ГИБКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
“ Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне действовать самому - и я научусь . ”. (Китайская мудрость)
ИСТОРИЯ МЕТОДА
- Основоположниками "Метода проектов" являются американский философ и педагог Джон Дьюи и его ученик Уильям Херд Килпатрик - обучение "путём делания ".
- В 1905 году под руководством русского педагога Станислава Теофиловича Шацкого была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
- В советской школе предпринимались попытки видоизменить метод проектов, сочетать его с принципом Дальтон-плана и коллективной работой учащихся. Так возник бригадно-лабораторный метод обучения.
- В 1931 году в постановлении ЦК партии "О начальной и средней школе" проектный метод подвергся осуждению, и о нём забыли на десятилетия.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- Метод проектов – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершится вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
- Проектирование – деятельность, под которой понимается «промысливание» того, что должно быть.
- Учебный проект – это специально организованный педагогом и выполняемый учащимися комплекс действий, завершающийся созданием творческого продукта.
- Проектная деятельность – это способ достижения цели через детальную разработку проблемы в условиях ограниченности по срокам и ресурсам, которая должна завершиться вполне определённым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Проект – это 6 «П»
Проектирование
Проблема
Поиск информации
Продукт
«Портфолио»
Презентация
ЭТАПЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 этап
Проблематизация . Идентификация проблемы, которую нужно решить, или задачи, которую нужно выполнить – вот, что является началом работы.
2 этап
Целеполагани е . На этом этапе определяется: к чему все-таки должен прийти проект и каких достичь целей.
3 этап
Планирование. Здесь происходит планирование деятельности, которую необходимо осуществить для достижения цели проекта. Определяются требования к продукту проекта, выбираются способы выполнения проекта, устанавливаются сроки выполнения и т.д.
4 этап
Реализация проекта . Для успешной реализации важно научиться отслеживать прогресс выполнения, чтобы вовремя выявить отклонения и предпринять управленческие действия. Определяйте контрольные точки, проводите оценивание каждого этапа работы с точки зрения сроков и достигнутых результатов.
5 этап
Сдача проекта . Презентация результата работы.
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
1. Проблема – противоречие между тем, что есть и тем, что должно быть.
Дает сжатую формулировку ситуации, которая требует изменения. Штампы:
- «До сих пор не разработаны (мало сделано для того, чтобы...)»;
«Оказались неэффективными все меры по...».
2. Описательные характеристики :
- чья это проблема (т. е. кого она касается, что это за люди или организации);
- каковы масштабы проблемы;
- поддается ли проблема решению;
- что будет, если проблема не найдет разрешения.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА («ЧТО?», «ЧТО БУДЕТ ДОСТИГНУТО?»)
Цель должна быть достижима в рамках данного проекта, в указанные сроки и при тех затратах, которые заложены в проект.
Цель должна формулироваться как безусловная (неправильно: «Если будут открыты новые библиотеки, то целью проекта будет привлечение новых читателей...» ).
Цель должна предусматривать итоговый результат;
При разработке проектов, предполагающих получение прибыли, формулировка целей должна предусматривать возможность их количественной оценки по объемам, срокам, размерам прибыли.
Формулировка цели, как правило, обратна формулировке проблемы .
ФОРМУЛИРОВКА ЦЕЛИ ОБЫЧНО НАЧИНАЕТСЯ С…
- «разработка…»
- «улучшение…»
- «создание…»
- «повышение…»
- «распространение…»
- «профилактика…»
- «выявление…»
- «развитие…»
- «изменение….»
- «сохранение…»
- Путем / через / с помощью / посредством
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА («КАК?»)
Задачи проекта – конкретные действия, которые предстоит осуществить.
Некоторые эксперты связывают задачи с причинами в сформулированной проблеме.
- Принято использовать для представления задач грамматические конструкции с глаголом в форме инфинитива. Рекомендуется использовать такие глаголы как: создать ..., объединить ..., изменить ..., улучшить ... ;
- По возможности нужно использовать различные показатели
- Задачи всегда указывают на конкретный результат.
- Главный недостаток задач – неконкретность и неувязка с реальностью.
- Не рекомендуется указывать более 3 – 4 задач .
Формулировка задач обычно начинается со слов:
- исследовать (сущность),
- уточнить определение,
- систематизировать,
- проанализировать,
- уточнить и дополнить,
- обосновать,
- изучить,
- разработать,
- проверить,
- обучить и т. д.
