Семинар-практикум
«ТРИЗ - технология речевого развития в работе с детьми дошкольного возраста»
Подготовила и провела: воспитатель Мальчикова Е.В.
Речевое развитие
- Формирование и активизация словаря
- Развитие связной речи
- Активизация общения, развитие диалогической речи
- Формировать умение задавать вопросы
- Словотворчество и сочинительство
- Подготовка к обучению грамоте
Проблемы речевого развития дошкольников
- Бедность речи. Недостаточный словарный запас
- Односложная, состоящая из простых предложений речь
- Грамматически неоформленная речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение
- Употребление нелитературных слов и выражений
- Бедная диалогическая речь: неспособность доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ
- Трудности в развитии монологической речи: составление описательных, повествовательных рассказов по картине, на предложенную тему, пересказ текста
- Проблемы звукопроизношения
- Отсутствие навыков выразительности речи
Технология ТРИЗ
- Т - теория
- Р - решения
- И - изобретательских
- З - задач
Системность мышления
Развитие творческого потенциала
Генрих Саулович Альтшуллер
Сферы коррекционно-развивающего воздействия ТРИЗ
МЫШЛЕНИЕ
ПАМЯТЬ
ВНИМАНИЕ
МОТОРИКА
РЕЧЬ
ЭМОЦИИ
ОБЩЕНИЕ
ЛИЧНОСТЬ
В работе с детьми, по данной технологии педагоги придерживаются следующего:
-Выслушивать каждого желающего.
-Давать только положительные оценки, они раскрепощают!
-Говорить: интересно, необычно, хорошо, любопытно!
-Импровизировать в беседах на занятиях и идти за логикой ребёнка, подчиняясь ей, не навязывая своего мнения.
-Учить детей возражать взрослым и друг другу, но возражать аргументировано, предлагая что–то взамен или доказывая.
Направления речевого развития дошкольников
Звуковая культура речи
Граммати-ческий строй речи
Словарь
Связная речь
Дидактические принципы:
- свободы выбора;
- открытости;
- деятельности;
- обратной связи;
- идеальности;
- природосообразности.
Развитие речи дошкольника методами ТРИЗ
Составление рифмованных текстов
Обучение составлению сравнений
Обогащение словаря
Создание текстов сказочного содержания
Обучение составлению загадок
Методы технологии ТРИЗ
- Метод мозгового штурма;
- Метод каталога;
- Метод Триз «Сенсорный ящик»;
- Метод «Системный оператор»;
- Метод морфологического анализа;
- Метод обоснования новых идей;
- Метод ММЧ(моделирования маленькими человечками);
- Мышление по аналогии;
- ТПФ(типовые приемы фантазирования).
Игры и упражнения, направленные на формирование речи (звуковой культуры, грамматического строя, связной речи)
«Подбор прилагательных« или «Волшебный мешок» Эта игра интересна детям любого возраста, имеет несколько степеней сложности игры: малышам необходим наглядный единичный образ, старшим детям — словесный и не менее 2—3 образов. Содержание же игры заключается в следующем: ведущий показывает игрушку, картинку или называет слово, а участники по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих предложенному объекту. Выигрывает тот, кто назовет для каждого из предъявленных предметов как можно больше признаков. Например, "собака" — большая, лохматая, добрая, веселая, охотничья, старая и т. п.
Игры «Зачем ? Какой?», «Волшебный мешок», «Снежный ком» «Дети делятся на две команды «Зачем?» и «Какой?». Первая команда придумывает способы использования какого-нибудь объекта, например, чистого листа бумаги (рисовать, вырезать, промакивать и т.д.) Вторая команда «Украшает» объект Каждый ребенок «опускает» слово в мешок и запоминает. На счет один, два, три – «выпустили» слова( активизация словаря, развитие кратковременной памяти Я дарю тебе слово… (цепочка слов, например, сладкий – что может быть сладким? – сахар; сахар какой? – белый, что может быть белым? – снег и т.д.
Игра “Теремок” Каждому игроку раздаются карточки с изображениями различных предметов. По одной карточке на каждого участника. Если играете вдвоем, то можно просто положить колоду с детскими картами рубашкой верх и по очереди вытаскивать картинки. Один из игроков назначается хозяином условного теремка (коврик или детский домик), а другие (или другой) подходят к теремку и просятся к нему в домик (на примере сказки): - Тук, тук, кто в теремочке живет? - Я, Гитара. А ты кто? - А я - удочка. Пусти меня в теремок? - Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу. Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и гитары и удочка сделаны из дерева. Или и у гитары и у удочки есть струна - веревочка. После этого гость заходит в теремок или просто помещает в домик карточку, и вступает в игру следующий участник игры, или тот же участник берет другую карточку из колоды.
Технология ТРИЗ «Сенсорный ящик» Цель: развитие умения обследовать предмет с помощью различных анализаторов; умения формулировать и задавать вопросы
Технология ТРИЗ «Системный оператор»» Цель: формирование у детей умение системно мыслить по отношению к любому объекту, расширение кругозора, обогащение словаря, развитие связной монологической речи, развитие творческого воображения
Технология ТРИЗ « Составление загадок» Цель: формирование навыков речевой творческой деятельности; обучение созданию сравнений, создание образных характеристик объектов
« Составление загадок»
Какой?
цвет
форма
Что бывает таким же?
действие
Но не
Как
Но не
Как
Но не
Как
Использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дает несомненные преимущества:
- - активизация познавательной деятельности детей;
- - создание мотивационных установок на проявление творчества;
- - создание условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами);
- -повышение эффективности овладения всеми языковыми средствами;
- -формирование осознанности в построении лексико-грамматических конструкций;
- -развитие гибкости аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности.
« Литература по ТРИЗ»
« Литература по ТРИЗ»
« Литература по ТРИЗ»
Библиография
- 1.Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Минск, 2007.
- 2.Гуткович И.Я., Самойлова О.Н. Сборник дидактических игр по формированию системного мышления дошкольников: Пособие для воспитателей детских садов. \под ред. Т.А. Сидорчук - Ульяновск, 1998
- 3.Корзун А. В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн., 2000.
- 4.Лалаева Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. Москва, 2004.
- 5.Лебедева И.Л. Трудный звук, ты наш друг! Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. -М.: Вента-граф, 2005.
- 6.Методика психолого-педагогического обследования дошкольников с задержкой психического развития. Под ред. Н.В. Новоторцевой, Ярославль, 2008.
- 7.Мурашковска И.Н., Валюмс Н.П. Катринка без запинки /методика рассказа по картине/. - Спб.: Из-во ТОО ”ТРИЗ-ШАНС”, 1995.
Спасибо за внимание!