СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Система согласных звуков. Основные выразительные средства фонетики"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Система согласных звуков. Основные выразительные средства фонетики"»

 Тринадцатое октября  Классная работа Система согласных звуков.  Основные выразительные  средства фонетики Автор презентации:  Попов Дмитрий Сергеевич

Тринадцатое октября Классная работа

Система согласных звуков. Основные выразительные средства фонетики

Автор презентации: Попов Дмитрий Сергеевич

ВАША ЗАДАЧА НА СЕГОДНЯ:  Повторите материал, который расположен на слайдах 3 – 10.  Изучите новый материал (слайды 10-19).  Выполните задания 1-3 (слайды 20-22).  Выполните домашнее задание (слайд 23).

ВАША ЗАДАЧА НА СЕГОДНЯ:

  • Повторите материал, который расположен на слайдах 3 – 10.
  • Изучите новый материал (слайды 10-19).
  • Выполните задания 1-3 (слайды 20-22).
  • Выполните домашнее задание (слайд 23).
Звуки речи изучает раздел лингвистики под названием фонетика. Фонетика (от греч. phone — «звук») — раздел лингвистики, изучающий звуки, речь и звуковые единицы.

Звуки речи изучает раздел лингвистики под названием фонетика.

Фонетика (от греч. phone — «звук») — раздел лингвистики, изучающий звуки, речь и звуковые единицы.

Графика – это раздел языкознания, изучающий буквы, их начертания и соотношение со звуками.  Благодаря графике становится понятно,  как сочетания букв и отдельные буквы отражают звуки в слове на письме.

Графика – это раздел языкознания, изучающий буквы, их начертания и соотношение со звуками. 

Благодаря графике становится понятно, как сочетания букв и отдельные буквы отражают звуки в слове на письме.

Буква — графический символ фонетической письменности. Совокупность всех букв образует алфавит.

Буква — графический символ фонетической письменности.

Совокупность всех букв образует алфавит.

Звук - это минимальная нечленимая единица речи, которая является результатом артикуляционной деятельности человека.

Звук - это минимальная нечленимая единица речи, которая является результатом артикуляционной деятельности человека.

ЗВУКИ РУССКОГО ЯЗЫКА Гласные Согласные

ЗВУКИ РУССКОГО ЯЗЫКА

Гласные

Согласные

  Гласные звуки – это звуки речи, при образовании которых выходящая струя воздуха не встречает препятствий в полости рта, и поэтому в акустическом плане характеризуются преобладанием музыкального тона, или голоса. В русском языке 6 гласных звуков:  [а], [о], [э], [и], [ы], [у].

Гласные звуки – это звуки речи, при образовании которых выходящая струя воздуха не встречает препятствий в полости рта, и поэтому в акустическом плане характеризуются преобладанием музыкального тона, или голоса.

В русском языке 6 гласных звуков: [а], [о], [э], [и], [ы], [у].

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ УДАРНЫЕ БЕЗУДАРНЫЕ (СЛЫШИМ НЕЧЁТКО) (СЛЫШИМ ЧЁТКО)

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

УДАРНЫЕ

БЕЗУДАРНЫЕ

(СЛЫШИМ НЕЧЁТКО)

(СЛЫШИМ ЧЁТКО)

  Согласные звуки  – это звуки речи, состоящие из голоса и шума или из одного шума. В русском языке 36 согласных звуков.

Согласные звуки  – это звуки речи, состоящие из голоса и шума или из одного шума.

В русском языке 36 согласных звуков.

В каждом согласном звуке есть шум. При образовании согласных звуков выдыхаемый воздух встречает во рту различные препятствия: язык, нёбо, зубы, губы. Струя воздуха преодолевает препятствия, и от этого возникает шум. Преграда может быть разной. Зависит она от того, какой орган движется, то есть является активным. Например, нижняя губа. Она может сомкнуться с верхней. И когда воздушная струя их разомкнет, получится, к примеру, звук [м]. Или, например, нижняя губа коснется верхних зубов. Одним из звуков, полученных в результате такого произношения, может быть [в]. Наиболее активным органом при произнесении согласных звуков русского языка является язык. Например, кончик языка касается верхних зубов. Когда воздушная струя преодолевает эту преграду, получается, к примеру, звук [д].

В каждом согласном звуке есть шум.

При образовании согласных звуков выдыхаемый воздух встречает во рту различные препятствия: язык, нёбо, зубы, губы. Струя воздуха преодолевает препятствия, и от этого возникает шум. Преграда может быть разной. Зависит она от того, какой орган движется, то есть является активным. Например, нижняя губа. Она может сомкнуться с верхней. И когда воздушная струя их разомкнет, получится, к примеру, звук [м]. Или, например, нижняя губа коснется верхних зубов. Одним из звуков, полученных в результате такого произношения, может быть [в].

Наиболее активным органом при произнесении согласных звуков русского языка является язык. Например, кончик языка касается верхних зубов. Когда воздушная струя преодолевает эту преграду, получается, к примеру, звук [д].

[ м ՚ ал ]  мял   [ мал ]  мал

[ м ՚ ал ] мял

[ мал ] мал

Чтобы правильно и красиво говорить, нужно следить за тем, как вы произносите каждый звук.