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДПОЛАГАЕМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: МЕТОДЫ
Методы проекта отражают тип работы, которая будет предпринята по проекту:
- организовать конференцию...,
- провести семинар...,
- подготовить к изданию...,
- опубликовать,
- распространить информацию...
Важно отразить адекватность предлагаемых в проекте методов поставленным задачам.
СОВОКУПНОСТЬ МЕТОДОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Проектная
деятельность
Исследовательские
Поисковые
Научный метод
Дискуссии,
эвристические беседы
Мозговые атаки
Ролевые игры
Рефлексивные
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДПОЛАГАЕМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: (МЕРОПРИЯТИЯ)
- Деятельность: что, как, когда и зачем будет делаться для решения поставленных задач и достижения цели проекта.
- Можно представить этот раздел в виде таблицы и/или календарного плана, в которых представить перечень мероприятий.
При подготовке перечня необходимо знать :
- имеющиеся в наличии и требуемые ресурсы;
- каким образом каждое мероприятие будет способствовать достижению целей проекта;
- временные рамки проекта.
ПРАВИЛА ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОЕКТА
- Правило места . Если проект не может быть осуществлен по единому стандарту и подходам на большой территории, то лучше его разделить на локальные проекты, определяя свои стандарты и подходы для каждой группы однородных территорий.
- Правило последствий . Поскольку всякий проект имеет позитивные и негативные последствия, надо стремиться к уменьшению до минимума негативных и развертыванию до максимума позитивных последствий его осуществления.
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДПОЛАГАЕМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СРОКИ
Сроки должны быть реальными!
Сроки могут быть указаны не календарные, а в увязке с началом работы по проекту, которое обычно совпадает с началом финансирования.
Эта точка принимается за ноль, и от нее рассчитываются сроки в годах, месяцах, неделях, днях.
ФИНАНСОВОЕ ОБОСНОВАНИЕ (БЮДЖЕТ ПРОЕКТА)
- В смете запрашиваемых средств по проекту не учитываются привлеченные средства (обычно в требованиях указан минимальный размер).
- При расчете финансовых средств, необходимых для проекта, не учитывается стоимость интеллектуальной собственности (авторские права участников).
В концепции проекта финансовые расчеты представлены в обобщенном виде, подробная информация по бюджету дается в приложении.
ФИНАНСОВОЕ ОБОСНОВАНИЕ (БЮДЖЕТ ПРОЕКТА)
- В смете запрашиваемых средств по проекту не учитываются привлеченные средства (обычно в требованиях указан минимальный размер).
- При расчете финансовых средств, необходимых для проекта, не учитывается стоимость интеллектуальной собственности (авторские права участников).
В концепции проекта финансовые расчеты представлены в обобщенном виде, подробная информация по бюджету дается в приложении.
РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ ПРОЕКТА
- Концепция проекта – это его основные положения, представленные в определенной системе.
Актуальность проекта
- дается сжатая формулировка ситуации, которая требует изменения, формулируется социальная проблема;
- определяются характеристики проблемы (по возможности максимально используются количественные показатели).
При написании актуальности и постановки проблемы, можно использовать правило Гомера:
«Очередность приводимых аргументов
влияет на их убедительность»
Рекомендуется использовать порядок :
- сильные,
- средние,
- самые сильные.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ
- Инвестиционные проекты . Это проекты, связанные с осуществлением капитальных вложений и их последующим возмещением и получением прибыли.
Термин «инвестиционный проект» можно понимать в двух смысл ах:
- как комплект документов, содержащих формулирование цели предстоящей деятельности и определение комплекса действий, направленных на ее достижение;
- как сам этот комплекс действий (работ, услуг, приобретений, управленческих операций и решений), направленных на достижение сформулированной цели.
Особенности инвестиционных прое ктов:
- требуется максимально проработать вопрос экономической эффективности реализации проекта и производимых инвестиций; требуется четко определить объемы и график финансирования; определить показатели, по которым можно регулярно
- требуется максимально проработать вопрос экономической эффективности реализации проекта и производимых инвестиций;
- требуется четко определить объемы и график финансирования;
- определить показатели, по которым можно регулярно
оценивать ход и соответствие проекта целям.
- оценивать ход и соответствие проекта целям.
4
4
- Научно-исследовательские и инновационные проекты . Проекты по разработке нового, наукоемкого продукта или услуги, проведению научных исследований.
