Тринадцатое октября Классная работа
Система согласных звуков. Основные выразительные средства фонетики
Автор презентации: Попов Дмитрий Сергеевич
ВАША ЗАДАЧА НА СЕГОДНЯ:
- Повторите материал, который расположен на слайдах 3 – 10.
- Изучите новый материал (слайды 10-19).
- Выполните задания 1-3 (слайды 20-22).
- Выполните домашнее задание (слайд 23).
Звуки речи изучает раздел лингвистики под названием фонетика.
Фонетика (от греч. phone — «звук») — раздел лингвистики, изучающий звуки, речь и звуковые единицы.
Графика – это раздел языкознания, изучающий буквы, их начертания и соотношение со звуками.
Благодаря графике становится понятно, как сочетания букв и отдельные буквы отражают звуки в слове на письме.
Буква — графический символ фонетической письменности.
Совокупность всех букв образует алфавит.
Звук - это минимальная нечленимая единица речи, которая является результатом артикуляционной деятельности человека.
ЗВУКИ РУССКОГО ЯЗЫКА
Гласные
Согласные
Гласные звуки – это звуки речи, при образовании которых выходящая струя воздуха не встречает препятствий в полости рта, и поэтому в акустическом плане характеризуются преобладанием музыкального тона, или голоса.
В русском языке 6 гласных звуков: [а], [о], [э], [и], [ы], [у].
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
УДАРНЫЕ
БЕЗУДАРНЫЕ
(СЛЫШИМ НЕЧЁТКО)
(СЛЫШИМ ЧЁТКО)
Согласные звуки – это звуки речи, состоящие из голоса и шума или из одного шума.
В русском языке 36 согласных звуков.
В каждом согласном звуке есть шум.
При образовании согласных звуков выдыхаемый воздух встречает во рту различные препятствия: язык, нёбо, зубы, губы. Струя воздуха преодолевает препятствия, и от этого возникает шум. Преграда может быть разной. Зависит она от того, какой орган движется, то есть является активным. Например, нижняя губа. Она может сомкнуться с верхней. И когда воздушная струя их разомкнет, получится, к примеру, звук [м]. Или, например, нижняя губа коснется верхних зубов. Одним из звуков, полученных в результате такого произношения, может быть [в].
Наиболее активным органом при произнесении согласных звуков русского языка является язык. Например, кончик языка касается верхних зубов. Когда воздушная струя преодолевает эту преграду, получается, к примеру, звук [д].
[ м ՚ ал ] мял
[ мал ] мал
Чтобы правильно и красиво говорить, нужно следить за тем, как вы произносите каждый звук.
В разговоре старайтесь отчетливо проговаривать каждое слово, чтобы собеседник вас хорошо слышал и понимал. Это касается и быстрого темпа речи. В отработке качественного произношения согласных звуков очень помогают скороговорки. Они развивают речевой аппарат, делают его более совершенным, подвижным.
Обычно в скороговорках используется близкий повтор согласных звуков или труднопроизносимые сочетания. Задача произносящего – быстро и безошибочно проговорить (отсюда и скороговорка ) всю фразу.
На дворе – трава
На траве – дрова.
Не руби дрова: На дворе – трава.
Как правильно произнести скороговорку?
Чтобы справиться с этой задачей, нужно запомнить несколько правил. Сначала следует прочесть скороговорку медленно, стараясь понять и запомнить. Потом произнести шёпотом, отрабатывая каждый звук: звуки должны быть тихими, но чёткими. Затем нужно проговорить всю фразу вслух, медленно, но чётко. (Запомните: чтобы научиться говорить быстро, нужно научиться говорить медленно!)
А вот теперь можно произносить скороговорку, стараясь достичь максимальной скорости, но сохраняя отчетливость каждого звука.
Давайте попробуем. Выбирайте одну из предложенных:
1. Осип охрип, Архип осип.
2. От топота копыт пыль по полю летит.
3. Саша шапкой шишку сшиб.
4. А мне не до недомогания.
Не переживайте, если сразу не получается.
Любой результат требует усердной работы. Тренируйтесь правильно произносить скороговорки, и ваша речь обязательно станет лучше!
Задание 1
Перепишите скороговорку. Подчеркните согласные буквы:
К Чебурашке в чашку
Шлёпнулась букашка,
Добрый Чебурашка
Вытащил букашку,
Положил букашку
Сохнуть на бумажку.
Задание 2
В каком ряду слов буквы чн обозначают звуки [шн]?
1) дачный, скворечник
2) яичница, вечный
3) конечно, съёмочный
4) скучный, нарочно
Задание 3
Перепишите текст, вставляя пропущенные слова по смыслу:
В каждом согласном звуке есть ___________. При образовании согласных звуков выдыхаемый воздух встречает во рту препятствия: язык, нёбо, зубы, ___________. По участию голоса согласные звуки бывают звонкие и ___________. По положению языка различаются согласные __________ и мягкие. Чтобы быть успешным, надо правильно говорить, в этом нам помогут _________.
Пропущенные слова: глухие, твёрдые, шум, губы, скороговорки.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
- Изучите §34, § 36, §37.
- Выполните упражнения 186, 187:
Спасибо за урок!