Чтобы правильно и красиво говорить, нужно следить за тем, как вы произносите каждый звук.

В разговоре старайтесь отчетливо проговаривать каждое слово, чтобы собеседник вас хорошо слышал и понимал. Это касается и быстрого темпа речи. В отработке качественного произношения согласных звуков очень помогают скороговорки. Они развивают речевой аппарат, делают его более совершенным, подвижным.

В разговоре старайтесь отчетливо проговаривать каждое слово, чтобы собеседник вас хорошо слышал и понимал. Это касается и быстрого темпа речи. В отработке качественного произношения согласных звуков очень помогают скороговорки. Они развивают речевой аппарат, делают его более совершенным, подвижным.

Обычно в скороговорках используется близкий повтор согласных звуков или труднопроизносимые сочетания. Задача произносящего – быстро и безошибочно проговорить (отсюда и  скороговорка ) всю фразу. На дворе – трава На траве – дрова. Не руби дрова:  На дворе – трава.

Обычно в скороговорках используется близкий повтор согласных звуков или труднопроизносимые сочетания. Задача произносящего – быстро и безошибочно проговорить (отсюда и  скороговорка ) всю фразу.

На дворе – трава

На траве – дрова.

Не руби дрова: На дворе – трава.

Как правильно произнести скороговорку? Чтобы справиться с этой задачей, нужно запомнить несколько правил. Сначала следует прочесть скороговорку медленно, стараясь понять и запомнить. Потом произнести шёпотом, отрабатывая каждый звук: звуки должны быть тихими, но чёткими. Затем нужно проговорить всю фразу вслух, медленно, но чётко. (Запомните: чтобы научиться говорить быстро, нужно научиться говорить медленно!)   А вот   теперь можно произносить скороговорку, стараясь достичь максимальной скорости, но сохраняя отчетливость каждого звука.

Как правильно произнести скороговорку?

Чтобы справиться с этой задачей, нужно запомнить несколько правил. Сначала следует прочесть скороговорку медленно, стараясь понять и запомнить. Потом произнести шёпотом, отрабатывая каждый звук: звуки должны быть тихими, но чёткими. Затем нужно проговорить всю фразу вслух, медленно, но чётко. (Запомните: чтобы научиться говорить быстро, нужно научиться говорить медленно!)  

А вот   теперь можно произносить скороговорку, стараясь достичь максимальной скорости, но сохраняя отчетливость каждого звука.

Давайте попробуем.  Выбирайте одну из предложенных: 1. Осип охрип, Архип осип. 2. От топота копыт пыль по полю летит. 3. Саша шапкой шишку сшиб. 4. А мне не до недомогания. Не переживайте, если сразу не получается. Любой результат требует усердной работы.  Тренируйтесь правильно произносить скороговорки, и ваша речь обязательно станет лучше!

Давайте попробуем. Выбирайте одну из предложенных:

1. Осип охрип, Архип осип.

2. От топота копыт пыль по полю летит.

3. Саша шапкой шишку сшиб.

4. А мне не до недомогания.

Не переживайте, если сразу не получается.

Любой результат требует усердной работы. Тренируйтесь правильно произносить скороговорки, и ваша речь обязательно станет лучше!

Задание 1 Перепишите скороговорку.  Подчеркните согласные буквы: К Чебурашке в чашку Шлёпнулась букашка, Добрый Чебурашка Вытащил букашку, Положил букашку Сохнуть на бумажку.

Задание 1

Перепишите скороговорку. Подчеркните согласные буквы:

К Чебурашке в чашку

Шлёпнулась букашка,

Добрый Чебурашка

Вытащил букашку,

Положил букашку

Сохнуть на бумажку.

Задание 2 В каком ряду слов буквы чн   обозначают звуки [шн]? 1) дачный, скворечник 2) яичница, вечный 3) конечно, съёмочный 4) скучный, нарочно

Задание 2

В каком ряду слов буквы чн  обозначают звуки [шн]?

1) дачный, скворечник

2) яичница, вечный

3) конечно, съёмочный

4) скучный, нарочно

Задание 3 Перепишите текст, вставляя  пропущенные слова по смыслу: В каждом согласном звуке есть ___________. При образовании согласных звуков выдыхаемый воздух встречает во рту препятствия: язык, нёбо, зубы, ___________. По участию голоса согласные звуки бывают звонкие и ___________. По положению языка различаются согласные __________ и мягкие. Чтобы быть успешным, надо правильно говорить, в этом нам помогут _________. Пропущенные слова: глухие, твёрдые, шум, губы, скороговорки.

Задание 3

Перепишите текст, вставляя пропущенные слова по смыслу:

В каждом согласном звуке есть ___________. При образовании согласных звуков выдыхаемый воздух встречает во рту препятствия: язык, нёбо, зубы, ___________. По участию голоса согласные звуки бывают звонкие и ___________. По положению языка различаются согласные __________ и мягкие. Чтобы быть успешным, надо правильно говорить, в этом нам помогут _________.

Пропущенные слова: глухие, твёрдые, шум, губы, скороговорки.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:  Изучите §34, § 36, §37.  Выполните упражнения 186, 187:

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

  • Изучите §34, § 36, §37.
  • Выполните упражнения 186, 187:
Спасибо за урок!

Спасибо за урок!