«Мозговой штурм»
- В придуманном слове (или в сочетании слов) посредством перестановки букв местами (анаграммирования) зашифрован лингвистический термин.
- Пример: эфиоп Яро (орфоэпия).
- Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин врастапки .
ПРИСТАВКА
Урок русского языка в 7 классе Повторение по теме «Союз».
Из стихотворения А.С.Пушкина «19 октября»
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз…
Работа с толковым словарём
Союз-1.Тесное единение, связь классов, групп, отдельных лиц. (союз демократических сил),
2.Объединение, соглашение для каких-нибудь совместных целей. ( заключить союз) между государствами: СССР, СНГ
Союз - в грамматике - служебное слово, соединяющее предложения и словоформы внутри предложения (из словаря С.Ожегова)
Это интересно!
Название СОЮЗ появилось в XVll веке. По количеству союзов около 250. Чаще всего употребляются союзы типа И, А, ИЛИ. Ученые исследовали союз «И», его значение, частоту употребления и обнаружили:
Слово И – один из самых древних союзов русского языка
Слово И – за тысячелетия – не изменило своего звучания
Слово И – за тысячелетия! – не изменило своего значения
Слово И – тысячелетия – было и остается исключительно частотным словом ( очень часто употребляется)
(Н. Холодов)
Цель урока
Повторить, обобщить и систематизировать изученный лингвистический материал о союзе как о части речи.
Разминка. Тест.
1. В каждом столбике укажи союз: а) то же; г) так; б) так что; д) также; в) что же; е) так же;
2. Из каждого ряда выпиши сочинительный союз: а) тоже, так как, что; б) если, то…то, будто; в) едва, потому что, но;
3. Выпиши причинный союз: как будто, словно, потому что временной: чтобы, пока, точно изъяснительный: как скоро, что, оттого что
4.Части какого предложения связаны сочинительным союзом?
а) Что легко достается, то дёшево ценится. б) В комнате было тихо, во всем доме тоже не было звуков. в) Необходимо выйти рано, чтобы вовремя достичь перевала. г) Учитель похвалил ученика за то, что он хорошо подготовился к зачёту.
5.Выпиши из каждого предложения номера, где необходимо поставить запятые.
а) Мы очень поздно вышли из дома(1) вследствие чего(2)не успели к открытию спартакиады. б) Слышится(1)то шёпот(2)то осторожный шелест. в) Отряд остановился(1)так(2)как впереди была отвесная скала.
г) Для того(1)чтобы добраться до озера(2) потребовалось немало времени.
Взаимопроверка
Ключ к тесту:
1) б, д
2) тоже, то… то, но
3) потому что, пока, что
4) б
5) а) 1; б) 2; в) 1; г) 1, 2
Оцените по шкале :
«5» – нет ошибок
«4» – одна ошибка
«3» – две ошибки
«2» – более двух ошибок
Что такое союз?
Объединять и связывать стараюсь
Я равных и неравных в нужный час
Порою я совсем не повторяюсь.
Порою повторяюсь много раз.
- Союз – служебная часть речи, его главная задача – соединять однородные члены предложения или отдельные предложения.
По значению союзы делятся на сочинительные и подчинительные. По строению бывают простыми и составными.
1. По горизонту весь день слоями лежит прозрачная мгла и в ней пропадают очертания низких берегов.
2. Вечерняя заря начинается когда солнце уже заходит за край земли.
Спишите, расставьте знаки препинания, определите тип союза в предложениях: буква С (сочинительный) и П (подчинительный).
3. Река сверкала то голубым то зеленым светом.
4. Накануне выглянуло солнце но дороги еще совсем не просохли.
5. Слуга вышел и объявил что лошади готовы.
Графический диктант. Составить только схемы предложений.
- 1. Когда мы вернулись в деревню, уже все спали.
- 2. Веет теплый ветер, и легкий пар клубится у реки.
- 3. Все время доносился отдаленный рокот, а земля под ногами вздрагивала.
- 4. Наталья Саввишна никак не могла понять, что Карл Иванович уехал.
- 5. Ребята поднялись на холм, где находился их лагерь.
-
Рассмотрите схемы, составьте по ним предложения и объясните, какой союз употреблен в каждом из предложений, и, главное, что он соединяет.
1. [ ], а [ ]
2. [ ], (потому что)
3. [ = и = ]
2 задание
Союзы обвести в овал.
1. Что(бы) не простудиться, надо одеваться по погоде.
2.Что(бы) ни случилось, сохраняйте спокойствие.
3.Мы то(же) любим весну.
4.Горька работа, за(то) хлеб сладок.
Трижды используя данное предложение, составьте сложносочиненное (ССП), сложноподчиненное (СПП) предложение и предложение с однородными членами.
Неожиданно набежала туча...
* Найди и исправь ошибки в употреблении союзов.
- Заря чиста, а утро будет ясно.
- Я решил вернуться на тропинку, так как не заблудиться.
Пирует Петр. И горд, и ясен.
И славы полон взор его,
И царский пир его прекрасен.
А.С.Пушкин
- Из какого произведения эти строки?
- Можно ли назвать этот небольшой отрывок текстом?
- С помощью какой части речи осуществляется грамматическая связь предложений в тексте?
- Сделайте вывод о роли союза в тексте.
Роль союза в тексте
- Союз является не только средством связи однородных членов и простых предложений в составе сложного, но и средством художественной изобразительности и средством связи отдельных предложений в тексте.
Весёлая минутка
- Задание . Отгадайте шарады , изобразите ответы.
- Две ноты, союз,
- Вместе – игра,
- В которую любит
- Играть детвора .
-
Союз, предлог и падежная форма
Личного местоимения
Дают нам вкусный плод
Южноамериканского растения .
МОЙ ПЕРВЫЙ СЛОГ - НА ДЕРЕВЕ
Мой слог второй-союз
А вместе я – материя
И на костюм гожусь .
Подведем итоги
- Какова была тема урока?
- Какие цели мы преследовали по ходу всего урока? Как вы считаете, мы достигли цели урока?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Продолжите высказывания по уроку
- -я выполнял задания…
- -у меня получилось …
- -я понял, что теперь могу…
- -я научился…
- -я попробую…
- -меня удивило…
- -урок дал мне для жизни…
- -мне захотелось…
Домашнее задание
написать сочинение из 5-7 предложений о роли союза в русском языке