Характеризуются следующими особенностями:
- главная цель проекта определена, но отдельные подцели могут уточняться по мере достижения промежуточных результатов; срок завершения и продолжительность проекта определены, но могут корректироваться в зависимости от полученных промежуточных результатов и общего прогресса проекта; планирование расходов на проект существенно зависит от выделенных средств; основные ограничения – доступность квалифицированных специалистов и специального (уникального) оборудования; расходы на проект в значительной мере определяются стоимостью ресурсов: специалистов и оборудования .
- главная цель проекта определена, но отдельные подцели могут уточняться по мере достижения промежуточных результатов;
- срок завершения и продолжительность проекта определены, но могут корректироваться в зависимости от полученных промежуточных результатов и общего прогресса проекта;
- планирование расходов на проект существенно зависит от выделенных средств;
- основные ограничения – доступность квалифицированных специалистов и специального (уникального) оборудования;
- расходы на проект в значительной мере определяются стоимостью ресурсов: специалистов и оборудования .
4
- Организационные проекты. Проекты, направленные на повышение эффективности деятельности предприятия за счет изменения организационной структуры.
- Проекты этого типа характеризуются следующим :
- требуют максимальной вовлеченности заказчика и ключевых заинтересованных лиц в выполнение проекта. Без этого невозможно обеспечить достижение целей; возможно, нет способа объективной оценки экономического эффекта от выполнения проекта данного типа. Эффект может проявляться в сокращении сроков принятия решений, в сокращении сроков выполнения заказов, разработки продуктов, увеличения лояльности сотрудников и пр. требуют работ по созданию атмосферы в организации, допускающей принятие изменений; связаны с внедрением новых регламентов, правил, ценностей; могут сопровождаться значительным объемом работ по обучению сотрудников.
- требуют максимальной вовлеченности заказчика и ключевых заинтересованных лиц в выполнение проекта. Без этого невозможно обеспечить достижение целей;
- возможно, нет способа объективной оценки экономического эффекта от выполнения проекта данного типа. Эффект может проявляться в сокращении сроков принятия решений, в сокращении сроков выполнения заказов, разработки продуктов, увеличения лояльности сотрудников и пр.
- требуют работ по созданию атмосферы в организации, допускающей принятие изменений;
- связаны с внедрением новых регламентов, правил, ценностей;
- могут сопровождаться значительным объемом работ по обучению сотрудников.
- Социальные проекты . Эти проекты направлены на решение социальных проблем (адаптация в общество инвалидов, день донора, работа с подростками и т.д.).
Отличительные признаки подобных проектов:
- проект может не являться прибыльным; средства на проект выделяются из бюджета, как правило, не в том объеме, который нужен для реализации проекта, а в том, который может быть выделен в данный момент; цели намечаются и корректируются по мере достижения промежуточных результатов и в соответствии с имеющимися в данный момент ресурсами; сроки и продолжительность проекта зависят от вероятностных факторов, и только намечаются, в процессе реализации проекта уточняются; количественная оценка результата проекта затруднена
- проект может не являться прибыльным;
- средства на проект выделяются из бюджета, как правило, не в том объеме, который нужен для реализации проекта, а в том, который может быть выделен в данный момент;
- цели намечаются и корректируются по мере достижения промежуточных результатов и в соответствии с имеющимися в данный момент ресурсами;
- сроки и продолжительность проекта зависят от вероятностных факторов, и только намечаются, в процессе реализации проекта уточняются;
- количественная оценка результата проекта затруднена
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНОМУ ПРОЕКТУ
1. Работа над проектом всегда направлена на разрешения конкретной, социально значимой исследовательской, информационной практической проблемы.
2. Выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, т.е., с планирования действий по разрешению проблемы.
3. Исследовательская работа учащихся как обязательное условие любого проекта, заключается в поиске информации.
4. Результатом работы над проектом является продукт, презентация продукта и защита самого проекта.
ВАЖНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ УСПЕШНЫХ ПРОЕКТОВ
Успешность управления проектом – тот показатель, который оценивает процесс выполнения проекта. Успех управления проектом обычно легко поддается измерению после завершения проекта.
Успешность продукта показывает, решил ли полученный продукт поставленную в проекте проблему или нет. Есть нюанс, что успешность продукта не всегда можно измерить по завершению проекта, например, если проблема связана со структурой организации, поведением социальных групп, образовательной политикой и т.д. В таких системах изменения происходят очень медленно.
4
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ, ПРЕДЛОЖЕННАЯ С. ДВОРЕЦКИМ В СООТВЕТСТВИИ С ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ СОВРЕМЕННОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.Разделение процесса выполнения учебного проекта на отдельные этапы и нацеленность каждого из них на формирование мотивационного, когнитивного, операционального, эмоционально-волевого и информационного компонентов готовности к проектной деятельности.
