Александр Иванович КУПРИН (1870-1938)
«Великая сила любви» в рассказе «Гранатовый браслет».
Родители писателя
Детство
- 26 августа (7 сентября) 1870 года родился в городке Наровчате Пензенской губернии, в обедневшей разночинно-демократической семье.
- Отец - «из детей лекарских учеников», служил в канцелярии, умер в возрасте 37 лет, когда Саше исполнился только год.
- Мать из древнего рода татарских князей Куланчаковых, давно разорившихся.
ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ
Годы взросления
- 1874 – переезд в Москву, проживание в казённом учреждении – в общей палате вдовьего дома.
- 1876 – сиротское училище. Казённая обстановка, муштра, жестокое обращение воспитательниц доставляли страдания.
- 1880 – Вторая московская военная гимназия, через два года преобразованная в кадетский корпус. «Всеобщий культ кулака» калечил детские души.
- 1888 – Третье Александровское юнкерское училище в Москве. Занимается гимнастикой, танцами, литературой.
Начало творческого пути
- Начинает сотрудничать с журналом «Русский сатирический листок», ещё обучаясь в юнкерском училище. Получает взыскание за выступление в печати. (Рассказ «Последний дебют»)
- 1890 – назначается служить в 46-й Днепровский полк в городишко Проскуров Подольской губернии.
- Служба была отягощена бездельем, попойками, мелкими интрижкам.
Разочарование в службе
- В звании подпоручика Куприн отслужил 4 года.
- 1894 – подаёт в отставку и уезжает в Киев. Работает в местных газетах, пишет рассказы, очерки, заметки.
Повесть «Олеся» ( 1898)
- Весной 1897 г. писатель находился в Полесье. Впечатления этой поездки послужили основой создания повести.
- «Я люблю Россию и привязан к ее земле. Я с радостью провожу время в простой русской деревне: поле, лес, размах русской природы…»
- Тема: социальное неравенство людей, приводящее к печальным последствиям.
Повесть «Поединок» (1905)
- Этот период отражен в повести «Поединок». Это произведение принесло автору всероссийскую известность.
- Тема: кризис России, всех сфер русской жизни, т.к. проблемы армии всегда отражают жизнь общества.
«Гранатовый браслет» (1910)
- Рассказ автобиографичен: мать писателя получала письма от анонимного влюбленного. Он писал, что разница в социальном положении не позволяет ему рассчитывать на взаимность.
- «…прислал моей матери гранатовый браслет. Мой дядя и отец отправились к нему. Тот обещал не писать больше и принял браслет. Этим все и кончилось».
А.И.Куприн
В эмиграции
- 1920 – по приглашению Бунина уезжает в Париж.
- Наметился спад в творчестве, неприятие советского строя выливается в статьях, в которых Куприн критикует новые власти.
- 1927-1934 – появляются книги «Колесо времени», «Рассказы в каплях» и другие. Создаёт новеллы «Тень Наполеона», «Четверо нищих», пишет роман «Юнкера».
- Тоска по Родине настолько сильна, что Куприн признаётся: «…не могу спокойно письма написать туда, ком в горле».
В эмиграции
- А. И. Куприн. Пригород Парижа Севр Виль Д' Авре. 1922 г.
Возвращение на родину
Последние годы
- Куприн остро чувствовал свою вину перед Родиной. Не давала покоя мысль о возвращении и о его невозможности.
- Художник Билибин, получивший к тому времени разрешение вернуться в СССР, берёт на себя переговоры в посольстве, и в 1937 году писатель возвращается в Москву.
- Будучи в эмиграции, писатель тяжело заболел.
- 25 августа 1938 года Куприн скончался.
Великая сила любви.
1910
- Повести о любви объединяет мысль: любовь – это великий дар, чистое и бескорыстное чувство. Оно полно испытаний и лишений. Только любовь помогает ощутить полноту жизни, пусть короткой, но яркой.
Самый большой дар, который ты можешь дать или получить, - ЛЮБОВЬ П. Брегг
«Всякая любовь – величайшее счастье, даже если она не разделена» И.А. Бунин
Задание 1 :
1. Какие положительные чувства может вызывать ЛЮБОВЬ?
2. Какие отрицательные чувства может вызывать ЛЮБОВЬ?
3. ЛЮБОВЬ возвышает человека или нет?
4. Подберите эпитеты к слову ЛЮБОВЬ
Любовь – это:
- ЛЮБОВЬ - это интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. (Большой энциклопедический словарь)
- ЛЮБОВЬ – это 1) глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство; 2) чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности; 3) постоянная, сильная склонность, увлечённость чем-нибудь; 4) предмет любви (тот или та, кого кто-нибудь любит, к кому испытывает влечение, расположение). (Толковый словарь С.И. Ожегова)
- ЛЮБОВЬ – 1) чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу; 2) Склонность, расположение или влечение к чему-нибудь. (Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова)
Александр Иванович Куприн «Гранатовый браслет» (1910 г.)
«Гранатовый браслет», 1910 год
- Рассказ посвящен одной из главных тем творчества Куприна – теме любви.
