российский педагог, кандидат педагогических наук (1960), доктор психологических наук (1972), с 1989 года академик  АПН СССР  (сейчас Российская академия образования) Шалва Александрович Амонашвили в книге “Единство цели” пишет о том, что он не использует оценки в своей практике. Утверждает, что оценка - это тонкий психологический инструмент, который может иметь разное влияние на детей, особенно относящихся к категории неуспевающих, отстающих. Он писал: “Я не использую в своей педагогической деятельности отметок, метод наказания также изгнан из моей практики, уроки мои, как правило, не совпадают с установленными рамками, моё общение с детьми опирается на сотрудничество, на утверждение в них свободного выбора”

Грузинский и российский педагог, кандидат педагогических наук (1960), доктор психологических наук (1972), с 1989 года академик  АПН СССР  (сейчас Российская академия образования) Шалва Александрович Амонашвили в книге “Единство цели” пишет о том, что он не использует оценки в своей практике. Утверждает, что оценка - это тонкий психологический инструмент, который может иметь разное влияние на детей, особенно относящихся к категории неуспевающих, отстающих. Он писал: “Я не использую в своей педагогической деятельности отметок, метод наказания также изгнан из моей практики, уроки мои, как правило, не совпадают с установленными рамками, моё общение с детьми опирается на сотрудничество, на утверждение в них свободного выбора”

Ш.А. Амонашвили пишет о том, что оценки превратились в инструменты социального давления на детей, их сортировки на “успевающих” и “неуспевающих”, на “хороших” и “плохих” учеников. Он приходит к выводу, что в оценках мало педагогики и больше власти. “Мы, учителя, полностью забираем эту власть в свои руки, чтобы нам было легче управлять детьми. Отметки - это костыли хромой педагогики. Дети сжигают наши оценки - что это значит? Это значит, что они недолюбливают нас, им не нравится творимый нами педагогический процесс, они отдаляются от нас”. Дети очень чувствительны к оценке. Они не умеют отделять оценку выполнения отдельного задания от оценки себя в целом.

Ш.А. Амонашвили пишет о том, что оценки превратились в инструменты социального давления на детей, их сортировки на “успевающих” и “неуспевающих”, на “хороших” и “плохих” учеников. Он приходит к выводу, что в оценках мало педагогики и больше власти. “Мы, учителя, полностью забираем эту власть в свои руки, чтобы нам было легче управлять детьми. Отметки - это костыли хромой педагогики. Дети сжигают наши оценки - что это значит? Это значит, что они недолюбливают нас, им не нравится творимый нами педагогический процесс, они отдаляются от нас”. Дети очень чувствительны к оценке. Они не умеют отделять оценку выполнения отдельного задания от оценки себя в целом.

Система содержательных оценок, разработанных Ш.А. Амонашвили, включает в себя четыре компонента: 1) доброжелательное отношение к ученику как к личности; 2) положительное отношение к усилиям ученика, направленным на решение задачи (даже если эти усилия не дали положительного результата); 3) конкретный анализ трудностей, вставших перед учеником, и допущенных им ошибок; 4) конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый результат. При оценивании ученика необходимо использовать все эти компоненты, даже если ученик ответил слабо. Есть много способов оценить ученика так, чтобы он не воспринимал слова учителя как проявление отрицательного отношения к себе. Исправлять ошибки ученика нужно очень деликатно, не обижая ребёнка, например, вежливым переспросом, уточнением, подсказкой.

Система содержательных оценок, разработанных Ш.А. Амонашвили, включает в себя четыре компонента:

1) доброжелательное отношение к ученику как к личности;

2) положительное отношение к усилиям ученика, направленным на решение задачи (даже если эти усилия не дали положительного результата);

3) конкретный анализ трудностей, вставших перед учеником, и допущенных им ошибок;

4) конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый результат. При оценивании ученика необходимо использовать все эти компоненты, даже если ученик ответил слабо. Есть много способов оценить ученика так, чтобы он не воспринимал слова учителя как проявление отрицательного отношения к себе. Исправлять ошибки ученика нужно очень деликатно, не обижая ребёнка, например, вежливым переспросом, уточнением, подсказкой.

Обобщая всё вышесказанное, необходимо обозначить основные моменты для профилактики неуспеваемости:

  • Учителю необходимо тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в письменных и устных ответах. Контролировать усвоение материала учениками, пропускающими занятия. В конце темы или раздела обобщать итоги усвоения основных правил, умений и навыков.
  • Подбирать задания по наиболее существенным и сложным разделам учебника.
  • Подробно объяснять в классе выполнение домашних заданий.
  • При развитии навыков говорения акцент делать и на монолог, и на диалогическую речь, групповую и парную работу.
  • Включать в уроки элементы внеклассной работы ( постановку спектаклей, чтение по ролям), куда включать слабоуспевающих, неуверенных в себе детей, чтобы раскрыть их творческий потенциал, внушая им мысль, что они могут общаться и все выполнять не хуже других.
  • Повышать мотивацию в изучении предметов, организуя нестандартные уроки, олимпиады, фестивали, конкурсы, викторины, ролевые игры, проекты, интерактивные технологии, творческие вечера и гостиные.

Чтобы преодолеть проблемы в обучении, у отстающих и слабоуспевающих учеников надо развивать память, внимание и мышление.