2. Выявление психолого-педагогических условий в соответствии с целями и особенностями каждого этапа проектирования.
3. Определение комплекса учебно-методических и программно-технических средств для проектирования.
ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА (В. КОВАЛЕНКО)
1. Анализ ситуации и выявление проблем.
2. Анализ целей.
3. Анализ ресурсов.
4. Определение логики деятельности .
5. Указание допущений и факторов риска.
6. Определение показателей измерения результативности (эффективности).
7. Составление графика мероприятий, их продолжительности.
8. Составление плана расходов.
РОЛЬ В ПРОЕКТЕ – ОПРЕДЕЛЕННЫЙ НАБОР ФУНКЦИЙ И ПОЛНОМОЧИЙ В ПРОЕКТЕ, СОЗДАННЫЙ С ЦЕЛЬЮ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ ПРОЕКТА.
- 1. Группа «Управление проектами». Основные функции участников, относящихся к данной группе: инициация проекта, выделение необходимых ресурсов, формирование требований, управление реализацией и осуществление сдачи/приемки. Здесь выделяются следующие роли: инициатор, куратор (спонсор), заказчик, руководитель проекта.
- 2 . Группа «Выполнение работ проекта». Для этой группы ключевую роль играет понятие «команда проектa» – это временная рабочая группа, выполняющая работы по проекту и ответственная перед Руководителем проекта за их выполнение.
- Команда проектa состоит из участников, каждый из которых выполняет в команде одну или несколько ролей. Выделение ролей по формальным компетенциям определяется в целом предметной областью и более детально – конкретными задачами, которые должны быть решены в проекте.
- 3 . Группа «Поддержания существования команды проекта». Основная задача участников этой группы – обеспечение существования и работоспособности команды, где условия для взаимодействия имеют ключевое значение. Здесь важно учесть психологические особенности каждого из участников. К этой группе относят те роли, которые помогают создать дружественную и конструктивную атмосферу, обеспечивают мотивацию команды проекта.
РОЛЕВЫЕ ПОЗИЦИИ УЧИТЕЛЯ:
КООРДИНАТОР ПРОЕКТА
должен обладать определенными качествами:
- Иметь хорошие организаторские способности;
- Быть методически грамотным;
- Владеть навыками межкультурного общения;
- Уметь устанавливать доверительные, открытые, уважительные отношения с учениками;
- Активно сотрудничать в проектной деятельности;
- Уметь работать с большими объемами информации;
- Владеть новейшими телекоммуникационными технологиями.
хорошо владеющий устной
и письменной речью
владеющий современными
информационными технологиями
способный быть
самостоятельным
в ситуации выбора
и принятия решений
для которого поиск решения
в нестандартной ситуации –
привычное явление
легко адаптирующийся
в любом социуме и
умеющий активно влиять на него
умеющий отвечать
за свои решения
понимающий, что жизнь
среди людей
– это поиск постоянных
компромиссов
способный нести
ответственность за себя,
своих близких
обладающий набором
компетенций, как ключевых,
так и по различным
отраслям знаний
обладающий приемами
учения и готовый к постоянной
переподготовке
31
КОМПЕТЕНЦИЯ И КОМПЕТЕНТНОСТЬ
- Компетенция в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.
- Компетенция – готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели
Под внутренними ресурсами понимаются знания, умения, навыки, надпредметные умения, компетентности (способы деятельности), психологические особенности, ценности и т.д
КОМПЕТЕНТНОСТЬ
- Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.
- Компетентности – качества, приобретенные через проживание ситуаций, рефлексию опыта.
- Компетентности - способы деятельности
ТОП-10 ГИБКИХ НАВЫКОВ
В 2016 году на Всемирном экономическом форуме в Давосе были сформулированы десять гибких навыков будущего, которые понадобятся специалисту в любой профессии:
- Умение решать комплексные задачи.
- Критическое мышление.
- Творческое мышление.
- Умение управлять людьми.
- Умение работать в команде.
- Умение формировать суждения и принимать решения.
- Способность распознавать свои и чужие эмоции, управлять ими.
- Клиентоориентированность.
- Ведение переговоров.
- Переключение с одной задачи на другую.