- В основе рассказа лежит реальный факт – история любви скромного чиновника к светской даме – матери писателя Л. Любимова.
- Куприн опоэтизировал частный случай , несколько изменил финал рассказа, придав ему трагическое звучание.
- В эпиграфе рассказа стояла первая нотная строка из Второй сонаты Бетховена.
Задание 2 :
3. Чем стала для княгини Веры любовь Желткова?
4. Какую роль играет в произведении музыка Бетховена?
1. Какой предстаёт княгиня перед читателями в первых главах повести?
2. Способна ли она на пылкую, страстную любовь?
Задание 3 :
1. Как мы узнаём о любви Желткова? Кто о ней рассказывает?
2. Чем отличался подарок Желткова от всех остальных? Почему Вера Николаевна почувствовала тревогу?
3. Каким предстаёт Желтков в предсмертном письме?
4. Чем становится любовь для Желткова? Любовь без взаимности: счастье или трагедия?
Задание 4 :
3. Существует ли идеальная любовь?
4. Любить и быть любимым – это одно и то же?
1. Когда впервые заходит разговор о настоящей любви?
2. Какова история генерала Аносова?
Какова судьба гранатового браслета?
- Аносов : «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться».
-
Вера Николаевна «..И что же это было: любовь или сумасшествие..»
«Да святится имя твое».
Желтков : «… это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которой Богу было угодно за что-то меня вознаградить… «Да святится имя Твоё…»
Шеин : «… разве можно управлять таким чувством, как любовь – чувством, которое до сих пор не нашло себе истолкования»
Задание 5 :
1. Встречается ли неземная любовь?
2. Как притягивать любовь?
3. Почему любовь управляет человеком, а не наоборот?
4. Какой видит А.И.Куприн истинную любовь?
ВЫВОД:
Любовь – это страсть, это сильные и настоящие чувства, возвышающие человека, пробуждающие его лучшие качества, это правдивость и честность в отношениях
Схема синквейна:
(основное понятие, тема)
2. Определение к понятию,
описание темы (два определения)
3. Движение мысли в действии ,
описание действия в рамках этой темы
(три глагола)
4. Главная мысль, отношение к теме
(три-четыре существительных)
5. Заключение, синоним темы (итог)
1.В какое время года происходит действие рассказа?
(осень, сентябрь)
2. Где происходят события повести?
(Причерноморский городок)
3.Как зовут главную героиню?
(княгиня Вера Шейна)
4.Фамилия княгини Шейной до замужества?
(Мирза-Булат- Тугановская)
5.Кто был предок Веры Шейной?
(Тамерлан)
6.Фамилия и имя сестры Веры?
( Анна Фриессе)
7. Как зовут мужа княгини Веры?
(князь Василий Львович)
8.Его должность?
(предводитель дворянства)
9.Назовите день именин Веры Шеиной?
(17 сентября)
10.Что подарил Вере муж?
(Серьги из грушевидных жемчужин)
11.Что подарила Анна сестре?
(Записную книжку)
12 .Как звали знаменитую пианистку, подругу Веры?
(Жени Райтер)
13. Кто подарил браслет с гранатами?
(Желтков)
14.С чем сравнивает Вера густо-красные гранаты?
(точно кровь)
15.Кто такой Желтков?
(влюбленный телеграфист)
16. Как зовет Желткова его хозяйка?
(«пан Ежий»)
17. Настоящее имя Желткова?
(Георгий)
18.Чей портрет :«... пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, которую можно видеть на старинных миниатюрах»?
(Вера)
19.Чей это портрет: «Она была наполовину ниже, несколько широкая в плечах , живая и
легкомысленная, насмешница. Лицо ее монгольского типа с довольно заметными скулами, с узенькими глазами.... однако, пленяло какой-то неуловимой и непонятной прелестью...»?
(Анна)
20.Чей это портрет: «Тучный, высокий, серебряный старец, тяжело слезал с подножки....
У него было большое, грубое, красное лицо с мясистым носом и с тем добродушно-величавым, чуть-чуть презрительным выражением в прищуренных глазах.... какое свойственно мужественным и простым людям...»?
(Генерал Аносов)
21. О ком пишет Куприн: «…очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине; лет ему, должно быть, было около тридцати?»
(о Желткове)
22. Какая музыка звучит в произведении?
(Вторая сонета Бетховена)
23. О ком автор пишет: «… обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала…»?
(о Вере Шейной)
24.Кому принадлежат эти слова: « А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано- «сильна, как смерть»?
Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение — вовсе не труд, а одна радость. .. Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире ! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться»?
(Генералу Аносову)
- 21. О ком пишет Куприн: «…очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине; лет ему, должно быть, было около тридцати?» (о Желткове) 22. Какая музыка звучит в произведении? (Вторая сонета Бетховена) 23. О ком автор пишет: «… обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала…»? (о Вере Шейной)
Да святится имя Твое…
В душе померк бы день, и тьма настала вновь, Когда бы на земле изгнали мы любовь. Лишь тот блаженство знал, кто страстью сердце нежил, А кто не знал любви, тот все равно, Что не жил…. (Мольер)