МОДЕЛЬ «4К»
В нашей стране десять гибких навыков будущего превратились в более простую и понятную модель «4К». Это четыре ключевых компетенции, названия которых начинаются на букву К. Их необходимо развивать каждому школьнику, чтобы в будущем быть востребованным на рынке труда:
- К ритическое мышление - способность критически оценивать информацию, поступающую извне, анализировать её и проверять на достоверность, видеть причинно-следственные связи, отбрасывать ненужное и выделять главное, делать выводы;
- К реативность - умение нешаблонно мыслить, находить неожиданные решения проблемы, гибко реагировать на происходящие изменения;
- К оммуникативные навыки - умение общаться, доносить свою мысль, слышать собеседника, договариваться;
- К ооперация - способность работать в команде, брать на себя как лидерские, так и исполнительские функции, распределять роли, контролировать выполнение задач.
ОСНОВОЙ В ПОНИМАНИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МОЖНО СЧИТАТЬ ПОДХОД, СФОРМУЛИРОВАННЫЙ В РАБОТАХ К. ПОППЕРА: МЫ УЧИМСЯ НА ОШИБКАХ, А НЕ ПОСРЕДСТВОМ НАКОПЛЕНИЯ ДАННЫХ . НАИЛУЧШИМ УСЛОВИЕМ ДЛЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ: «Я МОГУ ОШИБАТЬСЯ, И ТЫ МОЖЕШЬ ОШИБАТЬСЯ, НО СОВМЕСТНЫМИ УСИЛИЯМИ МЫ МОЖЕМ ПОСТЕПЕННО ПРИБЛИЖАТЬСЯ К ИСТИНЕ».
В качестве основных элементов критического мышления можно выделить несколько умений:
1. Анализ.
Умение находить связи между утверждениями, вопросами, аргументами.
2. Оценка.
Умение оценивать надежность утверждений, убедительность доводов.
3. Объяснение (аргументация).
Умение объяснять ход своих мыслей/метод, защищать свои выводы.
4. Выведение гипотез (планирование решений).
Умение формировать гипотезы и самим делать выводы, обнаруживать нехватку информации.
5. Саморегуляция (контроль).
Рефлексия, самопроверка и коррекция.
31
ПРИ РАЗРАБОТКЕ ОЦЕНИВАНИЯ КРЕАТИВНОСТИ/КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ ОПИРАЮТСЯ НА МОДЕЛЬ Б. ЛУКАСА, В КОТОРОЙ ВЫДЕЛЕНЫ ОТДЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ КРЕАТИВНОСТИ .
1. Любознательность (активный интерес к заданию):
интерес к окружающему миру (ситуации задания) и желание узнать
больше об окружающем мире (о различных аспектах ситуации задания; проговаривание ассоциации); самостоятельный поиск ответов на собственные вопросы. Активный поиск новой информации (в том числе в неожиданных источниках).
2. Создание идей (воображение). Продуцирование собственных идей.
Здесь выделяются два аспекта:
- оригинальность предложенных идей;
- гибкость или подвижность, способность продуцировать большое
количество идей.
3. Развитие предложенных идей :
- оценка предложенных идей с разных позиций и поиск их сильных
и слабых сторон с целью улучшения идеи или отказа от нее;
- умение быстро перестраивать свою деятельность в изменившихся
условиях и с появлением новой информации об объекте исследования.
Коммуникация проявляется в умении ученика задавать вопросы одноклассникам и отвечать на их вопросы понятным для них образом, в случае необходимости обращаться за разъяснением того, что оказывается непонятным в сообщениях или рассуждениях, и, в свою очередь, умении разъяснить свои идеи и предложения.
Структура этой компетенции/навыка:
1. Готовность к коммуникации: отсутствие страха при вступлении в коммуникацию, инициирование коммуникации, готовность ответить на чужой вопрос, готовность задать вопрос.
2. Адаптация к цели и контексту коммуникации и к партнеру: в различных ситуациях общения умение выбрать разные вербальные и невербальные средства коммуникации, ориентируясь на эмоциональный статус партнера.
3. Убеждающая коммуникация: использование вербальных (словарного запаса и знания правил языка) и невербальных средств (жесты, мимика, интонация) для достижения цели коммуникации.
Кооперация описывается как умение и готовность обращаться за помощью; выслушивать чужое мнение и соглашаться с другими предложениями даже в ущерб собственным; в ходе работы команды над заданием встраивать свою индивидуальную часть работы в общую работу группы, а также определять свой вклад и оценивать коллективный результат как свой собственный .
Структура этой компетенции/навыка представлена так.
1. Принятие общих целей: умение разделять ц ели команды и ставить их выше собственных целей, работать в команде, встраивать результат своей работы в коллективное решение, управлять своими эмоциями в командной работе.
2. Социальное взаимодействие : участие в обсуждении, умение договариваться, взаимодействовать уважительно, выслушивать и принимать чужие мнения, координация своих действий с действиями других членов команды, готовность помочь им; готовность взять на себя ответственность за общий результат.
3. Выполнение взятых на себя обязательств: готовность занять такую позицию и принять такую роль, которая эффективна для работы в команде; ответственное выполнение своей части работы, достижение качественного результата.
4. Самостоятельность и инициативность: способность работать самостоятельно и проявлять инициативу в рамках поставленной задачи; умение вовлекать всех членов команды в решение задачи, оказывать им психологическую поддержку, мотивировать.
КАК РАЗВИВАТЬ ГИБКИЕ НАВЫКИ
Спортивные, настольные, интеллектуальные игры
- Квесты . Учат нестандартно мыслить, быстро определять проблему и находить решение, распределять роли в команде, прислушиваться к мнению других, аргументировать свою точку зрения.
- Спортивное ориентирование . Тренирует умение быстро думать, принимать решения, руководить и подчиняться, помогать другим членам команды, чувствовать и правильно определять время.
- Настольные игры . Для развития гибких навыков подойдут не все настольные игры, а лишь те, которые требуют постоянного взаимодействия с другими игроками, умения распознавать эмоции, быстро принимать решения, договариваться, предугадывать действия игроков: «Манчкин», «Мафия», «Монополия».
- Спортивные игры . Эстафеты, командные игры (футбол, волейбол, баскетбол) тренируют лидерские качества, дисциплинированность, умение воспринимать критику и достойно принимать поражения.
КАК РАЗВИВАТЬ ГИБКИЕ НАВЫКИ
Проектная работа в ОО
- Во время выполнения проектов развиваются умения распределять роли, руководить и подчиняться, обсуждать тему, приводить аргументы, анализировать информацию и делать выводы, тренируются навыки планирования и выступления на публике.
Внеурочная деятельность в ОО
- Для развития гибких навыков полезно принимать участие в подготовке праздников, выступлений, конкурсов, викторин. Драматический кружок или школьный КВН научат находить общий язык с разными людьми и уверенно держаться на сцене. Выпуск школьной стенгазеты научит понимать людей и их потребности, работать с информацией, предлагать разные варианты решения проблем. Чем разнообразнее внеурочная деятельность, тем больше гибких навыков можно приобрести.
КАК РАЗВИВАТЬ ГИБКИЕ НАВЫКИ
Образовательные лагеря
- Образовательный лагерь — одна из новых современных форм обучения, позволяющая одновременно тренировать и жёсткие, и гибкие навыки. В любом образовательном лагере обязательно есть два направления:
- Обучение навыкам в той профессиональной сфере , которой посвящён лагерь: физике, математике, программированию, графическому дизайну, журналистике. Оно проходит в форме уроков, лекций, семинаров и практикумов, на которых педагоги делятся своими профессиональными секретами.
- Тренировка навыков общения и командной работы . Для этого в образовательном лагере устраиваются специальные тренинги, викторины, турниры по настольным играм, спортивные соревнования.
КАК РАЗВИВАТЬ ГИБКИЕ НАВЫКИ
Курсы и тренинги
- Многим гибким навыкам можно научиться на специальных тренингах или курсах, проходящих очно и онлайн. Курсы в интернете подойдут для обучения тайм-менеджменту и креативности, а вот коммуникативным и командным навыкам лучше обучаться очно. Существуют специальные курсы для подростков, развивающие навыки общения и совместной деятельности. Полезны для развития гибких навыков и тренинги по профориентации и самоопределению — они помогут определить сильные и слабые качества и понять, какие гибкие навыки уже освоены на достаточном уровне, а какие необходимо развивать.
ДЛЯ ЧЕГО НАМ НУЖЕН МЕТОД ПРОЕКТОВ
- Научить учащихся самостоятельному, критическому и творческому мышлению. Активизировать познавательную деятельность учащихся.
- Размышлять , опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы . Расширять области познания детей.
- Принимать самостоятельные аргументированные решения . Развивать индивидуальность .
- Научить работать в команде , выполняя разные социальные роли. Развивать коммуникативность учащихся.
- Формировать активную жизненную позицию учеников.
Каждый проект – это творчество,
это личностное знание, он расскажет
о своем создателе гораздо информативнее, чем безликая оценка .